Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
рабочая программа по теме
Быстро пролетят, промчатся, промелькнут оставшиеся до начала учебного года месяцы, и вот он первый звонок, возвещающий о приходе маленьких первоклашек, с надеждой взирающего на учителя как на фокусника, который в классе для того, чтобы неизменно поражать их чудесами.
Тревожатся и сомневаются родители будущих первоклассников, не совсем ясно представляя, что ожидает их любимых детей в стенах школы. Да ещё и программы разные, и учебники не знакомые! Как он пойдёт в школу? Понравится ли ему учительница? А он ей? Подружится ли с одноклассниками? Как сделать то, чтобы исполнилась мечта ребёнка «получать одни пятёрки»?
Ещё есть время, как следует подготовиться к школе, сделать обучение радостью.
Поэтому главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, формирование общеучебных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_budushchego_pervoklassnika.docx | 42.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Солнечногорск – 2011-2012 г.г.
Школа будущего первоклассника
Программа подготовки к школе
МОУ «Начальная школа – д/сад №21»
Утверждаю
Директор МОУ №21
_________ /Корж Е.В./
«..»………. 20… г.
Программа курса
«Школа будущего первоклассника.
Подготовка детей к обучению в школе»
на 2011-2012 учебный год
Составила Литвинова Галина Валентиновна
Введение
Быстро пролетят, промчатся, промелькнут оставшиеся до начала учебного года месяцы, и вот он первый звонок, возвещающий о приходе маленьких первоклашек, с надеждой взирающего на учителя как на фокусника, который в классе для того, чтобы неизменно поражать их чудесами.
Тревожатся и сомневаются родители будущих первоклассников, не совсем ясно представляя, что ожидает их любимых детей в стенах школы. Да ещё и программы разные, и учебники не знакомые! Как он пойдёт в школу? Понравится ли ему учительница? А он ей? Подружится ли с одноклассниками? Как сделать то, чтобы исполнилась мечта ребёнка «получать одни пятёрки»?
Ещё есть время, как следует подготовиться к школе, сделать обучение радостью.
Поэтому главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, формирование общеучебных умений и навыков.
Развитие воображения и творческих способностей (использование методик ТРИЗ - теории решения изобретательских задач, РТВ - развития творческого воображения).
Основными компонентами школьной зрелости являются:
- личностная готовность,
- интеллектуальная готовность,
- физическая готовность.
Личностная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения).
Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Занятия должны проводится в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.
Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.
Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение.
Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы наших занятий включены игры, развивающие произвольное внимание, зрительную и слуховую память, опосредованное запоминание, целостность восприятия, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, фантазию и воображение. На занятиях у детей формируются элементы познавательной деятельности: основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к саморегуляции поведения.
Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Поэтому важно научить ребенка плавному послоговому чтению еще до поступления в школу.
Работа в индивидуальных тетрадях помогает ребенку эффективнее усвоить учебный материал. Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.
Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук. Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры, физкультминутки подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.
Пояснительная записка
Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Основные задачи программы курса «Школа будущего первоклассника. Подготовка детей к обучению в школе»:
- Развитие высших психических функций и познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, сообразительности, фантазии (методики М.Ильиной, Л.Парамоновой, Н.Головневой).
- Обучение грамоте. Знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение. Составление схем. Чтение слов. Обучение элементам письма (методики Н.А.Зайцева, Л.А.Костаревой).
- Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
- Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Для этого используются лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной), а также различных лексических и грамматических упражнений, малых фольклорных форм (загадки, пословицы, поговорки и т.д.). (Методика О.А.Белобрыкиной.)
- Развитие элементарных математических представлений (количественный и порядковый счет, соотношение предметов, цифры, состав числа, арифметические действия, временные характеристики и т.д.). (Методика Л.Г.Петерсон.)
- Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Работа с ножницами, пластилином, обводка, штриховка, игры с карандашом, крупой, бусами, орехами, игры со счетными палочками и т.п. (методики Л.Савиной, А.Белой, В.Мирясовой).
- Развитие изодеятельности. Рисование (красками, карандашами, мелками, свечой, газетой на мокрой бумаге и т.д.), конструирование, лепка, аппликация (ткань, бумага, с помощью различных круп), оригами.
