ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мы на Севере живём» по изучению дошкольниками национально- регионального компонента для среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста 2021 - 2022 учебный год
рабочая программа
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
ПРИНЯТО: Протокол Педагогического совета № « » 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад «Радуга» _____________О.В.Синельникова « » 2021 г.
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мы на Севере живём»
по изучению дошкольниками национально- регионального компонента для среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста
2021 - 2022 учебный год
Разработчик:
воспитатель
Желкайдарова Татьяна Дмитриевна
п. Тазовский
2021
Содержание модифицированной образовательной программы по национально - региональному компоненту
«Мы на Севере живём»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад «Радуга»
№п/п | Оглавление | Стр. |
I. | Целевой раздел: |
|
1.1. | Введение | 3 |
1.2. | Пояснительная записка | 3 |
1.3. | Цели и задачи реализации программы по национально - региональному компоненту | 4 |
1.4. | Принципы и подходы к формированию содержания Программы | 4 |
1.5. | Целевые ориентиры освоения Программы | 4 |
1.6. | Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
1.7. | Диагностика освоения Программы | 6 |
II. | Содержательный раздел: |
|
2.1. | Содержание образовательной деятельности по реализации Программы | 7 |
2.2. | Взаимодействие с семьей | 8 |
| Взаимодействие с социумом | 8 |
III. | Организационный раздел |
|
3.1. | Проектирование образовательного процесса | 10 |
3.2. | Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации регионального компонента | 10 |
3.3. | Условия реализации Программы | 16 |
3.3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 16 |
3.3.2. | Организация предметно - развивающей среды | 16 |
3.3.3. | Методическое обеспечение Программы | 19 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2021-22gg_zhelkaydarova_rayon.docx | 63.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
ПРИНЯТО: Протокол Педагогического совета № « » 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад «Радуга» _____________О.В.Синельникова « » 2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мы на Севере живём»
по изучению дошкольниками национально- регионального компонента для среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста
2021 - 2022 учебный год
Разработчик:
воспитатель
Желкайдарова Татьяна Дмитриевна
п. Тазовский
2021
Содержание модифицированной образовательной программы по национально - региональному компоненту
«Мы на Севере живём»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад «Радуга»
№п/п | Оглавление | Стр. |
I. | Целевой раздел: | |
1.1. | Введение | 3 |
1.2. | Пояснительная записка | 3 |
1.3. | Цели и задачи реализации программы по национально - региональному компоненту | 4 |
1.4. | Принципы и подходы к формированию содержания Программы | 4 |
1.5. | Целевые ориентиры освоения Программы | 4 |
1.6. | Планируемые результаты освоения Программы | 5 |
1.7. | Диагностика освоения Программы | 6 |
II. | Содержательный раздел: | |
2.1. | Содержание образовательной деятельности по реализации Программы | 7 |
2.2. | Взаимодействие с семьей | 8 |
Взаимодействие с социумом | 8 | |
III. | Организационный раздел | |
3.1. | Проектирование образовательного процесса | 10 |
3.2. | Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации регионального компонента | 10 |
3.3. | Условия реализации Программы | 16 |
3.3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 16 |
3.3.2. | Организация предметно - развивающей среды | 16 |
3.3.3. | Методическое обеспечение Программы | 19 |
I Целевой раздел
Где б я ни бодрствовал, где бы ни спал,
Я вижу тебя, мой далёкий Ямал.
Я вижу тебя наяву и во сне.
Дыханье твоё пламенеет во мне.
Строкою и песней к тебе я спешу.
Я имя твоё в своём сердце ношу.
Леонид Лапцуй, ненецкий поэт.
- Введение
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения ксамым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. Знание о той земле, на которой ты живешь – нужная, первоочередная задача. Со знаний о малой Родине и любви к ней начинается любовь к своей Отчизне.
Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае с другой. Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине.
- Пояснительная записка
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.
Данная модифицированная образовательная Программа «Мы на Севере живём»(далее – Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами дошкольного образования в частности: Закон ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» №1579 от 19.06.2013г. в соответствии с требованиями к содержанию статьи 7, что содержание образования в автономном округе должно полностью соответствовать требованиям, определяемым федеральным законодательством, с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей автономного округа, опираясь на программу по национальному компоненту для воспитателей Метельской Л.В., учебно-методического пособия на ненецком и русском языках «Едэйко» В.А.Саблиной, пособия «Ненецкий язык в детском саду», «Ненецкие игры в детском саду» Е.Н.Окотэтто; с учётом географического положения автономного округа, экологической ситуацией, сложившейся на его территории, а также этнической структуры населения содержание образования должно быть также ориентировано на:
1) содействие овладению знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность её жизни и трудовой деятельностью в условиях Крайнего Севера;
2) формирование экологического восприятия мира, навыков и умений экологического взаимодействия с ним;
3) формирование любви к природе Ямала, знания его истории, уважения к национальным и культурным традициям народов, его населяющих.
