Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
рабочая программа на тему

Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_budushchego_pervoklassnika.docx69.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №64

 

Рабочая программа

«Школа будущего первоклассника»

Составила: Немятова Н.Н.

                                                                                     

г. Нижний Новгород

2014

Оглавление

Название раздела

Стр

  1. Пояснительная записка.

2

  1. Структура программы.

4

  1. Организация обучения в «Школе будущего первоклассника». Учебный план.

5

  1. Содержание программы.

6

2.1.  Раздел «Познаём других людей и себя».

6

  1. Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать».

7

  1. Раздел «Учимся родному языку».

8

  1. Раздел «Учимся рисовать».

9

  1. Учебно-тематическое планирование.

10

  1. Методические рекомендации.

17

4.1. Организация учебно-воспитательного процесса в «Школе будущего первоклассника».

17

  1. Организация игровой деятельности.

19

  1. Планируемые результаты обучения  детей в «Школе будущего первоклассника».

20

  1. Отслеживание результатов реализации программы.

22

  1. Литература.

23

  1. Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка - личностного, социального, когнитивного.

Программа «Школа будущего первоклассника» составлена на основе авторской программы обучения и развития детей «Предшкольная пора» под  редакцией  доктора педагогических наук, профессора Н.Ф.  Виноградовой (Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора».-М.:Вентана-Граф, 2011). Данная программа по сравнению с аналогичными обладает рядом преимуществ:

  • по целям - развитие тех качеств ребенка, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса, успешности обучения детей в школе;
  • по содержанию - не дублирование программы первого класса, а подготовка к систематическому обучению в школе;
  • по форме - опора на основной вид деятельности ребенка 6-7-летнего возраста - игру;
  • по системе принципов построения программы (учет возрастных особенностей, сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; развитие эрудиции, культуры).

Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для раннего развития творческих способностей детей дошкольного возраста, подготовки дошкольников к систематическому обучению в школе.

Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования, подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

1. Создание развивающей среды.

2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.

3. Формирование опыта самопознания.

4. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

5. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы.

6. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремление оказать друг другу помощь.

7. Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умения проводить звуковой анализ; совершенствование всех сторон речи; углубление представлений детей об окружающей действительности; обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке. Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда.

8. Развитие у ребенка наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движении рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Результатом деятельности «Школы будущего первоклассника» мы рассматриваем:

- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

- формирование его готовности к систематическому обучению.

«Школа будущего первоклассника»  рассчитана на детей 5 – 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.  В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы групп предшкольной подготовки, происходит не только знакомство учителя и ребенка, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Предельная наполняемость группы «Школы будущего первоклассника» – 15 воспитанников.

Из нескольких программ, разработанных для подготовки к школе, мы выбрали программу комплексного обучения и развития детей 5 - 6 лет «Предшкольная пора» (руководитель – профессор Н.Ф. Виноградова) с целью соблюдения принципа преемственности (в начальном звене обучение уже ведётся по образовательной системе «Начальная школа XXI века» -  руководитель – профессор Н.Ф. Виноградова).

Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей и построена не по областям знаний и не по учебным предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и себе. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей должен, прежде всего определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.

Важнейшими целями программы «Предшкольная пора» являются:

 - социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

 - педагогическая цель – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Программа построена на основе следующих принципов:

- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

  1.  Структура программы

Основные направления работы групп предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника»:

- формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

- расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

- обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

- логическая и символическая пропедевтика.

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе «Школа будущего первоклассника» выделяются четыре раздела, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и себя», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать». Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

- формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

- логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

- символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.

Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков: пространственная ориентировка; умение анализировать форму предмета и изображения; развитие воображения.

  1.  Организация обучения в «Школе будущего первоклассника».

Учебный план.

Учебный план разработан на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10. № 189)

- СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91, зарегистрированы в Минюсте РФ 27 августа 2010 г, № 18267)

          Продолжительность обучения составляет 23 недели (с 1 октября по 31 марта), с учетом каникул в ноябре и январе.

Режим работы:

2 дня в неделю по 3 занятия в день. Продолжительность занятий - 30 минут. Перерывы между занятиями - 10 минут.

Особенности учебного плана:

1.     Занятия проводятся  по предметному принципу (3 занятия в день)

2.     Каждое занятие является интегрированным.

