АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»
методическая разработка (1 класс) на тему

Мельникова Наталья Михайловна

Основной целью   программы является успешная подготовка  детей к школе, которая  занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
      Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение             средняя общеобразовательная школа №1

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА 

по подготовке детей к школе

 «Новичок»

разработана учителем начальных классов                                                      высшей квалификационной категории

Мельниковой Натальей Михайловной

МБОУ  СОШ № 1г. Белая Калитва                                Ростовская область

Паспорт программы.

Название программы

«Новичок»

Разработчик программы

Мельникова Наталья Михайловна, учитель начальных классов

Руководитель программы

Сроки реализации

3 месяца

Участники

Будущие первоклассники, учителя начальных классов и родители

Содержание материала

Развитие математических представлений.

Обучение грамоте и развитию речи.           Обучение письму, развитие мелкой моторики рук.

Адаптационная психология.

Нормативно-правовая основа программы «Новичок»

  • Конституция РФ
  • Конвенция ООН о правах ребёнка,
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); (преемственность образовательных программ.; доступность дошкольного образования.)
  • Концепция «О модернизации образования»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
  • Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.).
  •  Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
  • Устав школы

Пояснительная записка

Основной целью   программы является успешная подготовка  детей к школе, которая  занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
     Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

    Задачи программы: 

- развитие личностных качеств;

- формирование ценностных установок и ориентаций;

- развитие творческой активности;

- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие умений действовать по правилам

Основные формы и методы обучения.

 Преимущества данной программы в том, что она позволяет использовать развивающие методы обучения, так как ориентирована, прежде всего, на игровую и исследовательскую деятельность; предоставляет будущим первоклассникам возможность реализовать интеллектуальные запросы, развивать творческие способности.

Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.

Условия реализации программы. 

Программа «Новичок» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе.  Программа  поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течение трёх месяцев обучения (с февраля по апрель)  по четырём разделам: развитию речи и мелкой моторики рук, математике, ознакомлению с окружающим миром и адаптационной психологии.  

Продолжительность курса в объеме 36 часов один раз в неделю (предпочтительно по субботам)  3 урока по 30 минут.

Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают вовлечение родителей и специалистов в процесс подготовки к школе. Программа даёт возможность будущему первокласснику   познакомиться  со школой, с одноклассниками и учителями,  а также успешно адаптироваться в новом школьном мире. В ходе учебно–игровых занятий  учитель выявляет индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, получает достоверные данные о состоянии готовности будущих первоклассников к школе, на основе которых в дальнейшем строит их учебную деятельность.

 Работа проводится в 3 этапа: беседа с родителями, учебно – игровые занятия, педагогическая диагностика, педагогические выводы.  

       На первом этапе с родителями проводится беседа о целях и задачах данного курса, учитель знакомит их с планом работы.

       Второй этап включает в себя учебно - игровые занятия по математике, развитию речи, развитию мелкой моторики рук, адаптационной психологии.

        На третьем этапе проводится педагогическая диагностика, которая поможет учителю лучше узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.

    Планируемые результаты освоения программы

        В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения будущими первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

  Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться  в клетке;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
  • выполнять элементарный орнамент в полосе;

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  • присчитывать и отсчитывать по одному;
  • использовать основные правила построения линейного орнамента;

  Содержание программы

 I.  Знакомство со школой. Беседа с родителями .День открытых дверей.

II.  Учебно – игровые занятия по курсу «Математика» и «Развитие речи», в которых интегрированы занятия по курсу «Развитие мелкой моторики» и «Адаптационная психология» .

III. Педагогическая диагностика.

      В январе месяце учитель приглашает родителей будущих первоклассников на родительское собрание, на котором родителей знакомят с основным содержанием курса, его целями и задачами. Родители помогают учителю, их возможное присутствие на уроках в первую неделю делает атмосферу подготовки более домашней, спокойной, доверительной.

Курс  «Математика»

   Начальный курс математики проводится 1 раз в неделю в течение трёх месяцев – курс интегрированный: в нём объединены арифметический и геометрические материалы. При этом основу курса составляют представления о натуральном числе и нуле. Дети знакомятся с числовым отрезком, действиями «сложение» и «вычитание», сравнивают предметы  по количеству.