Программа предназначена для изучения основ краеведения Ямало-Ненецкого автономного округа и является национально-региональным компонентом. Богатейший материал о крае позволит нынешним дошкольникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает. Программа направлена на расширение познавательной сферы детей: знакомство с фольклором, играми, традициями и обычаями ненцев. Приобщение детей разных национальностей, живущих на Ямале, к культуре коренных жителей станет одним из источников духовного обогащения. Посредством реализации данной Программы обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняются и развиваются национальные культуры, согласно этнического состава групп.
Программа рекомендуется для работы с детьми от 4 до 7 лет в дошкольных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа и адресована воспитателям ДОУ.
- Цели и задачи.
Целью программы является формирование целостных представлений о родном крае- Ямал через различные виды детской деятельности.
Цель реализуется через решение следующих задач:
- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, географическим,
природно - экологическим своеобразием и климатическими особенностями родного
края - Ямал;
∙осуществлять ознакомление дошкольников с бытом, трудом, культурой коренных
народов;
∙инициировать к познанию традиций народов Севера через народное творчество и
фольклор, произведения мастеров народных промыслов;
∙развивать умения использовать полученные знания самостоятельно в разных видах
деятельности;
∙воспитывать любовь, бережное отношение к родному краю, природе;
∙воспитывать уважение, патриотизм и чувство гордости к землякам, прославившим
родной край.
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы:
- учёт возрастных особенностей дошкольников;
- последовательность в воспитании и образовании дошкольников (система работы);
- взаимодействие семьи, ДОУ, и социума в условиях организованной среды;
- взаимосвязь образовательной деятельности, воспитания и творчества детей;
- использование опыта прошлых поколений, традиций региона.
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы:
У ребёнка:
― сформирован интерес к культурному наследию региона;
― сформировано бережное отношение к дому, посёлку, к родному краю, к родной стране;
― проявляется интерес к природным явлениям родного края, формируется доброе отношение к природным объектам нашего окружающего мира;
― проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона – ненцам;
― сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем городе, крае.
1.6. Планируемый результат.
Целевые ориентиры
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
К концу учебного года дети среднего дошкольного возраста
(дети от 4 до 5 лет) должны знать:
- название посёлка, округа;
- названия улиц посёлка;
- о животных, живущих на территории ЯНАО (белый медведь, черно-бурая лисица, волк);
- о птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, лебедь);
- о видах рыб (осетр, ряпушка и щука);
- о насекомых;
- правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц);
- о сезонных изменениях в природе;
- названия деревьев (ель, тальник, кедр, лиственница);
- цветущие растения;
- северные ягоды и грибы.
Иметь представление:
- о символике (гербе, флаге) посёлка, района, края.
- о названии народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси, селькупы).
- об устном народном творчестве Ямала и о Ямале.
К концу года дети 5 -6 лет должны знать:
- название посёлка, улиц посёлка, символику посёлка, района;
- название округа, его столицу и символику;
- о животных, живущих на территории ЯНАО (белый медведь, черно-бурая лисица, волк, норка, заяц – беляк, лемминг, песец, рысь);
- о птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, лебедь, журавль, лебедь-кликун, кулик, чайка (холей), гагара, куропатка);
- о видах рыб (осетр, ряпушка, щука, муксун, нельма, хариус, налим);
- ягод и грибов (морошка, голубика, смородина (красная, чёрная), брусника, подосиновик, сыроежка, волнушка);
- о полезных ископаемых ЯНАО (газ, нефть, уголь, песок, гравий);
- о насекомых (шмель, жужелица, комар-долгоножка, бабочки);
- названия народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси, селькупы);
- об одежде Народов Крайнего Севера;
- о национальных видах деятельности Народов Крайнего Севера (охота, оленеводство, рыболовство);
- названия деревьев (ель, сосна, тальник, кедр, лиственница, береза);
- цветущие растения Ямала;
- о сезонных изменениях в природе;
- правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).
Иметь представление:
- об устном народном творчестве Ямала и о Ямале.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
К концу года дети 6 -7лет должны знать:
- название посёлка, улиц посёлка, символика посёлка, района;
- название округа, его столица и символика;
- о животных, живущих на территории ЯНАО;
- о птицах, обитающих на территории ЯНАО;
- о видах рыб северных рек;
- названия северных ягод и грибов;
- о полезных ископаемых ЯНАО (нефть, газ, уголь, песок, гравий);
- о насекомых (шмель, жужелица, комар-долгоножка, бабочки);
- названия народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, манси, селькупы);
- об одежде Народов Крайнего Севера;
- о национальных видах деятельности Народов Крайнего Севера (охота, оленеводство, рыболовство);
- названия деревьев, растущих на Ямале;
- цветущие растения Ямала;
- о сезонных изменениях в природе;
- правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).
Иметь представление:
- об основных отраслях производства Севера.
1.7. Диагностика по освоению Программы
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Мониторинг проводится два раза в год (в сентябре и марте).
