Интеллектуальная игра «Турнир Всезнаек по русским народным сказкам»
план-конспект на тему

Якобчук Лилия Владимировна

Преемственность детского сада и школы. Интеллектуальная игра «Турнир Всезнаек по русским народным сказкам». Итоговое занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«Турнир Всезнаек по русским народным сказкам»

Цель:  вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству; формировать у учащихся доброе взаимоотношение; способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих  способностей, формированию коллектива; развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Ход мероприятия:

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего мероприятия, тема которого «Турнир Всезнаек по русских народным сказкам».

Звучит песня «Добрые сказки»

Ведущий: - Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

- А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в садик вам читали их воспитатели, а в школе вы сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.    Когда-то сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

Выступление учеников 4 класса:

1. В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

2. В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем, сказке: “Заходи”.

Ведущий: А сейчас мы начинаем турнир знатоков русских народных сказок. В нашем турнире принимают участие ребята из детского садика № 354 и учащиеся 1 класса школы № 57

1 – я команда:

«Колобки» 

Девиз:

«На помощь Колобки придут,

И нас к победе приведут»

2 – я команда

«Репка»

Девиз:

«Вместе с репкой мы живём

Вместе дружим и поём»

За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Какая команда больше наберёт жетонов, та и победит.

Конкурс «Домашнее задание»

Начнём с Домашнего задания. Дома вы готовили инсценировку русских народных сказок. А какую сказку приготовила каждая команда мы сейчас, угадаем.

1. Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…  (Колобок)

2. Кто-то за кого-то

Ухватился цепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох – засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд!

Кто засел так крепко?

Может это…  (Репка)

- Молодцы, получаем жетоны.

Конкурс «Загадки о героях сказки»

Загадка не отгадывается сама,   надо попробовать силу ума.           

- О каком герое идет речь?

1.     Хозяин лесной

        Просыпается весной,

        А зимой под вьюжный вой

        Спит в избушке снеговой. (медведь)

                                         2.     Зубовато, серовато,

                                                 По полю рыщет,

                                                 Телят, ягнят ищет, (волк)   

 3.     Эта  маленькая крошка

         Рада даже хлебной крошке,

         Потому что дотемна

         В норке прячется она. ( мышь ) 

 4. Угадайте, что за шапка:

                                                    Меха целая охапка.

                                                    Шапка бегает в бору,

                                                    У стволов грызет кору. ( заяц )

 5. Сама рыжеватая,

     Мордочка плутоватая.

     Ей не надо пирожка,

     Ей бы скушать петрушка. (Лиса)

                                               6. Не зверь, не птица,

                                                   Всего боится.  

                                                   Половит мух-

                                                   И в воду плюх! (Лягушка)

Конкурс «Узнай сказку по картинке»
Ведущий: Я буду показывать вам картинку из  сказок, а вы должны угадать, что это за сказка и дать ее полное название.
Конкурс «Узнай сказку по отрывку»
Ведущий: Я буду читать вам отрывки из  сказок, а вы должны угадать, что это за сказка и дать ее полное название.
1.Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.  (Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)
2.Тут в избушке углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, прямо к царю…” (“По щучьему велению”.)
3. “А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони, и никогда не забывай! Каждое утро косточки водой поливай!”(“Крошечка – Хаврошечка”.)
4.«… Сестрица моя,
Выплынь, выплынь на бережок!
Костры горят высокие, 
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!...» (Братец Иванушка)
5. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?
– А я – Лягушка-квакушка. (Ответ: «Теремок»)
6.– Поешь моего простого киселька с молочком. Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком.( «Гуси-лебеди»)
Конкурс «Продолжи имя героя»
Ведущий: Каждой команде читаются начало имени героя сказок. Ваша задача продолжить его имя.
1.  Кощей  … (Бессмертный)
2. Баба … (Яга)
3. Крошечка …  (Хаврошечка)
4. Василиса .. (Прекрасная)
5. Царевна … (Лягушка)
6. Сестрица Аленушка и … (Братец Иванушка)
7. Маша и (медведь)
8. Лиса и … (волк; хаяц и т.д.)

Конкурс «Сказочная викторина»


  1. Где находится смерть Кощея? (В яйце)

  2. Кто унес мальчика к Бабе Яге? (Гуси-лебеди)

  3. В какой сказке мальчик превратился в козленка и почему?

  4. Назовите героев сказки «Теремок».

  5. Какое мужское имя чаще всего встречается в сказках? (Иван).

  6. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

  7. Кто и с кем устроил такой дележ: «Мне вершки, а тебе корешки». (Мужик и медведь)

  8. Назовите кличку собаки из сказки «Репка». (Жучка)

  9. Жилище бабы Яги? (Избушка)

  10. Кто так говорил и из какой сказки?


«Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!» (Машенька. «Машенька и медведь»)


  1. Кто любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью? (Колобок)

  2. Кто так говорил и из какой сказки?


«Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечо,

Хочу лису по сечи,

Пошла лиса вон.»   (Петух из сказки «Лиса и заяц»)


  1. «Съешь моего ржаного пирожка… 
    – Не стану я ржаной пирог есть! 
    У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
    (Печка, девочка.  Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
    Конкурс «Телеграмма»
    Ведущий: Ребята, к нам  пришли телеграммы от героев известных вам сказок. Я буду вам зачитывать их, а вы говорите, кто их прислал.
  1. «Приехать к вам не смогу, мой хвост примерз в прорубе» (Волк из сказки «Волк и лиса»).
  2. «Очень хотела к вам приехать, но мышка бежала, задела хвостиком яичко, оно покатилось и разбилось. Я осталась утешать деда и бабу». (Курочка ряба из сказки «Курочка ряба»)
  3. «Приехать к вам не могу, мой брат превратился в козленка», (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  4. «Я хотела к вам приехать, но волк съел моих козлят». (Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
  5. «Приехать к вам не смогу, так как зарезали мою коровушку».  (Крошечка-Хаврошечка из сказки «Крошечка-Хаврошечка»).
  6. «Хотел к вам приехать, но надо лису из своей избушки выгонять» (Заяц из сказки «Лиса и заяц»)
    Ведущий: Я благодарю за участие в этом конкурсе всех участников, за то, что вы показали неплохие знание о русских народных сказках.
    Я уверена, что вам ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы этих сказок!

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Она живет в любом дому

И странствует по странам. А почему?

Да потому, что без нее нельзя нам!

Подведение итогов жюри.

- Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)

- А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

- А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.  Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где тепло, там и добро. Литературный турнир (по русским народным сказкам).

Цели:Повторить и закрепить в игровой форме у учащихся знаний о содержании русских народных сказок.Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.Развивать у родителей интер...

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...

Интеллектуальная игра в рамках недели начальной школы «Магия чисел в русских народных сказках»

Интеллектуальная игра в рамках недели начальной  школы «Магия чисел врусских народных сказках»...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Интеллектуальная игра: «Турнир знатоков русского языка».

Интеллектуальная игра: «Турнир знатоков русского языка»...

Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»

Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...