Консультация для родителей Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений.
консультация по логопедии
Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помочь школьнику, у которого нет друзей, и он это переживает, но наладить отношения с классом не может?
Все эти трудности неизбежно накладывают отпечаток на школьные успехи ребенка.
В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует познакомиться с терминологией, принятой в педагогике.
До сих пор в научных кругах идут споры по поводу терминов дислексия, дисграфия. К каким нарушениям чтения и письма они относятся, а к каким нет? Считается, что не все нарушения чтения и письма можно отнести к дислексии и дисграфии. Окончательное заключение выносят, конечно, специалисты, но, получив его на руки, родители встречают очень много непонятных слов. И, как правило, никто не объясняет, что же они означают. Вот наиболее часто встречающиеся термины из заключений специалистов.
Дисграфия — расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки, которые они делают при письме, специфические, в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречаются часто: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения.
Дислексия — расстройство процесса чтения: ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии: не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их другими.
Дизорфография — особая, к сожалению, наименее изученная, категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил: «правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Такие нарушения начинают развиваться примерно с 3-го класса. Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее.
ОНР — общее недоразвитие речи. При этом состоянии почти все компоненты связной речи (звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое оформление речи, связная речь) не соответствуют возрастным нормам. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Если ребенок не получает своевременную помощь, такое тяжелое системное расстройство приводит к тяжелым последствиям. У детей, имеющих в анамнезе ОНР, как правило, выявляются нарушения письменной речи.
ММД — минимальная мозговая дисфункция. Термин сугубо медицинский и такой диагноз может поставить только врач. Этот синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию (кислородное голодание), или у недоношенных. По последним данным, к этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный интеллект и легкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или ценных психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Дисграфия и дислексия.
Причины и пути коррекции нарушений.
Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помочь школьнику, у которого нет друзей, и он это переживает, но наладить отношения с классом не может?
Все эти трудности неизбежно накладывают отпечаток на школьные успехи ребенка.
В последнее время у детей в начальной школе все чаще проявляются нарушения письма и чтения. Чтобы понять, о чем идет речь, следует познакомиться с терминологией, принятой в педагогике.
До сих пор в научных кругах идут споры по поводу терминов дислексия, дисграфия. К каким нарушениям чтения и письма они относятся, а к каким нет? Считается, что не все нарушения чтения и письма можно отнести к дислексии и дисграфии. Окончательное заключение выносят, конечно, специалисты, но, получив его на руки, родители встречают очень много непонятных слов. И, как правило, никто не объясняет, что же они означают. Вот наиболее часто встречающиеся термины из заключений специалистов.
Дисграфия — расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки, которые они делают при письме, специфические, в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными, а встречаются часто: пропуск согласных и гласных; замена букв, в том числе и в ударной позиции; замена букв, близких по звучанию и по написанию; неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака; несоблюдение границ предложения.
Дислексия — расстройство процесса чтения: ребенок не может овладеть навыками чтения (иногда даже на уровне слияния слогов) или автоматизировать этот навык, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии: не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам, пропускает буквы или заменяет их другими.
Дизорфография — особая, к сожалению, наименее изученная, категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил: «правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Такие нарушения начинают развиваться примерно с 3-го класса. Особенно ярко проявляется при переходе ребенка из начального звена в среднее.
ОНР — общее недоразвитие речи. При этом состоянии почти все компоненты связной речи (звукопроизношение, лексический словарь, грамматическое оформление речи, связная речь) не соответствуют возрастным нормам. Кроме того, недостаточность проявляется и в сформированности познавательных процессов: внимании, восприятии, памяти. Если ребенок не получает своевременную помощь, такое тяжелое системное расстройство приводит к тяжелым последствиям. У детей, имеющих в анамнезе ОНР, как правило, выявляются нарушения письменной речи.
ММД — минимальная мозговая дисфункция. Термин сугубо медицинский и такой диагноз может поставить только врач. Этот синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию (кислородное голодание), или у недоношенных. По последним данным, к этой категории относят детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющих нормальный интеллект и легкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или ценных психических процессов.
Основные признаки синдрома наиболее ярко проявляются у школьников в первые годы обучения. Большинство детей с ММД отличаются большой моторной активностью, особенно в раннем возрасте. Они не могут на длительное время сосредоточиться на чем-либо одном, легко отвлекаемы. Настроение быстро меняется от приподнятого до подавленного. Иногда возникают беспричинные приступы злости и не только по отношению к окружающим, но и к себе. Особенно частыми бывают речевые нарушения. Коррекция ММД требует создания спокойной доброжелательной обстановки, ровного отношения к ребенку, как дома, так и в учреждении. Нельзя проявлять излишнюю строгость, требовательность, применять какие-то меры наказания, в то же время — нельзя ребенка излишне опекать. Это сложная задача и, как правило, без специальной помощи не обойтись.
В последние годы число школьников, страдающих нарушениями письменной речи, увеличилось во много раз. Если лет 15 назад в средних и старших классах ученики с такими проблемами были крайней редкостью, то сейчас «дисграфиков» можно встретить в 6-м, 7-м и даже в 10-м классе.
