Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с речевыми нарушениями
консультация на тему
Консультация практического характера для родителей будущих первоклассников, у которых имеются речевые нарушения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_disgrafii_i_disleksii_u_detey_s_rechevymi_narusheniyami.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач одни родители начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в “неудачных” одноклассниках. Другие родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. Ребёнок с трудом осваивает родной язык как учебный предмет, хотя по математике у него хорошая успеваемость. Будучи постарше, он начинает зачастую увиливатьот уроков русского языка, находя весомые причины для того, чтобы не посещать данный урок, а если и посещает, то не выполняет письменных заданий. Коллектив также замечает это, и зачастую насмехается над ним. В итоге ребенок закрывается в себе, у него развивается депрессия, ухудшается эмоциональное состояние.
Трудности в овладении навыками письма и чтения специалисты называют
дисграфией и дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если
есть что-то одно, то имеется и другое. Вероятность возникновения этих
нарушений наблюдается у детей с речевыми расстройствами. Причины-это
нарушение звукопроизношения и фонематического слуха (ребёнок как
говорит, так и пишет), нарушение лексико- грамматического строя речи,
нарушение зрительно- пространственной ориентировки.
Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором
наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки:
-пропуски, перестановки, добавления букв и слогов (пошли- пошл, дружно- дуружно);
-замена согласных звуков(сушки- шуски, дупло- тубло);
-слитное написание предлогов, раздельное приставок (вогороде, на писать);
- неумение обозначить на письме мягкость согласных (коньки- конки, мяч- мач);
- зеркальное написание (переворачивание буквы в другую сторону), смешение букв, сходных по написанию( о-ю, т-п, б-д).
Дислексия-это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в
стойких и повторяющихся ошибках чтения:
-читает очень медленно, по слогам, монотонно;
-путает и пропускает, переставляет буквы, слоги;
-пытается угадать слово по нескольким первым буквам;
-плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать о чём прочитал.
Практическая часть.
Родителям предлагают два вида диктантов: с орфографическими и
дисграфическими ошибками. Разбирают и называют виды ошибок.
Кто поможет ребёнку с дислексией и дисграфией и что нужно делать
родителям?
Когда ребёнок учится читать и писать, опытный учитель обычно замечает у
ребёнка первые признаки дислексии и дисграфии и рекомендует родителям
пройти обследование у специалистов- логопеда, дефектолога. Рекомендуется
консультация психолога. Только при условии тесного сотрудничества
учителя, специалистов и родителей, можно достигнуть положительного
результата.
Что нельзя делать родителям?
-Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его чтением. Читайте вместе с
ним: можно по очереди, хором, по одному предложению.
-Не давайте ребёнку упражнения, в которых текст написан с ошибками.
Ребёнок не должен видеть неправильно написанные слова.
- Не пытайтесь устранить все ошибки и недостатки ребёнка одновременно.
Нужна системность в работе.
-Не стремитесь наращивать скорость чтения. Хорошо, если учитель,
понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без
акцентов, скрытно.
-Не предлагайте ребёнку читать и писать больше. Это успеха не принесет.
Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите
больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы
с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия,
звуковой анализ слова.
Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку
справиться с дисграфией:
1.Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме
газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной,
затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные.
Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные
согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у
ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца
таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин)
улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не
утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень
воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не
исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или
фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на
исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть
свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим
ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3.Пишем вслух. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко
выраженной артикуляцией.
4.Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте
текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
5. Упражнение «Лабиринты».Лабиринты хорошо развивают крупную
моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию.
Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
6. Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у
дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий,
бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий,
«уродливый».В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это
хватает) в тетради в клеточку переписывается каждый день абзац
текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника
небольшого размера. Текст, что очень важно, переписывается по
клеточкам, по одной букве в клетке,буква должна занимать клетку целиком!
7.В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои
хитрости. Хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или
карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк
скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным.
Преобретите ручку и трёхгранный карандаш.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков
(чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего,
запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым
маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться
писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно
поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует
правильное положение руки относительно поверхности бумаги.
Помните, начинать работу по профилактике дисграфий и дислексий следует
еще в дошкольном возрасте. Такие нарушения не исчезают сами, их нужно
корригировать и исправлять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения граммоты будущих первоклассников
Тема проекта: Предупреждение дисграфии, через раннее выявление и коррекцию речевых нарушений до начала обучения грамоты будущих первоклассников. Описание проблемы: Каждый ре...
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников...
Методические рекомендации по коррекции дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Материал содержит психолого - педагогические исследования особенностей нарушения чтения и письма у младших школьников с ЗПР, а так же направления коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и...
Некоторые приемы по устранению и предупреждению дисграфии и дислексии
В работе представлены практические рекомендации учителям начальных классов по проведению упражнений, предотвращающих появление у детей дисграфических ошибок на письме. А также некоторые приемы по устр...
Консультация для родителей. "Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений."
Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помоч...
Наглядный материал по профилактике и коррекции оптической дисграфии у детей с речевыми нарушениями.
Методическон пособие. Наглядный материал. Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей....
Консультация для родителей Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений.
Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение...