Преемственность в работе школы МБОУ РСОШ №38 и детского сада «Ветерок» №11.
статья на тему
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Преемственность в работе школы МБОУ РСОШ №38 и детского сада «Ветерок» | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе школы МБОУ РСОШ №38
и детского сада «Ветерок» №11.
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
В детских садах всё чаще замечается искусственная акселерация развития ребёнка, излишнее увлечение школьными технологиями, а также игнорирование или недооценка игровой деятельности в дошкольный период детства.
Подготовка ребёнка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». (Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.)
Опираясь на « Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Концептуальные подходы.
Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального звеньев непрерывного образования становится всё более актуальной. Чаще всего подготовка в детском саду направлена на обучение детей чтению, письму и счёту, тогда как у них бывают не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально- волевая. Отсюда вытекает необходимость построения целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, усечения неспецифических для дошкольного образования форм деятельности, разработки коррекционно- развивающего подхода для преодоления «школьного стресса». Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества, была выделена наиболее приемлемая для развития наших образовательных учреждений основополагающую цель.
Цель: построение единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.
Задачи:
Реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.
Проанализировать общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии ФГОС.
Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.
Обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.
Поднять престиж школы.
Прогнозируемый результат:
Адаптационный период у первоклассников будет проходить быстро и безболезненно.
Благодаря использованию инновационных технологий, будет преодолена несостыковка в программах детского сада и школы.
Преемственность между детским садом и начальной школой приведет к формированию у дошкольников предпосылок к учебной деятельности.
Ожидаемые результаты от внедрения
Это должно обеспечить не только ответ на вопрос «Как детский сад подготовил детей к школе?», но и «В какой мере сегодня школа готова принять ребёнка с учётом того опыта, уровня развития индивидуальных способностей, которые явились результатом дошкольного детства?»
Содержание разработки
Наша работа начнется с заключения Соглашения о сотрудничестве между детским садом «Ветерок» №11 и начальной школой МБОУ РСОШ №38 с опорой на современные нормативно-правовые документы в области образования.
Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня характеризуется более широко - как«непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода»,обозначены важнейшие аспекты проблемы преемственности:
Целевой Содержательный Технологический Психологический
Работа с родителями Управленческий и структурно-организационный
В соответствии с выделенными аспектами планируется следующая работа:
1.Целевая преемственность - согласование целей и задач воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчинённость всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребёнка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряжённых учебных планов, их согласованием по ведущим направлениям работы образовательных учреждений.
Согласованность основных направлений работы образовательных учреждений.
Основные направления программы развития детского сада | Основные направления программы развития школы |
-Совершенствование системы физического развития и оздоровление; -Воспитание личности ребёнка духовно и нравственно; -Развитие общих интеллектуальных способностей детей; -Работа с родителями | -Создание условий для развития каждого ребёнка, как субъекта отношений, с людьми, строем и самим собой; -Становление ребёнка как гражданина с активной жизненной позицией; -Охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья |
Установление связи на основе образовательных программ образовательных учреждений.
Программное обеспечение детского сада | Программное обеспечение школы |
-Система «Начальная школа 21 век» |
Методическая работа:
- Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.
- Проведение открытых уроков и занятий.
- Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми ДОУ, СОШ).
- Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды.
- Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей в детском саду.
- Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).
- 3. Технологическая преемственность - отбор общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальных классах.
- Доминирующие формы педагогической работы с детьмив дошкольном и начальном звене общего образования.
Дошкольное образование | Начальная ступень школьного образования |
Основная форма обучения: | |
Игра, игровое занятие | Урок |
Ведущая деятельность | |
Все виды игровой, художественно-продуктивная | Учебная, с использованием игровых приёмов |
4. Психологическая преемственность - совершенствование форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом.
Цели психологической преемственности и формы их достижения.
Цель | Форма достижения |
психологическое просвещение (в течение года) | С родителями будущих первоклассников педагоги и психологи проводят мини-лекции, общие родительские собрания и индивидуальное консультирование. |
психологическая диагностика (октябрь) | Проводится обследование первоклассников для определения их психологической готовности к школе; диагностика познавательных особенностей и уровня умственного развития детей; беседы с родителями, их анкетирование; |
диагностики динамики изменения развития ребёнка. (февраль, май) | Повторное обследование |
5. Работа с родителями предусматривает тесное сотрудничество родителей, воспитателей, учителей. Проводятся:
родительские собрания с участием учителей школы;
- консультации учителей, воспитателей, психологов;
- экскурсии по школе для родителей совместно с детьми;
- «День открытых дверей»
6. Управленческая и структурно-организационная преемственность.
В системе работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования был определён цикл из 5-и этапов:
Этап | Срок | Мероприятия |
1 | Апрель-май |
|
2 | Сентябрь-ноябрь |
|
3 | Декабрь-февраль |
|
4 | Март-май |
|
5 | Сентябрь-ноябрь |
|
Предусматриваем организацию совместной деятельности педагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку и школьный музей народного быта, собрания родительского комитета.
Учителя начальной школы ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в детском саду.
Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу по предварительной записи индивидуально с каждым ребенком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к поступлению в школу и на основании этих данных распределить дошкольников по классам.
На базе нашей школы проводятся учебные занятия, внеклассные занятия, спектакли, экскурсии, дошкольники приглашаются в летние лагеря отдыха,. Цель такой деятельности – формирование у детей привязанностей к школьным традициям, развитие национального самосознания, гордости, знаний, умений и навыков , милосердия и стремления к благотворительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач
Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...
Преемственность в работе детского сада и начальной школы.
В работе проведено сравнение ФГТ и ФГОС НОО, предложен план проведения совместных педагогических мероприятий....
Преемственность в работе детского сада и школы
Занятие по экологии....
Преемственность в работе детского сада и школы
Презентация по экологическому занятию....
«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)
laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ МБОУ РСОШ №38 И ДЕТСКОГО САДА «ВЕТЕРОК» №11 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают,...