Программа предшкольной подготовки детей
рабочая программа
Программа дополнительного образования рассчитана на детей 5,5- 7 лет, непосещающих дошкольные образовательные учреждения. Программа содержит учбный план , программный материал, раскрывает подходы к организации образовательной деятельности по подготорвке детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_predshkolnoy_podgotovki_malyshok.docx | 312.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………3
Ценностные ориентиры
Общая характеристика программы
Место занятий в учебном плане
Календарный учебный график
Расписание занятий
График работы педагогов
- Содержание программы, календарное планирование курсов:………………………………………………………………………………8
Курс «Занимательная Азбука»
Курс «Веселая математика»
Курс «В мире прекрасного»
Курс «Скоро в школу»
- Планируемые результаты………………………………………………………27
- Материально- техническое обеспечение………………………………………28
- Пояснительная записка
Актуальность: если ребенок приходит в первый класс не подготовленным: не знает правила поведения в школе и у него плохо развиты познавательные процессы (внимание, память, речь, мышление), то, как правило, он впоследствии испытывает трудности в обучении. В последнее время все больший процент первоклассников испытывают трудности в адаптации: не находят общий язык с одноклассниками, не проявляют усидчивость, не умеют слушать и не понимают объяснений учителя. Это вносит дополнительные трудности в работу педагога, поскольку ему на уроке приходится решать проблемы, связанные с отсутствием мотивации и недостаточно развитой произвольностью психических процессов, т.е. тратить время не на освоение школьной программы, а восполнять пробелы дошкольного развития. А как следствие, учащиеся теряют интерес к школе, а иногда испытывают стресс от пребывания в ней. Чтобы избежать негативных последствий, необходима хорошо налаженная и систематизированная работа по подготовке детей к школе.
Вопрос о значимости данного вопроса отмечает и Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев на Совещании Правительства от 15 августа 2012 года, подчеркнув, что подготовка к школе «очень важная часть социальной программы».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.11.п.1) трактует, что Федеральные государственные стандарты обеспечивают преемственность основных образовательных программ.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования акцентирует внимание на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Основаниями преемственности при этом выступают зафиксированные во ФГОС целевые ориентиры. Они предполагают формирование у детей на этапе завершения ими дошкольного образования предпосылок к учебной деятельности
В рамках работы нашей школы по подготовке детей к обучению функционирует адаптационная школа «Малышок». Здесь мы реализуем Программу предшкольной подготовки, включающих 4 курса дополнительного образования: «Веселая математика», «Занимательная Азбука», «Путешествие в прекрасное» и психологический тренинг на основе сказкотерапии «Скоро в школу».
Программа дополнительного образования по предшкольной подготовке ориентирована на детей 5.5-7 лет и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Программа обеспечивает подготовку детей к школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Обучение ведется на платной основе в соответствии с Постановлением Главы Пуровского района № 202 от 28.10.14 «О введении платных услуг и утверждении тарифов на платные услуги, оказываемые МОУ, подведомственные Департаменту образования Пуровского района».
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранять и укреплять психическое здоровье; развивать личностные качества; формировать ценностные установки и ориентиры; развивать творческую активность; развивать психические функции, познавательную и эмоционально-волевую сферы, коммуникативные умения.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в ФГОС ДО и ФГОС НОО, подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ дошкольного образования и первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; экскурсия; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Содержание программы носит деятельностный характер. В целях повышения эффективности качества образовательного процесса, формирования устойчивого интереса детей к изучаемым предметам и развития основных учебных и внеучебных навыков изучения данных курсов предполагает использование вариативных форм и методов обучения:
- информационные технологии;
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- проблемно-развивающие технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии,
- групповая работа;
- диагностическая работа;
При проведении занятий используются беседы, интегрированные занятия, практикумы, организационно-деятельностные игры, экскурсии.
В соответствии с ФГОС ДО содержание ООП ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие включает в себя развитие игровой деятельности Формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях и др.); о гендерных представлений (принадлежность к определенному полу, отношениях и взаимосвязях)
Формирование первичных представлений о семье и об обществе (о родственных отношениях, деление семейных обязанностей, традиций, ближайшем социуме и месте в нем)
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
Формирование представления об окружающем мире
Развитие навыков коммуникации
Развитие трудовой деятельности (освоение детьми разных видов деятельности соответствующих их возрастным возможностям)
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного).
Работа по данному направлению проводится на каждом из курсов представленной программы.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных танцевальных движений (притопывание, хлопки, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) . Работа по данному направлению проводится на каждом курсе в виде физминуток, динамических пауз, а также в работе педагогов музыкально-художественного цикла.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Работа по данному направлению проводится на каждом курсе в виде физминуток, интегрированных занятий, экскурсиях.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Работа по данному направлению проводится на каждом занятии представленных курсов.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Работа по данному направлению проводится на каждом курсе в виде решения проблемных вопросов, разгадывания логических задач, загадок, кроссвордов и т.д.
Место занятий в учебном плане
Занятия адаптационной школы «Малышок» организуются на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» г.Тарко-Сале Пуровского района. По субботам проводится 4 двадцатиминутных занятия (2 академических часа). Программа предшкольной подготовки рассчитана на 27 учебных недель в год (с октября по май текущего учебного года).
№ | Название дополнительной услуги | Кол-во академических часов в неделю | Кол-во часов в месяц | Ко-во часов в год |
1 | Адаптационная школа «Малышок» | 2 | 8 | 54 |
Календарный учебный график:
Период работы: 06.10.18 – 11.05.19
Режим работы: суббота – с 11.30 до 13.20
Продолжительность: 1 занятие - 20 минут, перемены – 10 -20 минут.
