«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ МБОУ РСОШ №38 И ДЕТСКОГО САДА «ВЕТЕРОК» №11 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
статья на тему
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ МБОУ РСОШ №38 И ДЕТСКОГО САДА «ВЕТЕРОК» №11 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Куриленко Л. Н.
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ РСОШ№38 с.Рассыпного, Песчанокопского района
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Подготовка ребёнка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». (Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.)
Опираясь на « Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального звеньев непрерывного образования становится всё более актуальной. Чаще всего подготовка в детском саду направлена на обучение детей чтению, письму и счёту, тогда как у них бывают не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально- волевая. Отсюда вытекает необходимость построения целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, усечения неспецифических для дошкольного образования форм деятельности, разработки коррекционно - развивающего подхода для преодоления «школьного стресса».
Перед педагогами стоят задачи:
1.) Реализовать единую линию общего развития ребёнка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
2.) Дошкольное учреждение должно помочь ребёнку легко и свободно войти в первый класс, сформировать у него содержательный образ школьника, успешно овладеть новой социальной ролью ученика, подготовить его к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.
3.) Проанализировать общеобразовательные программы детского сада и школы, в соответствии ФГОС.
4.) Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления ФГОС для успешной адаптации ребёнка в школе.
5.) Обеспечить уровень дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом, выравнивать стартовые возможности при поступлении в школу.
При соблюдении перечисленных задач можно достичь следующего результата:
1.) Адаптационный период у первоклассников будет проходить быстро и безболезненно.
2.) Благодаря использованию инновационных технологий, будет преодолено отсутствие преемственности в программах детского сада и школы.
3.) Преемственность между детским садом и начальной школой приведет к формированию у дошкольников предпосылок к учебной деятельности.
Наша работа по преемственности начнется с заключения Соглашения о сотрудничестве между детским садом «Ветерок» №11 и начальной школой МБОУ РСОШ №38 с опорой на современные нормативно - правовые документы в области образования.
1. Целевая преемственность - согласование целей и задач воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчинённость всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребёнка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряжённых учебных планов, их согласованием по ведущим направлениям работы образовательных учреждений.
Согласованность основных направлений работы образовательных учреждений.
Основные направления программы развития детского сада | Основные направления программы развития школы |
-Совершенствование системы физического развития и оздоровление; -Воспитание личности ребёнка духовно и нравственно; -Развитие общих интеллектуальных способностей детей; -Работа с родителями | -Создание условий для развития каждого ребёнка, как субъекта отношений, с людьми, строем и самим собой; -Становление ребёнка как гражданина с активной жизненной позицией; -Охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья |
Методическая работа:
- Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.
- Проведение открытых уроков и занятий.
- Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми ДОУ, СОШ).
- Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды.
- Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей в детском саду.
- Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).
3. Технологическая преемственность - отбор общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальных классах.
Доминирующие формы педагогической работы с детьми в дошкольном и начальном звене общего образования.
Дошкольное образование | Начальная ступень школьного образования |
Основная форма обучения: | |
Игра, игровое занятие | Урок |
Ведущая деятельность | |
Все виды игровой, художественно-продуктивная | Учебная, с использованием игровых приёмов |
4. Психологическая преемственность - совершенствование форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом.
5. Работа с родителями предусматривает тесное сотрудничество родителей, воспитателей, учителей. Проводятся:
родительские собрания с участием учителей школы;
- консультации учителей, воспитателей, психологов;
- экскурсии по школе для родителей совместно с детьми;
- «День открытых дверей»
Предусматриваем организацию совместной деятельности педагогов детского сада, школы и родителей, объединение усилий, что способствует эффективному налаживанию плодотворного сотрудничества. Воспитатели и родители вместе организуют и проводят творческие конкурсы, праздники, экскурсии в библиотеку и школьный музей народного быта, собрания родительского комитета.
Учителя начальной школы ежегодно приглашают родителей на дни открытых дверей и сами посещают собрания в детском саду.
Таким образом, родители заранее знакомятся с будущими педагогами их детей, программой первого класса, могут задать интересующие вопросы. Перед поступлением в школу, по предварительной записи, индивидуально с каждым ребенком в присутствии родителей педагог-психолог и учитель проводят собеседование. Его цель – выявить уровень психологической подготовки детей к поступлению в школу и на основании этих данных распределить дошкольников по классам.
На базе нашей школы проводятся учебные занятия, внеклассные занятия, спектакли, экскурсии, дошкольники приглашаются в летние лагеря отдыха.
Цель такой деятельности – формирование у детей привязанности к школьным традициям, развитие национального самосознания, гордости, знаний, умений и навыков, милосердия и стремления к благотворительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятел...
Доклад «Организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Доклад раскрывает организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствамиУМК «Перспективная начальная школа»...
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
СЕМИНАР «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Цель семинара: организация совместной деятельности ОУ и ДОУ по обеспечению преемственности в условиях реализации ФГОС. Программа семинара. 1. Современные проблемы пре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «САМБО В ШКОЛУ» В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА...
Семинар «Преемственность между ДОУ и школой – основа сотрудничества и партнерства в подготовке будущих первоклассников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов НОО»
На семинаре будут рассматриваться следующие вопросы: 1.Модель выпускника детского сада соответствие с новыми Федеральными государстве...