Где тепло, там и добро. Литературный турнир (по русским народным сказкам).
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

 

Цели:

  1. Повторить и закрепить в игровой форме у учащихся знаний о содержании русских народных сказок.
  2. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
  3. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2kl._literaturnyy_ring_gde_teplo_tam_i_dobro.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Где тепло, там и добро.

Литературный турнир (по русским народным сказкам).

2 класс

Цели:

Повторить и закрепить в игровой форме у учащихся знаний о содержании русских народных сказок.

Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.

Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Ход занятия.

Сказочница. Добрый день, дорогие друзья. Нет в мире дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном дедко Морозко да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Ох, хорошо! Прижмутся дети к тёплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки тёплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. А вот и вы послушайте-то сказочку про белую козочку.

Импровизация сказки «Белая козочка». Показывают родители.

Слово ведущих.

Скоморохи:

Добрый день, гости дорогие, жданные, званные и желанные!

Здравствуйте молодки! Здравствуйте, лебёдки! Ребята-молодцы, весёлые удальцы!

Почтенные и молодые…

Полные и худые…

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

Мы – скоморохи! С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!

Наши загадки – ваши отгадки! За правильный ответ получаете «привет»!

Кто наберёт большее количество «приветов» - получает приз!

Отвечайте без подсказки: любите ли вы сказки?

А раз вы любите и знаете, то, значит, без труда отгадаете.

Представление жюри (родители) и представление команд (название).

Дети и родители делятся на 4 команды.

Разминка.

Продолжи название сказок.

«Поди туда….                                           не знаю куда, принеси, то – не знаю что»

Финист -…                                                ясный сокол»

«Волшебное…                                           кольцо»

« Хитрая…                                                 наука»

Доскажи словечки.

Сивка – бурка, вещая каурка…               встань передо мной, как лист перед травой.

Мужичок с ноготок, борода с ….            локоток.

Скоро сказка сказывается,…                   да не скоро дело делается.

Это службишка, не служба, служба…     будет впереди

Утро вечера…                                            мудренее.

По щучьему веленью,                               по моему хотенью.

Избушка, избушка, встань к лесу задом…                    а ко мне передом.

Тьфу, тьфу, тьфу, русским…                  духом пахнет.

Сказочные герои.

Расшифруйте анаграммы – сказочных героев и скажите из какой они сказки.

ВРОВАХЧЕШАК   Хаврошечка   «Хаврошечка»

НАЙРЕД                  Андрей     «Поди туда - не знаю куда, принеси - то не знаю что»

БАШШАРА             Шабарша   « Шабарша»

НИТСИФ                 Финист       «Финист – ясный сокол»

ШУГЯЛАК              Лягушка      «Поди туда - не знаю куда, принеси - то не знаю что»

ЗОРОМОК               Морозко      «Морозко»

РУСЕГОНЧАК        Снегурочка   «Снегурочка»

НУДЛОК                  Колдун          «Хитрая наука»

Интересные слова.

Соедините старинные слова из сказок с их значениями.

ПОЛУШАЛОК

ПОСОХ

ПЯЛЬЦЫ

КУПЕЦ

ЧУЛАН

СТУДЁННЫЙ

ПАДЧЕРИЦА

МАЧЕХА

ЯР

ПЕНЬКА

Высокий крутой берег, подмываемый рекой.

Грубое волокно, полученное из стеблей конопли.

Небольшая шаль, большой платок.

Длинная и толстая трость.

Помещение в доме, служащее кладовой.

Неродная дочь.

Ледяной.

Рама для натягивания ткани для вышивания.

Неродная мать.

Торговый человек.

 

Театральная дорожка.

Детям даётся текст и они с помощью пантомимы должны показать действия из сказки, а другие команды отгадать название сказки.

Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку. («По щучьему веленью»)

Откуда не возьмись, конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, не взгадать, ни пером описать. (Сивка-бурка»)

Ровно в полночь встал Мартын с постели, вышел на широкий двор, перекинул кольцо с руки на руку – и тотчас явились перед ним двенадцать молодцев, все на одно лицо, волос, в волос, голос в голос. («Волшебное кольцо»)

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. («Хаврошечка»)

 

Музыкальная пауза. «Если нравится тебе…»

Сказочные испытания.