№ | Ф.И. ребенка | «Моя Родина – мой Ямал» | «Природа края» | «Жители Ямала» | |||||||||||||||
Знает и называет Ф.И.О свое и своих родителей, домашний адрес, профессии родителей | Знает название и досто- примеча- тельности своего посёлка, историю основания посёлка. | Знает и называет название края, столицу края | Знает и различает символику посёлка, округа | Знает географическое положение округ, может показать на карте | Знает клима- тические условия и особен ности округа | Знает флору и фауну края. Имеет предста вление о Красной книге Ямала. Называет животных и растения, занесенные в Красную книгу Ямала | Знает и называет природ ные ископа емые Ямала | Называет коренных жителей Ямала | Знает быт, культуру и тради ции корен ных жителей Ямала | Называет профессии жителей Ямала. Знает о многонациональности жителей современного Ямала | |||||||||
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла - высокий
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности по реализации Программы
Условно содержание знаний о родном крае разделено на следующие тематические блоки:
I блок: «Моя Родина – мой Ямал»
• Моя семья.
• Мой посёлок.
• Мой край.
• Символика.
II блок: «Природа края»
• Географическое положение.
• Климатические условия.
• Флора и фауна края. Красная книга Ямала.
• Природные ископаемые.
III блок: «Жители Ямала»
• Коренные жители.
• Быт, культура и традиции коренных жителей.
• Жители современного Ямала.
Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.
2.2. Взаимодействие с семьёй.
Известно, что ни одну образовательную задачу, нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между педагогом и родителями.
Формы взаимодействия с семьей:
-привлечение к образовательной деятельности;
- акции;
-консультации (групповые и индивидуальные);
-дни открытых дверей;
-использование предметов информационного банка (библиотека, фонотека, видеотека);
- досуги, развлечения и праздники;
- экскурсии;
-педагогическое «окно» (повышение грамотности родителей);
-информационные стенды в экологической зоне и группах ДОУ;
-родительские собрания;
-родительские клубы;
-участие в тематических выставках;
-семинары – практикумы;
-совместные экологические проекты;
-анкетирование;
-страничка на сайте ДОУ.
- Взаимодействие с социумом
В реализации Программы с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой ДОУ.
Социальное партнёрство представлено на рисунке 1.
Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательных стандартов дошкольного образования.
Рисунок 1. Социальная активность и социальное партнёрство Учреждения
III Организационный раздел.
3.1. Проектирование образовательного процесса
Содержание данной Программы реализуется через три основных блока
образовательной деятельности в следующей модели:
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие и сотрудничество с семьей |
- Непосредственная образовательная деятельность - Беседы - Экскурсии - Эксперименты, исследования - Игровая деятельность - Досуги, развлечения - Чтение литературы - Трудовая деятельность - Слушание музыки и музыкальных произведений - Двигательная деятельность - Решение кроссвордов, проведение викторин, конкурсов - Музейная деятельность - Акции - Проекты | - Игровая деятельность - Трудовая деятельность - Рассматривание альбомов, картин художников, плакатов - Изобразительная деятельность - Исследование, экспериментирование - Творческие задания - Музейная деятельность - Музыкально-художественная деятельность - Театрализованная деятельность | - Экскурсии, походы - Исследования, опыты - Проведение праздников, развлечений - Участие в конкурсах - Оформление экологической студии и зимнего сада - Создание макетов - Консультации - Участие в акциях - Родительские клубы - Участие в организации развивающей предметно- пространственной среды - Музейная деятельность - Проекты |
3.2. Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации регионального компонента
Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации
Программы условно разделено на тематические блоки, каждый из блоков представлен несколькими сквозными темами в соответствии с возрастом воспитанников групп. В планировании педагогов групп содержание сквозных тем раскрывается в виде образовательных задач, средств реализации, методического обеспечения и форм проведения образовательной деятельности.
Содержание психолого-педагогической работы
Средняя группа (4-5 лет)
Расширить знания детей об округе, о родном посёлке, его достопримечательностях. Познакомить детей с названиями улиц посёлка. Рассказать о самых красивых местах родного посёлка. Дать доступные их пониманию представления о государственной символике (гербе, флаге, гимне). Воспитывать интерес и любовь к родному краю. Продолжать расширять знания о животных, живущих на территории ЯНАО (белый медведь, черно-бурая лисица, волк); о птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, лебедь); видах рыб (осетр, ряпушка и щука); об истории родного посёлка; о названии народов Крайнего Севера (ханты, ненцы, коми, селькупы). Знакомить с устным народным творчеством Ямала и о Ямале (загадки), стихотворения «Лебеди» и «Полярная сова» П. Салтыкова, «Олененок» П. Ламутского, «Лиса» В. Кудрявцевой, а также народные сказки: «Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, «Отчего ворон черный» – мансийская сказка, «Мышка» – ненецкая сказка, «Зайчик» – хантыйская сказка, «Черный и белый» и «Почему рыбы живут в воде» – И.Г. Истомина. Закреплять правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц). О сезонных изменениях в природе: осень рано начинается, она короткая, часто идут дожди, изменяется окраска листьев, они осыпаются, становится холодно, исчезают насекомые, люди собирают ягоды в тундре. Зима рано начинается (еще в осенние месяцы), длинная, очень холодная, ветреная, лед на реке встает рано, птиц почти нет, наметает много снега. Весна начинается поздно, становится теплее, тает снег, уходит лед, бегут ручьи. Из-за таяния большого количества снега начинается половодье на реках. Лето на Севере начинается поздно, лето короткое, не жаркое. Длинный световой день, идут холодные дожди. В конце июня появляются листья, трава, цветы. Прилетают насекомые, птицы, созревают ягоды, люди собирают грибы, птицы выводят птенцов, а животные - детенышей.
