Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе
материал по теме
Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы школы | 89.5 КБ |
Презентация | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе.
Петухова Л.В., учитель начальных классов.
Слайд 1. Первоклассников всегда можно узнать в толпе школьников первого сентября – даже если бы у них не было огромных букетов, новеньких костюмов и белых бантов. Они так взволнованы, так счастливы и одновременно смущены. Они так рады всему, что происходит, и так верят, что теперь у них начнётся новая – интересная и удивительная жизнь. И мы, взрослые, должны постараться, чтобы так оно и было. Чтобы такие же глаза мы видели и через год, и через два, и все школьные годы.
Первый класс – это серьёзное испытание не только для ребёнка, но и для всей семьи. От того, как пройдёт этот первый школьный год, во многом зависят все последующие. Именно сейчас ребёнок учится самостоятельности, ответственности. Сейчас у него вырабатывается определённое отношение к самому понятию «школа».
Слайд 2. Первый день в школе – праздник, но это только внешняя, парадная сторона, и чтобы последующие школьные будни не превратились в мучение, родителям следует разумно организовать ребёнка задолго до поступления в школу.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребёнка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе, который составляет от 2 – 3 недель до полугода.
Что же такое адаптация? (3, 4 слайды)
Слайд 5. Проблема адаптации ребёнка 6 – 7 лет к обучению в школе является одной из самых важных. От её решения зависит не только успешность обучения первоклассников, но и их отношение к школе, эмоциональное благополучие и здоровье.
Помочь ребёнку адаптироваться к школьному обучению совместная задача родителей, учителей школы и воспитателей детского сада. Только тесное сотрудничество родителей, учителей и воспитателей принесёт свои плоды.
Адаптация может проходить по-разному.
Слайд 6. Из наших наблюдений 50-60% детей адаптируются в течение первых 2 – 3 месяцев обучения.
У таких детей
Слайд 7. 30% детей требуется больше времени. До конца первого полугодия предпочитают игровую деятельность учебной.
Слайд 8. 14% детей к трудностям учебной работы прибавляют трудности болезненной и длительной адаптации (до года).
Это проявляется
Слайд 9. На успешную адаптацию влияют следующие факторы.
Слайд 10. Залог успешной учёбы – хорошее здоровье.
Об этой прописной истине часто забывают, нагружая шестилетнего ребёнка английским, музыкой, изо и всем, чем угодно, кроме утренней зарядки, прогулок на свежем воздухе и какого-нибудь общеукрепляющего и доступного вида спорта (плавание, фигурное катание, гимнастика).
Важно выработать у ребёнка усидчивость, тренировать моторику рук – это очень пригодится.
У ребёнка должен быть режим дня, который следует выполнять.
Слайд 11. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Слайд 12. К 7-и годам дети называют
знакомые геометрические предметы, выделяют их в предметах окружающего мира, срисовывают простые геометрические фигуры, предметы, цифры.
Слайд 13. Чтобы менее болезненно у ребёнка прошла адаптация к школьному обучению, мы разработали программу «Психолого-педагогическая деятельность начальной школы по адаптации учащихся первых классов».
Слайд 14. Цель данной программы.
Одной из составляющих этой программы является связь с ДОУ.
Наша школа работает совместно с ДОУ №27 по программе преемственности. Слайд 15. В детском саду детей готовят к обучению в школе. Это не только занятия по развитию речи, памяти, воображения и мышления, но и развитие надпредметных умений и навыков. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду.
Воспитанники приходят в школу на экскурсию. Учителя проводят в детском саду совместно с воспитателями родительское собрание, на котором разъясняют родителям, как подготовить ребёнка в семье к школьному обучению.
Слайд 16. Ни детский сад, ни школа не обеспечат дальнейшего успешного обучения в школе, не заменят ребёнку того внимания, любви, заботы родителей.
Слайд 17. Подготовка к школе необходима, это требование времени. Но она не должна перегружать ребёнка. Одной из распространённых ошибок родителей является стремление взрослых подготовить ребёнка к школе и в детском саду, и в школе раннего развития, и в группах подготовки в школе. Недостаток личного внимания к развитию ребёнка родители пытаются компенсировать количеством тех мест, куда они водят своих детей. Дети перегружаются, а главное лишаются родительского участия.
Традиционно дети, поступающие в первый класс, проходят подготовку к школе. В нашей школе такая возможность для родителей предоставляется.
Весь курс дошкольной подготовки осуществляется по образовательной программе «Школа 2100». Руководитель программы – академик РАО А.А. Леонтьев.