Учебный план

Название курса

Количество часов

В неделю

В год

«Учимся родному языку»

2

46

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

2

46

«Учимся рисовать»

1

23

«Познаём других людей и себя»

1

23

Максимальный объём  нагрузки

6

138

                                               

Расписание занятий «Школы будущего первоклассника»

Понедельник

Среда

17.20 – 17.50

«Учимся родному языку»

«Учимся родному языку»

18.00 – 18.30

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

18.40 – 19.10

«Учимся рисовать»

«Познаём других людей и себя»

  1. Содержание программы

2.1. Раздел  «Познаем других людей и себя» (23 часа)

         Знать свое полное имя и некоторые его производные формы (например, Дмитрий, Дима, Митя), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/девочка, взрослый/ребенок, молодой/старый).

Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверстниками заниматься физической культурой: делать зарядку, закаливающие процедуры, много двигаться на воздухе,  участвовать в спортивных играх  и т. п.

Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.

Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая — правая. Определять направление своего движения — ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально, горизонтально).

Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки...», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус - с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги  и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться горячего или холодного голыми руками и др.).

Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей - взрослых и детей (пожалеть, развеселить и др.)

Осознавать: «Я - человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что - нет.

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования учителя, правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.

Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за своими вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми приборами (включая нож), салфетками.

Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).

Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этических ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.

В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/ не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится/ не нравится).

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;

Козлова С.А. «Я хочу в школу»;

Козлова С.А. «Я и мои друзья»;

Куликова Т.А. «Я и моя семья». 

2.2. Раздел  «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» (46 часов)

В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1, -1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.

Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать  предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства. Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.

Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, месяцев года, сезонов, названий помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).

Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой»;

Салмина Н.Г. «Учимся думать»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»;

Салмина Н.Г., Глебова А. О. «Учимся рисовать»;

Златопольский Д.С. «Удивительные превращения»;

Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. «Путешествуем по сказкам».

2.3. Раздел  «Учимся родному языку» (46 часов)

В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весело; легко — тяжело и др.).

При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).

Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта — игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.

Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.

Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).

Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.

В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.

Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»;

Журова Л.Е., Кузнецова М.И.  «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе»;

ВиноградоваН.Ф. «Придумай и расскажи»;

ВиноградоваН.Ф. «Рассказы-загадки о природе».

2.4. Раздел  «Учимся рисовать» (23 часа)

Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.

Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами изображения.

С помощью рисования и лепки копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).

Изображать человека и животных в статике и динамике.

Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Салмина Н.Г., Глебова А.О. — комплект рабочих тетрадей «Учимся рисовать»:

«Клетки, точки и штрихи»,

«Рисование, аппликация и лепка»,

«Анализ форм и создание образа»,

«Графика, живопись и народные промыслы»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».

  1. Учебно-тематическое планирование

Курс «Познаём других людей и себя»

                                                                                                               

№ п/п

Название раздела

Количество часов

    1.

Ты – дошкольник

7

    2.

Твои друзья – взрослые и дети

7

    3.

Ты и твоя семья

9

   

Всего:

23

Календарно – тематическое планирование

23 часа (1 час в неделю)

№ п/п

Тема       занятий

Кол-во часов

 Дата

Ты – дошкольник

2

1.

Давай знакомиться: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Имена моих друзей», «В какой стране ты живёшь?», «Твой адрес»

1

2.

Твой автопортрет. «Кто ты – мальчик или девочка?»  

1

Твои друзья – взрослые и дети

2

3.

Поговорим о твоих друзьях. Игры твоих друзей. Чему друг может научиться у тебя? «Песенка друзей» С. Михалков.    

1

4.

«Что такое дружба?» О хороших друзьях и не очень хороших.

1

Ты и твоя семья

8

5.

Расскажи о своей семье. Твои родственники. Генеалогическое дерево твоей семьи.

1

6.

Где живут твои родственники? Кем ты приходишься своим родственникам?

1

7.

«Наша большая семья - дружная». О фамилии и отчестве.

1

8.

О моей маме. Чем похожи наши мамы?

1

9.

О моём папе. Чем похожи наши папы?

1

10.

Самый старший член нашей семьи – прабабушка и прадедушка. «Бабушкины руки» Л. Квитко. «Мой прадедушка – защитник Родины»

1

11.

Моя сестрёнка. Брат и младшая сестра.  

1

12.

Родной дом. Расскажи о своём родном доме. Семейные традиции и реликвии.