Тематическое планирование для среднего дошкольного возраста
(дети от 4-х до 5-ти лет)
№ | Блок | Месяц | Тема | Кол-во часов (1гр.) | Кол-во часов (2гр.) |
1. | Моя Родина – мой Ямал | Сентябрь | Наша дружная семья. | 2 | 2 |
Профессии моих родителей. | 2 | 2 | |||
Октябрь | Мой посёлок. Экскурсия по главной улице посёлка. | 1 | 1 | ||
Геральдика посёлка. | 2 | 2 | |||
Ноябрь | Мой край родной - Ямал. Географическое положение Ямала. | 1 | 1 | ||
Геральдика Ямала. | 2 | 2 | |||
2. | Природа края | Декабрь | «Времена года Ямала». | 2 | 2 |
«Звуки природы Севера» (голоса птиц, животных, явлений природы, кто живет в реке). | 2 | 2 | |||
Январь | «Растительный мир Ямала» | 2 | 2 | ||
«Животный мир Севера» | 2 | 2 | |||
«Красная книга Ямала». | 2 | 2 | |||
23. | Жители Ямала | Февраль | Коренные жители Севера – ненцы. | 2 | 2 |
Чум – дом ненца. | 2 | 2 | |||
Олень в жизни коренных жителей Ямала. | 2 | 2 | |||
Март | Предметы быта ненцев. | 2 | 2 | ||
Национальная одежда жителей тундры. | 2 | 2 | |||
Апрель | Сказки, игры коренных жителей Ямала. | 2 | 2 | ||
Национальные игрушки детей Севера. | 2 | 2 | |||
Май | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | ||
Музыкально-познавательное мероприятие «Как прекрасен мой Ямал» | 1 | 1 | |||
36ч | 36ч | ||||
ИТОГО: | 72ч. |
Содержание психолого-педагогической работы
Старшая группа (дети 5-6 лет)
Углубить представления об округе, как части России. Научить определять на карте территорию ЯНАО, как региона России. Познакомить с гербом, флагом, гимном округа. Уточнить представления о посёлке, в котором живут, о столице округа г. Салехарде. Познакомить с другими городами округа, с музеями, фабриками, реками. Расширять знания о животных, живущих на территории ЯНАО (норка, заяц – беляк, лемминг, песец, рысь); видах птиц, обитающих на территории ЯНАО (журавль, лебедь-кликун, кулик, чайка (холей), гагара, куропатка); видах рыб (муксун, нельма, хариус, налим); ягод и грибов (морошка, княженика, черника, подосиновик, сыроежка, волнушка); полезных ископаемых ЯНАО (нефть, газ, уголь, песок, гравий); видах насекомых (шмель, жужелица, комар-долгоножка, бабочки); одежде Народов Крайнего Севера (бурки, кисы, малица, ягушка, т.д.) называть её, их национальные виды деятельности (охота, оленеводство, рыболовство); элементах танцев северных народов. Закреплять правила поведения в природе (нельзя убивать насекомых, разрушать паутину, муравейники, нельзя разорять птичьи гнезда, нельзя брать в руки и уносить домой обитателей тундры, нельзя рвать грибы, бездумно и бесконтрольно вырубать деревья). Познакомить с произведениями северных поэтов и произведениях о Севере: «Как собака стала другом человека» и «Мой друг» - Л. Лапцуя, «Лиственница» - Г. Лазарева, «Птица счастья» – П. Салтыкова, «Кулик», «Гагара» и «Чайка» – Ю. Шесталова, «Песец» – П. Явтысого; а так же народные и литературные сказки: «Гордый олень» и «Берестяной нос» – мансийские сказки, «Кукушка» – ненецкая сказка, «Снегирь и мышонок» – И.Г. Истомина, «Встреча двух времен года» и «Первые заморозки» – Е.Г. Сусой. О сезонных изменениях в природе: осенью дни становятся короче, ночи длиннее, осень длится до конца октября – начала ноября, начинается похолодание, часто идут моросящие холодные дожди, дуют ветры. Листья меняют окраску, опадают, вянет трава и цветы, исчезают насекомые. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки. Зимой самые короткие дни и очень длинные, полярные ночи, холодно, мороз, река покрывается льдом, а земля – снегом. Деревья и кусты стоят без листьев, не растут, ветки более хрупкие, чем весной и летом, так как нет тепла, влаги, мало света. Зима очень длинная: начинается в конце октября – начале ноября, а заканчивается в середине – конце апреля. Часто дуют ветры, сильные морозы; солнце поднимается не высоко, не греет. Весна начинается в апреле – мае, а заканчивается к середине июня. Дни удлиняются, а ночи становятся короче, так как солнце поднимается выше, греет сильнее. Тает снег, лед, начинается ледоход, оттаивает земля. Появляются почки, распускаются листья, начинает расти трава, зацветают цветы. Появляется больше птиц. Ветров меньше, чаще ясная погода. У животных и птиц происходит линька – смена мехового покрова. Летом наступают полярные дни (почти все время светло, так как день длинный, а ночь короткая). Лето короткое: длится с середины июня до середины августа. Тепло, бывают грозы. Много зелени, растения быстро растут, цветут, плодоносят. Часто бывает ясная или малооблачная погода. Жаркий период лета длится недолго. В тундре созревают ягоды и грибы, которые люди и обитатели тундры собирают и запасают на зиму, птицы и животные выводят потомство.
