Рабочая программа "Капелька"
рабочая программа на тему

Усольцева Галина Ивановна

Программа, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с детьми 4-5 лет позволят им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Капелька», соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного  возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и       развивающих          технологий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Абатская СОШ №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Капелька»

Срок реализации программы: ноябрь- май 2016-2017 учебного года

Возраст обучающихся: 4-5лет

Составитель программы:

Усольцева Г.И.

учитель начальных классов

2016  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие детей  - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.  Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.  

         Поэтому появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с детьми 4-5 лет позволят им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Цель курса:

         Развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,  преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

 

Задачи курса:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Программа подготовки дошкольников  идет по следующим направлениям:

  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
  • Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.  
  • Развитие умственных способностей.
  • Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
  • Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы  работы:

  • учет  индивидуальных  особенностей  и возможностей  детей;
  • системность  и  плановость;
  • уважение  к ребенку, к процессу  и результатам  его  деятельности  в сочетании  с разумной  требовательностью;
  • занимательность, непринужденность, игровой  характер  учебного  процесса;
  • развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
  • контакт  с родителями: организация бесед  по  интересующим  их проблемам
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность.

В основе программы  «Капелька» лежат личностно-ориентированные         и развивающие технологии.
 Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование активной творческой личности.
  Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
 Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические         действия.
 Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Капелька», соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного  возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных         и         развивающих         технологий.

Содержание занятий опирается на программные требования:

1.    Ознакомление с окружающим миром:

        Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

        Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

        Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

          Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)

2.    Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

        Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

        Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

        Учить делить слова на слоги.

        Дать первоначальные представления о предложении.

        Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

         Совершенствовать умение составлять рассказы.

3.    Развитие элементарных математических представлений:

        Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и  отношений между числами натурального ряда.

        Учить решать стихотворные задачи.

        Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной  ориентировке.  

        Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

4.    Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.        

  • Штриховка (Тетрадь).
  • Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
  • Рисование.
  • Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.

Структура программы

Данная программа состоит из трех разделов:

Речевое развитие

Использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
Правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
Находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.
Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
Пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа.

Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть село в котором живет.
Отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Логическое мышление:

Развитие мышления, памяти, внимания

Находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

Складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
Не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

Называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
Отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
Подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
Запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Математика:
Расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
Основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
Расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
Сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
Названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
Всех домашних животных и их детенышей.
Угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

Различать правую и левую руку.

Режим занятий

    В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях. Занятия проходят 2 раза в месяц для детей 4 – 5 летнего возраста воспитанников средних групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.

     Подготовка детей к школе начинается с 21 ноября и длится до 15 мая.
     Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 30 минут, всего 11 занятий.

Формы проведения занятий

      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей приобретают
речевые игры, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

  • ролевая игра;
  • предметная игра;

Прогнозируемые результаты и формы контроля

В результате обучения по программе курса ребёнок должен уметь:

1. Отчётливо и ясно произносить слова:

  • выделять из слов звуки;
  • находить слова с определённым звуком;
  • определять место звука в слове;
  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
  • ориентироваться на странице тетради;
  • рисовать узоры и различные элементы.

2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:

  • соотносить цифру с числом предметов;
  • составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
  • состав чисел первого десятка;
  • цифры 0-9
  • название текущего месяца, последовательность дней недели.

3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:

  • перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
  • называть основные признаки времён года.

Формой итогового контроля усвоения изученного материала является собеседование.

               

Средства, необходимые для реализации программы:

  • учебно-тематическое планирование;
  • рабочие тетради;
  • наглядные пособия;
  • счетный материал
  • ИКТ
  • Мультимедийные презентации.

Литература: 

  1. В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова к букве» Ч-1,2

М. «Просвещение», 2012г.

  1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Темы занятий

Дата

1

Использовать разные слова, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
Находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

Расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди

2

Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть). Складывать по образцу постройки из конструктора.складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
Основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

3

Правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
Не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

4

Находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.

Называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
Расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

 Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

5

Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. Отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
Сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

6

Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
Подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

7

Пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа.

Запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

8

Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть село в котором живет.

Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
Названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)

Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

9

Отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Всех домашних животных и их детенышей.

 Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

10

Угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

 Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть село в котором живет.

Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

11

Различать правую и левую руку.

Не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...