Интеллектуальная игра: «Турнир знатоков русского языка».
план-конспект по русскому языку
Интеллектуальная игра: «Турнир знатоков русского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_intelektualnaya_igra.docx | 25.97 КБ |
intellektualnaya_igra.pptx | 111.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра: «Турнир знатоков русского языка».
Девиз:
« Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом»…(слайд)
Цель: воспитывать любовь к родному языку, формировать универсальные учебные действия:
личностные: вырабатывать умение работать в группе, развивать творческие способности каждого обучающегося
предметные: в процессе формирования устойчивого интереса к изучению русского языка учить работать с информацией
регулятивные: формирование умения организовывать свою деятельность
Оборудование:
Словари великого русского языка;
Выставка книг русских писателей;
Рисунки детей к известным детским произведениям;
Таблицы с ресурсами и занимательным материалом;
дипломы и грамоты для победителей и участников игры;
компьютер, проектор, презентация игры;
чистые листы бумаги, ручки, фломастеры;
музыкальное сопровождение: «Чему учат в школе».
Отборочный творческий тур для интеллектуальной игры по русскому языку :
Задание для обучающихся первых классов:
собери 8 - 10 слов из разбросанных слогов и букв, нарисуй 3 схемы: МА, ЛЯ, И, ЛЬ, У, НА, Г, ГО, К, ГА, Д, СИ, РИ, СА, О, М, ЛЕ, А, РЬ, РЕ, Й, РО, ША
2 класс:
расшифруй слова, в которых Баба – Яга перепутала буквы:
АЛЬМВАИН, САРОЛНК, ЛЕЯМЕ, ЛЕБЖОНЕКАС, НУАТБИОР
( Мальвина, Карлсон, Емеля, Белоснежка, Буратино);
3 класс:
назовите одним словом и запишите его:
- исконный житель России (рус..кий)
- документ об окончании школы (ат..естат)
- группа дружных детей ( кол..ектив)
- сотрудник газеты ( кор..еспондент)
- помещение, где идет урок ( клас..)
4 класс: игра «Хвостоглав»:
Что за странные слова? Ходит кругом голова.
Кто поймет? Кто разберет?
Как читать? Наоборот? Догадался? Молодец!
Слова первого конец
Стал началом для второго.
Подсказал нам это Вова.
Тебе понравилась игра?
Тогда, дружок, найди слова:
Ребятарелкартинарод (ребята, тарелка, картина, народ )
Собакартонародина (собака, картон, народ, родина)
Яблоколопатарелкартофель (яблоко, лопата, тарелка, картофель)
Отборочный тур игры проходит в классах. Победители образуют 2 группы «ПУПС» (пусть успех принесут слова) и «МАКС» (мы активные, коммуникативные, смелые) для участия в интеллектуальной игре: «Турнир знатоков русского языка», в котором предусмотрено несколько этапов:
1 Разминка
2. Знатоки словаря
3. Найди крылатое выражение
4. Скороговорки, чистоговорки
5. Конкурс капитанов
6. Игра «Интеллектуал»
7. Станция «Ребусная». Шифровка. Игра со зрителями.
8. Собери пословицу. «Черный ящик».
9. Умники и умницы.
10. Рефлексия. Подведение итогов.
1. Разминка: «Вопрос. Ответ».
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6)
3. Как называется часть речи, обозначающая действие предметов?(Глагол)
4. Слова, какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения)
5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (подлежащее)
6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода)
7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении?(Окончание)
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели: Сообщение правил игры.
2.«Знатоки словаря»
(конкурс знатоков словарных слов с творческим заданием: изобразить одну отгадку в форме пантомимы: лягушки или поезда из вагончиков)
1. Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш)
2. Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки)
3. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью под кроватью. (Ботинки)
4. Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Вагон)
5. Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы, как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака)
6. Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит – кричит,
Сядет – молчит;
Кто его убьет –
Свою кровь прольет. (Комар)
7. Я землю копала –
Совсем не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата)
8. В поле родился,
На заводе варился,
На столе в стакане
Быстро растворился. (Сахар)
3. Найдите крылатые выражения:
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит…
- Как об стенку горох , - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток!..