- Физическое развитие ребенка - пространственная координация движений, телесная ловкость, развитие гибкости, пластичности. С этой целью подобраны подвижные игры на ловкость, быстроту и командную слаженность, а также изобретательские и творческие игры, развивающие мышление, остроту внимания, память и сообразительность. Имитационные упражнения и оздоровительная гимнастика.
- Сказкотерапия - введение ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории, удивительные и красивые. Сказки - это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это - возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.
- Формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Программа рассчитана на 21 неделю, на 9 часов в неделю. Общее количество часов -189. Продолжительность занятий 20 минут с 5—10-минутными перерывами.
Примерное количество занятий в неделю
Название раздела | Число занятий |
«Физическое воспитание» | 1 |
«Эстетическое воспитание» | 2 |
«Речевое развитие» | 2 |
«Развитие математических способностей» | 2 |
«Конструирование и ручной труд» | 2 |
Всего: | 9 |
Занятия проводятся 3 раза в неделю с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе курса «Школа будущего первоклассника. Подготовка детей к обучению в школе»».
Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.
Данная программа имеет несколько отличительных особенностей:
1. основное отличие состоит в том, что внимание с содержания обучения переносится на его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются;
2. характерной особенностью программы является комплексность, т.е. каждые 4 или 8 часов
занятий объединены одной темой;
3. большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом возрастных
особенностей детей;
4. большое внимание уделяется развитию общеучебных навыков и навыков совместной
учебной деятельности родителей и детей;
5. в каждое занятие включены факультативные упражнения и задания, которые могут быть
использованы или не использованы в зависимости от уровня развития детей в группах.
Сквозные темы программы:
«Давайте познакомимся»
«Моя любимая игрушка»
«То берёзка, то рябинка»
«Братья наши меньшие»
«Времена года»
«Кто кому кто»
«Папа, мама, я – дружная семья»
«Все профессии нужны, все профессии важны»
«К нам прилетели снегири»
«Дом, в котором я живу»
«Город, в котором я живу»
«Каждому предмету своё место»
«Чудо рядом»
«День и ночь – сутки прочь»
«Наши забавы»
«Ждём гостей»
«Моя улица»
«Защитники Отечества»
«Моя любимая мама»
«Внимание, дорога»
«Во саду ли, в огороде»
«Дикие и домашние животные»
«Какие бывают растения?»
«Любимый мир сказок»
«Мои увлечения»
«Здравствуй, лето красное!»
Содержание программы
1. Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе является развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.
Общие понятия
Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.
Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.
Знакомство со слогом, со слоговой структурой слова, деление слова на слоги.
Овладение звуковым анализом слова, т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку.
Дифференциация звуков по их качественной характеристике (гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие).
Программа предполагает не обучение просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:
1. Овладение звуковым синтезом слов.
2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
3. Правильное произношение всех звуков родного языка.
4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.
5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.
6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).
7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.
8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).
9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей
темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений,
чистоговорок, скороговорок.
11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.
2. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.
При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, yчитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.
На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:
а) графические диктанты;
б) штриховку фигур;
в) рисование по клеткам узоров;
г) построение фигур из прямых линий.
Знакомство с начертаниями печатных букв, их «именами», рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
В данный раздел включены следующие упражнения:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Штриховка.
3. Лепка.
4. Аппликация
Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.
Штриховка, аппликация и лепка также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.
Основной целью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка, с одной стороны, требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей важнейшее место занимает осязание предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквами осуществлять через лепку.
Кроме этого, лепка способствует развитию аналитико – синтетической деятельности: расчленение целого предмета - буквы, объединение отдельных элементов в целое и развитию мелкой моторики.
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
· правильно держать ручку при письме;
· ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
· фиксировать границу и величину элементов;
· запоминать конфигурацию букв;
· знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
· при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
· уметь по фрагментам продолжить узор.
3. Развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений. Ознакомление с пространственными и временными отношениями
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей предметов. Обозначение отношений равества и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.
