Преемственность в работе детского сада и начальной школы.
методическая разработка по теме

Шувалова Юлия Владимировна

В работе проведено сравнение ФГТ и ФГОС НОО, предложен план проведения совместных педагогических мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №574 Невского района Санкт-Петербурга

Введение ФГТ (федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) и ФГОС НОО (федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) является ключевым моментом в обеспечении преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в российском образовании.

ФГТ – это государственный документ, который устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования.

ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Они чётко разъясняют, какой должна быть программа ОУ, какое содержание должно быть реализовано, при каких условиях, и отражают требования к результатам освоения программы.

Сопоставление ФГТ и ФГОС позволяет убедиться в том, что создана нормативная основа преемственности в непрерывной системе дошкольное образовательное учреждение – начальная школа. Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности. Портрет выпускника ДОУ по основным позициям совпадает с портретом выпускника начальной школы. Таким образом, педагоги ДОУ и школы способствуют формированию у детей одних и тех же качеств личности.

В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий в школе и их предпосылок в ДОУ.

Таблица 1.

Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу

Планируемые результаты на конец 1 класса

- умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства

- понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми

- положительно относится к школе

-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека

- умеет уважать достоинство других

-умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

- умеет уважительно относиться к чужому мнению

- умеет понимать чувства других людей и сопереживать им

- умеет беречь свои вещи

- умеет бережно относиться к материальным ценностям

-уважает и принимает ценности семьи и общества

- любит свою Родину и свой край

-умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре

- в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров

- умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции

-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

- может поддержать разговор на интересную для него тему

-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила

- может поддержать разговор на интересную тему

- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

- умеет делать самооценку и себе и своим действиям

-умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности

- умеет делать самооценку себе и своим поступкам

- Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах

-умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям

Из таблицы 1 видно, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.

Таблица 2.

Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ)

Требования к выпускнику начальных классов (ФГОС)

Личностные результаты

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

- любознательный, активный;

- эмоционально отзывчивый;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты)

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (регулятивные результаты)

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты)

освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные результаты

сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС,  можно проследить чёткую преемственную связь.

Введение в действие ФГТ и ФГОС является сложным и многоплановым процессом и требует умелого подхода, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к педагогам.

Таким образом, с выходом ФГОС и ФГТ положено начало к обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования.

№п/п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные лица

  1. Проведение совместных педагогических мероприятий

1.1

Совместное заседание  учителей начальной школы и воспитателей дошкольного отделения

ноябрь

Председатель МК начальной школы, заведующий

дошкольного отделения

1.2

Круглый стол «Преемственность: детский сад-школа»

март

Заместитель директора по УВР (нач. классов), заведующий

дошкольного отделения

1.3

Разработка единой диагностической карты готовности дошкольника к школьному обучению

январь

Заместитель директора по УВР (нач. классов), заведующий

дошкольного отделения

  1. Взаимопосещения

2.1

Посещение воспитателями дошкольного отделения уроков в первых классах

ноябрь, март

Заместитель директора по УВР (нач. классов), заведующий

дошкольного отделения

2.2

Посещение учителями начальной школы ООД подготовительной группы дошкольного отделения

апрель, май

Заместитель директора по УВР (нач. классов), заведующий

дошкольного отделения

  1. Экскурсии и целевые прогулки в школу

3.1

День знаний

сентябрь

Заместитель директора по ВР

3.2

Праздник «Посвящение в ученики»

ноябрь

Заместитель директора по ВР, заведующий

дошкольного отделения

3.3

Знакомство со зданием школы: классы, библиотека, спортивные залы

В течение года

Заведующий

дошкольного отделения

  1. Шефская работа

4.1

Участие учащихся начальной школы в досуговой деятельности дошкольного отделения

В течение года

Заместитель директора по УВР (нач. классов), заведующий

дошкольного отделения

4.2

Участие школьников в благоустройстве зимнего участка дошкольного отделения

декабрь, январь

Заместитель директора по УВР (нач. классов), заведующий

дошкольного отделения

4.3

Участие школьников в проведении праздника «С Днем рождения, Детский сад!»

ноябрь

Заместитель директора по ВР, заведующий

дошкольного отделения

  1. Совместное проведение спортивных мероприятий

5.1

Веселые старты

декабрь

Заместитель директора по ВР, заведующий

дошкольного отделения

5.2

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества

февраль

Заместитель директора по УВР (нач. классов), заведующий

дошкольного отделения

  1. Работа по взаимодействию с родителями

6.1

Анкетирование родителей будущих первоклассников

декабрь

Заведующий

дошкольного отделения

6.2

Родительское собрание «Порядок приема детей в первый класс»

январь

Заместитель директора по УВР (нач. классов)

6.3

День открытых дверей для родителей будущих первоклассников

февраль

Директор

6.4

Консультация для родителей будущих первоклассников «Готов ли Ваш ребенок к школе»

май

Заместитель директора по УВР (нач. классов), заведующий

дошкольного отделения

  1. Профориентация школьников

7.1

Знакомство учащихся 9,10 классов с профессией «Воспитатель»

По плану работы классных руководителей

Заместитель директора по ВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и начальной школой.

Доклад на заседание объединенной кафедры учителей начальных классов и воспитателей ДОУ.  О проблемах  преемственных связей между детским садом и начальной школой в целях, содержании, методах...

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года....

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)

laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...

Преемственность работы детского сада и начальной школы

В работе говорится о преемственности работы детского сада и школы, о взаимодействии педагогов и родителей, раскрываются общие цели и задачи образования дошкольников и младших школьников....

Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...

проект " «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Данный проект затрагивает актуальную на данный момент проблему: преемственности ДОУ и ОО.         Отличительной чертой развития образовательной системы на совре...