Тематическое планирование для старшего дошкольного возраста
(дети от 5-ти до 6-ти лет)
№ | Блок | Месяц | Тема | Кол-во часов (1гр.) | Кол-во часов (2гр.) |
1 | Моя Родина – мой Ямал | Сентябрь | Моя семья | 1 | 1 |
Профессии моих родителей | 1 | 1 | |||
Мой родной посёлок | 1 | 1 | |||
Герб и флаг нашего посёлка | 1 | 1 | |||
Октябрь | Мы на Севере живём | 1 | 1 | ||
Где находится Ямал | 1 | 1 | |||
Салехард – столица нашего округа | 1 | 1 | |||
Символика Ямала | 1 | 1 | |||
2. | Природа края | Ноябрь | Мы разные, но мы едины | 1 | 1 |
Климатические условия ЯНАО | 1 | 1 | |||
Традиционный календарь ненцев | 1 | 1 | |||
Полезные ископаемые Ямала | 2 | 2 | |||
Декабрь | День рождение Тазовского района, ЯНАО | 1 | 1 | ||
Богатства тундры | 1 | 1 | |||
Животный мир тундры | 1 | 1 | |||
Январь | Птицы нашего Севера | 1 | 1 | ||
Кто живёт в реке и губе | 1 | 1 | |||
Февраль | Животные Красной книги ЯНАО | 2 | 2 | ||
Лекарственные растения тундры | 1 | 1 | |||
3. | Жители Ямала | Коренные жители Ямала | 1 | 1 | |
Март | Чум – мой дом родной | 1 | 1 | ||
Жизнь и быт ненцев | 1 | 1 | |||
Мужская национальная одежда ненцев | 1 | 1 | |||
Женская национальная одежда ненцев | 1 | 1 | |||
День Оленевода – национальный праздник ненцев | 1 | 1 | |||
День Рыбака – праздник северных народов | 1 | 1 | |||
Апрель | Сказки коренных жителей Ямала | 1 | 1 | ||
Ненецкие подвижные игры | 1 | 1 | |||
Национальные игрушки детей Севера | 1 | 1 | |||
Экскурсия в пришкольный чум (МКОУ ТШИ) (по согласованию) | 1 | 1 | |||
Май | Труд в тундре | 1 | 1 | ||
Профессии жителей нашего посёлка | 1 | 1 | |||
Жители современного Ямала (многонациональность ямальцев) | 1 | 1 | |||
Викторина «Знаю ли я свой любимый край?» | 1 | 1 | |||
36ч. | 36ч. | ||||
ИТОГО: | 72ч. |
Содержание психолого-педагогической работы
Подготовительная группа (дети 6-7 лет)
Закрепить знания детей об округе и родном посёлке, его своеобразии, достопримечательностях, о государственной символике (гербе, флаге, гимне), основных отраслях производства. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в округе, посёлке. Воспитывать чувство гордости за ее достижения. Развивать любознательность, речь. Расширять и закреплять знания о видах животных, живущих на территории ЯНАО (морж, кит, соболь, ондатра, тюлень);видах птиц, обитающих на территории ЯНАО (беркут, орел, утки: шилохвость и чирок-свистунок, полярная крачка, трясогузка, пуночка);видах рыб (пыжьян, щёкур, карась, ерш, окунь, язь); учить различать ягоды и грибы (клюква, шиповник, водяника, смородина, морошка; трутовик, дождевой гриб – несъедобные, маслята - съедобные);полезные ископаемые ЯНАО и их применение (дациты (строительный камень), гравий и песок (для строительства), мрамор и известняки (декоративные и облицовочные камни), торф (для строительства, химического производства, подсобных хозяйств), а так же минералы Урала, ископаемые останки – бивни мамонтов (коллекционное и поделочное сырье);вида насекомых (слепни, бабочки: траурница, медведица, бархатница);историю родного посёлка (год основания посёлка и округа); значение оленеводства для народов Ямала (транспорт, пища, одежда, жилище, сырье для шитья, поделки из рогов, панты);о рукоделии народов ЯНАО (поделки из рогов, дерева, кости, меха, бересты, т.д. – знакомство с экспонатами);особенности кухни народов Севера (сыроедение мяса, строганины из рыбы). Закреплять правила поведения в природе (костер можно разводить на предварительно очищенной от дерна месте, обязательно его тушить перед уходом, ветки для костра не срывать, а собирать упавшие на землю (хворост), бережно относиться ко всему живому);какое отрицательное воздействие несет цивилизация природе Ямала (разрушение верхнего слоя земли гусеничным транспортом, строительными, геологоразведочными и буровыми работами, загрязнение окружающей среды отходами производства и бытовыми отходами, бесконтрольный вылов рыбы, отлов и отстрел животных и птиц);национальные песни («Сеӈгакоця» - «Колокольчик», «Суляко» - «Оленёнок», «Тэталь – вэталь» - «Милый – малый»). Знакомить с произведениями северных поэтов: «Сказка про луну» и «Если солнце, как брусника…» - Ю. Шесталова, «Авка» – И.Г. Истомина, «Пуночка», «Песец», «Пушица», «Иван - чай» – П. Салтыкова, «Соболь» – В. Кудрявцевой, «Едейка» - отрывки из поэмы Л. Лапцуя, «Салехард» – Р. Ругина, «Боль вторая» – Ю. Вэллы, народные и литературные сказки: «Девочка ростом с веретенце» - сказка народа коми, «Кошка и белка» – селькупская сказка, «Сова и куропатка» – И.