Натуральное число как результат счета и измерения числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции с ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на… - меньше на…) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры) взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.
Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Знакомство с геометрическими телами: шар, цилиндр, конус, пирамида, куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольниках, углах.
Сравнение предметов подлине, массе, объему.
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
1. выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
2. объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;
3. находить части целого и целое по известным частям;
4. сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,
5. считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
6. сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и устанавливать насколько одно число больше или меньше другого;
7. называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
8. определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
9. соотносить цифру с количеством предметов;
10. измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;
11. узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
12. разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
13. выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
14. называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.
15. использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной и нескольких единиц
16. записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =.
4.Развитие конструкторских способностей. Рисование.
Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т. е. умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов.
Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника , будь то живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук, предплечья, пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма глубины способствует работа с такими материалами как пластилин, глина, бумага (объёмное моделирование). Необходимо чередовать один вид деятельности с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:
· овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации – ножницы, гладилки; в лепке - стеки);
· развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;
· производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз, слева направо и по косой;
· умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;
· развитие зрительно – двигательной координации;
· развитие «ручной умелости» ребёнка.
Планирование занятий
№ п/п | Темы и содержание занятий | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Знакомство с детьми. | 1 |
2. | Путешествие в страну Знаний. | 1 |
3. | Свойства предметов. Знакомство с разлиновкой тетради. Знакомство с цветами. Проба всех цветов на палитре «Цветик - семицветик» | 3 |
4. | Объединение предметов в группы по общему свойству. Узкая и широкая строка. Характер линий. Рисование по представлению пастельными мелками. | 4 |
5. | Сравнение групп предметов. Бордюры и узоры. Речь. Предложение. Аппликация. Узор в полосе. Способы симметричного вырезания. | 4 |
6. | Обозначение равенства и неравенства. Письмо линий с закруглением вверху и внизу. Гласные и согласные звуки. Создание формы. Лепка. Способ вытягивания из куска. | 3 |
7. | Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения. Ударение. Изображение лета и зимы по представлению. | 4 |
8. | Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева. Звук и буква. Изображение ветки ели по представлению. | 3 |
9. | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания. Оригами. Конструирование животных и детёнышей. | 4 |
10. | Пространственные отношения: между, посередине. Слово. Слог. Деление слов на слоги. Изображение фигур людей. Аппликация. Атрибуты профессий. | 5 |
11. | Знакомство с числом и цифрой 1. Рабочая строка. Работа с пластилином. Лепка «Модели самолёта». Аппликация из геометрических фигур «Самолёт». Игра «Собираемся в полёт». | 7 |
12. | Знакомство с числом и цифрой 2. Понятия звук, буква, рабочая строка. Расширение кругозора – просмотр в/ф «Рыбы». Выполнение коллективной работы «Аквариум» | 5 |
13. | Число и цифра 3. Знакомство со звуком и буквами А, а. Письмо короткой наклонной линии. Развитие творческих способностей. Лепка 3-х героев сказки «Теремок». | 6 |
