Преемственность в работе школы МБОУ РСОШ №38 и детского сада «Ветерок» №11.
статья на тему

Куриленко Людмила Николаевна

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Преемственность в работе школы МБОУ  РСОШ №38

                                     и детского сада  «Ветерок» №11.

         Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. 

         Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. 

        В детских садах всё чаще замечается искусственная акселерация развития ребёнка, излишнее увлечение школьными технологиями, а также игнорирование или недооценка игровой деятельности в дошкольный период детства.

        Подготовка ребёнка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». (Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.)

        Опираясь на « Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

                                 Концептуальные подходы.

      Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального звеньев непрерывного образования становится всё более актуальной. Чаще всего подготовка в детском саду направлена на обучение детей чтению, письму и счёту, тогда как у них бывают не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально- волевая. Отсюда вытекает необходимость построения целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, усечения неспецифических для дошкольного образования форм деятельности, разработки коррекционно- развивающего подхода для преодоления «школьного стресса».   Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества, была выделена наиболее приемлемая для развития наших образовательных учреждений основополагающую цель.

Цель: построение единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.

Задачи:

          Реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

          Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.

         Проанализировать общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии ФГОС.

        Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.

        Обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.

        Поднять престиж школы.

                             Прогнозируемый результат:

        Адаптационный период у первоклассников будет проходить быстро и безболезненно.

         Благодаря использованию инновационных технологий, будет преодолена несостыковка в программах детского сада и школы.

           Преемственность между детским садом и начальной школой приведет к формированию у дошкольников предпосылок к учебной деятельности.

                          Ожидаемые результаты от внедрения

          Это должно обеспечить не только ответ на вопрос «Как детский сад подготовил детей к школе?», но и «В какой мере сегодня школа готова принять ребёнка с учётом того опыта, уровня развития индивидуальных способностей, которые явились результатом дошкольного детства?»

                                     Содержание разработки

        Наша работа начнется с заключения Соглашения о сотрудничестве между детским садом «Ветерок» №11 и начальной школой МБОУ РСОШ №38 с опорой на современные нормативно-правовые документы в области образования.

      Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня характеризуется более широко - как«непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода»,обозначены важнейшие аспекты проблемы преемственности:

    Целевой       Содержательный        Технологический      Психологический

     Работа с родителями      Управленческий и структурно-организационный

В соответствии с выделенными аспектами планируется следующая работа:

       1.Целевая преемственность - согласование целей и задач воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчинённость всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребёнка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

        2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряжённых учебных планов, их согласованием по ведущим направлениям работы образовательных учреждений.

Согласованность основных направлений работы образовательных учреждений.

Основные направления программы развития детского сада

Основные направления программы развития школы

-Совершенствование системы физического развития и оздоровление;

-Воспитание личности ребёнка духовно и нравственно;

-Развитие общих интеллектуальных способностей детей;

-Работа с родителями

-Создание условий для развития каждого ребёнка, как субъекта отношений, с людьми, строем и самим собой;

-Становление ребёнка как гражданина с активной жизненной позицией;

-Охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья

Установление связи на основе образовательных программ образовательных учреждений.

Программное обеспечение детского сада

Программное обеспечение школы

-Система «Начальная школа 21 век»

Методическая работа:

  • Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.
  • Проведение открытых уроков и занятий.
  • Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми ДОУ, СОШ).
  • Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды.
  • Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей в детском саду.
  • Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).
  • 3. Технологическая преемственность - отбор общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальных классах.
  • Доминирующие формы педагогической работы с детьмив дошкольном и начальном звене общего образования.

Дошкольное образование

Начальная ступень школьного образования

Основная форма обучения:

Игра, игровое занятие

Урок

Ведущая деятельность

Все виды игровой, художественно-продуктивная

Учебная, с использованием игровых приёмов

4. Психологическая преемственность - совершенствование форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом.

        Цели психологической преемственности и формы их достижения.

Цель

Форма достижения

психологическое просвещение

(в течение года)

С родителями будущих первоклассников педагоги и психологи проводят мини-лекции, общие родительские собрания и индивидуальное консультирование.

психологическая диагностика

(октябрь)

Проводится обследование первоклассников для определения их психологической готовности к школе; диагностика познавательных особенностей и уровня умственного развития детей; беседы с родителями, их анкетирование;

диагностики динамики изменения развития ребёнка.

(февраль, май)

Повторное обследование

5. Работа с родителями предусматривает тесное сотрудничество родителей, воспитателей, учителей. Проводятся:

     родительские собрания с участием учителей школы;

  • консультации учителей, воспитателей, психологов;
  • экскурсии по школе для родителей совместно с детьми;
  • «День открытых дверей»

6. Управленческая и структурно-организационная преемственность.

В системе работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования был определён цикл из 5-и этапов:

Этап

Срок

Мероприятия

1

Апрель-май

  1. Заключение договора о сотрудничестве детский сад – школа;
  2. Планирование совместных мероприятий;
  3. Выход педагогов на родительские собрания в подготовительную группу.

2

Сентябрь-ноябрь

  1. День открытых дверей в школе;
  2. Праздник «Осенняя палитра» (совместно с детским садом)

3

Декабрь-февраль

  1. Веселые старты

4

Март-май

  1. Посещение занятий в детском саду;
  2. Экскурсия в музей школы;
  3. Выход педагогов на родительские собрания в подготовительную группу.

5

Сентябрь-ноябрь

  1. Круглый стол – подведение итогов.

     Предусматриваем организацию совместной деятельности педагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку и школьный музей народного быта, собрания родительского комитета. 

    Учителя начальной школы ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в детском саду.

Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу по предварительной записи индивидуально с каждым ребенком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к поступлению в школу и на основании этих данных распределить дошкольников по классам.

     На  базе нашей  школы проводятся учебные занятия, внеклассные занятия, спектакли, экскурсии, дошкольники приглашаются в летние лагеря отдыха,. Цель такой деятельности – формирование у детей привязанностей к школьным традициям, развитие национального самосознания, гордости, знаний, умений и навыков , милосердия и стремления к благотворительности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач

Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...

Преемственность в работе детского сада и начальной школы.

В работе проведено сравнение ФГТ и ФГОС НОО, предложен план проведения совместных педагогических мероприятий....

Преемственность в работе детского сада и школы

Презентация по экологическому занятию....

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности  переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)

laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ МБОУ РСОШ №38 И ДЕТСКОГО САДА «ВЕТЕРОК» №11 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают,...