Г. Истомин. О сезонных изменениях в природе: осень начинается в середине – конце августа и заканчивается к концу октября – началу ноября. Дни становятся короче, часто идут моросящие холодные дожди, дуют холодные (северные) ветра. Листья деревьев и кустарников меняют окраску, опадают, вянет и желтеет трава и цветы. Исчезли насекомые, птицы улетели. На хвойных деревьях созрели шишки, которые люди и животные собирают и запасают на зиму. Погода чаще облачная, пасмурная, идет снег, но сразу тает, утренние заморозки. Сформировать у детей представления о том, что замирание жизни растений связано с похолоданием, недостатком тепла, света и влаги. Птицы улетают в теплые края, потому - что дни стали короче, исчезли насекомые, которыми они питаются, замерзли водоёмы, рыбы ушли на зимовку, мигрировали. Питаться птицам стало труднее. Люди и животные собирают ягоды на зиму. Знать об изменениях в жизни животных, связанных с сезонными изменениями. Происходит линька животных и птиц (смена окраски, появляется теплый пух). Зимой холодно, частые морозы, метели, бураны; дуют сильные ветры, чаще всего северные, земля покрыта снегом, а водоемы льдом. Часто бывают северные сияния, наступает полярная ночь, так как солнце высоко не поднимается. Зима начинается рано (в конце октября – начале ноября), длится до середины апреля. Деревья и кустарники без листьев, ветки более хрупкие, так как им не хватает тепла, света и влаги. Зимующие птицы приблизились к жилищу человека, так как не могут найти корм для себя в природе. Животные и птицы голодают, поэтому их надо подкармливать. Особенности зимовки куропаток (закапываются в снег, чтобы найти там корм, спрятаться от хищников и холодов). Весной день удлиняется, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Весна короткая и начинается поздно (с середины апреля до середины июня). Набухают почки, появляются листья и цветы, травы. Цвет веток деревьев меняется, так как стало больше света, тепла и влаги от таяния снега. Земля оттаивает (ее можно копать). Небо чаще ясное, безоблачное или малооблачное, солнце поднимается выше и греет сильнее. Ветер чаще дует южный, идут дожди и мокрый снег. Появляются насекомые, птицы прилетают, потому что стало теплее. Появился корм необходимый для животных и птиц, которые в это время готовятся к появлению потомства, сооружают и обустраивают гнезда, норы, т.д. У животных в этот период происходит линька (смена окраса и меха на более тонкий, без пуха). Лето короткое (с середины июня до середины августа) и не жаркое. Жаркая погода стоит не долго (1 – 2 недели). Наступают полярные дни (день длинный, а ночь совсем короткая, на небе часто можно увидеть и солнце, и луну одновременно). Бывают грозы, ветры дуют теплые, южные, не сильные. Растут и цветут растения, созревают ягоды, появляются грибы. Летом животные и птицы выводят потомство, поэтому охота на них запрещена. Летом есть все условия для роста растений (свет, влага, тепло). Из-за нехватки тепла почва до конца не оттаивает. Такая структура почвы называется вечной мерзлотой (оттаивает только верхний слой земли, поэтому корни у растений короткие, расположены в верхнем слое почвы).
Тематическое планирование для старшего дошкольного возраста
(дети от 6-ти до 7-ми лет)
№ | Блок | Месяц | Тема | Кол-во часов (1гр.) | Кол-во часов (2гр.) |
1 | Моя Родина – мой Ямал | Сентябрь | Я и моя семья | 1 | 1 |
Профессии моих родителей | 1 | 1 | |||
Мой посёлок | 1 | 1 | |||
Символика нашего посёлка | 1 | 1 | |||
Октябрь | Мой край родной - Ямал | 1 | 1 | ||
Географическое положение Ямала | 1 | 1 | |||
Салехард – столица Ямала | 1 | 1 | |||
Символика Ямала | 1 | 1 | |||
2. | Природа края | Ноябрь | Климатические условия Севера | 1 | 1 |
Загадка природы - северное сияние | 1 | 1 | |||
Богатства недр Ямала | 2 | 2 | |||
Основные отрасли производства на Ямале | 1 | 1 | |||
Декабрь | Природа края | 1 | 1 | ||
Дары тундры | 1 | 1 | |||
Кто живёт в тундре | 1 | 1 | |||
Январь | Птицы Севера | 1 | 1 | ||
Кто живёт в реке | 1 | 1 | |||
Февраль | Красная книга ЯНАО | 2 | 2 | ||
Зеленая аптека | 1 | 1 | |||
3. | Жители Ямала | Жители Ямала | 1 | 1 | |
Март | Ненецкое жильё - чум | 1 | 1 | ||
Жизнь и быт местного населения | 1 | 1 | |||
Национальная одежда ненцев | 2 | 2 | |||
Праздники народов Севера | 2 | 2 | |||
Апрель | Сказки, игры коренных жителей Ямала | 1 | 1 | ||
Национальные игрушки детей Севера | 2 | 2 | |||
Экскурсия в пришкольный чум (МКОУ ТШИ) | 1 | 1 | |||
Май | Профессии жителей современного Ямала | 2 | 2 | ||
Жители современного Ямала (многонациональность ямальцев) | 1 | 1 | |||
Викторина «Знаешь ли ты Ямал?» | 1 | 1 | |||
36ч. | 36ч. | ||||
ИТОГО: | 72ч. |
3.3. Условия реализации Программы
3.3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
В ДОУ «Радуга» созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Материально-техническое оснащение и оборудование в детском саду соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования.
