Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"
рабочая программа на тему
Данный материал содержит все структурные элементы рабочей программы:пояснительную записку, содержание тем курса, тематическое планирование, основные требования к усвоению курса. В то же время данная программа оставляет возможность каждому педагогу изменить что-то по своему усмотрению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p_shkola_budushchih_pervoklassnikov.docx | 55.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________ (Анофрикова В.А.) Протокол №1 от «28» августа 2015г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» _______________ (Анфиногенова И.А.) «28» августа 2015г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «Ерышовская СОШ» ________________(Березкина Л.А.) Приказ № _____от «_____» ____________20___г. |
Рабочая программа
по учебному курсу
«Школа будущих первоклассников»
Матвеева Е. Н.
2015-2016 учебный год
«Школа будущих первоклассников»
Пояснительная записка
Программа «Школа будущего первоклассника» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 6 - 7 лет, рассчитана на 1 год и составлена на основе комплексной программы дошкольного образования системы «Школа 2100», автором которой является академик РАО А.А. Леонтьева.
Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».
Основная цель программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Программа «Школа будущего первоклассника» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Задачи программы:
- Создание развивающей среды
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры
- Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы
- Формирование опыта самопознания.
В соответствии с основными целями, задачами государственной образовательной системы «Школа 2100» концепция программы «Школа будущего первоклассника» дошкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который носит развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный характер.
Принципы построения программы «Школа будущего первоклассника»:
- Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
- Принцип развития – целостное развитие личности и ее готовности к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности - обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
- Принцип образа мира и целостности содержания образования - формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.
- Принцип смыслового отношения к миру - осмысление ребенком того, что он является частью мира.
- Принцип систематичности - реализация единых линий развития и воспитания.
- Принцип обучения деятельности - организация видов деятельности, во время которых ребенок сам делает «открытия».
- Принцип опоры на предшествующее развитие.
- Принцип креативности - обучение дошкольников творчеству.
Программа «Школа будущего первоклассника» готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).
Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:
- Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
- Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
- Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире
Программа «Школа будущего первоклассника» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Ведущим методическим приёмом на уроке в Школе будущего первоклассника выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
Учебно – тематическое планирование.
Программа «Школа будущего первоклассника» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников.
1. Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 25 минут, что является академическим часом для учащихся данного возраста, прерываемого динамической паузой 5 минут.
2. Перемены по 10 минут активной деятельности детей под руководством учителя.
3. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 2 часа.
Структура программы
№ п/п | Наименование предмета | Наименование модулей | К-во часов в год |
1 | Развитие логического и пространственного мышления |
| 34 |
1 | Познавательно – речевое развитие детей |
| 34 |
Содержание тем курса
Развитие логического и пространственного мышления
Модуль «Математика и логика»
- Общие понятия.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Сравнение двух групп предметов.
Взаимосвязь между целым и частью.
2.Числа и операции над ними.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками.
3.Пространственно-временные представления.
Отношения: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др..
Установление последовательности событий.
Последовательность дней в неделе.
Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
4.Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
Модуль «Конструирование»
Цель – приобретение дошкольниками конструктивно – технических умений, способствующих практическому познанию свойств тел и пространственных отношений.
Задачи обучения:
- Учить целенаправленно рассматривать предметы.
- Сравнивать предметы между собой, видеть в них общее и различное.
- Расчленять предметы на части.
- Учить находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.
- Развивать конструктивно – технические умения.
- Развивать планирующую мыслительную деятельность.
- Познакомить со свойствами геометрических тел и пространственных отношений.
- Обогатить речь детей новыми терминами (куб, пирамида и др.)
- Привить навык совместной трудовой деятельности, взаимопомощи.
- Развить эстетический вкус.
Содержание тем модуля «Конструирование»
- Конструирование из бумаги.
Складывание бумаги в разных направлениях. Деление бумаги по диагонали. Вырезание нескольких одинаковых деталей путем складывания бумаги. Складывание готовых выкроек. Вырезание деталей по шаблону. Аппликации. Оригами из бумаги. Игрушки из картона с элементами движения. Объемные игрушки из бумаги, картона.
- Конструирование из природного и бросового материала.
Способы крепления деталей.
Модуль «Подготовка руки к письму»
Цель – развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.
Задачи обучения:
- Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
- Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
- Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
- Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
- Познакомить с основными правилами штриховки:
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии), писать элементы букв и буквы в строке:
- познакомить с основными правилами красивого письма;
- подготовить к формированию графического навыка.
