Некоторые приемы по устранению и предупреждению дисграфии и дислексии
консультация по логопедии на тему
В работе представлены практические рекомендации учителям начальных классов по проведению упражнений, предотвращающих появление у детей дисграфических ошибок на письме. А также некоторые приемы по устранению уже возникших нарушений чтения и письма у младших школьников. Материал будет полезен практикующим учителям-логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практические приемы по устранению дислексии и дисграфии у младших школьников | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые приемы по устранению и предупреждению дисграфии и дислексии
(Учитель-логопед МБОУ «СОШ №1» г. Бийска Алтайского края Криницкая С.Г.)
Развитие языкового анализа и синтеза :
- Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
- Придумать предложение с определенным количеством слов.
- Увеличить количество слов в предложении.
- Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
- Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово)
- Выделить из текста предложение с указанным количеством слов.
- Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
- Прочитать слово и показать соответствующую картинку, выполнить действие, ответить на вопрос
- Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.
- Выбрать из текста предложение, соответствующее содержанию картинки.
- Найти в тексте ответ на данный вопрос.
- Прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.
Развитие слогового анализа и синтеза.
- Назвать гласные в слове.(Подбираются слова, произношение которых не расходится с написанием)
- Записать только гласные данного слова.
- Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
- Разложить картинки под определенным сочетанием гласных (двусложные слова)__у_____а___, __о____а___
- Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
- Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
- Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение. Прочитать полученное слово, предложение. ( Улей, домик, машина, луна, жаба. = У дома лужа.)
- Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки (_буз, ут_, лод_, ка_даш)
- Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
- Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, длительность пауз постепенно увеличивается (ку-ры, ба –боч –ка, ко ---ро ---ва и т.д.)
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке
- Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам (Ско-ро-на-сту-пит-вес-на)
Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
- Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
- Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки.
- Разложить картинки в 2 ряда в зависимости от количества звуков в слове.
- Вставить пропущенные буквы в слова (ви_ка, ут_а, лу_а ).
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.
- Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.
- Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
- Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
ПА___(Р) ПА___(РОМ)
ПА___(РК) ПА___(РУСА)
- Подобрать слово с определенным количеством звуков.
- Подобрать слова на каждый звук:
Р У Ч К А
Рот Уля час кот Аня
Роза угол чаша каша аист
Рукав улица чехол корка астра
- Преобразовать слова:
- добавляя звук: рот- крот, мех – смех…
- изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор -…
- переставляя звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак …
- Какие слова можно составить из букв одного слова (ствол –вол, сто, стол)
- От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
- Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
- Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, а вместо остальных букв пишутся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т.д.
- Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке.(сон-нос, …)
- Разгадать ребус (по первым буквам из названий картинок составить слово)
- Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
- Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии.
- Какой звук убежал? (крот – кот, …)
- Найти общий звук в словах (луна- стол, кино –игла…)
- Раскладывание картинок под графическими схемами.
- Придумать слова к графическим схемам.
- Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
- Назвать деревья, цветы, животных, и т.д., слово-назввание которых соответствует данной графической схеме.
- Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам (д о м )
Развитие оптико-пространственных представлений
- Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» (с предметными картинками)
- Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
- Запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других.
- Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
- Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
- Рисунок по речевой инструкции (нарисуй в центре точку, под ней крестик, справа от крестика овал, слева от точки…и т.д.)
- Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
- Найти фигуру в ряду сходных фигур( предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв)
- Срисовать букву или фигуру по образцу или после кратковременной экспозиции.
- Сложить из палочек фигуру, букву.
- Сконструировать букву из элементов печатного и рукописного шрифтов.
- Найти заданную фигуру или букву среди правильно написанных и зеркально отображенных фигур и букв.
- Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
- Реконструировать букву, добавляя или убирая элементы (из А –Л –Д, К – Ж, З-В).
- Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: (Р –Ь, П –Н, И –Н, Г-Т)
- Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом (З-В, З-Р)
- Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Р-Ь, Г-Т,И-П, Н-П)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устранение оптической дисграфии и дислексии
Напрвления работы и задания для коррекции оптической дисграфии и дислексии...
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.
Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников...
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с речевыми нарушениями
Консультация практического характера для родителей будущих первоклассников, у которых имеются речевые нарушения...
Что такое дисграфия и дислексия, способы устранения.
Материал содержит слайд,раскрывающий понятие дислекии и дисграфии, как нарушения, на что следует обратить внимание (тест),и как один из способов коррекции,игры с младшими дошкольниками, у которых есть...
Презентация. Предупреждение развития дисграфии и дислексии у младших школьников
Презентация. Предупреждение развития дисграфии и дислексии у младших школьников...
Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников
Нейрологопедические приемы коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников...
Некоторые приемы работы с дисграфией на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматриваются некоторые приемы работы с дисграфией на уроках русского языка в начальной школе....