Проект по психологической подготовке детей к школе «Я – будущий первоклассник» (для детей 6- 7 лет) 2021 г
методическая разработка
Проект
по психологической подготовке
детей к школе
«Я – будущий первоклассник»
(для детей 6- 7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dubrovkina_2021_kursy.doc | 445 КБ |
proekt_psihologi_dubrovkina.ppt | 957 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по психологической подготовке
детей к школе
«Я – будущий первоклассник»
(для детей 6- 7 лет)
Выполнила:
Дубровкина Елена Васильевна
Педагог-психолог
мкоу «Михайловская средняя
общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза
ВФ Нестерова»
Черемисиновского района
Курской области»
2021 г
Содержание
I.Введение
II.Поэтапный план реализации проекта
1.I этап – диагностико – аналитический
2.II этап – реализация проекта.
3. III этап – итоговый
4.Промежуточные результаты
5.Организация работы с родителями.
III.Итог реализации проекта
Заключение
I.Введение
Развитие дошкольников – одна из ключевых и актуальных проблем, стоящих перед современной дошкольной педагогикой. Л.С. Выгодский отмечал, что высшие человеческие функции формируются только в благоприятной социальной ситуации развития. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомиться с социально приемлемыми формами поведения и учится сознательно поддерживать нравственные нормы.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траекторию развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была одной из ведущих в образовании. ФГОС ДО сделал акцент на создании условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Для обеспечения позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста мы попробовали адаптировать такую форму, как акция или флешмоб. А́кция (от лат. actio «деятельность») - публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Акционизм привлекает сиюминутными действиями. Одной из форм акционазма являются флешмобы (флешмоб – вспышка, миг, мгновение; mob – толпа, «вспышка толпы»). Наибольшую популярность акционизм имеет в молодёжном движении, в политике, хотя в силу своей яркости, неповторимости, активной деятельности «здесь и сейчас», эти форма очень близка детям дошкольного возраста. Особенно импонируют те задачи, которые решаются в ходе флеш-моба: самоутверждение, ощущение причастности к общему делу, эмоциональная подзарядка, приобретение новых друзей и др. Главное для организаторов стихийных акций - действие и его эмоциональный эффект, а не результат.
Актуальность проекта
Тема нашего проекта является актуальной, как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку в методической литературе специалистами по дошкольному образованию недостаточно освещены научно - теоретические подходы к проблеме организации нетрадиционных форм проведения с детьми и родителями совместных мероприятий, направленных на развитие социальной компетентности детей, не разработаны и не прописаны конкретные механизмы организации.
Целевые ориентиры основной образовательной программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
- смену режима дня и питания;
- смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду);
- непривычно высокий уровень шума на перемене;
- увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
- смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
- необходимость организовать своё рабочее место за партой;
- требования правильно реагировать на звонки с урока на урок;
- следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
- необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
- возможный неуспех в деятельности;
- увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии ребёнка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет.
Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но
у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: «ты у нас отличником будешь», «тебя появятся друзья», «учителя любят таких умненьких, как ты».
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребёнку заинтересованное отношение к школе. В действительности же будущий школьник, настроенный на радостную увлекательную деятельность, может надолго потерять интерес к учёбе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:
- неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности;
- трудности в поиске друзей среди одноклассников;
- расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т.д.
Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «ты же двух слов связать не можешь, как ты будешь на уроках отвечать». Такие напутствия вряд ли воодушевят ребёнка.
Таким образом, исключительно позитивный или, напротив, негативный образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.
Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.
Именно поэтому в этот период им так важна поддержка родителей и педагогов. Но порой, родители переживают даже больший стресс, чем их дети. Так как начало учебы в школе — важный и сложный момент не только в жизни будущих первоклассников, но и их родителей. Перед родителями встает множество вопросов: во сколько лет ребенку лучше пойти в школу — в 6 или в 7, по какой программе нужно обучать ребенка, а чему не нужно учить до школы, как научить принять решение в сложной ситуации, справится ли первоклассник со школьной нагрузкой, как же лучше подготовить ребенка к школе?