Каковы же причины этих нарушений и увеличения их числа?
Назовем основные из них. При этом не забудьте прибавить индивидуальные особенности развития ребенка, его характера, эмоционально-волевой сферы, а также особенности воспитания в семье.
Прежде всего, это неблагоприятное протекание беременности и родов. Очень часто на вопрос о том, как протекала беременность, мама отвечает: « ничего особенного не было: небольшой токсикоз, пару раз простужалась, поднималось давление, наблюдались отеки. Но это, мол, ерунда, в основном было все нормально». К сожалению, любые неблагополучия не являются ерундой, они могут повлиять на развитие ребенка, формирование каких-то функций его головного мозга, в зависимости от того, в какой период созревания плода произошли эти «неблагополучия».
Следующий важный период — развитие ребенка до года. Родители порой не помнят, как рос ребенок. Ответ опять стандартный — «вроде все было нормально». На вопрос «ползал ли ребенок» можно услышать радостный ответ: «Нет, вы знаете, он сразу встал и пошел. Мы его в "ходунки" поставили». Тем самым родители лишили ребенка очень важного этапа в развитии головного мозга: ползание — это первые шаги в формировании координированной работы полушарий.
Огромное значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (различение на слух близких по звучанию звуков), лексико-грамматических
сторон речи, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии и дислексии. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие нечеткую артикуляцию. Про таких обычно говорят: «Еле языком ворочает... каша во рту...». Их называют мямлями.
Не последнее место в возникновении причин нарушений письма и чтения играет наследственная предрасположенность. Часто те же «глупые» ошибки в тетрадях встречались в свое время и у мамы, папы, бабушки, дедушки — у кого-то одного или у всех вместе. Они благополучно миновали этот период, а ребенок попал в другие условия обучения, да еще какие-то его индивидуальные, особенности усугубили положение — и вот вам проблема с письмом и чтением.
Большое значение имеет психологическое состояние ребенка. Как он относится к своим проблемам? Как оценивает сам себя? А как его оценивают близкие ему люди? Тестирование часто показывает, что мама или папа оценивают ребенка достаточно высоко с точки зрения его умственных способностей, но он этого не чувствует и считает, что его в семье считают несостоятельным. Так что, мало ценить что-то хорошее в наших детях, надо, чтобы они это знали и чувствовали.
И, конечно, взаимоотношения между всеми членами семьи и с самим ребенком, его взаимоотношения со сверстниками и учителями имеют очень большое значение.
Как обнаружить дисграфические ошибки, отличить их от других и кто должен этим заниматься?
Если есть основания для тревоги (вышеназванные причины, неудовлетворительное протекание беременности, тяжелые роды), первыми забить тревогу должны родители. Если вы обнаружили у ребенка признаки дисграфии, а учитель с вами не согласен, не стесняйтесь проконсультироваться у специалиста. Помните, что если у ребенка действительно дисграфия, а вам будут предлагать больше читать и писать диктанты, то этим вы не только не решите проблемы, а загоните ее глубоко внутрь. Если не принять никаких мер, то появится все больше орфографических ошибок, хотя ребенок прекрасно может знать все правила. Так проявляет себя дизорфография.
Как они выглядят, эти злополучные дисграфические ошибки?
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести, к дисграфии и дислексии, специфичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны то это, скорее всего результат переутомления и невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение, прежде чем решить, какой вид помощи нужен ребенку.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы и посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым, подвергая и ребенка и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно и необоснованному. Каждому виду нарушений письма и чтения соответствуют свои ошибки, но классифицировать их - дело специалиста. Родители только должны знать их «в лицо».
Перечислим ошибки:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у. а-о, Г-Р….
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков другими в устной речи часто отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, е-ю; согласные р-л, й-ль, Р-Г, У-Ч; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие; звуки [ц, ч, щ] смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята).
4. Родители радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетической стороне речи, фонематическом восприятии, звуковом анализе и синтезе может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописанные слова.
5. Часты при дисграфии ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (За домом росла малина.); предвосхищения, упреждения: Дод небом лолубым (Под небом голубым.)
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба),
7. Слитное написание предлогов, раздельное — приставок также является одним из проявлений дисграфии.
8. Дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути коррекции семантической дислексии
Презентация раскрывает актуальность проблемы и пути коррекции семантической дислексии....
Консультация для родителей. "Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений."
Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помоч...
Презентация к мастер-классу "Дисграфия: причины и пути коррекции"
Дисграфия - что это. Причины и пути коррекции. Классификация....
Что такое дислексия? Причины появления нарушения чтения.
Среди любознательных и сообразительных детей есть такие, которые испытывают серьезные трудности при овладении чтением и письмом.Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних задани...
Фонематическая дислексия: формы, причины, диагностика и коррекция
Для этого нарушения характерны повторяющиеся ошибки стойкого характера (побуквенное чтение, смешение или замена букв, аграмматизмы, искажение слоговой структуры слова, проблемы с осмыслением прочитанн...
«Причины и пути коррекции дисграфии у детей».
Цель: познакомить родителей с основными нарушениями и коррекциями дисграфии....
Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.
Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции на...