АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе «Новичок»
методическая разработка (1 класс) на тему
Основной целью программы является успешная подготовка детей к школе, которая занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
по подготовке детей к школе
«Новичок»
разработана учителем начальных классов высшей квалификационной категории
Мельниковой Натальей Михайловной
МБОУ СОШ № 1г. Белая Калитва Ростовская область
Паспорт программы.
Название программы | «Новичок» |
Разработчик программы | Мельникова Наталья Михайловна, учитель начальных классов |
Руководитель программы | |
Сроки реализации | 3 месяца |
Участники | Будущие первоклассники, учителя начальных классов и родители |
Содержание материала | Развитие математических представлений. Обучение грамоте и развитию речи. Обучение письму, развитие мелкой моторики рук. Адаптационная психология. |
Нормативно-правовая основа программы «Новичок» |
|
Пояснительная записка
Основной целью программы является успешная подготовка детей к школе, которая занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Задачи программы:
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам
Основные формы и методы обучения.
Преимущества данной программы в том, что она позволяет использовать развивающие методы обучения, так как ориентирована, прежде всего, на игровую и исследовательскую деятельность; предоставляет будущим первоклассникам возможность реализовать интеллектуальные запросы, развивать творческие способности.
Основные виды деятельности — игра и продуктивная деятельность.
Условия реализации программы.
Программа «Новичок» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе. Программа поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течение трёх месяцев обучения (с февраля по апрель) по четырём разделам: развитию речи и мелкой моторики рук, математике, ознакомлению с окружающим миром и адаптационной психологии.
Продолжительность курса в объеме 36 часов один раз в неделю (предпочтительно по субботам) 3 урока по 30 минут.
Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают вовлечение родителей и специалистов в процесс подготовки к школе. Программа даёт возможность будущему первокласснику познакомиться со школой, с одноклассниками и учителями, а также успешно адаптироваться в новом школьном мире. В ходе учебно–игровых занятий учитель выявляет индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, получает достоверные данные о состоянии готовности будущих первоклассников к школе, на основе которых в дальнейшем строит их учебную деятельность.
Работа проводится в 3 этапа: беседа с родителями, учебно – игровые занятия, педагогическая диагностика, педагогические выводы.
На первом этапе с родителями проводится беседа о целях и задачах данного курса, учитель знакомит их с планом работы.
Второй этап включает в себя учебно - игровые занятия по математике, развитию речи, развитию мелкой моторики рук, адаптационной психологии.
На третьем этапе проводится педагогическая диагностика, которая поможет учителю лучше узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения будущими первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в клетке;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
- выполнять элементарный орнамент в полосе;
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному;
- использовать основные правила построения линейного орнамента;
Содержание программы
I. Знакомство со школой. Беседа с родителями .День открытых дверей.
II. Учебно – игровые занятия по курсу «Математика» и «Развитие речи», в которых интегрированы занятия по курсу «Развитие мелкой моторики» и «Адаптационная психология» .
III. Педагогическая диагностика.
В январе месяце учитель приглашает родителей будущих первоклассников на родительское собрание, на котором родителей знакомят с основным содержанием курса, его целями и задачами. Родители помогают учителю, их возможное присутствие на уроках в первую неделю делает атмосферу подготовки более домашней, спокойной, доверительной.
Курс «Математика»
Начальный курс математики проводится 1 раз в неделю в течение трёх месяцев – курс интегрированный: в нём объединены арифметический и геометрические материалы. При этом основу курса составляют представления о натуральном числе и нуле. Дети знакомятся с числовым отрезком, действиями «сложение» и «вычитание», сравнивают предметы по количеству.
Наряду с этим важное место занимает ознакомление с геометрическими фигурами и их свойствами. Знакомятся с названиями геометрических фигур «треугольник», «квадрат», «круг», «точка», «линия», учатся чертить отрезок.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений. Даются понятия: справа, слева, между посередине, тяжелее, легче, вверху, внизу.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики способствует развитию абстрактного мышления.
На уроках математики учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учётом психофизиологических особенностей курсантов, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.