3.3.2. Организация предметно - развивающей среды
В ДОУ создано пространство, которое используется в воспитательное –образовательных и оздоровительных целях, через различные виды детской деятельности, что позволяет детям развиваться, знакомит с миром прекрасного, является источником знаний и опыта. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. При организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации Программы соблюдаются следующие принципы:
- насыщенность;
- вариативность;
- доступность среды;
- безопасность среды.
Примерный перечень оборудования, пособий, игрушек развивающей
предметно-пространственной среды групп:
Развивающая предметно-пространственная среда средних групп:
― альбомы для рассматривания;
― атрибуты к театральной деятельности (пальчиковый театр и др.);
― атрибуты национального костюма;
― дидактические игры «Животные Севера», «Наша Родина», «Собери фигуру животного», «Собери картинку» из 6-8 частей, «Зоопарк», «Дикие животные»;
― картотека и атрибуты к национальным подвижным играм («Игры народов Севера», ненецкие национальные игры и др.);
― картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам;
― книжки-раскраски по изучаемым темам;
― куклы в одежде разных национальностей;
― ИКТ, мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса;
― материал для детского ручного труда (природный материал и др.);
― мозаика с картинками – образцами (фрагменты узоров этнической направленности);
― муляжи – ягоды, грибы и др;
― наборы объемных и плоских игрушек «Животные», «Грибы», «Деревья», «Рыба»;
― народные игрушки;
― символические атрибуты (флаги, значки, герб и др.).
Развивающая предметно-пространственная среда старших групп:
― альбомы для рассматривания: «Ямалко», «Профессии», «Семья»и др.;
― атрибуты к театральной деятельности (ӈухуко – ненецкие куклы и др.);
― интерактивные игры «Кто лишний», «Животные», «Времена года» и др.;
― дидактические игры: «Народы мира», «Наша Родина», «Собери фигуру человека, животного»;
― карта ЯНАО, глобус;
― картотека и атрибуты подвижных игр «Игры народов Севера»;
― картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам;
― книжки-раскраски по изучаемым темам, книжки-самоделки;
― куклы в одежде разных национальностей;
― материал для детского ручного труда (бисер, кожа, мех, природный материал
и др.);
― мозаика с картинками – образцами (узоры этнической направленности);
― муляжи – ягоды, грибы и др;
― наборы объемных и плоских игрушек «Животные», «Зоопарк», «Ягоды»,
«Грибы»;
― народные игрушки;
― тематические папки-раздвижки;
― рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек («Наш посёлок», «Мой д/с» и др.);
― серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);
― символика посёлка, района, ЯНАО (флаги, гербы и др.);
― фотоальбомы «Природа родного края», «Коренные жители Ямала», «Чем славится Ямал» и др.;
― элементы народно-декоративного искусства.
Техническая поддержка: ИКТ, мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда подготовительных групп:
― алгоритмы и мнемотаблицы для составления рассказов о предметах и объектах;
― альбомы о севере;
― интерактивные игры;
― декоративное панно (этнического направления) «Народы Севера» и др.;
― стенды-выставки детского творчества;
― дидактические игры: «Народы мира», «Наша Родина», «Собери фигуру человека, животного» и др.;
― карта мира, глобус, атлас и картотека развивающих игр;
― картотека и атрибуты к подвижным играм (этнического направления) «Игры народов Севера» и др.;
― картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым темам;
― куклы в одеждах разных национальностей;
― материал для детского ручного труда (бисер, природный материал и др.);
― мозаика с картинками – образцами (узоры этнической направленности);
― муляжи – ягоды и грибы и др.;
― набор открыток «Орнаменты Ямала»;
― народные игрушки;
― пазлы «Карта России», «Карта ЯНАО»;
― символические атрибуты (флаги, значки, гербы и др.);
― фотоальбомы «Природа родного края», «Коренные жители Ямала», «Чем
славится Ямал» и др.;
― элементы народно-декоративного искусства.
Техническая поддержка: ИКТ, мультимедийное сопровождение воспитательно-образовательного процесса.