        Наряду с этим важное место занимает ознакомление с геометрическими фигурами и их свойствами. Знакомятся с названиями геометрических фигур «треугольник», «квадрат», «круг», «точка», «линия», учатся чертить отрезок.

      Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений. Даются понятия: справа, слева, между посередине, тяжелее, легче, вверху, внизу.

     Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики способствует развитию абстрактного мышления.

     На уроках математики учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учётом психофизиологических особенностей курсантов, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.

    Планируемые результаты:        

обучающиеся выучат названия и последовательность чисел от 1 до 10;

познакомятся с названием и обозначением действий сложения и вычитания;

научатся считать предметы в пределах 10;

сравнивать предметы и числа в пределах 10;

находить значения числового выражения путём присчитывания и отсчитывания по 1;

знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания.

Тематическое планирование по курсу  «Математика»

№п/п

Тема занятия.

Количество часов

1

Введение понятия один – много. Число 1. Цифра 1.

30мин

2

Ориентировка в пространстве (слева, справа, между, посередине, вверху, внизу). Графические диктанты.  Число 2. Цифра 2.

30мин

3

Счет предметов. Сложение. Вычитание. Число 3. Цифра 3.

30мин

4

Сравнение количества предметов. Число 4. Цифра 4.  

30мин

5

Треугольник. Квадрат. Число 5. Цифра 5.  

30мин

6

Знаки «<» и «>». Число 6. Цифра 6.

30мин

7

Число 7. Цифра 7. Геометрические фигуры. Прямоугольник.

30мин

8

Длиннее - короче . Измерение длины. Число 8. Цифра 8.

30мин

9

Число 9. Цифра 9. Обобщение.

30мин

10

Итоговая тестовая работа. Число 0. Цифра 0.

30мин

                         

Курс  «Развитие речи»

       Развитие речи в подготовительный период - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу посвящён курс «Развитие речи».  Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

       Основные задачи направления речевого развития  включают в себя следующие цели: формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; развитие окружающей речевой среды; выработка культуры общения; формирование связной речи; усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.

        Для поддержки интереса у учащихся, высокой их работоспособности на уроках при проведении различного рода тренировочных упражнений предусмотрено активное использование познавательно – дидактических игр, которые снимают усталость и дают возможность более эффективно усваивать материал.       Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Планируемые результаты: ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.; артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.; сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; правильно произносить все звуки; отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове; соблюдать орфоэпические нормы произношения; составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; соблюдать элементарные гигиенические правила; ориентироваться на странице тетради.

Тематическое планирование по курсу «Развитие речи»

№п/п

Тема занятия. Использование ИКТ.

Количество часов

1

Знакомство. Расскажи мне о себе. Игра «Давайте познакомимся!». Режим дня школьника.

30мин

2

Упражнения для закрепления правильного произношения. Скороговорки, чистоговорки, загадки – догадки, загадки – обманки.

30мин

3

Развитие речи. Описание игрушки. Упражнения для развития связной речи.

30мин

4

Формирование фонематического восприятия. Звуки в речи. Гласные и согласные звуки.

30мин

5

Гласные буквы и звуки. Предложение.

30мин

6

Слово. Деление слова на слоги. Упражнения для развития связной речи.

30мин

7

Слово. Деление слова на слоги. Предложение.

30мин

8

Слово   как единица речи.

30мин

9

Предложение. Сказки К.И. Чуковского. Развитие речи.

30мин

10

Обобщение знаний.

30мин

Курс  «Развитие мелкой моторики»

                       

     Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

    На занятиях учитель выполняет  с детьми простые упражнения на развитие мелкой моторики, сопровождаемые стихотворным текстом, тем самым заинтересовывая ребенка и помогая ему овладеть новой информацией. Обучение проходит в игровой  форме, с присутствием похвалы.