Планируемые результаты:
обучающиеся выучат названия и последовательность чисел от 1 до 10;
познакомятся с названием и обозначением действий сложения и вычитания;
научатся считать предметы в пределах 10;
сравнивать предметы и числа в пределах 10;
находить значения числового выражения путём присчитывания и отсчитывания по 1;
знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания.
Тематическое планирование по курсу «Математика»
№п/п | Тема занятия. | Количество часов |
1 | Введение понятия один – много. Число 1. Цифра 1. | 30мин |
2 | Ориентировка в пространстве (слева, справа, между, посередине, вверху, внизу). Графические диктанты. Число 2. Цифра 2. | 30мин |
3 | Счет предметов. Сложение. Вычитание. Число 3. Цифра 3. | 30мин |
4 | Сравнение количества предметов. Число 4. Цифра 4. | 30мин |
5 | Треугольник. Квадрат. Число 5. Цифра 5. | 30мин |
6 | Знаки «<» и «>». Число 6. Цифра 6. | 30мин |
7 | Число 7. Цифра 7. Геометрические фигуры. Прямоугольник. | 30мин |
8 | Длиннее - короче . Измерение длины. Число 8. Цифра 8. | 30мин |
9 | Число 9. Цифра 9. Обобщение. | 30мин |
10 | Итоговая тестовая работа. Число 0. Цифра 0. | 30мин |
Курс «Развитие речи»
Развитие речи в подготовительный период - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу посвящён курс «Развитие речи». Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.
Основные задачи направления речевого развития включают в себя следующие цели: формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; развитие окружающей речевой среды; выработка культуры общения; формирование связной речи; усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.
Для поддержки интереса у учащихся, высокой их работоспособности на уроках при проведении различного рода тренировочных упражнений предусмотрено активное использование познавательно – дидактических игр, которые снимают усталость и дают возможность более эффективно усваивать материал. Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Планируемые результаты: ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба; осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.; артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; использовать соответствующие ситуации, темп, громкость; следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.; сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; правильно произносить все звуки; отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки; находить слова с определенным звуком; определять место звука в слове; соблюдать орфоэпические нормы произношения; составлять предложения по опорным словам, по заданной теме; составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; соблюдать элементарные гигиенические правила; ориентироваться на странице тетради.
Тематическое планирование по курсу «Развитие речи»
№п/п | Тема занятия. Использование ИКТ. | Количество часов |
1 | Знакомство. Расскажи мне о себе. Игра «Давайте познакомимся!». Режим дня школьника. | 30мин |
2 | Упражнения для закрепления правильного произношения. Скороговорки, чистоговорки, загадки – догадки, загадки – обманки. | 30мин |
3 | Развитие речи. Описание игрушки. Упражнения для развития связной речи. | 30мин |
4 | Формирование фонематического восприятия. Звуки в речи. Гласные и согласные звуки. | 30мин |
5 | Гласные буквы и звуки. Предложение. | 30мин |
6 | Слово. Деление слова на слоги. Упражнения для развития связной речи. | 30мин |
7 | Слово. Деление слова на слоги. Предложение. | 30мин |
8 | Слово как единица речи. | 30мин |
9 | Предложение. Сказки К.И. Чуковского. Развитие речи. | 30мин |
10 | Обобщение знаний. | 30мин |
Курс «Развитие мелкой моторики»
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
На занятиях учитель выполняет с детьми простые упражнения на развитие мелкой моторики, сопровождаемые стихотворным текстом, тем самым заинтересовывая ребенка и помогая ему овладеть новой информацией. Обучение проходит в игровой форме, с присутствием похвалы.
В играх используется мелкий раздаточный материал, который является хорошим средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера, т.е. готовит руку ребенка к овладению техникой письма. Учитель проводит игры, как на занятиях, так и в перерыве. Курс включает разные упражнения: разминка рук с самомассажем, упражнения с карандашом, постановка захвата.
Планируемые результаты:
обучающиеся научатся: владеть руками, владеть пишущими инструментами, познакомятся с разными видами штриховки, обеспечивающими постепенное овладение необходимыми для письма стандартными элементами знаков, научатся срисовыванию букв и слов, а также работе с пластилином, рисованию и аппликации.