Каникулы (нерабочие дни):
I четверть: c29.10.2018 – 03.11.2018
II четверть: с 29.12.2018- 12.01.2019
III четверть: с 25.03.2019 – 30.03.2019
Праздничные (нерабочие) дни:
23.02.19, 09.03.19
Наполняемость 1 группы: 20 - 25 человек
Функционирование: 4 группы
Расписание звонков
1 занятие -11.30-11.50 перемена 10 минут
2 занятие -12.00 -12.20 перемена 20минут
3 занятие -12.40 -13.00 перемена 20 минут
4 занятие – 13.20- 13.40
Место проведения:
№ | Название курсов | кабинет | Ф.И.О учителя |
1 | «Скоро в школу» | 206 | Потапова Елена Николаевна – учитель начальных классов |
2 | «В мире прекрасного» | 207 | Любимова Галина Александровна – учитель начальных классов |
3 | «Веселая математика» | 208 | Пермякова Ирина Геннадьевна – учитель начальных классов |
4 | «Занимательная азбука» | 209 | Грищук Юлия Владимировна - учитель начальных классов |
Ответственный куратор | учительская | Гумерова Галия Ириковна |
Расписание занятий
№ урока | время | «В» каб.206 | «Б» каб.207 | «А» каб. 208 | «Г» каб.209 |
1 | 11.30- 11.50 | Скоро в школу | В мире прекрасного | Веселая математика | Занимательная азбука |
2 | 12.00 -12.20 | В мире прекрасного | Веселая математика | Занимательная азбука | Скоро в школу |
3 | 12.40 -13.00 | Веселая математика | Занимательная азбука | Скоро в школу | В мире прекрасного |
4 | 13.20- 13.40 | Занимательная азбука | Скоро в школу | В мире прекрасного | Веселая математика |
Режим работы педагогов
№ | Название курсов | Ф.И.О. руководителя курсов | День недели | Время |
1 | Адаптационная школа «Малышок» (программа предшкольной подготовки «Скоро в школу») | Е.Н.Потапова | суббота | 11.30-13.40 |
2 | Адаптационная школа «Малышок» (программа предшкольной подготовки «Занимательная Азбука») | Ю.В.Грищук | суббота | 11.30-13.40 |
3 | Адаптационная школа «Малышок» (программа предшкольной подготовки «Веселая математика») | И.Г.Пермякова | суббота | 11.30-13.40 |
4 | Адаптационная школа «Малышок» (программа предшкольной подготовки «В мире прекрасного») | Г.А.Любимова | суббота | 11.30-13.40 |
- Содержание программы
Программа состоит из следующих курсов: «Занимательная Азбука», «Веселая математика», «Путешествие в мир прекрасного», «Скоро в школу».
Курс «Занимательная Азбука» направлен на развитие речи и подготовку дошкольников к обучению грамоте.
Цель курса – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.
Задачи:1) развивать умения говорения и слушания, чтения (слогов);
2) развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
3) обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь;
4) развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка;
5) развивать фонематический слух, совершенствовать звуковой строй речи детей;
5) обучать звуко-слоговому анализу слов;
6) развивать мелкую моторику руки.
Программный материал- разработан на основе программы дошкольного общего образования, соответствующей ФГОС дошкольного общего образования авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Программа курса «Обучение грамоте», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному государственного образовательного стандарту дошкольного общего образования. Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте для детей дошкольного возраста является начальным звеном непрерывного курса русского языка, чтения и литературы (серия «Свободный ум», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входит:
- развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению. Работа по развитию артикуляционного аппарата;
- чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, загадок;
- беседа о прочитанном по вопросам педагога;
- разучивание наизусть и выразительное чтение.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение.
Игры: «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Подскажи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово».
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Тематическое планирование
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия, содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Слово, понятие короткое слово, длинное слово | Учиться отличать короткое слово от длинного; учиться записывать слова без букв (моделировать); учиться определять ударный слог в словах. | |
1 | Предложение, начало и конец предложения | Учиться составлять предложения из предложенного набора слов, по сюжетным картинкам; составлять схемы предложений; определять границы предложений (начало и конец) | |
1 | Гласные звуки | Познакомиться с гласными звуками а, о, у, э, ы; развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок; учиться выделять заданный звук в словах; учиться воспроизводить на слух звуковую цепочку. | |
1 | Буква М, звуковой анализ слов, деление слова на слоги, составление слогов, чтение слов из двух слогов | Познакомиться с буквой М, обозначающей на письме звук [м], [м’]; с ее алфавитным названием (эм). Учиться читать слоги-слияния с буквой М и всеми изученными гласными; учиться читать слова, добиваться слитности в чтении; учить выполнять звуковой анализ слова. | |
1 | Буква Н, звуковой анализ слов, изменение слов заменой букв, чтение слов и коротких предложений, разгадывание ребусов | Познакомиться с буквой Н, обозначающей на письме звук [н], [н’]; с ее алфавитным названием (эн). Учиться читать слоги-слияния с буквой Н и всеми изученными гласными; учиться читать слова, добиваться слитности в чтении; закреплять умение делать звуковой анализ слова, выделять звуки в словах (гласные, согласные, твердые, мягкие); воспитывать усидчивость, интерес к занятиям. | |
1 | Буква П, чтение слогов и слов, изменение слов путем добавления или убирания одной буквы, деление слов на слоги | Познакомиться с буквой П, ее алфавитным названием; учиться читать слова и слоги, добиваться плавности и слитности произношения слов; учиться изменять слова путем дописывания или убирания одной буквы в слове; закреплять умение слышать звуки в слове, выделять их. | |
1 | Буква Т, звуковой анализ слова, деление слов на слоги, знакомство с кроссвордом | Познакомиться с буквой Т, ее алфавитным названием; продолжать учить слоги, которые начинаются с буквы Т или оканчиваются с буквой Т (АТ, ТА, ТО, ОТ и т.д.); закреплять умение делить слова на слоги. проводить звуковой анализ слов; учиться работать не отвлекаясь, выполнять задания самостоятельно; развивать фонематический слух, внимание. | |
1 | Буква К, звуковой анализ слова, деление слов на слоги, | Познакомиться с буквой К, обозначающей на письме звук [к], [к’]; с ее алфавитным названием (ка). Учиться читать слоги-слияния с буквой К и всеми изученными гласными; учиться читать слова, добиваться слитности в чтении; закреплять умение делать звуковой анализ слова, выделять звуки в словах | |
1 | Буква Ф, звуковой анализ слов, предложение, место слова в предложении, чтение коротких предложений | Познакомиться с буквой Ф , с ее алфавитным названием (эф); продолжать учиться читать слоги-слияния, четко произнося звуки, читать слова из двух слогов и небольшие предложения; закреплять умение анализировать слово по звуковому составу, правильно характеризовать звуки (гласный, согласный, твердый, мягкий). | |