      В играх используется мелкий раздаточный материал, который является хорошим средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера, т.е.  готовит руку ребенка к овладению техникой письма. Учитель проводит игры, как на занятиях, так  и в перерыве. Курс включает разные упражнения: разминка рук с самомассажем, упражнения с карандашом, постановка захвата.

     Планируемые результаты:        

обучающиеся научатся: владеть руками, владеть пишущими инструментами, познакомятся с разными видами штриховки, обеспечивающими постепенное овладение необходимыми для письма стандартными элементами знаков, научатся срисовыванию букв и слов, а также работе с пластилином, рисованию и аппликации.

Тематическое планирование по курсу «Развитие мелкой моторики»

№п/п

Тема занятия.

Количество часов

1

Упражнения для выявления ведущей руки.  Знакомство с карандашом и ручкой.

30мин

2

Знакомство с правилами посадки при письме. Просмотр кинофильма.

30мин

3

Упражнения, подготавливающие руку к письму. Игры с росчерками.

30мин

4

Знакомство с разными видами штриховки. Лекало. Упражнения на штриховку.

30мин

5

Основные элементы букв. Учимся писать красиво.

30мин

6

Росчерки. Штриховка.

30мин

7

Основные элементы букв. Учимся писать красиво.

30мин

8

Письмо элементов букв. Задания на выбор и классификацию.

30мин

9

Основные элементы букв. Учимся писать красиво.

30мин

10

Письмо элементов букв.

30мин

Курс  «Адаптационная психология»

        Предполагаемая программа отражает современный подход в подготовке ребёнка к школе, учитывающий психологические закономерности формирования знаний и возрастные особенности младшего школьного возраста.

       В задачи обучения входит создание условий для общего умственного развития детей, развитие творческих возможностей, формирование и развитие познавательных интересов.

      Исходным в построении курса выступило следующее: внимание, память (зрительная, двигательная, непосредственная, вербальная), слуховые ощущения, пространственные представления. Большое место в программе занимает развитие понятийного мышления, фонематического восприятия., самоконтроля.

  Тематическое планирование по курсу «Адаптационная психология»

№п/п

Тема занятия. Использование ИКТ.

Количество часов

1

Экскурсия по школе.

Вводная диагностика. ИКТ

30мин

2

Словесное обозначение предметов и слуховые ощущения.

30мин

3

Внимание (сосредоточенность).  

30мин

4

Артикуляция. Пространственное представление.

30мин

5

Понятийное мышление. Фонематическое восприятие.

30мин

6

Выполнение словесных поручений.

30мин

7

Внимание (объём).

30мин

8

Память (непосредственная, вербальная). Пространственные представления.

30мин

9

Внимание. Сосредоточенность внимания.

30мин

10

Заключительная диагностика.

30мин

Литература:

1. Бородкина Г.В. Дневник учителя начальной школы. Москва.2004г.

2.Даминова М.П. Записки учительницы. Москва.1988г.

3.  Тарабарина Т.И.  Что необходимо знать к 1 классу? Ярославль. 1999г

4.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва.1995 Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школе Ю.В. Останкова;

5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном и Д, 2000

6. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Под редакцией И.В. Дубровиной.

Программа проходит апробацию  в течение трех лет (2014 - 2017 гг.) Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей свидетельствуют о ее эффективности. Дети достаточно быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются первичные коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч) «ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)» учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области Образцовой Людмилы Николаевны

Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе.  Программа  поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течени...

Авторская программа для подготовки детей к школе АБВГДейка

Программу писала сама. Являюсь и автором и разработчиком....

Авторская программа"Подготовка детей к школе"

  Будущих первоклассников, с  целью знакомства  со школой, с будущим учителем и с будущими одноклассниками, так же для успешной адаптации к школе , учитель начальных классов приг...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...

Проект по психологической подготовке детей к школе «Я – будущий первоклассник» (для детей 6- 7 лет) 2021 г

Проектпо психологической подготовке детей к школе«Я – будущий первоклассник»(для детей  6- 7 лет)...

Авторская рабочая программа по подготовке детей к школе по обучению грамоте «Ученье – путь к умению" (возраст: 5-6 лет)

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫразностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мел...