Тревога родителей будущих первоклассников понятна, ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Еще одной серьезной проблемой является неоднородность качества дошкольной подготовки детей, которая обусловлена рядом объективных причин. Во-первых, в школу поступают дети из разных дошкольных учреждений. Во-вторых, часть дошколят регулярно занимались в детском саду, другие посещали его нерегулярно или совсем не посещают по разным причинам и воспитываются в семье (далеко не каждая семья может качественно подготовить ребёнка к школе). В-третьих, неправильные методы воспитания в семье (конфликтность в семье, неполная семья, неудовлетворенность в общении с взрослыми, не адекватное осознание своего положения в группе сверстников). В – четвертых, актуальной задачей сегодня становится не просто овладение дошкольниками фактологическими знаниями, но и формирование у них способов познавательной деятельности, развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д).
Все вышеизложенное отрицательно сказывается на адаптации детей к школе, снижает их обучаемость в начальных классах.
Цель проекта: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.
Задачи проекта:
- расширять знания о школе;
- создавать позитивное отношение к обучению в школе;
- стимулировать познавательную активность;
- развивать творческие способности, коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
- воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Срок реализации проекта: 2021-2022 учебный год (сентябрь-май).
Тип проекта: По доминирующей деятельности: практический
По времени проведения: долгосрочный;
По характеру контактов: коллективный
Уровень интеграции учебного материала - комплексный.
По объему учебного материала и времени его проработки - большой, выполняется в течение учебного.
По способам выполнения и завершения - комплексный
Тип проекта (по основным сферам деятельности) - социальный.
Вид проекта (по характеру предметной области проекта) - учебно-образовательный
Срок реализации: долгосрочный.
Вид проекта: познавательно-творческий
Характер содержания проекта: ребенок – взрослый.
Субъекты проекта: педагог-психолог, учитель – логопед, воспитатели, дети подготовительной к школе группы, их родители.
Тематическое поле: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Основные направления работы:
- осуществление включения первоклассников в систему коллективных отношений;
- освоение младшими школьниками правил поведения в школе;
- осуществление комфортных условий перехода от игровой деятельности к учебной.
Проблема: Практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями, т.к. с приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
Гипотеза: Если в процессе целенаправленной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению использовать разнообразные методы, то повысится уровень ее развития и повысится интерес к школе.
Совместная деятельность по решению задач:
-Консультация с родителями о необходимости создания данного проекта.
-Выставка книг и методической литературы о подготовке ребенка к школе.
-Проведение круглого стола на тему: "Выходной вместе", "Игры в семье для подготовки детей к школе", “Что нужно знать о психологической готовности ребенка к школе", «Адаптация ребенка к школьным условиям».
-Изготовление дидактических игр для развития внимания, мышления, памяти, создание коллажей.
Значимость проекта: Этот проект значим для всех его участников: Для детей: Получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения деятельности.
Для педагога: Эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Для родителей: Повышение компетентности родителей в вопросах успешной адаптации детей к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Формы реализации:
-Беседы с детьми и родителями;
Консультации с родителями.
-Экскурсии;
-Игровая деятельность;
-Выполнение работ по изобразительной деятельности;
-Выставка детского творчества
Реализация проекта «Я - будущий первоклассник» предусматривает
соблюдение следующих педагогических принципов:
- целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
- научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
- единства содержания форм и методов работы;
- личностно - ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
- сотрудничества детей, педагогов и родителей;
- доступности;
- системности и последовательности.
Этапы работы:
- Определение темы проекта. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Работа по плану с детьми, родителями.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах
предшкольной подготовки;
- благоприятное течение адаптационного школьного периода.
- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе; сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности; эмоционально- положительное отношение к школе.
- Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
- Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.
- Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
- У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
- Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни психологической готовности к школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление), физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности), эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).
- У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
- Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.
- Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.
- Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.
Интеграция образовательных областей : «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Продукт проектной деятельности
Конечный продукт: Презентация «Я – будущий первоклассник»,
Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях, особенно из проблемных семей. Участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности: - рост посещаемости родителями воспитанников организуемых совместных мероприятий; - согласованность действий педагогов, учителей и родителей воспитанников; - соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта; - заинтересованность родителей.
Этапы реализации проекта.