1 | Буква Й, звуковой анализ слов со звуком [й], чтение слов и коротких предложений, разгадывание головоломок | Учиться выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й]; познакомиться с буквой Й, закрепить правило, что звук [й] - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный; развивать устную речь, память, внимание, мышление | |
1 | Буква Я, звуковой анализ слов, чтение слогов и слов, решение занимательных задач | Познакомиться с новой буквой Я, увидеть особенности этой буквы, она обозначает два звука [йа]; продолжать учиться анализировать слова по звуковому составу; получить понятие о том, что согласные звуки произносятся мягко в слогах с буквой Я; продолжать учиться решать занимательные задачи. | |
1 | Буква Ю, чтение слогов и слов с буквой Ю, звуковой анализ слов, решение занимательных задач | Познакомиться с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласного; раскрыть функцию буквы Ю как показателя мягкости согласного; формировать навык чтения слов с изученными буквами, развивать речь, мышление, внимание. | |
1 | Буква Е, чтение слогов с буквой Е, звуковой анализ слов, деление слов на слоги | Познакомиться с новой буквой Е, отметить особенности этой буквы – обозначает два звука [й э]; учиться читать слоги с буквой Е и слова; продолжать изучать звуковой анализ слова; делить слова на слоги; воспитывать интерес к чтению, устойчивое внимание. | |
1 | Буква Л, звуковой анализ слов, составление слогов, чтение слов из двух слогов | Познакомиться с буквой Л обозначающей звук [л] и [л’]; учиться делать звуковой анализ слова, определять место звука в слове; учиться осознавать структуру слогов слияний; из разрезных букв составлять слоги и объединять их в слова. | |
1 | Буква В, звуковой анализ слова, деление слова на слоги, чтение слов по слогам | Познакомиться с буквой В, ее алфавитным названием; продолжать учиться выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги; закреплять умение читать по слогам слова; воспитывать интерес к занятиям, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. | |
1 | Буква Ч, звуковой анализ с заменой обозначения звука буквами, чтение слов и предложений | Познакомиться с буквой Ч , с её алфавитным названием (чэ), обозначающей на письме звук [ч’] в любой позиции мягкий; учиться читать слоги-слияния с буквой Ч и всеми изученными гласными; развивать технику чтения; закреплять умение делать звуковой анализ слова, выделять звуки в словах, затем заменять обозначение звуков буквами; развивать внимание, умение самостоятельно мыслить | |
1 | Буква Щ, совершенствование навыка чтения, чтение скороговорок, звуковой анализ слов с заменой обозначений звуков буквами | Познакомиться с буквой Щ, понять, что звук [щ] – всегда мягкий согласный, и написание сочетаний ща, щу; совершенствовать навык чтения; продолжать закреплять умение анализировать слово по звуковому составу; воспитывать усидчивость, интерес к занятиям. | |
1 | Буква Б, составление предложений по схеме, чтение слогов и слов, знакомство с чайнвордами, звуковой анализ слов | Познакомиться с буквой Б, ее алфавитным названием; продолжать учиться читать слоги и слова; закреплять умение составлять предложения по заданной схеме; продолжать учиться решать чайнворды, слышать и выделять в словах первый и последний звуки. | |
1 | Буква Д, слитное чтение слов, звуковой анализ слов, замена обозначений звуков буквами | Познакомиться с новой буквой Д, ее алфавитным названием; учиться читать слова и слоги с буквой Д, добиваться слитности произношении слов; закреплять умение работать с предложением, определять место слова в предложении; закреплять умение определять место звука в слове, делать звуковой анализ слова. | |
1 | Буква Г, звуковой анализ слов с заменой обозначений звуков на буквы, решение кроссвордов, составление предложений | Познакомиться с буквой Г, ее алфавитным названием; учиться читать слоги и слова, слитно произнося звуки; продолжать учиться проводить звуковой анализ слов, решать кроссворды и чайнворды; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к занятиям, желание читать. | |
1 | Буква Р, место звука в слове, изменение слова путем замены звука, слова похожие по звучанию, чтение слогов | Познакомиться с буквой Р, ее алфавитным названием (эр); учиться определять место звука в слове, находить слова похожие по звучанию, изменять слова путем замены одной буквы; закреплять умение читать слоги слияния; развивать внимание, усидчивость. | |
1 | Буква З, чтение слогов, слов, характеристика звуков (гласный, согласный, твердый, мягкий), составление предложений по схеме | Познакомиться с новой буквой З, обозначающей звуки [з] и [з’]; продолжать учиться читать слоги слияния, слова, добиваясь слитного произношения всех звуков; закреплять умение проводить звуковой анализ слов, давать характеристику звука (согласный мягкий, твердый, гласный), закреплять умение составлять предложение по предложенной схеме; развивать мышление, внимание; воспитывать усидчивость, интерес к занятиям. | |
1 | Буква Ш, чтение слов и коротких предложений из двух-трех слов, решение занимательных задач, головоломок, звуковой анализ слов | Познакомиться с буквой Ш, обозначающей на письме звук [ш]; учиться читать слоги слияния с буквой Ш, обратить внимание на слог «ше»: буква «е» в данном случае не указывает на то, как надо произносить согласный звук, звук [ш] произносится всегда твердо; воспитывать усидчивость, интерес к занятиям. | |
1 | Буква Ж, звуковой анализ слов, совершенствование навыка чтения, составление предложений по схеме, решение кроссвордов | Познакомиться с буквой Ж, с ее алфавитным названием (жэ), понять, что звук [ж] всегда твёрдый согласный, и написание слога жи; формировать навык чтения слов с изученными буквами; продолжать закреплять умение анализировать слово по звуковому составу, затем заменять обозначение звуков буквами; развивать устную речь , мышление, внимание, память. | |
1 | Буква Ц, формирование навыка чтения слов и коротких предложений, звуковой анализ слов | Познакомиться с буквой Ц , с ее алфавитным названием (цэ); сформировать понятие о звуке [ц] как о твердом согласном звуке; формировать навык чтения слов с изученными буквами; продолжать закреплять умение анализировать слово по звуковому составу, затем заменять обозначение звуков буквами; развивать устную речь, мышление, внимание, память. | |
26 | 1 | «Приключения Буратино» | Продолжать учиться читать слоги, слова; закреплять умение находить нужный звук в слове, проводить звуковой анализ слов; закреплять умение решать кроссворды, последовательно заполнять все клеточки, находить и читать искомое слово; из данного слова уметь составлять новые слова; развивать внимание, умение работать самостоятельно, умение слушать и выполнять задание в отведенное время, воспитывать желание учиться читать, любознательность, интерес к занятиям. |
27 | 1 | Итоговая диагностика | Участвуют в логопедическом исследовании |
Предметные результаты
По результатам освоения курса «Занимательная Азбука» ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- уметь подбирать слова на заданное количество слогов;
- узнавать буквы;
- знать согласные и гласные звуки.