1

Твои друзья – взрослые и дети

3

13.

Подарок для друга на день рождения. Стихи для друга. К. Чуковский «Скрюченная песня».

1

14.

Как можно сделать весёлым свой день рождения? Как приготовить вкусное угощение для твоих друзей? Как смастерить индивидуальный подарок для каждого гостя?

1

15.

Семейное хозяйство.

1

Ты – дошкольник

2

16.

Продолжим разговор о тебе. Как устроена твоя рука? Из скольких частей состоит твоя нога?

1

17.

Сравни животных и людей. В чём мы похожи и не похожи? Ты умеешь думать? Почему нужно делать так, а не иначе? Все ли люди думают одинаково?

1

Ты и твоя семья

1

18.

Мои домашние дела. Игры с друзьями – отличный отдых. Как отдыхает твоя семья.  

1

Твои друзья – взрослые и дети

2

19.

О «хороших» и «плохих» детях. О моих обидах. Стихи об обидах: Г. Глушнев «Я не плачу», Н. Юсупов «Простите».

1

20.

 О хороших и плохих поступках твоих друзей. Поговорим о друзьях – животных. Что ты знаешь о своих глазах?

1

Ты – дошкольник

3

21.

Что такое школа? Твоя дорога в школу. Какие предметы нужны ученику в школе? Научись беречь своё время. Что такое режим дня? Забота о своём здоровье.

1

22.

Как подружиться с новыми знакомыми, когда ты станешь школьником? Помогай тому, кто нуждается в помощи.

1

23.

О правилах и правах. Когда я стану взрослым …  Итоговое занятие.  

1

Курс «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

    1.

Форма

10

    2.

Количество и счёт

23

    3.

Ориентировка в пространстве

8

    4.

Ориентировка во времени

5

                                         Всего:

46

Календарно – тематическое планирование

по учебному пособию  Е. И. Щербаковой «Знакомимся с математикой»

46 часов (2часа в неделю)

№ п/п

Тема       занятий

Кол – во часов

 Дата

1.

Ознакомительный урок. Какие бывают предметы? (Наблюдай и сравнивай). Учись внимательно рассматривать, думать. Число 1. Цифра 1

1

2.

Сколько? Столько же. Число 2. Цифра 2

1

3.

Учимся сравнивать

1

4.

Учимся отвечать на вопросы. Число 3. Цифра 3

1

5.

Какие бывают предметы. Учимся быть внимательными

1

6.

Учимся считать. Число 4. Цифра 4

1

7.

Учимся ориентироваться в пространстве

1

8.

Учитесь замечать сходство и различия

1

9.

Рассказываем о том, что видим

1

10.

Учимся сравнивать по величине. Учимся рассказывать о том, что видим на картинке

1

11.

Учимся считать. Число 5. Цифра 5

1

12.

Учимся сравнивать по величине

1

13.

Учимся сравнивать по количеству

1

14.

Учимся наблюдать. Число 6. Цифра 6

1

15.

Учимся считать. Число 7. Цифра 7

1

16.

Учимся сравнивать по количеству и форме

1

17.

Учимся рассказывать о том, что видим

1

18.

Учимся сравнивать по величине

1

19.

Умеешь ли ты наблюдать? Число 8. Цифра 8

1

20.

Учимся решать арифметические задачи

1

21.

Учимся сравнивать предметы по величине и количеству

1

22.

Учимся мыслить логически

1

23.

Учимся наблюдать, анализировать

1

24.

Учимся сравнивать предметы по величине, весу  и количеству

1

25.

Будь внимательным и наблюдательным

1

26.

Учимся логично рассказывать

1

27.

Учимся считать, сравнивать, доказывать. Число 9. Цифра 9

1

28.

Учимся считать

1

29.

Учимся рассказывать по картинке. Сделай по образцу

1

30.

Учимся сравнивать по количеству (больше - меньше)

1

31.

Учимся решать задачи. Число 10

1

32.

Знаешь ли ты дни недели?

1

33.

Составь фигуры из деталей игры «Танграм»

1

34.

Учимся сравнивать по количеству (больше - меньше)

1

35.

Учимся ориентироваться в пространстве

1

36.

Учимся считать и решать задачи

1

37.

Учимся измерять

1

38.

Придумай и реши задачу

2

39.

Учимся рассказывать о том, что видим

1

40.

Учимся запоминать

1

41.

Придумай задачу

1

42.

Учимся думать, конструировать. Учимся запоминать

1

43.

Учимся конструировать. Развивай фантазию

1

44.

Учимся ориентироваться. Будь внимательным!

1

45.

Развивай воображение. Учимся думать, доказывать свои предположения

1

46.

Учимся рассказывать, наблюдать, думать

1

Курс «Учимся родному языку»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

   1.

Играем со звуками и словами (Азбука № 1)

14

   2.

Играем со звуками и словами   (Азбука № 2)

10

   3.

Играем и читаем вместе            (Азбука № 3)

14

   4.

Играем и читаем вместе            (Азбука № 4)

8

                                         Всего:

46

Календарно – тематическое планирование

по учебному пособию  Журовой Л. Е., Кузнецовой М. И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами» № 1, № 2 и «Играем и читаем вместе» № 1, № 2

46 часов (2часа в неделю)

№ п/п

Тема       занятий

Кол – во часов

Дата

«Играем со звуками и словами» № 1

14

1.

Составление рассказа про осень. Интонационное выделение звука в слове  

1

2.

Интонационное выделение звука в слове. Сочини загадку  

1

3.

Интонационное выделение звука в слове. Различение парных звуков по твердости – мягкости  

1

4 - 5.

Закрепление понятий «строгий» и «ласковый» звуки  

2

6.

Выделение первого звука в слове  

1

7.

Введение схемы звукового состава слова  

1

8 - 9.

Проведение звукового анализа слов  

2

10.

Проведение звукового анализа слов. Гласные звуки  

1

11.

Твердые и мягкие согласные звуки  

1

12.

Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков

1

13 - 14.

Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков. Подбор слов по заданной звуковой модели

2

«Играем со звуками и словами» № 2

10

15.

Звуковой анализ слов с фиксацией в модели гласных, твердых и мягких согласных звуков. Гласный звук [а], буквы А, а

1

16.

 Гласный  звук [я], буквы Я, я. Подбор слов по заданной звуковой модели

1

17.

Гласный  звук [о], буквы О, о. Составление рассказа по сюжетной картинке

1

18.

 «Сказка о том, как жил старый и мудрый ёж со своей семьёй». Гласный  звук [ё], буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов

1

19.

Гласный  звук [у], буквы У, у. Составление рассказа по рисунку

1

20.

Гласный  звук [ю], буквы Ю ,ю.  Звуковой анализ слов. Подбор слов по заданной звуковой модели

1

21.

Гласный  звук [э], буквы Э ,э.  Работа с поговорками.

1

22.

Гласный  звук [е], буквы Е, е. Звуковой анализ слов. Подбор слов по заданной звуковой модели

1

23.

Гласный  звук [ы], буква ы. Звуковой анализ слов

1

24.

Гласный  звук [и], буквы И, и. Звуковой анализ слов. Подбор слов по заданной звуковой модели

1

«Играем и читаем вместе» № 1

14

25.

Согласный  звук [м], буквы М, м. Звуковой анализ слов. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление предложений по картинкам

1

26.

Согласный  звук [н], буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Подбор слов по заданной звуковой модели. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами

1

27.

Согласный  звук [р], буквы Р, р. Звуковой анализ слов. Составление рассказа по рисунку и готовому началу. Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

28.

Согласный  звук [л], буквы Л, л. Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами  

1

29.

Согласный  звук [й], буква й. Звуковой анализ слов. Чтение слогов и слов с изученными буквами  

1

30.

Согласный  звук [г], буквы Г, г. Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.  Составление предложений по сюжетной картинке

1

31.

Согласный  звук [к], буквы К, к. Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Чтение рассказа

1

32.

Согласный  звук [з], буквы З, з. Звуковой анализ слов. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Собираем слова из букв и слогов

1

33.

Согласный  звук [с], буквы С, с. Звуковой анализ слов.  Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Чтение рассказа

1

34.

Согласный  звук [д], буквы Д, д  Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.  Составление словосочетаний с прилагательными. Чтение рассказа «Дети летом»

1

35.

Согласный  звук [т], буквы Т, т  Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.  Чтение пар слов. Ударение в словах. Составление новых слов

1

36.

Согласный  звук [б], буквы Б, б.  Звуковой анализ слов.  Чтение слогов, слов, предложений и  текстов с изученными буквами.  Ударение в словах

1

37.

Согласный  звук [п], буквы П, п.  Звуковой анализ слов.  Чтение слов и предложений с изученными буквами. Ударение в словах. Составление словосочетаний с прилагательными и существительными. Чтение текста «Порт», отрывка из стихотворения К. Чуковского «Айболит»

1

38.

Согласный  звук [в], буквы В, в. Звуковой анализ слов.  Чтение слов и предложений с изученными буквами. Ударение в словах. Составление словосочетаний с прилагательными и существительными. Чтение рассказа А. Шибаева «Одна буква», стихотворения А. Барто «Дело было в январе»

1

«Играем и читаем вместе» № 2

8

39.

Согласный  звук [ф], буквы Ф, ф. Звуковой анализ слов из 2 х слогов. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Дописываем слова, изменяем слова. Составление словосочетаний с прилагательными и существительными. Чтение рассказа , стихотворения Э. Успенского «Тигр вышел погулять»  

1

40.

Буква ь. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Чтение стихотворения Г. Сапгира

1

41.

Согласный  звук [ж], буквы Ж, ж. Звуковой анализ слов. Чтение  слов и предложений с изученными буквами. Ударение в словах. Чтение рассказа «Живой уголок», стихотворения Н. Воронель, Р. Муха «Ужа ужалила оса».

1

42.

Согласный  звук [ш], буквы Ш , ш. Считаем буквы, определяем количество слогов в словах. Чтение  слов и предложений с изученными буквами. Ударение в словах. Чтение скороговорок, рассказа «Дашина кошка», стихотворения С. Маршака «»Сказка о глупом мышонке»

1

43.

Согласный  звук [ч], буквы Ч, ч. Звуко – буквенный анализ слов. Устное сочинение «Придумай сказку о часах». Составление словосочетаний с прилагательными и существительными, чтение цепочки слов, слов с сочетаниями ча, чу. Чтение стихотворений А. Барто, Э. Блиновой  

1

44.

Устное сочинение «Сказка о волшебной щуке». Согласный  звук [щ], буквы Щ, щ. Чтение цепочки слов, предложений с изученными буквами. Чтение рассказа «Щенок». Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1

45.

Согласный  звук [х], буквы Х, х.  Звуко – буквенный анализ слов, составление словосочетаний. Отгадывание  загадок , разучивание скороговорки, чтение рассказа «Как назвать черепаху?»

1

46.

Согласный  звук [ц], буквы Ц, ц. Разгадывание кроссворда, чтение слов, рассказа, стихотворения С. Маршака.  Буквы ь и ъ. Составление слов и предложений. Чтение стихотворений и рассказов.

1

Курс «Учимся рисовать»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

   1.

Художественный язык изобразительного искусства

4

   2.

Красота в жизни и изобразительном искусстве

11

   3.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью      

8

                                         Всего:

23

Календарно – тематическое планирование

23 часа (1 час  в неделю)

№ п/п

Тема занятий

Кол – во

часов

Дата

Художественный язык изобразительного искусства

4

1.

Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях изобразительного искусства». Учимся рисовать карандашом.

1

2.

Линия и штрих – основа рисунка. Форма предметов.

1

3.

Волшебный мир красок. Основные и составные цвета.

1

4.

Техника работы акварелью. Композиция рисунка.

1

Красота в жизни и изобразительном  искусстве            

11

5.

Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про зиму» -   рисование  на тему. «Красота лесной природы» - рисование с натуры ветки ели и сосны.

1

6.

Вид изобразительного искусства – графика

1

7.

Вид изобразительного искусства – скульптура.  «В мире животных» - лепка животных

1

8.

Архитектура. Знакомство с  храмовой архитектурой

1

9.

Дизайн в нашей жизни. Изготовление украшения для новогоднего стола; коллективная работа.

1

10.

Аппликации.

1

11.

Натюрморт. Рисование с натуры. «Грибы», «Овощи и фрукты».

1

12.

Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы»

1

13.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование снегиря.

1

14.

Портрет. Рисование по памяти. «Моя мама», «Мой друг».

1

15.

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Теремок» и «Колобок»

1

 Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

8

16.

Открытка как самостоятельное художественное произведение (аппликация)

1

17.

Аппликация в технике обрыва «Северная птица».

1

18.

Рисовать можно пятном.

1

19.

Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». Хохломская роспись. Рисование узора для блюда.

1

20.

«Городецкие узоры». Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о её красоте. Роспись доски.