Стучит.
- Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню…
А бабушка:
- Всему свое время.
-Зачем молоток унесла?
- Ему про Фому, а он про Ерему . Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана, что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
4. Конкурс скороговорок: (слайд)
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!
5. Конкурс капитанов:
Из букв слова «Орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто больше, тот и победил, принеся команде 2 балла. Второй капитан получает 1 балл. (граф, грамм, форма, горы, рог, маг, Фома, Рома, гамма, фара, морг, гром, мама и др.( слайд)
6. Игра: «Интеллектуал»:
Команда должна ответить на 3 интеллектуальных вопроса. Например:
1.Как называется знаменитое стихотворение К.И.Чуковского?
а) «Лабиринт»;
б) «Неразбериха»;
в) «Путаница»;
г) «Безобразие».
2. От чего погибнет тот, кто придет к нам с мячом?
а) от холода;
в) от кирпича;
б) от голода;
г) от меча.
3. Какого падежного вопроса в русском языке на существует?
а) по чему?
в) к чему?
б) по чем?
г) с чем?
4. Как называется торжественная процедура вступления в должность главы государства?
а) интервенция;
в) инаугурация;
б) имплантация;
г) импичмент.
5. Как звали пособника Карабаса Барабаса в сказке А.Толстого «Приключения Буратино»?
а) Дуролом;
в) Дуралей;
б) Дурошлеп;
г) Дуремар.
6. Упражнения с каким предметом нет в художественной гимнастике?
а) булава;
в) скакалка;
б) мяч;
г) ракетка.
7. Станция: «Ребусная»
спина'' + 'очки |
(спички)
роза' + 'ветка |
(розетка)
Игра со зрителями
(Используем загадки, занимательнее вопросы)
1. Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото
2. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
3. Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет –
Последний лист отпадет. (Календарь)
4. На привале нам помог
Суп варил, картошку пек
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь… (Огонь и костер) и др.
8. Собери пословицу.
Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда – 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается 1 балл.
ВОДУ |
(«На сердитых воду возят»)
ПОТЕРЯЕШЬ |
(«Упустишь минутку – час потеряешь»)
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.
В ящике лежат предметы: иголки, бутылка с водой, изображение глаза.
В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц.
Задание: посмотрев на текст незаконченной пословицы выбрать из черного ящика один из предметов. Закончить пословицу и объяснить смысл пословицы.
1. «Сидеть как на … (иголках)». (Беспокоится, испытывать тревогу).
2. «Как рыба в … (воде)». (Чувствовать себя непринужденно, уверенно).
3. «Беречь как зеницу… (ока)» (Очень старательно что-либо охранять).
9. Конкурс: «Умники и умницы» (слайд)
1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит или азбука)
2. почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке?
3. Как написать, не употребляя букв я,ю,е,е следующие слова: ярмо, слезы сюда, заяц, ель, елка? (Йармо, сльозы и т.д.)
4. какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ы, й,ъ,ь)
5. Какая часть света называет себя первой и последней буквами древнерусской азбуки? (Аз-и-я)
10. Рефлексия. Подведение итогов
Обе группы заполняют маршрутный лист: если все было понятно в ходе турнира, ставят «+», если возникали затруднения: «+/-- », если не смогли найти ответ: « -- ». После подведения итогов проводится беседа с участниками турнира и присутствующими, в которой выясняется насколько эффективно занятие, чтобы дети изменили или дополнили, чтобы турнир стал еще интереснее. Ведущий предлагает подготовить занимательные вопросы, ребусы, найти в словарях крылатые выражения, нарисовать к ним рисунки.