1 этап - диагностический; срок реализации - сентябрь.
2 этап - основной; срок реализации - октябрь - апрель.
3 этап - итоговый; срок реализации – май.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Нормативно-правовое обеспечение
федерального уровня:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением государственного санитарного врача РФ 15.05.2013г. №26;
-Федеральные государственные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
институционального уровня:
- Устав ОУ;
- Основная образовательная программа ОУ;
- Нормативно-правовые акты ОУ.
Методическое обеспечение
- Технологические карты проведения;
- Дидактическое обеспечение каждой социальной акции (учебные материалы, мультимедийные презентации, которые используются для проведения акций)
Материально-техническое обеспечение
Ноутбук, телевизор, принтер, музыкальный центр, музыкальные колонки. -Подготовка необходимой атрибутики социальной акции (футболки, значки, кепки, флажки и т.п.).
Доказательства необходимости разработки данной темы:
Развитие детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений образовательной системы Российской Федерации. А также является одним из главных направлений ДОУ. Главная цель дошкольного образования – подготовка детей к школьному обучению и обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей на дошкольной ступени при переходе к обучению в начальную школу, которая формируется постепенно.
Старший дошкольный возраст является важным этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Развитие произвольных психических функций в старшем дошкольном возрасте осуществляется через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности.
Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье - успешен в школе.
Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально–волевой. С целью определения психологической готовности детей к обучению в школе было проведено исследование в подготовительной группе.
Результаты диагностики психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в начале 2020-2021 учебного года
1 - Методика «Рассказ» 2 - Методика «10слов»
3 - Методика «Цветные матрицы Равена»
4 - Методика «Графический диктант» 5 - Методика «Узор»
6 - Методика «Домик» 7 - Общий уровень
Обследование проводилось по диагностическому комплексу психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста.
Обследование показало (Методика «Последовательность событий»), что у детей недостаточно развито логическое мышление, возникают трудности при раскладывании серии картинок по порядку и составлении связного рассказа. Рассказы у детей получились в виде перечисляемых событий, беден словарный запас, наблюдается нарушение грамматического строя речи.
При обследовании вербальной памяти (Методика «10 слов») выявилось, что детям старшего дошкольного возраста достаточно трудно запоминать предъявленные слова без опоры на наглядность.
Проанализировав результаты обследования по методике «Матрицы Равена», можно сделать вывод, что большое количество неправильных ответов (36%) у детей не связаны с интеллектуальными трудностями, а возникают из-за нарушения внимания, его низкой концентрации, а также неумения планировать свою деятельность.
При обследовании предпосылок учебной деятельности по методике «Графический диктант» выявилось, что 40% детей не умеют действовать по правилу и по указанию взрослого, затрудняются воспроизводить заданное направление линий, плохо ориентируются на листе в клетку.
Обследовав индивидуально-типические особенности формирования самостоятельной деятельности (Методика «Узор»), можно сказать, что не все дети могут принять задание взрослого, содержащее ряд правил, и подчиняться им в своей деятельности в отведенный временной интервал (в течение 15 минут писать палочки и черточки, соблюдая 4 правила). Дети принимают лишь часть инструкции из-за невнимательности и слабой развитой слуховой памяти. Ошибок не замечают и не исправляют после окончания работы.
Обследование произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки (Методика «Домик») показало, что у детей подготовительной группы на начало учебного года не достаточно развито произвольное внимание. В рисунках детей неправильно изображены элементы, отсутствуют части домика, увеличены или уменьшены детали. Работы не аккуратные, размашистые, наблюдаются разрывы между линиями. Слабо развита мелкая моторика рук.
Общий уровень психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе на начало учебного года составил – 57%, что указывает на недостаточный уровень развития психических процессов.
Из вышеизложенного следует, что в старшем дошкольном возрасте необходимо более полно изучать развитие всех психических процессов детей для дальнейшей развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации, а также проводить коррекционно-развивающие мероприятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни школьной готовности.
Необходимо подготавливать детей подготовительной группы к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Поэтому проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
В образовательном пространстве участвуют педагог-психолог, социальный педагог, логопед, педагоги, родители и дети, следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса.
Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе.
С целью выявления доминирующих мотивов учения в начале учебного года в подготовительной группе было проведено обследование.
Результаты диагностики доминирующих мотивов учения в подготовительной группы в начале 2020-2021 учебного года
У – учебный мотив; С – социальный; И – игровой.
При обследовании доминирующих мотивов учения у детей подготовительной группы в начале года показало, что 9 детей из 11 по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности. У них доминирует учебный и социальный мотив.
Для воспитанников с преобладающим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, старательны, успешно усваивают материал. Но при недостаточном развитии мышления, памяти, мелкой моторики, даже при ответственном отношении у детей в дальнейшем могут возникнуть трудности с учебой. Если таким детям не помочь вовремя, впоследствии они станут слабоуспевающим.
У 5 детей доминирует игровой мотив над познавательным, так как они выбирают игровую ситуацию. Эти дети по внутренним предпосылкам не готовы к учебной деятельности. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Если детей мотивировать только игрой, в последующем такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.
Мотивацию старших дошкольников к обучению можно повысить. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы. Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.
В ходе реализации проекта выявлены психолого-педагогические проблемы:
- На практике трудно выбрать из множества методик и программ (Гуткина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению и помочь подготовиться к школе;
- Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме;
- Нет преемственности в работе педагогов-психологов, так как не во всех образовательных учреждениях есть данные специалисты;
- Следует повышать профессиональную компетентность педагогам;
- Необходимо создавать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.
Основными исполнителями мероприятий проекта являются педагог-психолог, педагоги подготовительной группы, воспитанники, родители, учителя начальных классов. Вся деятельность участников проекта выстроена на взаимодействии по реализации задач, направленных на ребёнка, его развитие, подготовку к обучению в школе. Каждый участник проекта выполняет свои функциональные обязанности, опираясь на опыт работы с детьми и родителями.
Созданная система взаимодействия участников проекта даст возможность подготовить дошкольников к школьному обучению по всем основным направлениям, организовать педагогический процесс, учитывая индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка, с учётом психологических особенностей и склонностей, обеспечивая максимальную по возможности самореализацию личности.
II.Поэтапный план реализации проекта
- I этап – диагностико – аналитический
Цель: Определение направлений и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Выявить знания детей и родителей о школе, проблемы и тревоги , связанные с поступлением ребенка в школу, особенности формирования «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной к школе группе.
Период | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь |
| Психолог, учитель-логопед, Социальный педагог |
| Психолог, учитель-логопед, Социальный педагог | |
необходимость или дань моде». | Психолог, учитель-логопед, Социальный педагог | |
| Психолог, учитель-логопед, Социальный педагог | |
| Психолог, учитель-логопед, Социальный педагог | |
А. Барто «В школу», «Я выросла».
| Психолог, учитель-логопед, Социальный педагог | |
| Психолог, учитель-логопед, Социальный педагог | |
| Психолог, учитель-логопед, Социальный педагог | |
| Психолог, учитель-логопед, Социальный педагог |
Описание первого этапа
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды и папки-раскладушки для родителей будущих первоклассников, проведена диагностика детей подготовительной группы. По ее результатам была сформирована коррекционная группа детей с низким и ниже среднего уровнем психологической готовности к школе.
Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Все участники образовательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность. Для них были разработаны консультации, рекомендации, план работы по преемственности детского сада и школы по данной теме.
- II этап – реализация проекта.
Организация работы с детьми.
