Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.
консультация по логопедии (2 класс) по теме
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников
Галкина Людмила Николаевна, учитель-логопед
Одним из основных направлений в работе учителя – логопеда в речевых классах специальной (коррекционной) школы является профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма.
Профилактическая работа с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, начинается с рождения и продолжается до исчезновения проблемы.
Профилактическая работа, направленная на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе процессов чтения и письма, может способствовать овладению полноценными навыками письменной речи.
Ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_doc.docx | 41.55 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников
Галкина Людмила Николаевна, учитель-логопед
Одним из основных направлений в работе учителя – логопеда в речевых классах специальной (коррекционной) школы является профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. В школу в речевые классы дети поступают после территориальной медико – психолого – педагогической комиссии, как правило, из специализированных дошкольных учреждений, где не были достигнуты полные результаты коррекции устной речи, а также из общеобразовательных школ, где были выявлены проблемы в письменной речи.
В течение первых двух недель сентября проходит полное обследование речи учащихся в школе и уточняется логопедическое заключение, а дальше по результатам диагностики, планируется логопедическая работа по коррекции речевых нарушений и определяются направления работы, по преодолению расстройства не только устной, но и письменной речи.
Особенности устной и письменной речи
Устная и письменная речь – это две формы речевой функции. Речь – основное средство общения в человеческом обществе. Устная речь выделила человека из животного мира, а письменную речь надо считать величайшим изобретением, давшим человеку способность к абстрактному мышлению. [Слайд 4]Устная и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, системы условно-рефлекторных связей, данной только человеку. Письменная речь, в отличие от устной речи, формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются при дальнейшем обучении.
В процесс письма задействована работа четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
А.Р. Лурия определял чтение как особую форму импрессивной речи, а письмо – как особую форму экспрессивной речи. При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется графическим. Письмо включает ряд специальных операций:
- анализ звукового состава слова,
- перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, графические знаки,
- перевод графемы в движения необходимые для записи.
Устной речь, как правило, сопровождается, мимикой, жестами, интонацией, что улучшает ее понимание. В процессе письменной речи все это заменяется делением речи на слова, употреблением знаков препинания, красной строки, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами.
Первой формируется устная речь, а письменная является надстройкой над уже созревшей устной речью, использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка.
Нарушения письменной речи
Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дислексия» (от лат. «лексо» - читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. [Слайд 2] Их основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
Письменная речь школьника – дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством специфических ошибок:
-замена букв по сходству их произношения (ассимиляция);
-перестановка звуков (метатеза);
-искажение слоговой структуры слова;
-ошибки графического характера;
-раздельное написание частей одного слова;
- совместное написание двух слов (контаминация);
-опускание предлогов;
-ошибки в согласовании падежных окончаний;
-неправильное употребление родовых понятий;
- ошибки в управлении и т.д. [Слайд 3]
Ошибки на правила правописания также многочисленны.
При чтении учащиеся , как правило допускают следующие ошибки:
-неправильное прочтение букв (замены, смешения);
-недочитывание концов слов;
-неправильные ударения;
-пропуски слова, строки;
- недостаточное или даже искаженное понимание прочитанного.
Направления работы по предупреждению нарушений речи
В целях предупреждения специфических ошибок на письме и при чтении необходимо еще с первых дней развивать речь ребенка. Важную роль в развитии речи при речевых нарушениях играют анатомо-физиологические возможности, участвующих в формировании и протекании речевого акта; внешняя среда с которой взаимодействует ребенок; социальное окружение, несущее определенное содержание.
Преодоление того или иного нарушения речи диктуется социальным значением ее, а возможность коррекции или развития зависит от механизма нарушения, симптоматики, структуры дефекта, психологических особенностей. Предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, и в частности его мозга.
При нормальном развитии речи, от простого к сложному ребенок осваивает речевые навыки: гуление, лепет, лепетный монолог, отдельные слова, фразы. И все эти этапы должны быть пройдены в определенном возрасте. Другие варианты, как то отсутствие гуления или лепета, лепетные отрывки вместо слов, позднее формирование фразовой речи - это сигнал тревоги! В учебнике М.Е. Хватцева «Логопедия» предложено примерное время появления разных по артикуляционной сложности групп звуков в ходе нормального становления звукопроизношения и схема системного развития нормальной детской речи [Слайды 5, 6, 7]. Критерии соответствуют норме развития малыша. Их должны знать не только педагоги, но и родители.