Содержание тем модуля «Подготовка руки к письму»
- Знакомство с правилами письма и разлиновкой тетради.
Правильная посадка, положение листа. Разлиновка тетради (узкая рабочая строка, широкая рабочая строка)
- Обведение по контуру узоров, составление узоров, штриховка.
- Письмо основных элементов букв
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы
- линии с закруглением внизу и вверху,
Модуль «Развитие речи»
Цель – развитие устной речи детей, формирование коммуникативных умений, обогащение активного и пассивного словаря ребят.
Задачи обучения:
- Развивать умения говорения, слушания.
- Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка- носителя языка.
- Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
- Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.
Содержание тем курса «Развитие речи»
- Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
- Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
Модуль «Ознакомление с окружающим миром» .
Цель - знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта через творческие проблемные задачи; развитие ребенка в целом; осуществление речевого развития.
Задачи обучения:
- Воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, помочь осознать смысл произносимых детьми слов, что в свою очередь готовит их к будущему освоению научного языка.
- Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире.
- Обеспечить условия для накопления у детей знаний о социальной действительности, предметах материальной культуры, свойствах и разновидностях материалов, явлениях природы и др.
- Помочь раскрыть детям сущностные особенности предметов.
- Развивать наблюдательность у дошкольников, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности, что даст ребенку возможность разумно действовать в реальной жизни.
- Воспитывать бережное ответственное отношение к природе.
- Учить следовать экологическим правилам поведения в природе, эстетическим правилам поведения в обществе.
Содержание тем модуля «Ознакомление с окружающим миром» .
- Времена года. Явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года. Основные признаки сезона. Сутки. Режим дня.
- Природа живая и неживая. Основные характеристики.
- Характерные особенности домашних и диких животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране, в других странах. Растения. Характерные особенности культурных и дикорастущих растений. Правила поведения в природе.
Календарно - тематическое планирование занятий.
Математика и логика
№ п/п | Тема занятий | К-во ч. | Дата | Оборудо- вание, ТСО | |
план | факт | ||||
1 – 3 | Знакомство c плоскими геометрическими фигурами
| 3 | |||
4 | Знакомство c объёмными геометрическими фигурами | 1 | |||
5– 6 | Свойство предметов | 2 | |||
7 | Группы предметов | 1 | |||
8 – 9 | Пространственные отношения | 2 | |||
10 | Временные отношения | 1 | |||
11 –13 | Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Прямой и обратный счет. 1 1 ~ | 3 | |||
14 - 15 | Взаимосвязь между целым и частью | 2 | |||
16 | Решение логических задач | 1 | |||
17 | Итоговое занятие | 1 |
Конструирование
№п/п | Тема занятий | К-во ч. | Дата | ТСО | |
план | факт | ||||
| Конструирование из бумаги «Кораблик». | 1 | |||
Конструирование из природного материала «Ёжик» (из шишки). | 1 | ||||
Конструирование из бросового материала «Пингвин» (капсулы от киндер - сюрприза). | 1 | ||||
Конструирование из спичечных коробков «Паровозик». | 1 | ||||
Конструирование из бумаги «Животные». | |||||
Конструирование из бумаги «Цветы для мамы». | 1 | ||||
Конструирование из природного материала «Черепаха» (из скорлупы ореха). | 1 | ||||
Конструирование из бросового материала по замыслу детей «Скворечник» (из коробочки от чая). | 1 |
Лепка
№п/п | Тема занятий | К-во ч. | Дата | Оборудование, ТСО | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». | 1 | |||
2 | Лепка «Кукла». | 1 | |||
3 | Лепка «Ваза с фруктами» | 1 | |||
4 | Лепка «Рыбки» | 1 | |||
6 - 7 | Рисуем жгутиками из пластилина | 2 | |||
8 | «Божьи коровки на ромашке» (плоскостная лепка) | 1 | |||
9 | «Цветы для мамы» (плоскостная лепка) | 1 |
«Подготовка руки к письму»
№ п/п | Тема занятий | К–во ч. | Дата план | Дата факт | Оборудова ние |
1 | Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша(ручки) при работе в тетради | 1 | |||
2 | Обведение по контуру узоров. | 1 | |||
3 | Составление узоров по аналогии и самостоятельно, | 1 | |||
4 – 5 | Обведение по контуру и штриховка | 2 | |||
6 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких и длинных линий. | 1 | |||
7 | Письмо наклонной короткой и длинной линии. | 1 | |||
8 | Обведение по контуру. Ломанные и изогнутые линии. | 1 | |||
9 | Письмо маленьких и больших овалов. | 1 | |||
10 | Письмо полуовалов. | 1 | |||
11 | Обведение по контуру петель. | 1 | |||
12 | Письмо коротких линий с закруглением внизу. | 1 | |||
13 | Письмо длинной линии с закруглением внизу. | 1 | |||
14 | Письмо коротких линий с закруглением вверху. | 1 | |||
15 | Письмо длинной линии с закруглением вверху. | 1 | |||
16 | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. | 1 | |||
17 | Повторение изученных элементов | 1 |
«Развитие речи».