Цель: реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Основной этап
Образовательные области | Образовательная деятельность | Планируемые результаты |
Познание | Решение проблемных ситуаций: «Зачем надо идти в школу?», «Что было бы, если бы не было школ?», «Что для здоровья хорошо, что для здоровья плохо» Рассматривание иллюстраций на тему: «Школьная жизнь». Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Наши папы и мамы - школьники». | Умеют рассуждать и делать выводы. |
Коммуникация | Беседы: «Почему я хочу учиться в школе?» «Что я знаю о школе», «Школа – это знания», «Я на уроке», «Я на переменке», «Человек и его здоровье». Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»; | Получают первоначальные знания о школе. |
Социализация | Дидактические игры: «Кто быстрее соберёт портфель», «Назови одним словом», «Что лишнее?», «Путешествие точки», «Знаешь ли ты?», «Подумай, сосчитай, реши», «Помоги себе сам» Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа». Театрализованная игра: «Лесная школа» Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»; | |
Художественная литература | Знакомство с пословицами и поговорками об учении, труде и книгах. Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни. Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школьные принадлежности». | |
Здоровье | Психогимнастика Закаливание Пальчиковая гимнастика | Знают способы расслабления Положительно относятся к культурно-гигиеническим процедурам Чувствуют удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление |
Художественное творчество | --Рисование «Как я сижу за партой», «Что тебе понравилось в школе», «Как я иду в школу с портфелем», «Зарисовки о школе «Я на линейке 1-го сентября» --Конструирование «Портфель», «Книжка- малышка», «Альбом», «Волшебные буквы». --Лепка, аппликация «Буквы»,«Школьные принадлежности | Закрепляют знания, полученные в других видах деятельности |
Безопасность | Ситуативные беседы о правилах безопасности на дорогах; рассматривание иллюстраций по теме: «Правила дорожного движения», «Предупреждающие знаки», «Запомни эти номера». | Умеют оценивать ситуацию на дороге, распознают опасные зоны на улице. |
ОСНОВНОЙ ЭТАП- ФОРМИРУЮЩИЙ. 1. Формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы. 2. Упражнение в составление рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от школы 3. Обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения. 4. Создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развитие речи, изучение Декларации прав человека, расширение знаний об окружающем мире. 5. Развитие связной речи; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире 6. Развитие творческих способностей, воображения. 7. Расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи. Закрепление полученных знаний и представлений о школе и школьных атрибутах. 8. Развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе. 9. Развитие пространственного мышления, расширение географических представлений. 10. Развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире. 11.Создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации, обучение составлению рассказа, развитие творческой инициативы.
3. III этап – итоговый
Цель: подведение итогов социального партнерства ДОУ, школы и семьи. обобщение полученных знаний и опыта.
Итоговый этап
Защита проекта в виде досуга «Путешествие к волшебным островам дошкольного детства». | Май |
ИТОГОВЫЙ – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. ′
Описание третьего этапа
На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей подготовительной группы, составлен мониторинг школьной готовности детей подготовительной группы и коррекционной подгруппы.
В результате планомерной систематической работы к концу года у детей коррекционной подгруппы повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Проведение развивающих занятий послужило толчком для более полного развития детей этой подгруппы. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т.е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии с определённой целью. Приобрели уверенность в себе, опыт преодоления трудностей и стремление к дальнейшей активной деятельности. Дети коррекционной подгруппы наравне со своими сверстниками получили одинаковые стартовые возможности к обучению в школе.
Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы дети легче переживут период школьной адаптации, некоторые избегут участи неуспевающих учеников и, как следствие, не будут испытывать отвращение к учению.
Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей. Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях. У них улучшились графические навыки, произвольность, процессы памяти, внимания, мышления и речи.
Были включены все участники проекта в аналитическую и диагностическую деятельность. Обобщен опыт работы по реализации проекта, а также определены перспективы дальнейшей деятельности над проектом.
4.Промежуточные результаты
Для реализации 1 этапа подобрали специальную литературу по адаптации будущих первоклассников, изучили правовые основы. Составили план работы над проектом. Встретились с воспитателями детского сада «Солнышко» и собрали нужную информацию о детях.
Разработали анкету «Готов ли ваш ребёнок к школе?» и раздали в детский сад «Солнышко» родителям чтобы они сами могли оценить готовность ребёнка к школе.
Проанализировав данные анкетирования, получили следующие результаты: 81% опрошенных родителей, считают, что их дети вполне готовы к тому, чтобы идти в школу; 1 9% родителей считают, что их дети многому научились и тоже готовы к обучению в школе, но не совсем, то есть, им еще требуется некоторая подготовка.
На начало реализации этапа № 2 провели родительское собрание "Психологическая готовность к школьному обучению"
Для выявления изменения уровня тревожности родителя по отношению к школьному обучению проводилась итоговая диагностика.
