Рабочая программа "Капелька"
рабочая программа на тему
Программа, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с детьми 4-5 лет позволят им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Капелька», соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа подготовки к школе для детей 4-6 лет | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Абатская СОШ №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Капелька»
Срок реализации программы: ноябрь- май 2016-2017 учебного года
Возраст обучающихся: 4-5лет
Составитель программы:
Усольцева Г.И.
учитель начальных классов
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие детей - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Поэтому появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с детьми 4-5 лет позволят им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Цель курса:
Развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи курса:
1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Программа подготовки дошкольников идет по следующим направлениям:
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
- Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
- Развитие волевой готовности ребенка.
Принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- системность и плановость;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
- развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
- контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
В основе программы «Капелька» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Капелька», соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
Содержание занятий опирается на программные требования:
1. Ознакомление с окружающим миром:
Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.
Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.
Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.
Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
Учить делить слова на слоги.
Дать первоначальные представления о предложении.
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
Совершенствовать умение составлять рассказы.
3. Развитие элементарных математических представлений:
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
Учить решать стихотворные задачи.
Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.
- Штриховка (Тетрадь).
- Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
- Рисование.
- Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку на уроках математики.
Структура программы
Данная программа состоит из трех разделов:
Речевое развитие
Использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
Правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
Находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
Пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа.
Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть село в котором живет.
Отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Логическое мышление:
Развитие мышления, памяти, внимания
Находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
Складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
Не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
Называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
Отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
Подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
Запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Математика:
Расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
Основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
Расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
Сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
Названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
Всех домашних животных и их детенышей.
Угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Различать правую и левую руку.
Режим занятий
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях. Занятия проходят 2 раза в месяц для детей 4 – 5 летнего возраста воспитанников средних групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
Подготовка детей к школе начинается с 21 ноября и длится до 15 мая.
Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятий 30 минут, всего 11 занятий.
Формы проведения занятий
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей приобретают речевые игры, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
- ролевая игра;
- предметная игра;
Прогнозируемые результаты и формы контроля
В результате обучения по программе курса ребёнок должен уметь:
1. Отчётливо и ясно произносить слова:
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
- ориентироваться на странице тетради;
- рисовать узоры и различные элементы.
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
- соотносить цифру с числом предметов;
- составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
- состав чисел первого десятка;
- цифры 0-9
- название текущего месяца, последовательность дней недели.
3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе:
- перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
- называть основные признаки времён года.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является собеседование.
Средства, необходимые для реализации программы:
- учебно-тематическое планирование;
- рабочие тетради;
- наглядные пособия;
- счетный материал
- ИКТ
- Мультимедийные презентации.
Литература:
- В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова к букве» Ч-1,2
М. «Просвещение», 2012г.
- Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Дата |
1 | Использовать разные слова, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители. Расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди | |
2 | Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть). Складывать по образцу постройки из конструктора.складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. | |
3 | Правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки). Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. | |
4 | Находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета. Называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету. Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. | |
5 | Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.). Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. | |
6 | Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать. Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. | |
7 | Пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д. Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. | |
8 | Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть село в котором живет. Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему. Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают. Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. | |
9 | Отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето? Всех домашних животных и их детенышей. Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. | |
10 | Угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них. Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть село в котором живет. Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. | |
11 | Различать правую и левую руку. Не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. Цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...