14. | Знакомство с числом и цифрой 4.Знакомство со звуком [о], буквами О , о. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху. Рисование по представлению цветка с 4-мя лепестками. | 5 |
15. | Знакомство с числом и цифрой 5. Решение задач в стихах. Знакомство со звуком [и], буквами И, и. Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу. Отгадывание загадок о грибах. Развитие творческих способностей. Лепка грибов по трафарету. | 4 |
16. | Знакомство с числом и цифрой 6. Знакомство со звуком [у], буквами У, у. Письмо правого полуовала и письмо левого полуовала. Аппликация из геометрических фигур «Бабочка». Игра «Танаграм». | 5 |
17. | Знакомство с числом и цифрой 7. Знакомство со звуком [ы], буквой ы. Письмо овала. Знакомство с различными видами транспорта. Рисование по памяти красками «Светофор». | 4 |
18. | Число и цифра 7. Состав чисел 2, 3. Выполнение графического математического диктанта. Знакомство со звуками [н], [н'], буквами Н, н. Письмо овала. Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации по шаблонам «Кораблик». | 5 |
19. | Число и цифра 8. Состав чисел 2, 3. Знакомство со звуками и [к], [к'],буквами К, к. Письмо наклонной линии с петлей вверху, письмо наклонной линии с петлей внизу (Интегрированное занятие). Оригами. Конструирование из бумаги котёнка. | 4 |
20. | Число и цифра 8. Состав числа 4. Знакомство со звуками [с], [с'], буквами С, с. Письмо короткой наклонной линии. Письмо наклонной линии с петлей внизу. Фонетическая зарядка «Слогоход». Развитие ориентации на плоскости. Рисование по клеточкам ёлочки. | 4 |
21. | Число и цифра 9. Состав чисел 3 и 4. Знакомство со звуками [т], [т'], буквами Г, т. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу. Развитие творческих способностей. Изготовления поделки «Земляничка». Рисование пластилином по трафарету. | 6 |
22. | Числа и цифры от 1 до 9. Состав числа 5. Решение задач в стихах. Знакомство со звуками [л], [л'], буквами Л, л. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху. Игра «Камень-вата». Развитие творческих способностей. Лепка фигурок животных. | 5 |
23. | Упражнение в счете предметов. Развитие мышления и пространственного воображения. Разрезание квадрата по линиям и сборка «Зайчика». Упражнение в составлении и чтение слов. Письмо изученных элементов букв. Игры: «Составь слово», «Наборщик» | 4 |
24. | Числа от 1 до 9. Знакомство со звуками и буквами Р, р. Письмо короткой и длинной наклонных линий. Рисование рисунка на тему «Радуга». | 4 |
25. | Знакомство с числом и цифрой 10. Развитие ориентации на плоскости. Дорисовать матрёшку по клеточкам.. Знакомство со звуками [м], [м'], буквами М, м. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и короткой наклонной линии с закруглением вверху Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации «Матрёшки» с творческим заданием. | 5 |
26. | Числа от 1 до 10. Состав числа 6. Знакомство со звуками [з], [з], буквами 3, з. Письмо короткой наклонной линии и овала. Работа по развитию внимания и моторики руки. Исследовательская работа с экологической направленностью: «Что остаётся после туристов на поляне? Что сгниёт? Как поступить с остальным?» | 5 |
27. | Числа от 1 до 10. Состав чисел 3, 4, 7. Знакомство со звуками [г], [г'], буквами Г, г. Письмо короткой наклонной линии, левого и правого полуовалов, короткой линии с закруглением вверху и внизу. Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации «В лесу». | 8 |
28. | Числа от 1 до 10. Состав числа 7. Развитие моторики руки, внимания. Знакомство со звуками [д], [д'], буквами Д, д. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и штрихом вверху. Изготовления поделки из бумаги и пластилина «Домик в деревне». | 6 |
29. | Числа от 1 до 10. Состав числа 8. Решение задач в стихах. Знакомство со звуками [в],[в'], [ф], [ф'], буквами в, Ф, ф. Письмо овала. Развитие моторики руки. Вырезание мяча из белого картона и раскрашивание его цветными карандашами. | 4 |
30. | Числа от 1 до 10. Состав числа 8. Знакомство со звуками [б], [б'], [п], [п'], буквами Б, б, П, п. Письмо наклонной линии с петлей вверху и наклонной линии с петлей внизу. Игры «Бег с препятствиями», «Прыжки с препятствиями». Развитие творческих способностей. Выполнение рисунка цветными карандашами на тему «Мы любим спорт». Дорисовывание по клеточкам спортивного снаряда – гири. | 7 |