Ребенок получит возможность научиться:
выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове;
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- подбирать слова на заданное количество слогов;
- читать слоги, слова;
- последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава;
- восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова.
Курс «Веселая математика» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Цель курса - освоение математического содержания программы, развитие познавательных и творческих способностей будущего первоклассника
Задачи обучения:
1. Развивать метапредметные умения:
- организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
- коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе);
- Познавательные (развивать внимание, память, наглядно-образное мышление)
2. Формирование основных групп предметных умений:
- умение производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;
- умение читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики (с помощью изученных моделей);
- узнавать в объектах окружающего мира изученные геометрические формы;
- строить цепочки рассуждений.
3. Личностные оценочные (определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число, основные свойства чисел натурального ряда), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, задания на развитие пространственного мышления на основе геометрического материала, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги), содержательно-логическая (линия построена на основе математического материала двух первых линий и создает условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления детей).
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Ведущим методом является метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
Большое внимание уделяется формированию умения общаться с педагогом, другими детьми, работать в паре (в группе), работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться пособием на печатной основе.
Содержание
Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер).
- Сравнение предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.) форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).
- Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур.
- Упорядочивание предметов по длине.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, вверху, внизу, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.), расположение объектов с поворотом на 90, 180 градусов.
Временные представления: раньше-позже, вчера, сегодня, завтра.
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же) путем составления пар из элементов двух групп для определения отношения, в котором находятся эти группы.
- Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел. Моделирование цифр из линейных элементов (счетных палочек).
- Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличие от счета количественного.
- Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник, (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.
Содержательно-логические задачи на развитие:
- Внимания (простейшие лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игра «Весёлый счет» и др.);
- Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую);
- Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала);
- Мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания).
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | К/ч |
1 | Как хорошо уметь считать. Числа и цифры вокруг нас. | Соотносить количество предметов с количеством зарубок | 1 |
2 | Твои помощники. Учимся сравнивать. | Выполнять задания творческого характера | 1 |
3 | Знакомство с клеточкой. Число и цифра 1. | Называть последовательность чисел от 1 до 10 | 1 |
4 | Сравниваем: больше, меньше, столько же. | Характеризовать свойства геометрических фигур | 1 |
5 | Математика приглашает в спортзал. Число и цифра 2. | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число, составлять из двух чисел число. | 1 |
6 | Знаки «больше», «меньше», «равно». | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число. | 1 |
7 | Число и цифра 3. Знаки сложения и вычитания. | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число, составлять из двух чисел число. | 1 |
8 | Решай, смекай, отгадывай: число три в играх и сказках. | Использовать приобретенные знания и умения для ориентировки в окружающем пространстве и оценки размеров предметов «на глаз». | 1 |
9 | Число и цифра 4. Четыре времени года. | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число, составлять из двух чисел число. | 1 |
10 | С Новым годом! | Закреплять ранее полученных знаний, развитие умений. | 1 |
11 | Играем, измеряем, наблюдаем. Математика на кухне. | Развивать пространственные представления. Упорядочивать предметы, располагая их в заданной последовательности | 1 |
12 | День и ночь - сутки прочь. | Выполнять задания творческого характера | 1 |
13 | Вокруг нас опять – число пять. Число и цифра 5. | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число, составлять из двух чисел число. | 1 |
14 | Рисуй, считай, отгадывай! Увеличиваем и уменьшаем на 1. | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число. | 1 |
15 | Приглашаем на день рождения. Число и цифра 6. | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число, составлять из двух чисел число. | 1 |
16 | День защитника Отечества | Закреплять ранее полученных знаний, развитие умений. | 1 |
17 | Предметов не счесть, там где есть число 6. | Обнаруживать и устранять ошибки логического характера. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур | 1 |
18 | Международный женский день | Закреплять ранее полученных знаний, развитие умений. | 1 |
19 | Неделя полезных дел. Число и цифра 7. | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число, составлять из двух чисел число. | 1 |
20 | Решай, смекай, отгадывай. Число и цифра 8. | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число, составлять из двух чисел число. | 1 |
21 | Наблюдай, смекай, отгадывай! Как и чем можно измерять длину. | Уточнять слова, с помощью которых задаются параметры объектов (выражается величина «длина»). | 1 |
22 | Фокусы Волшебного Карандаша. Число и цифра 9. | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число, составлять из двух чисел число. | 1 |
23 | Решай, смекай, отгадывай. Число и цифра 0. | Писать цифры, соотносить с числами, образовывать следующее число, составлять из двух чисел число. | 1 |
24 | Знакомство с десятком. | Выполнять задания творческого характера Сравнивать числа в пределах 10. | 1 |
25 | Экскурсия на почту. | Конструировать (с учетом возможностей применения) разные геометрические фигуры и тела. | 1 |
26 | День Победы | Закреплять ранее полученных знаний, развитие умений. | 1 |
27 | Математика на суше и на море. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | 1 |
28 | 11-12 и числа второго десятка | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | 1 |
Предметные результаты
По результатам освоения курса «Веселая математика»
ребенок научится:
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
- Рисовать и штриховать по контуру;
- Лепить из пластилина;
- Складывать и вырезать из бумаги;
ребенок получит возможность научиться
- называть числа от 1 до 10; продолжить заданную закономерность ;
- производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно - временные отношения с помощью слов: слева - направо, вверх - вниз, впереди - сзади, близко - далеко, выше - ниже, раньше - позже, вчера - сегодня - завтра;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением) так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т. д.)
- распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- объединять группы предметов (части) в целое, выделять части из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
- составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: «Сколько было?», «Сколько стало?», «Сколько осталось?»;
- моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5 - 10 деталей по образцу;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки» ;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета;
Курс «Путешествие в мир прекрасного» направлен на развитие изобразительной деятельности и художественного труда дошкольников. Программа курса составлена в соответствии с ФГО ДО, на основе авторской программы Т.А. Копцевой «Природа и художник».