Анкета "Ваши опосения" – начало встречи
Тест "Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу" – конец встречи
Н.Н.Серова
Анкета "Готовы ли к школе родители"
Ковалёва Е.С., Синицина Е.И.
Готовы ли Вы: | Начало встреч | Конец встреч |
Помочь, не рассердившись. | 55 % | 85 % |
Не кричать, принимать спокойно всё так, как есть. | 75 % | 90 % |
Не унижать. | 100 % | 100 % |
Не сравнивать с другими. | 50 % | 85 % |
Не наказывать без причины, а лишь потому, что Вы не в духе. | 65 % | 95 % |
Не обижать. | 100 % | 100 % |
5.Организация работы с родителями.
1. Памятка родителям будущих первоклассников:
- «Первые шаги по выбору школы»,
-«Напоминаем вам».
2 . Папки-передвижки:
-"Обучение раннему чтению"»,
-«Десять советов родителям будущего первоклассника»,
-«Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе».
3. Родительские собрания:
-«Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе»,
-«Ваш ребенок – будущий первоклассник»,
4 Консультация:
-«Готовим руку к письму»,
-«Пальчиковая гимнастика»,
-"Как выбрать школу?",
- «Что должен знать ребенок, который собирается в школу».
5. День открытых дверей:
-"Детский сад — как социально-
педагогическая среда, интегрирующая интересы школы,
семьи и ребенка". Посещение открытых занятий.
6. Круглый стол: "Выходной вместе", "Игры в семье для подготовки детей к школе", «Адаптация ребенка к школьным условиям», консультация психолога.
7. Анкетирование родителей:
-«Что, по вашему мнению, необходимо сделать за предстоящий учебный год для подготовки детей к школе? Какой помощи вы ждете от детского сада?»,
- «Готов ли ваш ребенок к школе?»
8. Семинар - практикум:
-"Развиваем мелкую моторику", - “Упражнения на развитие тонкой моторики рук”.
9. Семейный творческий конкурс:
- Составление коллажей "Каким я вижу своего ребенка в школе",
-Выставка «Наши мамы и папы – школьники».
10.Совместное развлечение с родителями:
-КВН "Мы будущие первоклассники ",
- Мероприятие по ПДД «По тротуару мы шагаем, дорожные знаки запоминаем»,
- Праздник, посвящённый выпуску детей «Путешествие к волшебным островам дошкольного детства».
III.Итог реализации проекта
Выполненная работа позволила контролировать процесс подготовки ребёнка к школе во всех сферах образовательной деятельности. Важным моментом было сотрудничество школы с детским садом, работа в едином пространстве, с одними требованиями. Была оказана методическая помощь родителям в подготовке детей к школе.
Так же в процессе реализации проекта столкнулись с некоторыми проблемами:
- Нежелание сотрудничества школы с детским садом;
- Слабая информационно-методическая связь между ДОУ и школой.
По итогам анкетирования родителей, по вопросам подготовки детей к школе, были выявлены некоторые недостатки, которые в ходе реализации проекта были постепенно устранены.
Анализ результатов данной диагностики показал, что тревожность родительный значительно снизнилась.
В заключение было проведено итоговое мероприятие – родительское собрание. Где участники были ознакомлены с результатами диагностики до и после проекта. Наглядно были показаны изменения родительских позиций по отношению к школьному обучению.
Родители поделились своими впечетлениями о тренинговой работе, достигнутыми результатами.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что применяемые нами методы с родителями будущих первоклассников являются эффективными и помогают создать условия успешной подготовки и адаптации детей и родителей к школьному обучению, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.
Таким образом, на основе проделанной работы мы видим, что уровень тревожности родителей значительно снизился, а также повысилось доверие к педагогу-психологу. А значит теперь родитель не останется один на один со своей проблемой, а обратится к специалисту, который поможет им в прнятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора.