3.3.3. Методическое обеспечение Программы
1. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», - М.: ЦГЛ, 2004;
2. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий», - М.: ТЦ «Сфера», 1999;
3. Антонов Ю. Е. «Как научить детей любить Родину» Руководство для воспитателей и учителей, –М: АРКТИ, 2003;
4. Доронова Т. Н. «Детский сад: будни и праздники», Линка – Пресс 2006г.;
5.Дякун Л.В. «Внеклассные занятия как фактор развития и сохранения этнокультурных традиций», методическое пособие, Салехард, 2013;
6. Земскова – Названова Л. «Люби и знай родной свой край», - М.: Чистые пруды, 2006;
7. Ковалёва Г. А. «Воспитывая маленького гражданина...» Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003;
8. Кокорева Н. Я. «Ненецкий Язык в детском саду», Пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «Просвещение», 2008;
9. Коломацкая И. А. «Нравственно – эстетическое воспитание старших дошкольников на наследие родного края», - Омск: Вариант – Омск, 2007;
10. Кондрыкинская В. «С чего начинается Родина» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ), – М: ТЦ Сфера, 2003;
11. Лапцуй Л. «Тундра»: стихи и поэма /, перевод с ненецкого; (ред. Г.Г. Чапчахова;
худож. А.Е. Голяховская). – Москва: Советский писатель, 1970;
12. Новицкая М. Ю. «Наследие» Патриотическое воспитание в детском саду.М.: Линка – Пресс, 2003;
13. Натарова В. И. «Моя страна» Практическое пособие для воспитателей и методистов, – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005;
14.Окотэтто Е.Н. «Ненецкие игры в детском саду», пособие для воспитателей детских садов Ямала, СПб, «Просвещение», 1998г.;
15. Окотэтто Е.Н. «Ненецкий язык в детском саду», пособие для воспитателей детских садов Ямала, СПб, «Просвещение»,1998г.;
16. Окотэтто Е.Н. «Ненецкий фольклор для детей», Пособие для воспитателей ДОУ, СПб: Алмаз-Граф, 2013;
17. Пантелеева Н. Г. «Знакомим детей с малой Родиной», методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2015;
18. Усатенко Н. «Белый танец тундры»;
19. Фёдорова Л. В. «Северные родники», Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001;
20. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере», методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2011;
21. Ядне Н.Н. «Я родом из тундры», Москва ППО «Известия», 1999.
Альмонахи, календари, журналы:
1. Альмонах поэтовМуравленко: «Озарённые Севером», Стихотворения. - Муравленко: ЗАО «Центр принт», 2000;
2. Красная книга ЯНАО. Комитет по охране окружающей среды Ямало-Ненецкого автономного округа. Институт экологии растений и животных УрО РАН. Екатеринбург Издательство Уральского университета 1997;
3. «Этнокалендарь России. ЯНАО» Издательство «Фрегат» Санкт-Петербург 2013г;
4. Журнал «Здоровье детей» №23/2006г. стр.38;
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №8/2000г. «Ознакомление дошкольников с природой Крайнего Севера»; №12/1989г. «Ознакомление дошкольников с традициями народов Севера»; №9/2007г. «Наш региональный компонент в работе с детьми»; №12/2009г. «Прогулка «Мой Северный край»;
6. Журнал «Ребёнок в детском саду» №5/2005г. «Нравственно патриотическое воспитание»; №5/2006г. «Ноябрьск – мой любимый город»;
7. Журнал «Дошкольная педагогика» №5/2002г. «С чего начинается патриотизм»;» №6/2006г. «Взаимодействие воспитателя – эколога по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края»;
8. Журнал «Обруч» №6/ 2003г. «Патриотическое воспитание»;
9. Журнал «Дошкольное образование» №23/2003г. «Патриотическое воспитание. Дети рисуют историю»;
10. Журнал «Управление ДОУ» №8/2006г. «Методическое сопровождение. Краеведение в ДОУ»; №8/2008г. «Ознакомление старших дошкольников с культурой и традициями родного края»;
11. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1/2011г. «Мой родной край – Ямал»; №8/2014г. «Знатоки родного края»;
12. Страничка на сайте ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование национально-регионального компонента на уроках технологии в условиях Крайнего Севера"
Национально-региональный компонент стандарта спосотствует свободному развитию личности на основе сочетания национальной самобытности и общечеловеческих ценностей....
Национально-региональный компонент в изучении предмета "Мы и окружающий мир" (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)
Национально-региональный компонент в изучении предмета "Мы и окружающий мир" (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...
Национально - региональный компонент в изучении курса "Окружающий мир".
Национально - региональный компонент в изучении курса "Окружающий мир"....
Приложение по национально- региональному компоненту к рабочей программе по ручному труду 1- 4 класс.
Приложение к рабочей программе 1-4 классы....
Региональный семинар-практикум "Реализация национального регионального компонента в коррекционно-воспитательном процессе"
Словесные игры "Уйный-уйный үсәбез"...
Рабочие программы по предметам 3 класса по программе ПНШ с Национально-региональным компонентом
Рабочие программы по всем предметам 3 класса в соответствии ФГОС НООО с Национально-региональным компонентом. Есть график проведения контольнольных и проверочных работ....
Национально-региональный компонент в учебно-воспитательной работе
В данной статье приводятся примеры о том, как можно включить национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу....