Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
рабочая программа по теме

Литвинова Галина Валентиновна

Быстро пролетят, промчатся, промелькнут оставшиеся до начала учебного года месяцы, и вот он первый звонок, возвещающий о приходе маленьких первоклашек, с надеждой взирающего на учителя как на фокусника, который в классе для того, чтобы неизменно поражать их чудесами.

Тревожатся и сомневаются родители будущих первоклассников, не совсем ясно представляя, что ожидает их любимых детей в стенах школы. Да ещё и программы разные, и учебники не знакомые! Как он пойдёт в школу? Понравится ли ему учительница? А он ей? Подружится ли с одноклассниками? Как сделать то, чтобы исполнилась мечта ребёнка «получать одни пятёрки»?

Ещё есть время, как следует подготовиться к школе, сделать обучение радостью.

Поэтому главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, формирование общеучебных умений и навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shkola_budushchego_pervoklassnika.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Солнечногорск – 2011-2012 г.г.

 Школа будущего первоклассника

Программа подготовки к школе

 

МОУ «Начальная школа – д/сад №21»

 

 

Утверждаю

Директор МОУ №21

_________    /Корж Е.В./

 «..»………. 20… г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа курса

«Школа будущего первоклассника.

Подготовка детей к обучению в школе»

на 2011-2012 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила Литвинова Галина Валентиновна

Введение

Быстро пролетят, промчатся, промелькнут оставшиеся до начала учебного года месяцы, и вот он первый звонок, возвещающий о приходе маленьких первоклашек, с надеждой взирающего на учителя как на фокусника, который в классе для того, чтобы неизменно поражать их чудесами.

Тревожатся и сомневаются родители будущих первоклассников, не совсем ясно представляя, что ожидает их любимых детей в стенах школы. Да ещё и программы разные, и учебники не знакомые! Как он пойдёт в школу? Понравится ли ему учительница? А он ей? Подружится ли с одноклассниками? Как сделать то, чтобы исполнилась мечта ребёнка «получать одни пятёрки»?

     Ещё есть время, как следует подготовиться к школе, сделать обучение радостью.

   Поэтому главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, формирование общеучебных умений и навыков.

  Развитие воображения и творческих способностей (использование методик ТРИЗ - теории решения изобретательских задач, РТВ - развития творческого воображения).

  Основными компонентами школьной зрелости являются: 

-  личностная готовность,

-  интеллектуальная готовность,

-  физическая готовность.

Личностная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения).

Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Занятия должны проводится в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.

Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.

 Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение.

Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы наших занятий включены игры, развивающие произвольное внимание, зрительную и слуховую память, опосредованное запоминание, целостность восприятия, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, фантазию и воображение. На занятиях у детей формируются элементы познавательной деятельности: основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к саморегуляции поведения.
  Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Поэтому важно научить ребенка плавному послоговому чтению еще до поступления в школу.
Работа в индивидуальных тетрадях помогает ребенку эффективнее усвоить учебный материал. Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.

Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук. Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры, физкультминутки подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.

 

Пояснительная записка

 

   Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    Основные задачи программы курса «Школа будущего первоклассника. Подготовка детей к обучению в школе»: 

  •        Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии (методики М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой).
  •        Обучение грамоте. Знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение. Составление схем. Чтение слов. Обучение элементам письма (методики Н.А.Зайцева, Л.А.Костаревой).
  •        Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
  •        Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Для этого используются лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной), а также различных лексических и грамматических упражнений, малых фольклорных форм (загадки, пословицы, поговорки и т.д.). (Методика О.А.Белобрыкиной.)
  •        Развитие элементарных математических представлений (количественный и порядковый счет, соотношение предметов, цифры, состав числа, арифметические действия, временные характеристики и т.д.). (Методика Л.Г.Петерсон.)
  •        Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Работа с ножницами, пластилином, обводка, штриховка, игры с карандашом, крупой, бусами, орехами, игры со счетными палочками и т.п. (методики Л.Савиной, А.Белой, В.Мирясовой).
  •        Развитие изодеятельности. Рисование (красками, карандашами, мелками, свечой, газетой на мокрой бумаге и т.д.), конструирование, лепка, аппликация (ткань, бумага, с помощью различных круп), оригами.
  •        Физическое развитие ребенка - пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности. С этой целью подобраны подвижные игры на ловкость, быстроту и командную слаженность, а также изобретательские и творческие игры, развивающие мышление, остроту внимания, память и сообразительность. Имитационные упражнения и оздоровительная гимнастика.
  •        Сказкотерапия - введение ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории, удивительные и красивые. Сказки - это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это - возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.
  •        Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Программа рассчитана на 21 неделю, на 9 часов в неделю. Общее количество часов -189. Продолжительность занятий 20 минут с 5—10-минутными перерывами.

Примерное количество занятий в неделю

Название раздела

Число занятий

«Физическое воспитание»

1

«Эстетическое воспитание»

2

«Речевое развитие»

2

«Развитие математических способностей»

2

«Конструирование и ручной труд»

2

Всего:

9

      Занятия проводятся 3 раза в неделю с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе курса «Школа будущего первоклассника. Подготовка детей к обучению в школе»».

Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.

Данная программа имеет несколько отличительных особенностей:

1. основное отличие состоит в том, что внимание с содержания обучения переносится на      его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются;

2. характерной особенностью программы является комплексность, т.е. каждые 4 или 8 часов

занятий объединены одной темой;

3. большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом возрастных

особенностей детей;

4. большое внимание уделяется развитию общеучебных навыков и навыков совместной

учебной деятельности родителей и детей;

5. в каждое занятие включены факультативные упражнения и задания, которые могут быть

использованы или не использованы в зависимости от уровня развития детей в группах.

Сквозные темы программы:

«Давайте познакомимся»

«Моя любимая игрушка»

«То берёзка, то рябинка»

«Братья наши меньшие»

«Времена года»

«Кто кому кто»

«Папа, мама, я – дружная семья»

«Все профессии нужны, все профессии важны»

«К нам прилетели снегири»

«Дом, в котором я живу»

«Город, в котором я живу»

«Каждому предмету своё место»

«Чудо рядом»

«День и ночь – сутки прочь»

«Наши забавы»

«Ждём гостей»

«Моя улица»

«Защитники Отечества»

«Моя любимая мама»

«Внимание, дорога»

«Во саду ли, в огороде»

«Дикие и домашние животные»

«Какие бывают растения?»

«Любимый мир сказок»

«Мои увлечения»

«Здравствуй, лето красное!»

  

Содержание программы

 

1.    Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.

 Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе является развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.

Общие понятия

   Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.

   Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.

   Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.

   Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку.

   Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).

   Программа предполагает не обучение просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:

   1. Овладение звуковым синтезом слов.

   2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

   3. Правильное произношение всех звуков родного языка.

   4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.

   5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

  6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).

   7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.

   8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).

   9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей

темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

 10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений,

чистоговорок, скороговорок.

   11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

 12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.

  

 

2.    Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.

При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, yчитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.

На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:

а) графические диктанты;

б) штриховку фигур;

в) рисование по клеткам узоров;

г) построение фигур из прямых линий.

   Знакомство с начертаниями печатных букв, их «именами», рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.

   Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

   В данный раздел включены следующие упражнения:

1.     Пальчиковая гимнастика.

2.     Штриховка.

3.     Лепка.

4.     Аппликация

Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.

   Штриховка, аппликация и лепка также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.

    Основной целью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка, с одной стороны, требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей важнейшее место занимает осязание предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквами осуществлять через лепку.

   Кроме этого, лепка способствует развитию аналитико – синтетической деятельности: расчленение целого предмета - буквы, объединение отдельных элементов в целое и развитию мелкой моторики.

    К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

·        правильно держать ручку при письме;

·        ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;

·        фиксировать границу и величину элементов;

·        запоминать конфигурацию букв;

·        знать и уметь выполнять разные виды штриховки;

·        при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;

·        уметь по фрагментам продолжить узор.

 

3. Развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений. Ознакомление с пространственными и временными отношениями

         Общие понятия

     Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.

     Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.

     Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равества и неравенства.

     Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).

    Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

     Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.

     Натуральное число как результат счета и измерения числовой отрезок.

     Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

     Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции с ними

     Прямой и обратный счет в пределах 10. порядковый и ритмический счет.

     Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

     Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на наглядной основе.

     Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

     Число 0 и его свойства.

     Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления

     Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.

     Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

     Ориентировка на листе бумаги в клетку.

 

Геометрические фигуры и величины

     Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Знакомство с геометрическими телами: шар, цилиндр, конус, пирамида, куб.

     Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

     Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольниках, углах.

     Сравнение предметов подлине, массе, объему.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

1.   выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

2.   объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;

3.   находить части целого и целое по известным частям;

4.   сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,

5.   считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

6.   сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;

7.   называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;

8.   определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;

9.   соотносить цифру с количеством предметов;

10. измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;

11. узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;

12. разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;

13. выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

14. называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.

15. использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной и нескольких единиц

16. записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.

 

 4.Развитие конструкторских способностей. Рисование.

   Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т. е. умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов.

   Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника , будь то живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук, предплечья, пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма глубины способствует работа с такими материалами как пластилин, глина, бумага (объёмное моделирование). Необходимо чередовать один вид деятельности с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

   К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

·        овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации – ножницы, гладилки; в лепке - стеки);

·        развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;

·         производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз, слева направо и по косой;

·        умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;

·        развитие зрительно – двигательной координации;

·        развитие «ручной умелости» ребёнка.

Планирование занятий

п/п

Темы и содержание занятий

Количество

часов

1.

Вводное занятие. Знакомство с детьми.

1

2.

 Путешествие в страну Знаний.

1

3.

Свойства предметов. Знакомство с разлиновкой тетради. Знакомство с цветами. Проба всех цветов на палитре «Цветик - семицветик»

3

4.

Объединение предметов в группы по общему свойству. Узкая и широкая строка. Характер линий. Рисование по представлению пастельными мелками.

4

5.

Сравнение групп предметов. Бордюры и узоры. Речь. Предложение. Аппликация. Узор в полосе. Способы симметричного вырезания.

4

6.

Обозначение равенства и неравенства. Письмо линий с закруглением вверху и внизу. Гласные и согласные звуки. Создание формы. Лепка. Способ вытягивания из куска.

3

7.

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения. Ударение. Изображение лета и зимы по представлению.

4

8.

Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева. Звук и буква. Изображение ветки ели по представлению.

3

9.

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания. Оригами. Конструирование животных и детёнышей.

4

10.

Пространственные отношения: между, посередине. Слово. Слог. Деление слов на слоги. Изображение фигур людей. Аппликация. Атрибуты профессий.

5

11.

Знакомство с числом и цифрой 1. Рабочая строка. Работа с пластилином. Лепка «Модели самолёта». Аппликация из геометрических фигур «Самолёт». Игра «Собираемся в полёт».

7

12.

Знакомство с числом и цифрой 2. Понятия звук, буква, рабочая строка. Расширение кругозора – просмотр в/ф «Рыбы». Выполнение коллективной работы «Аквариум»

5

13.

Число и цифра 3. Знакомство со звуком и буквами А, а. Письмо короткой наклонной линии. Развитие творческих способностей. Лепка 3-х героев сказки «Теремок».

6

14.

Знакомство с числом и цифрой 4.Знакомство со звуком [о], буквами О , о. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху. Рисование по представлению цветка с 4-мя лепестками.

5

15.

Знакомство с числом и цифрой 5. Решение задач в стихах. Знакомство со звуком [и], буквами  И, и. Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу. Отгадывание загадок о грибах. Развитие творческих способностей.  Лепка грибов по трафарету.

4

16.

Знакомство с числом и цифрой 6. Знакомство со звуком [у], буквами У, у. Письмо правого полуовала и письмо левого полуовала. Аппликация из геометрических фигур «Бабочка». Игра «Танаграм».

5

17.

Знакомство с числом и цифрой 7. Знакомство со звуком [ы], буквой ы. Письмо овала. Знакомство с различными видами транспорта. Рисование по памяти красками «Светофор».

4

18.

Число и цифра 7. Состав чисел 2, 3.  Выполнение графического математического диктанта. Знакомство со звуками [н], [н'], буквами Н, н. Письмо овала. Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации по шаблонам  «Кораблик».

5

19.

Число и цифра 8. Состав чисел 2, 3. Знакомство со звуками и [к], [к'],буквами К, к.  Письмо наклонной линии с петлей вверху, письмо наклонной линии с петлей внизу (Интегрированное занятие). Оригами. Конструирование из бумаги котёнка.

4

20.

Число и цифра 8. Состав числа 4. Знакомство со звуками [с], [с'], буквами С, с. Письмо короткой наклонной линии. Письмо наклонной линии с петлей внизу. Фонетическая зарядка «Слогоход». Развитие ориентации на плоскости. Рисование по клеточкам ёлочки.

4

21.

Число и цифра 9. Состав чисел 3 и 4. Знакомство со звуками [т], [т'], буквами Г, т.  Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу. Развитие творческих способностей. Изготовления поделки «Земляничка». Рисование пластилином по трафарету.

6

22.

Числа и цифры от 1 до 9. Состав числа 5. Решение задач в стихах. Знакомство со звуками [л], [л'], буквами Л, л. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху. Игра «Камень-вата». Развитие творческих способностей.  Лепка фигурок животных.

5

23.

Упражнение в счете предметов. Развитие мышления и пространственного воображения. Разрезание квадрата по линиям и сборка «Зайчика». Упражнение в составлении и чтение слов.

Письмо изученных элементов букв. Игры: «Составь слово», «Наборщик»

4

24.

Числа от 1 до 9. Знакомство со звуками  и буквами Р, р. Письмо короткой и длинной наклонных линий. Рисование рисунка на тему «Радуга».

4

25.

Знакомство с числом и цифрой 10. Развитие ориентации на плоскости. Дорисовать матрёшку по клеточкам.. Знакомство со звуками [м], [м'], буквами М, м. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и короткой наклонной линии с закруглением вверху Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации «Матрёшки» с творческим заданием.

5

26.

Числа от 1 до 10. Состав числа 6. Знакомство со звуками [з], [з], буквами 3, з. Письмо короткой наклонной линии и овала. Работа по развитию внимания и моторики руки. Исследовательская работа с экологической направленностью: «Что остаётся после туристов на поляне? Что сгниёт? Как поступить с остальным?»

5

27.

Числа от 1 до 10. Состав чисел 3, 4, 7. Знакомство со звуками [г], [г'], буквами Г, г. Письмо короткой наклонной линии, левого и правого полуовалов, короткой линии с закруглением вверху и внизу. Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации «В лесу».

8

28.

Числа от 1 до 10. Состав числа 7. Развитие моторики руки, внимания. Знакомство со звуками [д], [д'], буквами Д, д. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и штрихом вверху. Изготовления поделки из бумаги и пластилина «Домик в деревне».

6

29.

Числа от 1 до 10. Состав числа 8. Решение задач в стихах. Знакомство со звуками [в],[в'], [ф], [ф'], буквами в, Ф, ф. Письмо овала. Развитие моторики руки. Вырезание мяча из белого картона и раскрашивание его цветными карандашами.

4

30.

Числа от 1 до 10. Состав числа 8. Знакомство со звуками [б], [б'], [п], [п'], буквами  Б, б, П, п. Письмо наклонной линии с петлей вверху и наклонной линии с петлей внизу. Игры  «Бег с препятствиями», «Прыжки с препятствиями». Развитие творческих способностей. Выполнение рисунка цветными карандашами на тему «Мы любим спорт». Дорисовывание по клеточкам спортивного снаряда – гири.

7

31.

Числа от 1 до 10. Состав чисел 5, 6. знакомство со звуками [ж], [ш], буквами Ж, ж; Ш, ш. Письмо короткой наклонной линии и овала. Расширение кругозора: «Из истории возникновения игр». Развития внимания. Игры: «Найди 5 отличий», «Игра в стручки».  

4

32.

Числовой ряд от 1 до 10. Число 0. Знакомство со звуком [ч,], буквами Ч, ч. Письмо  короткой и длинной наклонных линий и овала. Математические игры: «Живые цифры», «Магазин», «Что изменилось?». Развитие фонематического слуха: «Слушай звук». Развитие творческих способностей. Выполнение рисунка акварельными красками на тему «Моя любимая игрушка».

5

33.

Числовой ряд. Число 0. Состав числа 8.Знакомство со звуком [щ'], буквами Щ, щ. Письмо наклонной линии с петлей вверху, наклонной линии с петлей внизу, короткой наклонной линии с закруглением внизу и штрихом вверху. Развитие речи и кругозора, восстановление событий по картинке. Дорисовывание кувшина, вазы считая клеточки. Раскрашивание его кругами. Развитие творческих способностей. Лепка вазы по образцу. Рисование по образцу кувшина и штриховка его.

8

34.

Числа от 1 до 10. Состав числа 7. Знакомство со звуком [ц] буквами Ц, ц. Письмо левого и правого полуовалов. Развитие мышления. Игра: «Собрать картинку (мозаику)», рисование лошадки по образцу, считая клеточки. Составление рассказа на тему «Цирк».

5

35

Числовой ряд от 1 до 10. Закрепление состава числа 8. Знакомство с буквами  Е, е; Ё, ё. Письмо короткой и длинной наклонных линий, короткой линии с закруглениями вверху и внизу. Отгадывание кроссвордов. Развитие кругозора: «Кто такой ехидна?». Развитие творческих способностей. Изготовления аппликации «Ёжик в лесу» с использованием пластилина и семян подсолнуха. Составление рассказа по выполненной сюжетной аппликации «Ёжик в лесу». Рисование ёлочки по образцу, считая клеточки.

6

36.

Числовой ряд. Состав числа 7.Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Знакомство с буквами Й, и. Письмо наклонной линии с петлей внизу, короткой линии с закруглением внизу и штрихом вверху. Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации из геометрических фигур «Собачка Бобик» и «Кот Барсик».

4

37.

Числовой ряд . Состав чисел 5, 6. Прямая, кривая, ломаная. Знакомство с буквами Я, Ю. Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху, короткой и длинной наклонных линий. Решение задач по картинкам. Рисование по образцу кораблика и штриховка его.

3

38.

Числовой ряд. Состав чисел 4, 6, 8. Кривая, прямая, ломаная. Знакомство со звуком [э], буквами Э, а. Письмо левого и правого полуовалов. Развитие логического мышления. Выкладывание счётными палочками козы. Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации «Овцы на лугу» из разных материалов.

5

39.

Работа с числовым рядом. Состав числа 9. Знакомство со звуками [х], [х'], буквами X, х. Письмо изученных элементов букв. Развитие кругозора: «Как хлеб попал к нам на стол?» Развитие творческих способностей. Лепка хлебобулочных изделий по образцу. Развитие мышления. Штриховка одинаковых геометрических фигур одинаково.

5

40.

Числовой ряд. Понятия «справа», «слева», «за», «между», «перед». Знакомство с ь и ъ знаками. Письмо изученных элементов. Отгадывание загадок о животных. Решение задач в стихах. Выполнение рисунка оленя по клеточкам. Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации на тему «На заре».

6

41.

Числовой ряд. Упражнение в печатании слов и чтении предложений. Развитие ориентации на плоскости, логического мышления: «Раскрасить путь согласно путеводителю». Изготовление аппликации-мозаики «Яблоня» - символ знания. Вручение удостоверений об окончании курсов подготовки к школе.

3

Для реализации программы используются следующие печатные пособия:

1. Л.Г.Петерсон. «Раз - ступенька, два - ступенька...»                  

    Математика для детей 5 -6 лет. Ч. 1. «Ювента» 2006

2. Л.Г.Петерсон. «Раз - ступенька, два-ступенька...»  

   Математика для детей 6 -7 лет. Ч. 2. «Ювента» 2006

   3.   «Изучаем грамоту».

         Тетради с заданиями для развития детей. Ч. 1, 2

   4.   Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.

         «30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет». Ч. 1, 2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....