Профилактическая работа с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, начинается с рождения и продолжается до исчезновения проблемы. А если быть еще более конкретным, то очень многое зависит от здоровья и образа жизни родителей ребенка на тот момент, когда они еще только планируют его рождение, от всевозможных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.
Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дислексия и дисграфия возникают при органических речевых расстройствах (А.Р.Лурия, С.М. Блинков, С.С.Ляпидевский, М.Е. Хватцев). Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма встречается у детей с минимальной мозговой дисфункцией, общим недоразвитием речи, задержкой психомоторного развития, задержкой речевого развития, и.д. Если в анамнезе ребенка есть какой-либо сопутствующий диагноз, обязательно необходимо периодически консультироваться и наблюдаться у логопеда.
Некоторые исследователи отмечают наследственную предрасположенность к дислексии (Б.Халгрен, М. Рудинеско и др.) и дисграфии (М. Лами, К. Лонай, М. Суле). Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.
К.Лонай подчеркивает, что дислексия основывается на совокупности функциональных недостаточностей: недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. По его словам, не найдётся дислексика, который не обнаружил бы аномалий в одной из этих функций.
В работе Р.Е.Левиной (1961) сформировано положение о готовности ребенка к овладению грамотой, представлены основные направления, связывающие нарушения чтения и письма с недостатками произношения и с неблагополучным состоянием устной речи в целом. Проанализировав орфографические затруднения, она пришла к выводу, что корни нарушений письма следует искать не только в отклонениях фонематического восприятия, но и в особенностях лексико-грамматического развития речи ребенка.
Анализ нарушений звукопроизносительной стороны речи, фонематического восприятия и лексико-грамматических нарушений учащихся с недоразвитием речи и возможности предупреждения нарушений чтения и письма содержатся в исследованиях Р.Е.Левиной, 1961; И.К.Колповской, 1964, 1970; Н.А.Никашиной, 1965; Л.Ф.Спировой, 1965, 1966, 1976; А.В.Ястребовой, 1962, 1976, 1984; А.П.Вороновой, 1985; О.Е.Грибовой, 1990 и др.
Ребенок усваивает не отдельные стороны и компоненты речи, а речь «целиком». Это же отмечалось у Л.С.Выготского: «Путь речевого развития не есть путь развития элементов речи. В каждом языке есть различные системы, по которым строятся типы отношений, значащих звуковых единиц. Ребенок усваивает систему их отношений. Внутри ее он овладевает различными типами отношений и сразу овладевает структурой».
Ученые Обри – Рудинеско и Гюттон установили и описали патогенетический тип дислексии, при котором ведущим являются аффективные расстройства, которые напрямую влияют на психическую жизнь ребенка. Подтверждением значимости первичных аффективных расстройств являются рецидивы дислексии и дисграфии, когда после тревожных событий в семье ребенка уже частично преодоленные нарушения чтения и письма обнаруживаются вновь со всеми своими проявлениями.
Причины речевых нарушений могут быть связаны с воздействием на развитие ребенка длительных соматических заболеваний, а также некоторых факторов:
-неправильная речь окружающих,
-дефицит речевых контактов,
-двуязычие в семье,
-нерегулярность школьного обучения,
-недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых,
которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения и письма. «…для здоровой речи необходимы:1) здоровая работа центральной и периферической нервной системы; 2) здоровая работа костно – хрящевого-мышечного аппаратов; 3) здоровое развитие речи в детские годы; 4) здоровая речь людей; 5) здоровые взаимоотношения с окружающей средой; 6) нормальный слух и 7) нормальные интеллект и психика…»[15]
В практике все чаще встречаются учащиеся с сочетанием дислексии и дисграфии с умственной недостаточностью, снижением слуха или зрения, с проблемами опорно-двигательного аппарата. В данном случае требуется комплексная работа специалистов- педагогов, медицинских работников и родителей.
Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
У малышей от 4 до 5 лет, когда еще не все мышцы ловки, подвижны и готовы к четкому произношению, нарушения в звуковом оформлении допускаются, в этом случае говорят о физиологических нарушениях. И вся работа с ребенком в это время – профилактическая. Начинать надо с подражания животным и механическим звукам. В дальнейшем переходят к произношению изолированных звуков, потом слогов и слов. Родителям предлагается рассказывать вместе с ребенком артикуляционные сказки, делать артикуляционные упражнения и язык сам найдет свою правильную позицию. Потешки, песенки, прибаутки, сказки являются ценным материалом для восприятия и усвоения музыки родного языка. «Жесты ребенка трактуются многими исследователями как письмо в воздухе. Затем на основе уже имеющейся словесной речи этот жест фиксируется рисунком…Корни письма скрываются и в детских играх…Когда ребенок усваивает мысль, что можно рисовать не только вещи, но и речь – он постигает сущность письма.»[15]
Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи. Взрослые учат ребенка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию. Очень важно, чтобы ребенок раннего и младшего дошкольного возраста воспринимал образцы правильной речи, так как в этот период он с интересом прислушивается к каждому слову. А между тем многие родители разговаривают с ребенком лепетной речью. К.Д. Ушинский справедливо подметил эту подделку под детский язык совершенно неуместной, нередко тормозящей развитие ребенка. Дети, особенно маленькие, речь родителя воспринимают как совершенный образец и всегда подражают ему. Особенно четко надо произносить незнакомые и длинные слова. Эмоциональная окраска, живость тона, богатство интонаций в речи взрослого способствуют лучшему произношению ребенка.
Если после 5 лет дефектное произношение сохраняется, то это значит, что мышцы языка или артикуляционного аппарата требуют уже профессиональной помощи учителя - логопеда. С такими детьми необходимо вести коррекционно-развивающую работу в специализированном образовательном учреждении.
С каждым годом количество детей с речевыми нарушениями возрастает. Если на момент поступления в школу у детей остаются нарушения речи, то они будут влиять на правильное формирование письма и чтения. Вначале это будут элементы ошибок графического характера, а в дальнейшем появятся и специфические ошибки во всех разделах и на всех уровнях письма и чтения. С усложнением изучаемого материала они будут отмечаться во всех других видах учебной деятельности. Для ошибок будет характерно то, что:
-они непостоянны, так как связаны каждый раз с общим состоянием школьника,
-количество их резко нарастает в связи с быстро наступающим утомлением.
Иногда в одной и той же работе может быть правильно написана более трудная фраза и неправильно – более легкая фраза.
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети, страдающие дисграфией и дислексией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию и дислексию значительно легче предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения должна быть комплексной и включать следующие направления.
I Развитие моторики, графомоторных навыков.
- Развитие крупной моторики (коррекция точности движения, развитие согласованности движений на разные группы мышц). Физические упражнения.
- Развитие мелкой моторики (коррекция точности движения, развитие согласованности движений на разные группы мышц).
- Развитие тактильно-двигательного восприятия (тонкая дифференциация предметов на ощупь по разным качествам и свойствам, закрепление тактильных ощущений).
- Кинестетическое и кинетическое развитие (формирование ощущений от различных поз тела в статическом и динамическом состоянии, вербализация собственных ощущений).[Слайды 9, 10]
II Развитие зрительного восприятия.
- Развитие и тренировка зрительной памяти.
- Совершенствование зрительно – двигательной координации.
- Профилактика нарушений зрения. Гимнастика для глаз. [Слайд11]
III Развитие осязания, обоняния и вкусовых ощущений.
- Формировать умения осязать и словесно обозначить различные свойства предметов.
- Развитие обоняния, и обозначение словом ощущений.
- Формировать умения дифференцировать вкусовые ощущения и словесно обозначать.
- Определение различных свойств предметов.
- Развитие восприятия чувства тяжести от разных предметов и словесное обозначение барических ощущений. [Слайд12]
IV Развитие слухового восприятия.
- Формирование умения выделять и различать звуки окружающей среды.
- Совершенствование умения различения речевых, музыкальных звуков и звуков окружающей среды.
- Развитие умения дифференцировать звуков по громкости и длительности, мелодий по характеру.
- Развитие умения воспроизводить звуковые имитации.
- Развитие чувства ритма.
- Развитие умения определять направление звука в пространстве.
- Развитие умения производить дифференциацию изолированных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. [Слайды 13, 14]
V Развитие восприятия времени и пространства.