1

21.

Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о её красоте. Лепка дымковской игрушки.

1

22.

Ознакомление  с филимоновской игрушкой и беседа о её красоте.          

1

23.

Гжельская роспись. Обобщение.  

1

  1. Методические рекомендации

  1.  Организация учебно-воспитательного процесса в «Школе будущего первоклассника»

          В пояснительной записке подчеркивалось, что цель программы «Предшкольная пора» – обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

По мнению  Н. Ф. Виноградовой, автора программы «Предшкольная пора», независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо, чтобы его руководители выполняли ряд условий:

- с учетом особенностей организации процесса обучения дети этого возраста получили реальный результат обучения, определенный предложенной программой;

- учитывали индивидуальность ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям;

- поддерживали желание посещать образовательное учреждение и в будущем – школу.

Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, педагог должен использовать разработанные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в учебно-методический комплект «Предшкольная пора». Воспитатель, учитель, ведущий занятия, может, конечно, проявлять творчество, вносить новые элементы знаний, применять другие средства обучения, но пособия  данного УМК должны оставаться основными и ведущими.

Организация процесса обучения  должна подчиняться определенным педагогическим требованиям. В зоне особого внимания педагога, по мнению Н. Ф. Виноградовой, должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

1. Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации  ребенка – отношение к учебной деятельности и, как следствие этого, успешности обучения.

2. Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно повлиять на  развитие мыслительных операций, речи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние задания, контрольные работы и пр.).

3. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

4. Следует создать условия для возможно более разнообразного общения детей. Потребность к общению со сверстниками – особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.

5. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т.п.). Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК «Предшкольная пора».

При подготовке конкретного занятия педагог должен:

- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;

- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;

- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

Эффективной работе «Школы будущего первоклассника» способствует создание образовательной среды, в которой происходит обучение и развитие детей: наличие дидактических пособий, набора детских книг, настольно-печатных игр, разнообразных материалов для рисования, аппликации, конструирования и т.п.

Кроме непосредственной работы с детьми «Школа будущего первоклассника» подразумевает также работу с родителями по подготовке к школе. 

Цели данной работы:

- ориентация партнерского сотрудничества родителей и педагогов;

- осуществление педагогической пропаганды среди родителей по разъяснению задач обучения и воспитания на каждом возрастном этапе.

Формы работы:

1. Проведение тематических собраний с родителями будущих первоклассников (тематика определяется на основе выявленных психолого-педагогических затруднений при подготовке дошкольников).

2. Организация индивидуальных консультаций для родителей с целью оказания помощи в формировании положительной мотивации учения у детей.

Помощь родителей связана, прежде всего, с физическим и эстетическим воспитанием детей. В семье должны быть созданы условия для  развития основных движений, для спортивных упражнений и закаливания ребенка. Проведение прогулок, посещение музеев и театров, слушание музыки и семейные праздники – все это дополнит программу обучения и обеспечит всестороннее развитие ребенка. Вместе с тем, образовательное учреждение не может перекладывать на родителей  ответственность за изучение программы – за результаты обучения отвечает педагог.

  1.  Организация игровой деятельности.

В программе «Предшкольная пора» игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем указанным разделам программы.  Авторы опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального  развития дошкольника и становления  качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младшего школьника деятельности – учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольников в игре и предупредит возможность превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в вариант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программного материала.

        Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра - ведущий тип деятельности. 
При этом отличительными признаками развертывания игры является быстро меняющиеся ситуации, в коих оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. 
        Виды игр, которые педагог может использовать на занятиях:

- режиссерские игры;

- сюжетно-ролевые;

- театрализованные;

- игры с правилами (подвижные и дидактические);

- настольно-печатные.

  1. Планируемые результаты обучения  детей дошкольного возраста

Результатами работы групп предшкольной подготовки  «Школа будущего первоклассника» должны стать:

- обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;

- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;

- формирование его готовности к систематическому обучению.

Название курса

Планируемые результаты освоения программы

1

«Учимся родному языку»

Знать некоторые книги писателей: А.Л.Барто, К.И. Чуковского, Е.И Чарушина, р.н. сказки, сказки А.С.Пушкина, рассказы Л.Н.Толстого.

Составлять рассказы по картине, пересказывать сказки, рассказы, правильно задавать вопросы.