Реализованный проект, в полном объеме поможет воспитанникам подготовительной к школе группы легко адаптироваться к условиям школьной жизни и учебной деятельности. Будет способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников. Родители будущих первоклассников смогут помочь и поддержать своего ребенка, если тот встретит первые школьные трудности. Перспектива дальнейшего развития проекта: данный проект можно использовать ежегодно с внесением корректировки механизма реализации проекта, т.к. дети и родители воспитанников каждый год будут другие. Благодаря социальному партнерству ДОУ, школы и семьи повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов. Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь. Диагностические результаты показали высокий уровень интеллектуальной готовности; психолого-педагогическая оценка выявила у всех детей готовность к началу школьного обучения; социальная ориентировка продемонстрировала высокую осведомленность детей в вопросах окружающего мира. Формирование положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация, у всех детей приобрела оптимальный характер. Взаимодействие с родителями позволило настроить и повысить их компетентность в вопросах подготовки детей к школе, что прогнозирует более благоприятную адаптацию ребенка к началу школьного обучения.
На основании полученных результатов при исследовании психологической готовности возникла необходимость в разработке программы коррекционно-развивающих мероприятий, которая бы способствовала повышению уровня готовности к школе.
Также, критерием реализации проекта будет повышение психологической грамотности родителей, профессионального мастерства педагогов.
Созданная модель взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, выступает как критерий результата проекта.
Проект будет сохраняться, и реализовываться при положительных результатах.
Результаты успешности и эффективности реализации проекта
Результаты диагностики психологической готовности
в коррекционной группе в конце 2020-2021 учебного года
1 - Методика «Рассказ» 2 - Методика «10слов»
3 - Методика «Цветные матрицы Равена»
4 - Методика «Графический диктант» 5 - Методика «Узор»
6 - Методика «Домик» 7 - Общий уровень
В результате проведенной коррекционно-развивающей работы к концу учебного года общий уровень психологической готовности детей коррекционной подгруппы повысился на 29%. Такие результаты были получены благодаря совместной работе педагога-психолога, детей, их родителей и педагогов. Из данной диаграммы видна значительная динамика развития психических процессов детей коррекционной группы. Это свидетельствует о положительном влиянии целенаправленной, систематической коррекционной работы, проводимой с детьми данной подгруппы.
Сравнительный анализ психологической готовности к школе в подготовительной и коррекционной группах в конце года
1 - Методика «Рассказ» 2 - Методика «10слов»
3 - Методика «Цветные матрицы Равена»
4 - Методика «Графический диктант» 5 - Методика «Узор»
6 - Методика «Домик» 7 - Общий уровень
В результате целенаправленного, систематического, планомерного взаимодействия педагога-психолога, воспитателей подготовительной группы, а также родителей и детей получили следующие результаты. Общий уровень готовности детей к школе в подготовительной группе в конце года составил – 78% (увеличился на 21%), а в коррекционной подгруппе возрос до 76% (увеличился на 29%). Таким образом, все дети старшего дошкольного возраста готовы к обучению в школе, то есть имеют высокий, выше среднего и средний уровни развития психологической готовности.
При сравнении подготовительной и коррекционной подгруппы из диаграммы видно, что по всем методикам выровнялись стартовые возможности детей коррекционной подгруппы при поступлении в школу. Это будет способствовать успешному обучению в школе и безболезненной адаптации.
Определение доминирующих мотивов учения у детей подготовительной группы 2021-2021 уч. год
Начало года Конец года
У - учебный мотив; С - социальный мотив; И – игровой мотив.
В начале года у 5 детей подготовительной группы не была сформирована мотивационная готовность (внутренняя позиция школьника). У этих детей доминировал игровой мотив над познавательным.
После проведенной развивающей работы педагогами и родителями в конце года у детей сформировалась «внутренняя позиция школьника» произошла смена игрового мотива на учебный, произошли качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольников «я хочу» перешли к позиции школьника «надо». Все дети понимают, что в школе существует определенные правила, оценочная система, они все готовы к обучению и «хотят учиться».
Хочется отметить, что, проучившись в школе первый учебный месяц, у этих детей процесс школьной адаптации прошел успешно.