.Цель программы – научить мыслить, раскрыть творческие способности детей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания, подготовить мелкую моторику к письму. Учитывая направленность программы на организацию продуктивной деятельности, в результате которой ребенок создает новое, проявляя воображение, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения, выдвигаются следующие задачи:
- расширять спектр технических изобразительных возможностей детей, позволяющих осуществить наиболее яркую передачу образа (нетрадиционные техники рисования, использование различных материалов, способов и приемов для реализации замыслов);
- побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих нестандартные художественные решения, способствовать созданию положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивно – художественной деятельности;
- формировать эмоционально-образное восприятие окружающего мира;
- способствовать развитию фантазии, творческого воображения, образной памяти, мелкой моторики ребенка;
- воспитывать положительные качества личности ребенка (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т.д.).
Содержание
Цикл «Собираем урожай»
Рисуем фрукты. Лепим овощи.
Лепка из пластилина. Правила лепки шара, палочки – валика.
Рисование акварелью натюрморта. Приемы смешивания красок. Знакомство со свойствами красок (акварель), развитие умения пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Правила организации своего рабочего места, пользования палитрой, стеком, работы кистью.
Цикл «Любимые игрушки»
Дымковская игрушка. Барышни – матрешки.
Лепка из пластилина. Способы украшения работы. Роспись гуашевыми красками шаблона. Введение понятия «декоративно-прикладное искусство». Воспитание уважения к труду народных мастеров, стремления научиться самим создавать изделия, радующие окружающих, интереса к народной игрушке. Знакомство с особенностями изготовления дымковской игрушки и особенностями ее росписи: основные элементы, особенности цветовой палитры. Освоение навыков кистевой росписи. Формирование умения замечать выразительность цвета. Упражнение в выполнении эскизов, поиск цветового решения, соответствующего колориту дымковской игрушки.
Цикл «Новогодний карнавал»
Елочка – красавица. Гирлянда «Цепочка», украшение «Фонарик».
Совершенствование умений передавать в работе впечатления от праздника, праздничный колорит, яркость и необычность карнавальных атрибутов. Направить внимание на поиск хорошего расположения изображения на листе. Развивать эстетические чувства (цвет, композиция). Освоение символики новогодних и рождественских украшений и композиций, их цветовая гармония. Аппликация из цветной бумаги. Введение понятия «обрывная аппликация». Работа с цветным картоном. Закрепление правил симметричного вырезания. Способы вырезания из листа, сложенного вдвое. Роспись гуашевыми красками шаблона игрушки. Знакомство с особенностями работы гелевыми ручками. Повторение видов линий. Роспись гелевыми ручками шаблона. Знакомство с особенностями работы восковыми мелками. Рисование восковыми мелками с покрытием акварелью.
Цикл «Сказка зимнего леса»
Лепим снеговика. Танец снежинок. Зимние пташки.
Лепка из пластилина. Пропорции, особенности строения, способы соединения деталей. Способ соединения – «примазывание». Знакомство с основными законами построения орнамента в круге. Закрепление понятия «симметрия». Понятие симметрии в природе (на примерах). Рисование белой гуашью на цветном картоне. Аппликация из цветной бумаги. Закрепление вырезания округлых форм, правил симметричного вырезания.
Цикл «Посуда»
Лепим посуду. Украшаем посуду.
Лепка из пластилина. Простейшие способы соединения деталей, умение расплющивать шар, палочку – валик для получения элементов плоскостной работы. Декоративная роспись гуашью шаблонов. Рассматривание элементов гжельской росписи, особенности цветовой палитры. Законы составления орнамента на полосе, стилизации природных форм, использования декоративных эле-ментов. Освоение навыков кистевой росписи.
Цикл «Мир сказок»
Волшебные предметы. Ковер – самолет. Сказочные герои. Жар – птица.
Знакомство со сказочно-былинным жанром, творческой манерой, спецификой средств выразительности, с помощью которых художник создает сказочно-былинные образы в своих картинах. Привитие интереса к творчеству художника Васнецова, формирование установки на внимательное рассматривание картин. Развитие интереса к творчеству художников-иллюстра-торов, их оригинальности, умению по-своему видеть образы героев, наглядно показывая свое отношение к ним. Развитие у детей целенаправленности зрительного видения, умения сравнивать и сопоставлять характер образа и средства выразительности, образного представления. Передача в рисунке сказочных образов и характерных черт полюбившегося персонажа. Закрепление умения использовать в работе различные изобразительные средства. Лепка из пластилина. Закрепление известных приемов лепки. Использование приема «оттиск». Роспись заготовок цветными фломастерами и гелевыми ручками. Закрепление видов линий.
Цикл «Идем в цирк»
Цирковые артисты. Веселый клоун.
Лепка из пластилина. Закрепление изученных приемов лепки. Ознакомление со способами передачи несложных движений человека; изображения характерных особенностей костю¬ма клоуна. Знакомство с жанром портрета. Пропорции лица. Изображение портрета клоуна. Формирование умения создавать нужные оттенки различных цветов, самостоятельно подбирать яркие цвета для костюма, передавать различное выражение лица, используя разные художественные средства. Воспитание у детей эмоционального отношения к образу.
Цикл «Цветы весны»
Мимоза. Первые подснежники.
Аппликация из крашеной ваты. Способы крепления и окрашивания ваты. Обобщение знаний детей о натюрморте. Рисование гуашевыми красками. Закрепление изученных приемов: «тычка», «примакивания» и др. Закрепление навыка рисования тычком кисти с жесткой щетиной.
Цикл «Космическое путешествие»
Космические дали. Пейзаж неведомой планеты.
Аппликация из цветной бумаги. Закрепление способов изготовления деталей различной геометрической формы. Составление работы из геометрических фигур. Закрепление и уточнение знаний детей о законах композиции, перспективе в пейзаже, цвете. Формирование умения составлять сюжет рисунка. Упражнение в композиционном освоении всего пространства листа. Развитие умения передавать настроение в рисунке. Обучение способам передачи движения и частичного загораживания предметов. Знакомство с техникой рисования – граттаж. Осуществление замысла, привлекая полученные ранее умения и навыки, в том числе нетрадиционное рисование. Развитие чувства цвета, фантазии, творческих способностей детей.
Цикл «Краски лета» .
Ромашковое поле. Радуга – дуга. Птица счастья. Шмели и цветы.