Программа реализуется через УМК, в который входят следующие учебные пособия:
Слайд 18. «По дороге к азбуке». Авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (обучение грамоте). Основным содержанием курса подготовки к обучению грамоте является звуко – слоговой анализ слов.
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Задачи работы по развитию речи с детьми 5–6 лет:
1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
2) развитие грамматического строя речи;
3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
5) обучение звуко-слоговому анализу слов;
6) развитие мелкой моторики руки.
Слайд 19. «Наши прописи». Авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (подготовка к письму). Основная задача курса подготовки руки к письму – подготовка кисти руки ребёнка к письму. Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.
Занятия проводятся после занятия по обучению грамоте. Занятия строятся так, чтобы обеспечить смену видов деятельности и разнообразие выполняемых заданий (наблюдение, анализ, штриховка, обведение по контуру, беседа, работа по развитию речи, игра, самостоятельная работа и др.)
Слайд 20. В результате работы дети могут:
• конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.
Слайд 21. «Раз ступенька, два ступенька». Авторы – Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина (математика).
Программа по математике предполагает формирование важнейших умений и навыков, на которых базируется дальнейшее обучение. Ведётся работа по систематическому уточнению и расширению пространственных представлений.
Рассматриваются следующие разделы:
- свойства предметов (форма, цвет, размер), объединение предметов в группы, обобщение и конкретизация, сравнение предметов;
- знакомство с математическими знаками;
- компоненты сложения;
- формирование пространственных представлений (на, над, под, справа, слева, между, посередине, один, много, внутри, снаружи);
- действие вычитания;
- понятие «число», «цифра»;
- числа от 1 до 10, цифры от 1 до 10, цифра 0;
- геометрические понятия (точка, прямая и кривая линии, отрезок, луч, замкнутые и незамкнутые линии, ломаная линия, многоугольник, угол);
- числовой отрезок;
- понятие «столько же», «больше», «меньше», «длиннее», «короче»;
- измерение длины, меры длины;
- измерение массы, сравнение предметов по массе, понятия «легче», «тяжелее», меры массы, килограмм;
- объём, сравнение предметов по объёму;
- измерение площади;
- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр;
- символы.
Занятия построены так, чтобы обеспечить смену видов деятельности детей и разнообразие выполняемых заданий (наблюдение, практическая работа в тетрадях на печатной основе, рисование, участие в беседе, самостоятельная работа, математические игры и т.п.)
Слайд 22. В результате работы дети могут:
• называть числа от 1 до 10;
• продолжить заданную закономерность;
• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
• объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
• моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
Слайд 23. Большое внимание уделяем социально – психологической готовности детей к школе. Прививаем навыки сознательной дисциплины, усидчивости, ответственности, умение внимательно слушать, слышать и отвечать на вопросы, быстро включаться в дело после перемены, формируем новую социальную позицию («внутренняя позиция школьника»); формируем группы нравственных качеств, необходимых для учения; формируем произвольность поведения, качества общения со сверстниками и взрослыми.
Учитель общается с родителями, совместно выявляют моменты, которые надо подкорректировать, чтобы дальнейшее обучение стало успешным. Вместе с родителями осуществляют эту работу. Родители получают советы, рекомендации.
Слайд 24.
Слайд 25. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
Вся наша работа регламентирована нормативными документами: СанПиН, Письмо Министерства образования РФ «Об организации обучения в 1 классе четырёхлетней начальной школы».
Чтобы в школе ребёнку было комфортно, он быстрее адаптировался, мы реализуем программу «Психолого-педагогическая деятельность начальной школы по адаптации учащихся первых классов». Слайд 26.
Что же мы хотели получить? Какие предполагали результаты?
Слайд 27. Работа у нас ведётся в трёх направлениях: с учителями, детьми и родителями
При приёме в 1 класс родители получают рекомендации о психических и психофизиологических особенностях детей 6 – 7 лет, рекомендации для родителей будущих первоклассников.
Слайд 28. Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учёба ребёнка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Никакая самая хорошая школа не может заменить ребёнку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы – очень важный принцип воспитания. Школа даёт ребёнку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние.
И на первом родительском собрании мы напоминаем родителям, что…
Слайд 29. По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Слайд 30. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...
План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...
Комплексная работа по подготовке детей к школе.
Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звук...
комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.
Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...
комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.
Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...
Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»
Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...
творческая работа "Роль семьи в подготовке детей к школе"
Значение семьи в подготовке детей к школе. Эта работа будет интересна и педагогам, и родителям....