Дальнейшее развитие проекта:
- Всем педагогам, работающим со старшими дошкольниками, пересмотреть содержание перспективного планирования детских видов деятельности с учетом полученных результатов по подготовке детей к школе;
- Продолжить работу по преемственности между деятельностью педагога-психолога ДОУ и педагогами-психологами школ, учителями начального образования;
- Широко использовать информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-психолога с родителями, детьми и педагогами;
- Разработать мнемотехнические карты для развития слуховой памяти старших дошкольников;
- Пополнить оснащение кабинета педагога-психолога ДОУ дидактическими играми, пособиями, раздаточным материалом по подготовке детей к школе;
- Подобрать видео материалы по данной теме для просвещения родителей и педагогов;
- Углубить и расширить содержание коррекционно-развивающих мероприятий, с включением в них элементов здоровье сберегающих технологий;
- Организовать проведение совместных занятий с детьми и их родителями;
- Опубликовать опыт своей работы в методическом пособии.
Перспективы развития и применения проекта
в образовательной практике
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по подготовке детей к обучению в школе. Это позволит профессионально и системно подойти к данной проблеме. Программа может быть рекомендована педагогам, психологам в проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организации работы с детьми старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями, руководителями ОУ.
Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через публикации, размещение на Интернет-ресурсах, консультирование педагогов-психологов района и республики.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
Заключение
Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия) и т.п.
Следует отметить ценность развивающих занятий для подготовки детей к школе. Систематическая работа, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение) дает положительную динамику.
Что значит ребенок готов к школе? Это не только умение читать, считать, писать, а развитая познавательная активность будущего ученика. И только через игру можно присвоить ребенку дошкольного возраста нравственные общечеловеческие ценности, уважение к национальным традициям, начало гражданственности и любви к своей семье и Родине. В игре развивается память, мышление внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т.д. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать знания и умения и применять их.
Поэтому цель подготовки к школе - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей помочь ребенку в этом.
В ходе проведенного исследования гипотеза полностью подтвердилась, цели и задачи достигнуты.
Литература
- Алиева Т.И., Трифонова Т.В. «Истоки»: система оценки результатов освоения программы. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. №5. С. 10-15.
- Бурлакова И.А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. С.4-10.
- Галета Я. Модель выпускника. Предпосылки формирования универсальных учебных действий в ДОУ. // Школьный психолог. 2011. №16. С.24-28.
- Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. // Психолог в детском саду. 2007. №4. С.47-65.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.
- Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с.
- Карпекина Т.В., Макарьева О.Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35.
- Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
- Нижегородцева Н.В., Шадрикова В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
- Родительские собрания: подготовительная группа / Авт.-сост. С.В.Чиркова. - М.: ВАКО,2008. - 336 с.
- Рылеева Е.В. Готова ли семья к поступлению ребенка в первый класс? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 104-111.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». - Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. - 384 с.
- Юдина Е.П. Из детского сада – в начальную школу. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №4. С. 82-85.
- Юдина Т.П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 62-74.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предпосылки реализации проекта (актуальность) (можно оформлять в данной схеме)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе (для родителей первоклассников и не только)
Предлагаемая статья адресована родителям, освещает аспекты психологической готовности детей к школьному обучению и помогает разобраться в проблемах с обучением в школе....
Знакомство со школой для будущих первоклассников.
Знакомство со школой, школьными службами. Расширение знаний о профессии «учитель.», «школа», «ученик». Воспитание у дошкольников интереса и любви к учебе....
Проект "Школа молодого родителя" (для родителей будущих первоклассников).Тема 2."Психологическая подготовка детей к школе"
В рамках проекта "Школа молодого родителя" предлагается занятие на тему "Психологическая подготовка детей к школе". Основной целью данного занятия является просвещение родителей будущих первоклассника...
Открытие Школы для будущих первоклассников
Сценарий праздника для дошкольников...
Советы по адаптации к школе родителям будущих первоклассников
Ребёнок, вступая в школу, получает новый социальный статус. Это влечёт перестройку общественных взаимоотношений, образа жизни ребёнка и множество внутренних преобразований. Успех адаптации первоклассн...
Сценарий экскурсии по школе для будущих первоклассников
Цель экскурсии: снять у детей чувство тревожности, связанное со вступлением в школьную жизнь, дать почувствовать себя в школе свободно, познакомить детей со школой и друге другом....
Программа « Школа подготовки будущих первоклассников»
Программа « Школа подготовки будущих первоклассников» направлена на развитие средств самопознания детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов ме...