Развитие у детей эстетического восприятия, любви к природе, желания передать ее красоту, используя нетрадиционные методы. Закрепление знаний об основных цветах и производных, теплых и холодных тонах, порядке расположения цветов в спектре. Работа над композиционным размещением изображения на листе бумаги (многоплановость). Рисование пастельными мелками летнего пейзажа. Закрепление изученных приемов работы с различными материалами. Роспись гелевыми ручками. Работа гуашевыми красками. Создание объемной аппликации из цветной бумаги. Способы вырезания из листа, сложенного вчетверо. Способ складывания бумаги гармошкой. Изготовление коллективных работ. Создание позитивного фона работы в группе, снятие психоэмоционального напряжения.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | К/ч |
1 | Собираем урожай. Ваза с фруктами | Лепка из пластилина. Правила лепки шара, палочки – валика. | 1 |
2 | Собираем урожай. Корзина с овощами | Рисование акварелью натюрморта. Знакомство с приемами смешивания красок. Знакомство со свойствами красок (акварель), развитие умения пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Освоение правил организации своего рабочего места, пользования палитрой, стеком, работы кистью. | 1 |
3 4 | Любимые игрушки. Мишка. | Лепка из пластилина. Знакомство со способами украшения работы. | 2 |
5 | Любимые игрушки. Дымковская игрушка. Барышни – матрешки | Роспись гуашевыми красками шаблона. | 1 |
6 | Любимые игрушки. Лошадка. | Упражнение в выполнении эскизов, поиск цветового решения, соответствующего колориту дымковской игрушки. | 1 |
7 | Новогодний карнавал. Елочка – красавица. | Аппликация из цветной бумаги. Освоение понятия «обрывная аппликация. | 1 |
8 | Новогодний карнавал Гирлянда «Цепочка», | Вырезание из бумаги лент. Моделирование и склеивание цепочки. | 1 |
9 | Новогодний карнавал Украшение «Фонарик» | Моделирование фонарика из картона и бумаги | 1 |
10 | Новогодний карнавал Карнавальная маска | Роспись гуашевыми красками шаблона игрушки | 1 |
11 | Сказка зимнего леса. Снеговик. | Лепка снеговика. Танец снежинок. Зимние пташки. Лепка из пластилина. Пропорции, особенности строения, способы соединения деталей. Способ соединения – «примазывание». | 1 |
12 | Сказка зимнего леса. Танец снежинок | Знакомство с основными законами построения орнамента в круге. Закрепление понятия «симметрия». Понятие симметрии в природе (на примерах).Вырезание снежинок. | 1 |
13 | Сказка зимнего леса. Животные леса. | Рисование белой гуашью на цветном картоне. | 1 |
14 | Сказка зимнего леса. Растения леса. | Аппликация из цветной бумаги. Закрепление вырезания округлых форм, правил симметричного вырезания. | 1 |
15 | Посуда. Лепим посуду | Лепка из пластилина. Овладение простейшими способами соединения деталей, умение расплющивать шар, палочку – валик для получения элементов плоскостной работы. | 1 |
16 | Посуда. Украшение посуды | Декоративная роспись гуашью шаблонов. Рассматривание элементов гжельской росписи, особенности цветовой палитры. Знакомство с законами составления орнамента на полосе, стилизации природных форм, использования декоративных эле-ментов. Освоение навыков кистевой росписи. | 1 |
17 | Мир сказок. Ковер-самолет | Знакомство со сказочно-былинным жанром, творческой манерой, спецификой средств выразительности, с помощью которых художник создает сказочно-былинные образы в своих картинах. Анализ репродукций художника Васнецова. Аппликация ковра - самолета. | 1 |
18 | Мир сказок. Волшебные предметы | Проявление интереса к творчеству художников-иллюстраторов, их оригинальности, умению по-своему видеть образы героев, наглядно показывая свое отношение к ним. Сравнение и сопоставление характеров образа и средства выразительности, образного представления. Передача в рисунке сказочных образов и характерных черт полюбившегося персонажа. | 1 |
19 | Мир сказок. Сказочные герои. | Закрепление умения использовать в работе различные изобразительные средства. Лепка из пластилина. Закрепление известных приемов лепки. | 1 |
20 | Мир сказок. Жар – птица. | Использование приема «оттиск». Роспись заготовок цветными фломастерами и гелевыми ручками. Закрепление видов линий. | 1 |
21 | Идем в цирк. Цирковые артисты | Лепка из пластилина. Закрепление изученных приемов лепки. | 1 |
22 | Цветы весны. Мимоза | Аппликация из крашеной ваты. Способы крепления и окрашивания ваты. Обобщение знаний детей о натюрморте. Рисование гуашевыми красками. Закрепление изученных приемов: «тычка», «примакивания» и др. Закрепление навыка рисования тычком кисти с жесткой щетиной. | 1 |
23 | Цветы весны. Первые подснежники. | Обобщение знаний детей о натюрморте. Рисование гуашевыми красками. Закрепление изученных приемов: «тычка», «примакивания» и др. Закрепление навыка рисования тычком кисти с жесткой щетиной. | 1 |
24 | Космическое путешествие. Космические дали. | «Аппликация из цветной бумаги. Закрепление способов изготовления деталей различной геометрической формы. | 1 |
25 | Космическое путешествие. Пейзаж неведомой планеты | Составление работы из геометрических фигур. Закрепление и уточнение знаний о законах композиции, перспективе в пейзаже, цвете. | 1 |
26 | Космическое путешествие. Пейзаж неведомой планеты. | Составление сюжета рисунка. Упражнение в композиционном освоении всего пространства листа.. Знакомство с техникой рисования – граттаж. | 1 |
Краски лета. Радуга-дуга | Работа над композиционным размещением изображения на листе бумаги (многоплановость). Рисование пастельными мелками летнего пейзажа. Изготовление коллективной работы | 1 |
1
Предметные результаты освоения курса «В мире прекрасного»
Обучающийся научится:
• получать простые технические сведения об используемых материалах и приемы работы с ними;
• первоначальные представления о роли изо¬бразительного искусства и художественного 1труда в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
• получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
• подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;
• выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.
• применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами;
• рассказывать о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях.
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
• использовать выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.) в создании продуктов творческой деятельности;
• Передавать в своей работе восприятие им окружающего мира.
• Передавать сюжет, самостоятельно выбирать способы изображения и художественные материалы;
• Создавать декоративные композиции, принимать участие в коллективных работах;
• Выполнять простые операции резания и надрезов, склеивание и наклеивание, сгибания и прочного крепления разных материалов;
• Ориентироваться на плоскости листа бумаги, складывать, разрезать ножницами, склеивать по данному направлению;
• Изготавливать поделки из разного материала.