Тематическое планирование по курсу «Развитие мелкой моторики»
№п/п | Тема занятия. | Количество часов |
1 | Упражнения для выявления ведущей руки. Знакомство с карандашом и ручкой. | 30мин |
2 | Знакомство с правилами посадки при письме. Просмотр кинофильма. | 30мин |
3 | Упражнения, подготавливающие руку к письму. Игры с росчерками. | 30мин |
4 | Знакомство с разными видами штриховки. Лекало. Упражнения на штриховку. | 30мин |
5 | Основные элементы букв. Учимся писать красиво. | 30мин |
6 | Росчерки. Штриховка. | 30мин |
7 | Основные элементы букв. Учимся писать красиво. | 30мин |
8 | Письмо элементов букв. Задания на выбор и классификацию. | 30мин |
9 | Основные элементы букв. Учимся писать красиво. | 30мин |
10 | Письмо элементов букв. | 30мин |
Курс «Адаптационная психология»
Предполагаемая программа отражает современный подход в подготовке ребёнка к школе, учитывающий психологические закономерности формирования знаний и возрастные особенности младшего школьного возраста.
В задачи обучения входит создание условий для общего умственного развития детей, развитие творческих возможностей, формирование и развитие познавательных интересов.
Исходным в построении курса выступило следующее: внимание, память (зрительная, двигательная, непосредственная, вербальная), слуховые ощущения, пространственные представления. Большое место в программе занимает развитие понятийного мышления, фонематического восприятия., самоконтроля.
Тематическое планирование по курсу «Адаптационная психология»
№п/п | Тема занятия. Использование ИКТ. | Количество часов |
1 | Экскурсия по школе. Вводная диагностика. ИКТ | 30мин |
2 | Словесное обозначение предметов и слуховые ощущения. | 30мин |
3 | Внимание (сосредоточенность). | 30мин |
4 | Артикуляция. Пространственное представление. | 30мин |
5 | Понятийное мышление. Фонематическое восприятие. | 30мин |
6 | Выполнение словесных поручений. | 30мин |
7 | Внимание (объём). | 30мин |
8 | Память (непосредственная, вербальная). Пространственные представления. | 30мин |
9 | Внимание. Сосредоточенность внимания. | 30мин |
10 | Заключительная диагностика. | 30мин |
Литература:
1. Бородкина Г.В. Дневник учителя начальной школы. Москва.2004г.
2.Даминова М.П. Записки учительницы. Москва.1988г.
3. Тарабарина Т.И. Что необходимо знать к 1 классу? Ярославль. 1999г
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва.1995 Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школе Ю.В. Останкова;
5. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: Гном и Д, 2000
6. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Под редакцией И.В. Дубровиной.
Программа проходит апробацию в течение трех лет (2014 - 2017 гг.) Наблюдения, отзывы детей, учителей, родителей свидетельствуют о ее эффективности. Дети достаточно быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются первичные коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе
Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе (30 ч) «ГНОМ (Гуманитарное Научное Образование Малышей)» учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ СОШ№ 16 г. Балаково Саратовской области Образцовой Людмилы Николаевны
Программа «ГНОМ» предназначена для подготовки будущих первоклассников к школе. Программа поможет учителям начальных классов профессионально и грамотно организовать работу с детьми в течени...
Авторская программа для подготовки детей к школе АБВГДейка
Программу писала сама. Являюсь и автором и разработчиком....
Авторская программа"Подготовка детей к школе"
Будущих первоклассников, с целью знакомства со школой, с будущим учителем и с будущими одноклассниками, так же для успешной адаптации к школе , учитель начальных классов приг...
Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.
Рабочая программа по подготовке детей к школе составлена в соответствии и на основании следующих нормативно - правовых документов: Ффедерального государственного образоват...
Проект по психологической подготовке детей к школе «Я – будущий первоклассник» (для детей 6- 7 лет) 2021 г
Проектпо психологической подготовке детей к школе«Я – будущий первоклассник»(для детей 6- 7 лет)...
Авторская рабочая программа по подготовке детей к школе по обучению грамоте «Ученье – путь к умению" (возраст: 5-6 лет)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫразностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мел...