№ п/п | Тема занятия | К-во ч. | Дата план. | Дата факт. | оборудование |
Давайте познакомимся. Речь – средство общения | 1 | ||||
В гостях. Потешки.. | 1 | ||||
Слово веселит, огорчает, утешает | 1 | ||||
Пословицы и поговорки о труде, родине, матери | 1 | ||||
Сядем на пригорке, расскажем скороговорки | 1 | ||||
B гостях у сказки. Игры с ударением | 1 | ||||
Слова – противоположности | 1 | ||||
Многозначные слова | 1 | ||||
Ох, уж эти загадки! | 1 |
«Ознакомление с окружающим миром»
№п/п | Тема занятий | К-во ч. | Дата план. | Дата факт. | оборудование |
1 | Мир вокруг нас. Времена года | 1 | |||
2 | Части суток. Режим дня. Школьное время | 1 | |||
3 | Природа живая и неживая. | 1 | |||
4 | Дикие и домашние животные. | 1 | |||
5 | Культурные и дикорастущие растения. Правила поведения в природе. | 1 | |||
6 | Россия - наше государство. Столица России. | 1 | |||
7 | Наш город. | 1 | |||
8 | Расскажи о себе. Моя семья. | 1 |
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Модуль «Математика и логика»
Дети должны знать и уметь:
1. Распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры.
2. Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.
3. Устанавливать совокупности предметов, обладающие общими признаками.
4. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги.
5. Устанавливать временные отношения.
6. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
7. Устанавливать взаимосвязь между целым и частями.
Модуль «Конструирование»
- складывать бумагу в разных направлениях, делить бумагу по диагонали;
- вырезать несколько одинаковых деталей путем складывания бумаги;
- вырезать детали по шаблону;
- выполнять аппликации;
- владеть элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать;
- уметь создавать изображения по представлению и с натуры;
- уметь планировать свою деятельность, работать целенаправленно, доводить начатое дело до конца;
- проявлять изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления поделок из самых разных материалов;
- проявлять аккуратность в процессе деятельности, не сорить, не пачкать, не разбрасывать, не нарушать уют и красоту в помещении;
- знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях.
Модуль «Подготовка руки к письму»
- Правильно сидеть (правильная поза, положение рук).
- Правильно держать ручку.
- Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать элементы букв в строке.
- Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания элементов букв.
- Писать основные элементы букв:
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы;
- линии с закруглением внизу и вверху,
- Аккуратно штриховать фигуры.
- Обводить ровно и аккуратно по контуру.
- Аккуратно разукрашивать фигуры.
Модуль «Развитие речи»
- уметь слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;
- уметь говорить перед коллективом, отвечать на вопросы взрослого;
- уметь строить простые речевые конструкции.
Модуль «Ознакомление с окружающим миром» .
Знать:
- времена года;
- части суток;
- отличие живой и неживой природы;
- название страны и города в котором живет
Уметь:
- различать диких и домашних животных;
- различать культурные и дикорастущие растения;
- называть характерные признаки времен года;
- различать части суток;
- рассказать о своей семье.
Учебно – методическое обеспечение
Методические рекомендации "По дороге к Азбуке"
"По дороге к Азбуке". Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте ( 5-6 лет)
Методические рекомендации к пособию "Раз - ступенька, два-ступенька..."
"Раз-ступенька, два-ступенька..." для детей 5-6 лет. Часть 1
"Раз-ступенька, два-ступенька..." для детей 5-6 лет. Часть 2
"Раз-ступенька, два-ступенька..." для детей 5-6 лет. Часть 3
"Раз-ступенька, два-ступенька..." для детей 5-6 лет. Часть 4
Методические рекомендации к пособию "Это - я" (5-6 лет)
"Здравствуй, мир!" Пособие по ознакомлению с окружающий миром для детей 5-6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.
Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников "Готовим будущего первоклассника!"
Родительское собрание...
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут для ребенка в семье, в детском саду, в школе....