Курс «Скоро в школу» представляет комплекс психологических занятий, направленных на развитие памяти, внимания, речи, мышления ребенка, формирование школьной мотивации и позитивной модели поведения в школе.
Цель курса: развитие познавательных и когнитивных способностей, мотивационной сферы.
Задачи курса:
1) развивать познавательные процессы: внимание, мышление, восприятие, память, воображение;
2) развивать интеллектуальные способности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию;
3) развивать когнитивные способности: мотивацию и волевые усилия;
4) развитие коммуникативные навыки;
5) анализировать негативные школьные ситуации;
Форма работы: групповая.
Принципы проведения программы:
- доступность;
- цикличность;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип эмоциональной сложности материала.
Структура построения занятия.
• Ритуал начала занятия со школьного звонка на урок.
- Анализ коррекционных сказом МА Панфиловой «Лесные сказки»
• Групповая работа (развитие мелкой моторики, мышления, речи, воображения, памяти, внимания)
• Физкультминутка.
• Индивидуальная работа в тетрадях.
• Игры на снятие эмоционального напряжения.
• Ритуал прощания (рефлексия)
Содержание
«Развитие мелкой моторики»
Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.
Задачи:
- Подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);
- Научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;
- Упражнять в написании печатного шрифта.
«Развитие мышления»
Мышление ребенка в возрасте 6-7 находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.
Задачи:
- Содействовать развитию наглядно-образного мышления;
- Развивать сообразительность, любознательность;
- Развивать мыслительные операции;
- Развивать логическое мышление;
- Учить выделять существенные признаки.
«Развитие речи»
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания и т.д.
Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.
Задачи:
- Расширять и активизировать словарный запас;
- Пополнять запас знаний и сведений;
- Развивать воображение, фантазию;
- Побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.
«Развитие памяти»
Психолог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.
Задачи:
- Развивать непроизвольную и произвольную память;
- Развить зрительную и слуховую память.
«Развитие внимания»
Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).
Задачи:
- Развивать сенсорное внимание:
- Развивать слуховое внимание;
- Развивать моторно-двигательное внимание.
«Содействие становлению учебной мотивации»
Существенный момент мотивационной готовности к школьному
обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.
Задачи:
- Развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей)
- Содействовать формированию мотива достижения по типу «стремление к успеху» (уважительно и внимательно относиться к потребностям и достижениям ребенка; эмоционально поощрять успехи ребенка и попытки овладеть чем-то новым)
- Способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).
«Снятие эмоционального напряжения»
На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | К/ч |
1 | Знакомство | Знакомятся с правила работы в группе, участвуют в диагностическом исследовании. | 1 |
2 | Что я чувствую? | Выполняют упражнения на развитие памяти, анализируют коррекционную сказку | 1 |
3 | Как я слышу? | Выполняют упражнения на развитие зрительного восприятия, воображения, мелкую моторику рук, анализируют коррекционные сказки. | 1 |
4 | Алфавит | Рисуют по памяти, исполняют песню про Алфавит | 1 |
5 | Алфавит | Заучивают буквы в стихах, дают характеристику героям, выполняют упражнение на развитие памяти. | 1 |
6 | Алфавит | Рисуют и украшают буквы, поют песню об Алфавите. Дают характеристику звукам. | 1 |
7 | Алфавит | Участвуют в анализе коррекционных сказок, мастерят буквы из проволоки. | 1 |
8 | Буквы и слова | Измеряют «длину» слов, дают оценку героям сказок «Лесная школа» | 1 |
9 10 | Цифры | Изучают правила поведения в школе. Выполняют упражнения по поиск букв и цифр. | 1 |
11 | Фигуры | Выполняют графический диктант. Повторяют правила поведения в школе | 1 |
12 | Растения | Выполняют упражнения на развитие мышления: синтез, аналогии. Сравнение, дифференциация. | 1 |
13 | Животные | Осваивают правила поведения в школе. Рисуют «несуществующее» животное. | 1 |
14 | Промежуточная диагностика | Участвуют в промежуточной диагностической работе по изучению мотивации и уровня тревожности. | 1 |
15 | Насекомые | Рисуют по воображению | 1 |
16 | Птицы | Упражняются в развитии кругозора. Работают с энциклопедиями и справочниками. | 1 |
17 | Ягоды, фрукты, овощи | Упражняются в развитии произвольной памяти и внимания. Анализируют коррекционные сказки. | 1 |
18 | Космос | Упражняются в развитии логического мышления. Решают простые логические задачи. | 1 |
19 | Сладости | Моделируют ситуации | 1 |
20 | Игрушки | Развивают мотивационную сферу. Слушают и рисуют героев мотивационных сказов М.А.Панфиловой. | 1 |
21 | Время | Выполняют упражнения на развитие зрительного восприятия, воображения, мелкую моторику рук, анализируют коррекционные сказки. | 1 |
22 | Сказки | Анализируют мотивационные сказки М А Панфиловой. Выполняют графический диктант. | 1 |
23 | Сказки | Анализируют мотивационные сказки М А Панфиловой. Повторяют правила поведения в школе. | 1 |
24 | Дом | Составляют коллективный рассказ. Повторяют правила работы в группе | 1 |
25 | Семья | Рисуют на тему «Моя семья» | 1 |
26 | Школа | Театрализация сказок м а Панфиловой | 1 |
27 | Итоговая диагностика | Выполнение заданий итогового теста К Йерасика. | 1 |
По окончанию курса «Скоро в школу» обучающиеся научатся:
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- Функционировать в соответствии со школьными правилами;
- проявлять положительные эмоции к школе.
Будущие первоклассники получат возможность научиться
- анализировать объекты с целью выделения существенных признаков ;
- синтезировать целое из частей;
- сравнивать и сопоставлять предметы;
- включать зрительный и слуховой анализаторы при запоминании информации;
- делать рисунки по памяти;
- устанавливать аналогии;
- выполнять действия по образцу и заданному плану;
- умение исправлять указанные ошибки;
- осуществлять контроль своих действий;
- адекватно реагировать на оценку взрослых;
- владеть вербальными и невербальными средствами общения;
- позитивно относиться к процессу сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- уметь слушать собеседника и выражать собственные мыли.
- уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
- Планируемые метапредметные и личностные результаты
По результатам освоения данной программы у будущих первоклассников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
- знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
- сравнение и сопоставление;
- выделение общего и различного;
- осуществление классификации;
- установление аналогии;
- самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД:
- осуществление действия по образцу и заданному правилу;
- сохранение заданной цели;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- осуществление контроля своей деятельности по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
- овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника;
- умение задавать вопросы.