- Совершенствование ориентировки в собственном теле.
- Совершенствование ориентировки в пространстве, в помещении.
- Совершенствование ориентировки в линейном ряду, на листе бумаги.
- Формирование умения ориентироваться в последовательности событий.
.[Слайд 15]
VI Развитие речевого дыхания.
- Нормализация или четкое осознание правильного речевого дыхания.
- Использование речевых зарядок на уроках.
- Использование скороговорок для развития дыхательной системы.
- Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
- Использование дыхательных упражнений при релаксации.
- Отработка речевого материала при разной силе голоса. .[Слайд 16]
VII Развитие силы голоса.
- Нормализация, воспитание речевого голоса, верного дикционного произношения.
- Развивать и укреплять все голосовые данные учащегося с учетом индивидуальных особенностей (объем, силу, звучность).
VIII Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие и укрепление артикуляционного аппарата.
- Использование артикуляционных упражнений.
- Использование массажа и самомассажа. [Слайд 17]
IX Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
- Развитие звукового анализа и синтеза.
- Обогащение и развитие словарного запаса.
- Развитие грамматического строя речи. [Слайд18]
Профилактическая работа, направленная на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе процессов чтения и письма, может способствовать овладению полноценными навыками письменной речи. Ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы. [Слайд 19]
Литература
1.Ананьев Б.Г., Сорокина А.И. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. М., 1955.
2.Ануфриев А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
3.Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией: Методические рекомендации. СПб., 1994.
4.Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991.
5. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопедов М.:1990.
6. Корнев А.Н. нарушения чтения и письма у детей. СПб., 2003.
7.Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М.1958.
8.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
9.Правдина О. В. Логопедия. М. 1973.
10.Ракитина В.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у младшего школьного возраста: пособие для логопеда. М. 2005.
11.Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М.1968.
12. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. 1995.
13.Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М.1980.
14.Филипова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб., 2001.
15. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пединститутов. М, 1937.
16.Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1997.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушения письменной речи Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дислексия» (от лат. «лексо » - читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Их основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. 2 Галкина Л.Н. 235-539-593
Специфические ошибки на письме Это ошибки, не связанные с применением орфографических правил, которые носят стойкий характер . Группы ошибок: 1.Ошибки на уровне буквы и слога. (пропуски, замены) «снки-санки», «кичат-кричат» 2.Ошибки на уровне слова. (раздельное, слитное написание частей) «и дут» , «по дкроватью», «светитлуна» 3.Ошибки на уровне предложения или словосочетания. (отсутствие обозначения границ, ошибки в согласовании, управлении ) «гуси вышли изадвора пощли на прут» 3 Галкина Л.Н. 235-539-593
Устная речь выделила человека из животного мира, а письменную речь надо считать величайшим изобретением, давшим человеку способность к абстрактному мышлению . 4 Галкина Л.Н. 235-539-593
Возраст, в котором появляются звуки, год Звуки 1-2 А, О, Э, П, Б, М 2-3 И, Ы, У Ф, В, Т, Д, Н 3-5 С, З, Ц Ш, Ж, Ч, Щ 5-6 Л, Р появление разных групп звуков в ходе нормального становления звукопроизношения. 5 Галкина Л.Н. 235-539-593
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ С 1 ГОДА ДО 3-Х ЛЕТ 1 год – малыш владеет 2-4 лепетными словами, понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами. 1,5 года – его словарный запас расширяется до 15-20 лепетных слов. Пользуется однословным предложением. 1год 8 мес - в словаре 87 слов, появляются двухсловные предложения. 2 года – может строить простые фразы из 3-4 слов, появляются словоизменения. 2 года 3 месяца - появляются бессоюзные сложносочиненные предложения. 3 года – вполне сносно изъясняется, строя сложноподчиненные и сложносочиненные предложения уже из 5-8 слов, словарный запас от 250 до 700 слов, речь не всегда внятная и понятная. 6 Галкина Л.Н. 235-539-593