31. | Числа от 1 до 10. Состав чисел 5, 6. знакомство со звуками [ж], [ш], буквами Ж, ж; Ш, ш. Письмо короткой наклонной линии и овала. Расширение кругозора: «Из истории возникновения игр». Развития внимания. Игры: «Найди 5 отличий», «Игра в стручки». | 4 |
32. | Числовой ряд от 1 до 10. Число 0. Знакомство со звуком [ч,], буквами Ч, ч. Письмо короткой и длинной наклонных линий и овала. Математические игры: «Живые цифры», «Магазин», «Что изменилось?». Развитие фонематического слуха: «Слушай звук». Развитие творческих способностей. Выполнение рисунка акварельными красками на тему «Моя любимая игрушка». | 5 |
33. | Числовой ряд. Число 0. Состав числа 8.Знакомство со звуком [щ'], буквами Щ, щ. Письмо наклонной линии с петлей вверху, наклонной линии с петлей внизу, короткой наклонной линии с закруглением внизу и штрихом вверху. Развитие речи и кругозора, восстановление событий по картинке. Дорисовывание кувшина, вазы считая клеточки. Раскрашивание его кругами. Развитие творческих способностей. Лепка вазы по образцу. Рисование по образцу кувшина и штриховка его. | 8 |
34. | Числа от 1 до 10. Состав числа 7. Знакомство со звуком [ц] буквами Ц, ц. Письмо левого и правого полуовалов. Развитие мышления. Игра: «Собрать картинку (мозаику)», рисование лошадки по образцу, считая клеточки. Составление рассказа на тему «Цирк». | 5 |
35 | Числовой ряд от 1 до 10. Закрепление состава числа 8. Знакомство с буквами Е, е; Ё, ё. Письмо короткой и длинной наклонных линий, короткой линии с закруглениями вверху и внизу. Отгадывание кроссвордов. Развитие кругозора: «Кто такой ехидна?». Развитие творческих способностей. Изготовления аппликации «Ёжик в лесу» с использованием пластилина и семян подсолнуха. Составление рассказа по выполненной сюжетной аппликации «Ёжик в лесу». Рисование ёлочки по образцу, считая клеточки. | 6 |
36. | Числовой ряд. Состав числа 7.Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Знакомство с буквами Й, и. Письмо наклонной линии с петлей внизу, короткой линии с закруглением внизу и штрихом вверху. Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации из геометрических фигур «Собачка Бобик» и «Кот Барсик». | 4 |
37. | Числовой ряд . Состав чисел 5, 6. Прямая, кривая, ломаная. Знакомство с буквами Я, Ю. Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху, короткой и длинной наклонных линий. Решение задач по картинкам. Рисование по образцу кораблика и штриховка его. | 3 |
38. | Числовой ряд. Состав чисел 4, 6, 8. Кривая, прямая, ломаная. Знакомство со звуком [э], буквами Э, а. Письмо левого и правого полуовалов. Развитие логического мышления. Выкладывание счётными палочками козы. Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации «Овцы на лугу» из разных материалов. | 5 |
39. | Работа с числовым рядом. Состав числа 9. Знакомство со звуками [х], [х'], буквами X, х. Письмо изученных элементов букв. Развитие кругозора: «Как хлеб попал к нам на стол?» Развитие творческих способностей. Лепка хлебобулочных изделий по образцу. Развитие мышления. Штриховка одинаковых геометрических фигур одинаково. | 5 |
40. | Числовой ряд. Понятия «справа», «слева», «за», «между», «перед». Знакомство с ь и ъ знаками. Письмо изученных элементов. Отгадывание загадок о животных. Решение задач в стихах. Выполнение рисунка оленя по клеточкам. Развитие творческих способностей. Выполнение аппликации на тему «На заре». | 6 |
41. | Числовой ряд. Упражнение в печатании слов и чтении предложений. Развитие ориентации на плоскости, логического мышления: «Раскрасить путь согласно путеводителю». Изготовление аппликации-мозаики «Яблоня» - символ знания. Вручение удостоверений об окончании курсов подготовки к школе. | 3 |
Для реализации программы используются следующие печатные пособия:
1. Л.Г.Петерсон. «Раз - ступенька, два - ступенька...»
Математика для детей 5 -6 лет. Ч. 1. «Ювента» 2006
2. Л.Г.Петерсон. «Раз - ступенька, два-ступенька...»
Математика для детей 6 -7 лет. Ч. 2. «Ювента» 2006
3. «Изучаем грамоту».
Тетради с заданиями для развития детей. Ч. 1, 2
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.
«30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет». Ч. 1, 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.
Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников "Готовим будущего первоклассника!"
Родительское собрание...
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут для ребенка в семье, в детском саду, в школе....