Личностные УУД:
- формирование самооценки при подготовке к обучению в школе,
- положительное отношение к школьному обучению, развитие интереса к учебному материалу;
- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;
- соотношение поступков и событий с принятыми этическими принципами;
- освоение моральных норм;
- проявление интереса к учебной деятельности;
- проявление готовности к построению взаимодействий в рамках учитель – ученик, ученик – коллектив, ученик-ученик;
- проявление положительных эмоций, адекватного поведения;
- освоение школьных правил.
- Материально-техническое обеспечение
- по курсу «Занимательная Азбука»
Для учителя
- Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». Программа « Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. – М. : Баласс, 2011
- « По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3 и 4. Т.Р. Кислова / Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2011.
Для учащихся:
- « По дороге к Азбуке» Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников 3,4 частях. Т.Р. Кислова, А.А. Иванова. – М. : Баласс, 2011
- Прописи для детского сада Печатные буквы. М.: ООО «Омега-пресс, 2014
- Тетрадь с заданиям для развития детей .Изучаем грамоту. Ч 1,2 г. Киров.
- Тетрадь Учим буквы. Бортникова Е. Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013
Дополнительная литература
- Академия дошкольного развития Н.С.Жукова. М.: Эксмо, 2000
- Учим буквы. Крупенчук О.И. Издательский дом «Литера» , 2012. (Серия «Готовимся к школе»)
- По дороге к Азбуке . Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников.Ч.5 (6-7лет) Кислова Т.Р., Иванова А.А. М.: Баласс, 2010
- Учим детей грамоте: Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Москаленко Н.И. - Минск: Изд. Асар, 1998
- Тетрадь с заданиями для развития детей. Готовимся к письму. В 2-х частях
- Звукарик. Сборник занимательных упражнений для дошкольников по формированию начальных навыков чтения и грамотного письма. А.В. Унзенкова, Л.С. Колтыгина, Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1999
- Презентации к занятиям по материалам сайта viki.rdf.ru
- «Занимательное азбуковедение» Волина В.В. - М., 1991
- «Учимся играя». Волина В.В. - М., 1998
- Сборник загадок. Карпенко М.Т. - М., 1988.
ИКТ - обеспечение
- Авторские презентации к занятиям, в формате Power Рoint.
- Учебное видео «Уроки тётушки совы» www. usovi.com.ua
- Демонстрационные карточки со словами для запоминания.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Настольные развивающие игры.
- Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
- Раздаточный материал.
- по курсу «Веселая математика»
Учебно-методическая литература.
- Учебник «Моя математика» для старших школьников, авторы: М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина издательство «Баласс», Москва, 2008г.
- Методические рекомендации для педагогов «Моя математика» для старших школьников, авторы: М.В. Корепанова, С.А. Козлова, издательство «Баласс», Москва, 2008г.
Демонстрационные пособия.
- Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10;
- Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
- Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
- Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.
Учебно - практическое оборудование
- Объекты (предметы для счёта).
- Пособия для изучения состава чисел.
- Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
- по курсу «В мире прекрасного»
- Копцева Т.А. Программа «Природа и художник». - М, «ТЦ Сфера», 2006.
- Наборы дидактических карточек с картинками: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Растения», «Грибы», «Транспорт», «Жилища», «Декоративно-прикладное искусство», «Сказочные герои», «Русские народные сказки», «Времена года», «Космос».
- Информационные карты «Правила безопасного труда», «Основы цветоведения» и др.
- Репродукции картин русских и зарубежных художников.
Используемая литература.
- 1.Барышева Т.А. Как воспитать в ребенке творческую личность?/ Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004 г.
- 2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: «Просвещение» 1991 г.
- 3.Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и листок. – Ярославль: «Академия», 2000 г.
- 4.Грибовская А.А. Организация работы изостудий в дошкольных учреждениях. – М:«Просвещение», 1995 г.
- 5.Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – Москва: «Карапуз-дидактика», 2006 г.
- 6.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М: «Владос», 2002 г.
- 7.Казакова Р. Рисование с детьми дошкольного возраста «Нетрадиционные техники изображения» - М: «ТЦ Сфера», 2004 г.
- 8.Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003 г.
- 9.Леонович Е. Толковый словарь – М: «АСТ-ПРЕСС», 1997 г.
- 10.Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: «Просвещение», 1987 г.
Литература для детей.
- 1.Сборники русских народных сказок, загадок и потешек.
- 2.Произведения русских и зарубежных писателей:
- Поэзия А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Барто, Р.Ругина, Г.Лапцуя, С.Есенина, С.Михалкова, С.Маршака и др.
- П.Ершов «Конек-Горбунок»
- А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
- А.Островский Снегурочка»
- Г.-К.Андерсен «Снежная Королева»
- С.Маршак «Двенадцать месяцев» и др.
- 3.С.П. Алексеева, А.Г.Алексин и др. Энциклопедия «Что такое - Кто такой» 1,2,3 часть - М: «Педагогика – Пресс», 1997.
- 4.Энциклопедия. Изобразительное искусство.–М: «Аванта+», 2005 г.
- По курсу «Скоро в школу»:
- Модестова Т.В. Рабочая тетрадь для подготовки детей к школе. С-П «Литера», 2011г;
- М А Панфилова «Лесные сказки», Изд. «Орфей, 2008
Дополнительная литература
- Гатанов Ю.Б. Энциклопедия готовности ребенка к школе. С-П, «Нева», 2010
- Глазунов Д.А. Психология. Развивающие занятия. М «Глобус», 2008
- Герасимова А.С Энциклопедия обучения и развития дошкольника. С-П, «Нева- 2012
- Вархатова Е К и др «Экспресс – диагностика готовности к школе», М.»Генезис», 2011г.
Материалы интернет-ресурсов:
- http://vikirdf.ru
- http://pochemu4ka.ru/index/uchim_bukvy/0-526
- http://games-for-kids.ru/x/chtenie.php
- http://detskiysad.ru/govorim.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей 5-6 лет
данный материал использую в дошкольной группе "Родничок" при гимназии (для детей не посещающих детский сад)...
Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)
Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....
Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)
Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...
Образовательная программа по предшкольной подготовке детей.
"Школа дошколят"...
Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников « Интегрированный курс подготовки к школе»
Программа подготовки первоклассников к обучению и социализации в школе...