Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного интереса к литературному чтению- обогащать словарь учащихся.
Задачи:
- формировать навыки выразительного и осознанного чтения.
Методические приёмы: беседа, инсценирование отрывка сказки, чтение по ролям.
Теория: сказка, сказка авторская (литературная), сказка народная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению. 2 класс.
Тема: Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»
Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного интереса к литературному чтению- обогащать словарь учащихся.
Задачи:
- формировать навыки выразительного и осознанного чтения.
Методические приёмы: беседа, инсценирование отрывка сказки, чтение по ролям.
Теория: сказка, сказка авторская (литературная), сказка народная.
Оборудование: - презентация «Лис Миккель и Вершки и корешки »;
- мультимедиа-проектор, экран, компьютер, листочки.
Цели для учащихся:
Знать: - содержание литературных произведений, прочитанных в разделе «Лис Миккель и Вершки и корешки »;
- отличие народной сказки от авторской.
Уметь: - сравнивать русские народные сказки и сказки народов мира;
- различать сказки авторские и народные;
- читать произведение по ролям выразительно, с интонацией, соответствующей знакам препинания;
- инсценировать отрывки из произведения;
- составлять рассказ о прочитанном произведении по плану, предложенному учителем.
План урока.
I.Организация класса.
- Улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.
II. Вступительное слово учителя.
С произведениями какого жанра мы работали? (Со сказками)
- Сегодня на уроке мы побываем в гостях, в гостях у сказки. (Слайд 1)
Звучит фонограмма заставки телепередачи «В гостях у сказки».
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: “Заходи!”.
III.Сообщение темы урока.
IV. Повторение видов сказок.
- Сказка – это жанр устного народного творчества. Она появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.
Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи.
И здесь нет ничего удивительного. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту. В сказке слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив.
- Что объединило все сказки, прочитанные нами? Почему эти сказки поместили в один раздел? (Это зарубежные сказки)
- Какие бывают сказки по авторской принадлежности? (Народные и авторские). (Слайд 2)
- Как ещё называют авторские сказки? (Литературные) (Слайд 2)
- Догадайтесь, к какой сказке смоделирована эта обложка? (Слайды 3, 4) («Как Джек ходил счастье искать»)
- Какая это сказка: авторская или народная? (Народная) (Слайд 5)
Аналогично проводится работа с моделями сказок «Сказка про трёх поросят» (Слайды 6, 7, 8) , «Колосок» (Слайды 9, 10), «Бременские музыканты» (Слайды 11, 12),
- Что общего вы заметили во всех моделях обложек? (Коричневый круг)
- Что показывает этот круг? (Все сказки о животных)
- Итак, отправляемся в гости в «Страну сказок». (Слайд 15)
V. Объяснение новой темы.
-Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Прочитайте заголовок.
-Как вы думаете, какому жанру относится это произведение?
-О ком эта сказка? (о животных: лисе и медведе).
-Какой народ создал эту сказку? Прочитайте.( норвежцы)
-В северной части земного шара расположена страна Норвегия. Там и живут норвежцы, которые рассказали нам эту сказку.
-Назовите произведение.
Чтение произведения учителем
-Понравилась вам сказка?
-Какие непонятные слова вы встретили?
-Что означает (как вы понимаете): возделывать (отрабатывать);потешные истории (интересные, забавные, смешные истории); целина (не обработанная, не паханная земля); пуще огня (сильнее огня): жатва (уборка зерна); припасено (запастись); медовые соты (у пчел, ячейки для хранения меда); трепать да тузить (бить, колотить); не совладать (не справиться)
Чтение учащимися 1 части. Ответы на вопросы.
-Что происходило между лисом и медведем? (враждовали)
-Почему лис Миккель всегда побеждал медведя Бамсе? (медведь сильнее, лис- смекалистей, хитрей, умней).
-Вспомните, на какую русскую народную сказку похожа эта история? («Вершки и корешки»).
-Кто из героев русской сказки побеждал медведя? (мужик)
Чтение учащимися 2 части. Ответы на вопросы.
-Почему лис победил в игре?
-Какие слова он говорил? Прочитайте...
-Что вы можете сказать о лисе? (умный, хитрый, смекалистый, сообразительн ый)
-Что можно сказать о медведе? (обидчивый, доверчивый)
-Кто из героев понравился вам больше? Почему?
- На какую русскую народную сказку похожа история «Как Миккель и Бамсе вместе поле возделывали»? («Вершки и корешки»)
Просмотреть : https://youtu.be/YbbKvWrvrbs?si=TJz2Mgu3vnGRST24
- Ребята, почему сказка называется «Вершки и корешки»?
- Что такое вершки?
- Верно, вершки – это верхняя часть растений, которая находится на поверхности земли.
- Что такое корешки?
Корешки – это корень, он находится под землёй.
- Что мужик с медведем посеяли в первый раз?
- Как мужик решил поделить урожай?
- Почему медведю не понравились вершки репы?
- Что мужик и медведь посеяли во второй раз?
- Как медведь решил поделить урожай?
- Почему не понравились медведю корешки пшеницы?
- Сравним норвежскую народную сказку «Лис Миккель и медведь Бамсе» с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
- В чём сходство этих сказок?
- Чем они различаются?
VI. Закрепление изученного.
- Ребята, какая из сказок понравилась вам больше всего? (Ответы детей)
- Составьте рассказ о своей любимой сказке по плану. Прочитайте план рассказа в учебнике или на экране.
Чтение плана рассказа и его составление.
- Расскажите нам о своей любимой сказке.
Несколько учащихся рассказывают о понравившейся им сказке.
VII.Подведение итога урока.
- Ребята, какие произведения мы вспомнили на сегодняшнем уроке?
Интернет-ресурсы:. https://youtu.be/YbbKvWrvrbs?si=TJz2Mgu3vnGRST24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе "Напуганные медведь и волки" (русская народная сказка)
Урок литературного чтения во 2 классе (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) Тип урока: Урок знакомства с новым произведением. Технология урока: Формирование типа правильной читательской деятельности. Тема ...
Конспект урока чтения во 2 классе - русская народная сказка " Вершки и корешки"
Конспект урока чтения и развития речи для 2 класса коррекционой школы 8 вида...
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ( «Начальная школа 21 века») Тема: Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». ( «Поросятина и медовые соты»)
Урок литературного чтения во 2 классе (УМК "Начальная школа ХХI века")....
Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»
Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....
Конспект урока литературного чтения Знакомство с русской народной сказкой о животных «Напуганные медведь и волки»
Авторы учебника : Бунеев...
Конспект урока Литературное чтение в 3 классе (система Л.В. Занкова) «Следы древних представлений о мире в русской народной сказке «Хаврошечка»
Литература – это словно волшебная машина времени, на которой можно перенестись в далёкое прошлое. В каждом произведении мы видим следы того или иного времени, следы представлений древнего челове...