Творчество педагога в данном мероприятии заключено в том, что в процессе групповой работы ребята коллективно решали задачи разной трудности, учились слушать друг друга, выдвигать гипотезы, принимать решение, которое озвучивали по очереди;
соревновательный характер мероприятия позволил каждому участнику турнира проявить себя как лидера, слушателя, делегата, консультанта, т.е. проявить самостоятельность, коллективизм, ответственность;
выбор нестандартной формы приобщения к изучению русского языка – в виде игры, так как «игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.Сухомлинский);
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз: « Учите русский годы к ряду С душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда И та награда в нем самом» 2
Задание для обучающихся первых классов: 3
собери 8 - 10 слов из разбросанных слогов и букв, нарисуй 3 схемы: МА, ЛЯ, И, ЛЬ, У, НА, Г, ГО, К, ГА, Д, СИ, РИ, СА, О, М, ЛЕ, А, РЬ, РЕ, Й, РО, ША 4
2 класс: расшифруй слова, в которых Баба – Яга перепутала буквы: АЛЬМВАИН, САРОЛНК, ЛЕЯМЕ, ЛЕБЖОНЕКАС, НУАТБИОР 5
( Мальвина , Карлсон , Емеля, Белоснежка, Буратино) 6
3 класс : назовите одним словом и запишите его: - исконный житель России (рус..кий) - документ об окончании школы ( ат .. естат ) - группа дружных детей ( кол.. ектив ) - сотрудник газеты ( кор .. еспондент ) - помещение, где идет урок ( клас ..) 7
4 класс: игра « Хвостоглав »: Что за странные слова? Ходит кругом голова. Кто поймет? Кто разберет? Как читать? Наоборот? Догадался? Молодец! Слова первого конец Стал началом для второго. Подсказал нам это Вова. Тебе понравилась игра? Тогда, дружок, найди слова: 8
Ребятарелкартинарод (ребята, тарелка, картина, народ ) Собакартонародина (……………………..) Яблоколопатарелкартофель (…………….) 9
1. Разминка: «Вопрос. Ответ». 1. Сколько букв в русском алфавите? (33) 2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6) 3. Как называется часть речи, обозначающая действие предметов? (Глагол) 4. Слова, какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения) 5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (подлежащее) 6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода) 7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень) 8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание) 10
2.«Знатоки словаря» (конкурс знатоков словарных слов с творческим заданием: изобразить одну отгадку в форме пантомимы : лягушки или поезда из вагончиков) 11
1. Деревянный кафтан, В нем живет цветной Иван. Любит он альбом, тетрадь, А я люблю им рисовать. 12
2.Эти резвые подружки, Попрыгуньи и крикушки , Песни громко распевают И комариков глотают. 13
3. Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом , А ночью под кроватью. 14
4. Я зашел в зеленый дом И недолго пробыл в нем. Оказался этот дом Быстро в городе другом. 15
5. Ты в летний полдень, в тишь и зной Их не увидишь над собой. А иногда белы, как вата, Они плывут, спешат куда-то. 16
6. Не зверь, не птица, Нос, как спица; Летит – кричит, Сядет – молчит; Кто его убьет – Свою кровь прольет. 17
7. Я землю копала – Совсем не устала. А кто мной копал, Тот и устал. 18
8. В поле родился, На заводе варился, На столе в стакане Быстро растворился. 19
3. Найдите крылатые выражения: - Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. - Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит… - Как об стенку горох , - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши , а он все свое… Отберу молоток!.. Стучит. - Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. - Отдай! - Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. - Я машину чиню… А бабушка: - Всему свое время. -Зачем молоток унесла? - Ему про Фому, а он про Ерему . Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. - Не все: мы не спим. - Ну, хватит воду в ступе толочь . Марш в кровать. Папа сказал: - Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана, что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: - Кашу маслом не испортишь. 20
4. Конкурс скороговорок: 1.На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. 2. Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. 3. Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! 21