Дети отгадывают названия сказок  (по отрывкам)

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идёт падчерица – в злате – серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжёлый. Старуха глянула – и руки врозь…

(«Морозко»)

Сказано – сделано. Пошли старики в огород и давай дочку лепить. Вылепил дочку, вставили вместо глаз две голубенькие бусины, сделали на щёчках две ямочки, а из ленточки – роток.

(«Снегурочка»)

Удивился Андрей-стрелок: что такое? С виду совсем птица, а говорит человеческим голосом. Принёс он горлицу домой, посадил на окошечко, а сам стоит дожидается.

(Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)

 - Кому я нужен, тот меня и найдёт. Но это будет нелегко. Тогда меня найдёшь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвёшь.

(«Финист – ясный сокол»)

После того выведет он к тебе двенадцать добрых молодцев – рост в рост, голос в голос, волос в волос, все на одно лицо и одёжей равны. Как станешь проходить мимо тех молодцев, примечай-ка: на правую щеку ко мне нет-нет да и сядет малая мушка.

(«Хитрая наука»)

Волшебный сундучок

Угадывание предметов из сказок.

Рак («Волшебное кольцо»)

Яблочко («Хаврошечка»)

Кольцо (Сивка-бурка», «Волшебное кольцо»)

Ведро («По щучьему веленью»)

Шапка («Шабарша»)

Сундук («Морозко»)

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Пословицы

Каждая команда получает пословицу, надо её сопоставить с какой-либо сказкой и доказать - почему?

Какова работа – такова и награда.

Дурак только в сказках удачлив.

Любопытной Варваре в дверях нос оторвали.

Долг платежом красен.

Сочини сказку.

Детям раздать  сказочные приметы и по ним вместе с родителями сочинить сою народную сказку.

Сказочные приметы

Зачин

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего братца не стыдятся.

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, а третий дурачок.

В некотором царстве, в некотором государстве…

Жил-был крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочки.

Ай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда, чудные, а герой наш уж как взялся за гуж, так неча сказать – на всё дюж!

Троекратный повтор

Приём контраста

Волшебные события

Сказочные герои

Волшебные предметы

Присказки

Полымя из ноздрей, пар из ушей.

Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.

Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растёт.

Растёт не по дням, а по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.

По локоть в красном золоте, по колени ноги в  чистом серебре.

Облачается небесами, подпоясывается зарями, застёгивается звёздами.

Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!

Стань, белая берёза, у меня позади, а красная девица напереди!

Стань предо мной, как лист перед травой!

Ни словами сказать, ни пером описать.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не перебивается.

Скоро сказывается, да не скоро дело делается.

В чистом поле , в широком раздолье, за тёмными лесами, за зелёными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.

Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли…

Вправо поедешь коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть.

Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.

Мёртвой водой окропить – плоть и мясо срастается, живою водой окропить – мёртвый оживает.

Бага-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.

Концовка

Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Я сам там был, мёд и пиво пил, по усам текло, а рот не попало, на душе сытно было.

…стали жить-поживать и добра наживать, лиха избывать.

И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.

Здесь и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Тем сказке конец, а мне мёду корец.

Устроил пир на весь мир и вместе с царевной правил он этим царством до глубокой старости.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

И стал они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят.

Представление сказок. Награждение участников творческого тура. Поведение итогов.

Сказку эту закрываю

И успехов вам желаю.

Мне приятно было с вами

Веселиться и шутить.

А теперь вы разрешите

Вам подарки подарить.

 

конкурсы

баллы

Название команд

1.

Разминка

По 1 б.

2.

Сказочные герои

2 б.

3.

Интересные слова

10 б.

4.

Театральная дорожка

5 б.

5.

Сказочные испытания

3 б.

6.

Волшебный сундучок

По 1 б.

7.

Сказка ложь…

3 б.

8.

Сочини сказку.

10 б.

Общий балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

Интеллектуальная игра «Турнир Всезнаек по русским народным сказкам»

Преемственность детского сада и школы. Интеллектуальная игра «Турнир Всезнаек по русским народным сказкам». Итоговое занятие....

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»

Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...