Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе
материал по теме

Петухова Лариса Викторовна

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы школы89.5 КБ
Office presentation icon Презентация1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе.

 Петухова Л.В., учитель начальных классов.

Слайд 1. Первоклассников всегда можно узнать в толпе школьников первого сентября – даже если бы у них не было огромных букетов, новеньких костюмов и белых бантов. Они так взволнованы, так счастливы и одновременно смущены. Они так рады всему, что происходит, и так верят, что теперь у них начнётся новая – интересная и удивительная жизнь. И мы, взрослые, должны постараться, чтобы так оно и было. Чтобы такие же глаза мы видели и через год, и через два, и все школьные годы.

Первый класс – это серьёзное испытание не только для ребёнка, но и для всей семьи. От того, как пройдёт этот первый школьный год, во многом зависят все последующие. Именно сейчас ребёнок учится самостоятельности, ответственности. Сейчас у него вырабатывается определённое отношение к самому понятию «школа».

Слайд 2. Первый день в школе – праздник, но это только внешняя, парадная сторона, и чтобы последующие школьные будни не превратились в мучение, родителям следует разумно организовать ребёнка задолго до поступления в школу.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребёнка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе, который составляет  от 2 – 3 недель до полугода.

Что же такое адаптация? (3, 4 слайды)

Слайд 5. Проблема адаптации ребёнка 6 – 7 лет к обучению в школе является одной из самых важных. От её решения зависит не только успешность обучения первоклассников, но и их отношение к школе, эмоциональное благополучие и здоровье.

Помочь ребёнку адаптироваться к школьному обучению совместная задача родителей, учителей школы и воспитателей детского сада. Только тесное сотрудничество родителей, учителей и воспитателей принесёт свои плоды.

Адаптация может проходить по-разному.

Слайд 6. Из наших наблюдений 50-60%  детей адаптируются в течение первых 2 – 3 месяцев обучения.

 У таких детей

Слайд 7. 30% детей требуется больше времени. До конца первого полугодия предпочитают игровую деятельность учебной.

Слайд 8. 14% детей к трудностям учебной работы прибавляют трудности болезненной и длительной адаптации (до года).

Это проявляется

Слайд 9. На успешную адаптацию влияют следующие факторы.   

                                                                                                                                             

                                                                                                                                       

                                                                                                                     

                                                                                                                           

                                                                                                                                     

                                                                                                                           

                                                                                                                         

                                                                                                                                       

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                           

 

Слайд 10. Залог успешной учёбы – хорошее здоровье.

Об этой прописной истине часто забывают, нагружая шестилетнего ребёнка английским, музыкой, изо и всем, чем угодно, кроме утренней зарядки, прогулок на свежем воздухе и какого-нибудь общеукрепляющего и доступного вида  спорта (плавание, фигурное катание, гимнастика).

     Важно выработать у ребёнка усидчивость, тренировать моторику рук – это очень пригодится.

У ребёнка должен быть режим дня, который следует выполнять.

Слайд 11. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Слайд 12.  К 7-и годам дети называют  

 знакомые геометрические предметы, выделяют их в предметах окружающего мира,  срисовывают простые геометрические фигуры, предметы, цифры.      

Слайд 13.  Чтобы менее болезненно у ребёнка прошла  адаптация к школьному обучению, мы разработали программу «Психолого-педагогическая деятельность начальной школы по адаптации учащихся первых классов». 

Слайд 14.  Цель данной программы.  

Одной из составляющих этой программы является связь с ДОУ.

Наша школа работает совместно с ДОУ №27 по программе преемственности. Слайд 15. В детском саду детей готовят к обучению в школе. Это не только занятия по развитию речи, памяти, воображения и мышления, но и развитие надпредметных умений и навыков. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду.

Воспитанники приходят в школу на экскурсию. Учителя проводят в детском саду совместно с воспитателями родительское собрание, на котором разъясняют родителям, как подготовить ребёнка в семье к школьному обучению.  

Слайд 16. Ни детский сад, ни школа не обеспечат дальнейшего успешного обучения в школе, не заменят ребёнку  того внимания, любви, заботы родителей.  

Слайд 17. Подготовка к школе необходима, это требование времени. Но она не должна перегружать ребёнка. Одной из распространённых ошибок родителей   является  стремление взрослых подготовить ребёнка к школе и в детском саду, и в школе раннего развития, и в группах подготовки в школе. Недостаток личного внимания к развитию ребёнка родители пытаются компенсировать количеством тех мест, куда они водят своих детей. Дети перегружаются, а  главное лишаются родительского  участия.

Традиционно дети, поступающие в первый класс, проходят подготовку к школе. В нашей школе такая возможность для родителей предоставляется.