5. Конкурс капитанов: Из букв слова «Орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто больше, тот и победил, принеся команде 2 балла. Второй капитан получает 1 балл. (граф, грамм, форма, горы, рог, маг, Фома, Рома, гамма, фара, морг, гром, мама и др. 22
6. Игра: «Интеллектуал»: Команда должна ответить на 3 интеллектуальных вопроса. Например: 1.Как называется знаменитое стихотворение К.И.Чуковского? а ) «Лабиринт»; б ) «Неразбериха»; в) «Путаница»; г) «Безобразие». 2. От чего погибнет тот, кто придет к нам с мячом? а) от холода; в) от кирпича; б) от голода; г) от меча. 3. Какого падежного вопроса в русском языке на существует? а) по чему? в) к чему? б) по чем? г) с чем? 23
4. Как называется торжественная процедура вступления в должность главы государства? а) интервенция; в) инаугурация; б) имплантация; г) импичмент. 5. Как звали пособника Карабаса Барабаса в сказке А.Толстого «Приключения Буратино»? а) Дуролом ; в) Дуралей ; б) Дурошлеп ; г) Дуремар . 6. Упражнения с каким предметом нет в художественной гимнастике? а) булава; в) скакалка; б) мяч; г) ракетка. 24
7. Станция: «Ребусная» спина'' + 'очки роза' + 'ветка 25
Игра со зрителями (Используем загадки, занимательнее вопросы) 1. Не вода и не суша – На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь. ( Болото) 2. Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней) 3. Каждый день роняет листочек. А как год пройдет – Последний лист отпадет. (Календарь ) 4. На привале нам помог Суп варил, картошку пек Для похода он хорош, Да с собой не понесешь… (Огонь и костер) 26
8. Собери пословицу. Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда – 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается 1 балл. 27
ВОДУ ПОТЕРЯЕШЬ 28
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. В ящике лежат предметы: иголки, бутылка с водой, изображение глаза. В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц. 29
Задание: посмотрев на текст незаконченной пословицы выбрать из черного ящика один из предметов. Закончить пословицу и объяснить смысл пословицы. 1. «Сидеть как на … (иголках) ». (Беспокоится, испытывать тревогу). 2. «Как рыба в … (воде)». (Чувствовать себя непринужденно, уверенно). 3. «Беречь как зеницу… (ока)» (Очень старательно что-либо охранять). 30
9. Конкурс: «Умники и умницы» (слайд) 1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит или азбука) 2. почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке? 3. Как написать, не употребляя букв я,ю,е,е следующие слова: ярмо, слезы сюда, заяц, ель, елка? ( Йармо , сльозы и т.д.) 4. какие буквы не употребляются в начале русских слов? ( ы , й,ъ,ь ) 5. Какая часть света называет себя первой и последней буквами древнерусской азбуки? ( Аз-и-я ) 31
Выбор нестандартной формы приобщения к изучению русского языка – в виде игры был не случаен, так как «игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.Сухомлинский) 32
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"
Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...
Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»
В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....
Викторина по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
Данное мероприятие способствует развитию интереса к изучению русского языка, развитию логического мышления школьников....
Турнир знатоков русского языка "Мой верный друг, язык мой русский"
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выра...
Интеллектуальная игра «Турнир знатоков» в 1 классах
laquo;Турнир знатоков»(Интеллектуальная игра для школьников 1 класса)Цели и задачи мероприятия: проверка общих знаний и интеллектуальных возможностей учащихся. развитие познавательных и т...
Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 2 класс
Класс делится на 3 команды, каждой команде даются задания в различной форме:загадки, ребусы, кроссворды. На каждое задание отводится определённое время. После каждой номинации подводится итог и выстав...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-4 классах «Турнир знатоков русского языка»
Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка» направлено на сохранение культуры русского языка. Проводится в форме словесного турнира по предмету в рамках ФГОС НОО. Предла...