4 года – овладевает произношением шипящих звуков и ц , словарный запас расширяется до 1500 слов, в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 5 лет – внятно говорит, не пропуская буквы, не переставляя слоги местами, его речь связная и достаточно грамотная, словарный запас – 2500 слов. 6 лет – правильно произносит все звуки, не ошибается в построении предложений, правильно используя падежи, словарный запас – 3000 слов. 7 лет – активно использует образные выражения и устойчивые словосочетания, пытается выяснить значения слов, а словарный запас минимум 3500 слов. 7-14 лет -запас слов доходит до 20000 ( Анфура ) [15] НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ С 4-Х ДО 7 ЛЕТ 7 Галкина Л.Н. 235-539-593
К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. 8 Галкина Л.Н. 235-539-593
I Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие крупной моторики- физические упражнения . Кинестетическое и кинетическое развитие (формирование ощущений от различных поз тела в статическом и динамическом состоянии, вербализация собственных ощущений). 9 Галкина Л.Н. 235-539-593
Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Работа с трафаретами Штриховка 10 Галкина Л.Н. 235-539-593
II Развитие зрительного восприятия. Развитие и тренировка зрительной памяти («Дорисуй картинку»). Совершенствование зрительно – двигательной координации («Найди слова»). Профилактика нарушений зрения. Гимнастика для глаз («Развиваем глазомер»). 11 Галкина Л.Н. 235-539-593
III Развитие осязания, обоняния и вкусовых ощущений. Формировать умения осязать и словесно обозначить различные свойства предметов. Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Развитие обоняния, и обозначение словом ощущений. Запах приятный и неприятный. Формировать умения дифференцировать вкусовые ощущения и словесно обозначать. (кислый, сладкий, горький, соленый) Определение различных свойств предметов (гладкий – шероховатый) Развитие восприятия чувства тяжести от разных предметов и словесное обозначение барических ощущений. (тяжелый — легкий). 12 Галкина Л.Н. 235-539-593
IV Развитие слухового восприятия. Совершенствование умения различения речевых, музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Развитие умения дифференцировать звуков по громкости и длительности, мелодий по характеру. Развитие умения воспроизводить звуковые имитации. Развитие чувства ритма. Развитие умения определять направление звука в пространстве. звук дождя звук будильника речевые звуки звук музыкального инструмента 13 Галкина Л.Н. 235-539-593
Дифференциация -изолированных звуков: С-Ш -слогов: СА - ША, СО - ШО, ШУ - СУ; -слов: САНКИ - ШАПКА, ШУБА - СУМКА; - предложений: В холодную погоду необходимо надевать шубу и шапку. В сумке у неё лежала шапка. Ваня скатился с горы на санках. 14 Галкина Л.Н. 235-539-593
V Развитие восприятия пространства и времени. Совершенствование ориентировки в собственном теле. Совершенствование ориентировки в пространстве, в помещении. Совершенствование ориентировки в линейном ряду, на листе бумаги. Формирование умения ориентироваться в последовательности событий. 15 Галкина Л.Н. 235-539-593
VI Развитие речевого дыхания. Нормализация или четкое осознание правильного речевого дыхания. Использование речевых зарядок на уроках: кра-кро-кру-кры дра-дро-дру-дры Использование скороговорок для развития дыхательной системы. Всякой вещи свое место. У страха глаза велики. Использование пособий на развитие направления и силы выдоха: надуть шарик сдуть звездочку, снежинку Использование дыхательных упражнений при релаксации: «раздувание углей в костре» дуть на горячий чай, молоко 16 Галкина Л.Н. 235-539-593
VII Развитие артикуляционной моторики . Развитие и укрепление артикуляционного аппарата . 17 Галкина Л.Н. 235-539-593
VIII Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Развитие звукового анализа и синтеза. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие грамматического строя речи. 18 Галкина Л.Н. 235-539-593
Ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы. 19 Галкина Л.Н. 235-539-593
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии у младших школьников с системным недоразвитием речи средней степени».
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в коррекционную школу VIII вида учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического ст...
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...
Дисграфия и дислексия у младших школьников.
В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, к...
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дисклексии у младших школьников
Одним из основных направлений в работе учителя – логопеда в речевых классах специальной (коррекционной) школы является профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. В школу в ре...
Причины возникновения дисграфии и дислексии у младших школьников
В наше время в обществе наблюдается – децелерация. Это замедленный темп физиологического и интеллектуального развития детей. Дети, поступающие в первый класс, ...
Презентация. Предупреждение развития дисграфии и дислексии у младших школьников
Презентация. Предупреждение развития дисграфии и дислексии у младших школьников...