Где тепло, там и добро. Литературный турнир (по русским народным сказкам).
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Цели:
- Повторить и закрепить в игровой форме у учащихся знаний о содержании русских народных сказок.
- Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
- Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2kl._literaturnyy_ring_gde_teplo_tam_i_dobro.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Где тепло, там и добро.
Литературный турнир (по русским народным сказкам).
2 класс
Цели:
Повторить и закрепить в игровой форме у учащихся знаний о содержании русских народных сказок.
Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
Ход занятия.
Сказочница. Добрый день, дорогие друзья. Нет в мире дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном дедко Морозко да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Ох, хорошо! Прижмутся дети к тёплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки тёплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. А вот и вы послушайте-то сказочку про белую козочку.
Импровизация сказки «Белая козочка». Показывают родители.
Слово ведущих.
Скоморохи:
Добрый день, гости дорогие, жданные, званные и желанные!
Здравствуйте молодки! Здравствуйте, лебёдки! Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Почтенные и молодые…
Полные и худые…
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
Мы – скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!
Наши загадки – ваши отгадки! За правильный ответ получаете «привет»!
Кто наберёт большее количество «приветов» - получает приз!
Отвечайте без подсказки: любите ли вы сказки?
А раз вы любите и знаете, то, значит, без труда отгадаете.
Представление жюри (родители) и представление команд (название).
Дети и родители делятся на 4 команды.
Разминка.
Продолжи название сказок.
«Поди туда…. не знаю куда, принеси, то – не знаю что»
Финист -… ясный сокол»
«Волшебное… кольцо»
« Хитрая… наука»
Доскажи словечки.
Сивка – бурка, вещая каурка… встань передо мной, как лист перед травой.
Мужичок с ноготок, борода с …. локоток.
Скоро сказка сказывается,… да не скоро дело делается.
Это службишка, не служба, служба… будет впереди
Утро вечера… мудренее.
По щучьему веленью, по моему хотенью.
Избушка, избушка, встань к лесу задом… а ко мне передом.
Тьфу, тьфу, тьфу, русским… духом пахнет.
Сказочные герои.
Расшифруйте анаграммы – сказочных героев и скажите из какой они сказки.
ВРОВАХЧЕШАК Хаврошечка «Хаврошечка»
НАЙРЕД Андрей «Поди туда - не знаю куда, принеси - то не знаю что»
БАШШАРА Шабарша « Шабарша»
НИТСИФ Финист «Финист – ясный сокол»
ШУГЯЛАК Лягушка «Поди туда - не знаю куда, принеси - то не знаю что»
ЗОРОМОК Морозко «Морозко»
РУСЕГОНЧАК Снегурочка «Снегурочка»
НУДЛОК Колдун «Хитрая наука»
Интересные слова.
Соедините старинные слова из сказок с их значениями.
ПОЛУШАЛОК
ПОСОХ
ПЯЛЬЦЫ
КУПЕЦ
ЧУЛАН
СТУДЁННЫЙ
ПАДЧЕРИЦА
МАЧЕХА
ЯР
ПЕНЬКА
Высокий крутой берег, подмываемый рекой.
Грубое волокно, полученное из стеблей конопли.
Небольшая шаль, большой платок.
Длинная и толстая трость.
Помещение в доме, служащее кладовой.
Неродная дочь.
Ледяной.
Рама для натягивания ткани для вышивания.
Неродная мать.
Торговый человек.
Театральная дорожка.
Детям даётся текст и они с помощью пантомимы должны показать действия из сказки, а другие команды отгадать название сказки.
Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку. («По щучьему веленью»)
Откуда не возьмись, конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, не взгадать, ни пером описать. (Сивка-бурка»)
Ровно в полночь встал Мартын с постели, вышел на широкий двор, перекинул кольцо с руки на руку – и тотчас явились перед ним двенадцать молодцев, все на одно лицо, волос, в волос, голос в голос. («Волшебное кольцо»)
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. («Хаврошечка»)
Музыкальная пауза. «Если нравится тебе…»
Сказочные испытания.