Весь курс дошкольной подготовки осуществляется по образовательной программе «Школа 2100». Руководитель программы – академик РАО А.А. Леонтьев.

Программа реализуется через УМК, в который входят следующие учебные пособия:

Слайд 18. «По дороге к азбуке». Авторы – Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (обучение грамоте). Основным содержанием курса подготовки к обучению грамоте является звуко – слоговой  анализ слов.

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.

Задачи работы по развитию речи с детьми 5–6 лет:

1) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

2) развитие грамматического строя речи;

3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

4) развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

5) обучение звуко-слоговому анализу слов;

6) развитие мелкой моторики руки.

Слайд 19. «Наши прописи». Авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (подготовка к письму). Основная задача  курса подготовки руки к письму – подготовка кисти руки ребёнка к письму.  Основными в системе работы по подготовке к письму являются два упражнения – обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. 

Занятия проводятся после занятия по обучению грамоте. Занятия строятся так, чтобы обеспечить смену видов деятельности и разнообразие выполняемых заданий (наблюдение, анализ, штриховка, обведение по контуру, беседа, работа по развитию речи, игра, самостоятельная работа и др.)

Слайд 20. В результате работы дети могут:
• конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.

Слайд 21. «Раз ступенька, два ступенька». Авторы – Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина (математика).

Программа по математике предполагает формирование важнейших умений и навыков, на которых базируется дальнейшее обучение. Ведётся работа по систематическому уточнению и расширению пространственных представлений.

 Рассматриваются следующие разделы:

  • свойства предметов (форма, цвет, размер), объединение предметов в группы, обобщение и конкретизация, сравнение предметов;
  • знакомство с математическими знаками;
  • компоненты сложения;
  • формирование пространственных представлений (на, над, под, справа, слева, между, посередине, один, много, внутри, снаружи);
  • действие вычитания;
  • понятие «число», «цифра»;
  • числа от 1 до 10, цифры от 1 до 10, цифра 0;
  • геометрические понятия (точка, прямая и кривая линии, отрезок, луч, замкнутые и незамкнутые линии, ломаная линия, многоугольник, угол);
  • числовой отрезок;
  • понятие «столько же», «больше», «меньше», «длиннее», «короче»;
  • измерение длины, меры длины;
  • измерение массы, сравнение предметов по массе, понятия «легче», «тяжелее», меры массы, килограмм;
  • объём, сравнение предметов по объёму;
  • измерение площади;
  • шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр;
  • символы.

Занятия построены так, чтобы обеспечить смену видов деятельности детей и разнообразие выполняемых заданий (наблюдение, практическая работа в тетрадях на печатной основе, рисование, участие в беседе, самостоятельная работа, математические игры и т.п.)

Слайд 22. В результате работы дети могут:

• называть числа от 1 до 10;

• продолжить заданную закономерность;

• производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;

• сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

• распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

• объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;

• составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;

• моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;

• обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

• ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

Слайд 23. Большое внимание уделяем социально – психологической  готовности детей к школе. Прививаем навыки сознательной дисциплины, усидчивости, ответственности, умение внимательно слушать, слышать и отвечать на вопросы, быстро включаться в дело после перемены,  формируем  новую социальную позицию («внутренняя позиция школьника»); формируем группы нравственных качеств, необходимых для учения; формируем произвольность поведения, качества общения со сверстниками и взрослыми.

Учитель общается с родителями, совместно выявляют моменты, которые надо подкорректировать, чтобы дальнейшее обучение стало успешным. Вместе с родителями осуществляют эту работу. Родители получают советы, рекомендации.

Слайд 24. 

Слайд 25. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Вся наша работа регламентирована нормативными документами: СанПиН, Письмо Министерства образования РФ «Об организации обучения в 1 классе четырёхлетней начальной школы».

Чтобы в школе ребёнку было комфортно, он быстрее адаптировался, мы реализуем  программу «Психолого-педагогическая деятельность начальной школы по адаптации учащихся первых классов». Слайд 26.

Что же мы хотели получить? Какие предполагали результаты?

Слайд 27. Работа у нас ведётся в трёх направлениях: с учителями, детьми и родителями

При приёме в 1 класс родители получают рекомендации о психических и психофизиологических особенностях детей 6 – 7 лет, рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Слайд 28. Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учёба ребёнка  в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Никакая самая хорошая школа не может заменить ребёнку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы – очень важный принцип воспитания. Школа даёт ребёнку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние.

И на первом родительском собрании мы напоминаем родителям, что…

Слайд 29. По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них  общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Слайд 30. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Комплексная работа по подготовке детей к школе.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звук...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

творческая работа "Роль семьи в подготовке детей к школе"

Значение семьи в подготовке детей к школе. Эта работа будет интересна и педагогам, и родителям....