Знать и читать по памяти небольшие стихотворения, песенки и чистоговорки. Уметь драматизировать сказки, стихи, рассказы.

Уметь различать слово и предложение. Составлять предложения по образцу и самостоятельно. Выделять в словах звук, называть его изолированно; определять место звука в слове. Называть слова с определенным звуком. Различать гласные и согласные звуки.

2

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

Знать прямой и обратный счет в пределах 10.Уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету, по назначению. Измерять величины, сравнивать величины, устанавливать равенство, неравенство предметов (+1, -1)

Различать геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, многоугольник. Знать цифры 0-9, знаки +, -, =;  иметь представление о составе числа до 10, решать простые задачи.

   Уметь ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, в центре, в середине. Различать времена года, называть месяца, названия дней недели по порядку. Уметь конструировать различные модели из бумаги и строительного материала.

3

«Познаём других людей и себя».

Знать название родного города, страны, столицы.

Знать свой адрес, фамилию, имя, отчество.

Знать и соблюдать правила поведения в природе, некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, зебра, остановка транспорта), сигналы светофора.

Уметь вести себя в конфликтных ситуациях, знать свои возможности.

Знать правила поведения в общественных местах, соблюдать правила личной гигиены, безопасности. Иметь представление о строении своего тела.                                                                      

4

«Учимся рисовать»

Должны знать названия семи цветов спектра - (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый)

Элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов ( красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый – зеленый)

Уметь: Правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш; передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов. Правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности)

Устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.), выразить свое отношение.

Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

  1. Отслеживание результатов реализации программы

Отслеживание результатов реализации программы проводится в 3 этапа:

  • в октябре (после 25 числа) проводится первичная диагностика развития ребенка; ее цель – выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции;
  • повторное психолого-педагогическое обследование в конце декабря для того, чтобы сделать промежуточный контрольный срез;
  • в конце марта проводится итоговая диагностика развития ребенка для того, чтобы иметь представления о знаниях и умениях ребенка на конец обучения, дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе.

Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются беседа, тестирование и наблюдение. Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми (анкетирование); оценку учителями школы выпускников групп протекания школьной адаптации.

Кроме этого, отслеживание результатов развития детей осуществляется психологом и педагогами на протяжении всех занятий. Результаты мониторинга сообщаются родителям в ходе индивидуальных бесед и родительских собраний.

С целью отслеживания уровня развития детей используется диагностика под редакцией Л.Е. Журовой. Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, то есть проверять те предметные знания и умения, обучение по которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей задания максимально учитывают особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у низ реальный опыт и не зависят от уровня чтения и письма.

В ходе педагогической диагностики проверяется:

  • состояние пространственного восприятия;
  • состояние зрительного восприятия;
  • состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
  • умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
  • наличие интуитивных дочисловых представлений;
  • овладение представлениями, лежащими в основе счета;
  • самим счетом (в пределах шести), представлениями об операциях сложения и вычитания;
  • умение сравнивать два множества по числу элементов;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Используются также методика И.И. Аргинской «Рисование бус», тест Керна-Йирасека (задания «Рисунок человека», «Срисовывание точек», беседа «вопрос-ответ», которая выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств).

  1. Литература

  1. ВенгерЛ.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
  1. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994 – 448 с.
  2. Гаврина С. Большая книга тестов для детей 5-6 лет. – М., 2004 – 215 с.
  3. Гин С. Прокопенко И. Первые дни в школе: Пособие для учителей. – М.: Вита - Пресс, 2000 – 80 с.
  4. Грейс К. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  5. Занимательная грамматика. – М.: Омега, 1995 – 256 с.
  6. Новотворцева Н. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. ТЦ Сфера. 2005.
  8. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» /Под. ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Вентана- Граф, 2008.
  9. Современная начальная школа: Информационно - методические письма Министерства образования Российской Федерации по организации обучения и воспитания в начальной школе. / Авт.-сост. И. Петрова.- М.: ООО «Издательство  «Астрель», 2003 – 287 с.
  10. Рузина М. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб. : ООО « Издательский дом «Кристалл», 1999. – 176 с.
  11. Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа,2001.–126с.
  12. Учимся общаться с ребенком /В.А. Петровский, А.М Виноградова, Л.М. Кларина и др. М., 1993.
  13. Учимся думать, рассуждать. А.И. Максаков, Г.А. Тумакова, З.А. Михайлова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....