Дети отгадывают названия сказок (по отрывкам)
Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идёт падчерица – в злате – серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжёлый. Старуха глянула – и руки врозь…
(«Морозко»)
Сказано – сделано. Пошли старики в огород и давай дочку лепить. Вылепил дочку, вставили вместо глаз две голубенькие бусины, сделали на щёчках две ямочки, а из ленточки – роток.
(«Снегурочка»)
Удивился Андрей-стрелок: что такое? С виду совсем птица, а говорит человеческим голосом. Принёс он горлицу домой, посадил на окошечко, а сам стоит дожидается.
(Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)
- Кому я нужен, тот меня и найдёт. Но это будет нелегко. Тогда меня найдёшь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвёшь.
(«Финист – ясный сокол»)
После того выведет он к тебе двенадцать добрых молодцев – рост в рост, голос в голос, волос в волос, все на одно лицо и одёжей равны. Как станешь проходить мимо тех молодцев, примечай-ка: на правую щеку ко мне нет-нет да и сядет малая мушка.
(«Хитрая наука»)
Волшебный сундучок
Угадывание предметов из сказок.
Рак («Волшебное кольцо»)
Яблочко («Хаврошечка»)
Кольцо (Сивка-бурка», «Волшебное кольцо»)
Ведро («По щучьему веленью»)
Шапка («Шабарша»)
Сундук («Морозко»)
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Пословицы
Каждая команда получает пословицу, надо её сопоставить с какой-либо сказкой и доказать - почему?
Какова работа – такова и награда.
Дурак только в сказках удачлив.
Любопытной Варваре в дверях нос оторвали.
Долг платежом красен.
Сочини сказку.
Детям раздать сказочные приметы и по ним вместе с родителями сочинить сою народную сказку.
Сказочные приметы
Зачин
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего братца не стыдятся.
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, а третий дурачок.
В некотором царстве, в некотором государстве…
Жил-был крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочки.
Ай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда, чудные, а герой наш уж как взялся за гуж, так неча сказать – на всё дюж!
Троекратный повтор
Приём контраста
Волшебные события
Сказочные герои
Волшебные предметы
Присказки
Полымя из ноздрей, пар из ушей.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растёт.
Растёт не по дням, а по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зарями, застёгивается звёздами.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая берёза, у меня позади, а красная девица напереди!
Стань предо мной, как лист перед травой!
Ни словами сказать, ни пером описать.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не перебивается.
Скоро сказывается, да не скоро дело делается.
В чистом поле , в широком раздолье, за тёмными лесами, за зелёными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли…
Вправо поедешь коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
Мёртвой водой окропить – плоть и мясо срастается, живою водой окропить – мёртвый оживает.
Бага-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Концовка
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.
Я сам там был, мёд и пиво пил, по усам текло, а рот не попало, на душе сытно было.
…стали жить-поживать и добра наживать, лиха избывать.
И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.
Здесь и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Тем сказке конец, а мне мёду корец.
Устроил пир на весь мир и вместе с царевной правил он этим царством до глубокой старости.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
И стал они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят.
Представление сказок. Награждение участников творческого тура. Поведение итогов.
Сказку эту закрываю
И успехов вам желаю.
Мне приятно было с вами
Веселиться и шутить.
А теперь вы разрешите
Вам подарки подарить.
№ | конкурсы | баллы | Название команд |
1. | Разминка | По 1 б. |
2. | Сказочные герои | 2 б. |
3. | Интересные слова | 10 б. |
4. | Театральная дорожка | 5 б. |
5. | Сказочные испытания | 3 б. |
6. | Волшебный сундучок | По 1 б. |
7. | Сказка ложь… | 3 б. |
8. | Сочини сказку. | 10 б. |
Общий балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»Шелеховского района Иркутской области...
Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...
Интеллектуальная игра «Турнир Всезнаек по русским народным сказкам»
Преемственность детского сада и школы. Интеллектуальная игра «Турнир Всезнаек по русским народным сказкам». Итоговое занятие....
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»
Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...