План-конспект НОД по познавательному развитию и художественному творчеству на тему: «Что такое воздух» (опыты и кляксография) средняя группа
план-конспект на тему
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_chto_takoe_vozduh.docx | 38.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 4
городского округа Отрадный Самарской области
детский сад № 9
_____________________________________________________________________
446303, Самарская область, г. Отрадный, ул. Гайдара, 32
т/факс 8(84661) 2-44-96, 2-14-24
е-mail: newdou9.minobr63.ru
План-конспект НОД по познавательному развитию и
художественному творчеству на тему:
«Что такое воздух» (опыты и кляксография)
средняя группа
Автор-составитель:
воспитатель
Малышева Светлана Анатольевна
Дата проведения:
23 апреля 2015 года
2014 – 2015
учебный год
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
2. Речевое развитие:
- активировать словарь детей по теме «Воздух»: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, симметричный, ассиметричный;
- проработать падежные окончания, упражнять в употреблении простых предложений;
- закрепить умения согласовывать речь с движением.
3. Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- формировать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
- закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
- формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью.
Методы и приемы:
– практические: опыты с полиэтиленовыми пакетами, трубочками, водой, салфетками, веерами; изготовление вертушек; физминутки «Мы в автобусе сидим», «Ветер»; дидактическая игра «Где спрятался воздух»; рисование в технике кляксография;
– наглядные: иллюстраций альбома «Воздух»; кукла Незнайка; смайлики; игрушки;
– словесные: загадка, вопросы, беседа.
Материалы и оборудование:
полиэтиленовые пакеты, бокалы с водой, коктейльные трубочки, салфетки бумажные, веера, смайлики двух видов (по количеству детей); апельсин, чеснок, чеснокодавилка; таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов; жидкая гуашь, трубочки, бумага; игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); 2 подноса; кукла Незнайка.
Предварительная работа:
наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов с парусами, вееров.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Ветер»; дидактическая игра «Где спрятался воздух» |
Игровая | Кукла Незнайка, игрушки, смайлики |
Познавательно-исследовательская | Опыты с полиэтиленовыми пакетами, водой, коктейльными трубоч-ками, салфетками, веерами, чесноком и апельсином. |
Коммуникативная | Работа в коллективе и индивидуально во время опытов. |
Изобразительная | Рисование в технике кляксография. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Слушание загадки, обсуждение, ответы на вопросы воспитателя. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Организационный момент «Мы в автобусе сидим». Вот мы в автобусе сидим, Все сидим?.. Все сидим! И из автобуса глядим, Нас автобус не везет, Не везет?... Не везёт! Вот так вот, вот так вот, И вперед мы покатились Вот так вот. Вжик, вжик, вжик, вжик. Пыль очистить всё хотят Би-би-би, би-би-би. – Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это? – Правильно, это воздух! Ребята, а кто знает, кто изучают воздух? – А где работают ученые? – А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу лабораторию? – Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. В нашей лаборатории. Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать? – Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе. Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воз-дух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? – Скажите, ребята, Незнайке, вы видите воздух вокруг нас?.. Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Незнайка: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! – Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть! – Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? | Дети входят в зал. Дети сопровождают слова движением: – дети сидят на стульчиках, шлепают в такт по коленям – смотрят из-под ладони-козырька то в одну, то в другую сторону. – пожимают плечами. – совершают круговые дви-жения руками сбоку от туловища. – крутят руль – качают согнутыми в локтях руками перед лицом.
– “крутят руль” и бибикают. Дети отгадывают загадку. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети отвечают на вопросы. | Выполняют движения пластично и вырази-тельно. Правильно согласовы-вают слова с движени-ем. Владеют разными вида-ми движения. Изображают позами, мимикой различные чувства. Развивают общую мо-торику. Верно отгадывают за-гадку, называют отгад-ку «Воздух». Правильно отвечают на вопросы воспитателя: ученые, в лаборатории. Правильно отвечают на вопросы и дают харак-теристику воздуха: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. |
2. | Опыт 1: с полиэтиленовым пакетом. – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? – Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? – Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. | Дети рассматривают полиэ-тиленовый пакет. Проводят опыт с пакетом: складывают, набирают в него воздух, закручивают, развя-зывают пакет, выпускают воздух. Отвечают на вопросы, делают вывод. | Делают верный вывод: пакет пуст. Демонстрируют полу-ченные знания, делают правильный вывод: В свёрнутом пакете нет воздуха. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. |
3. | Дидактическая игра «Где спрятался воздух?» Незнайка: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! – Конечно, Незнайка! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? | Внимательно слушают вос-питателя и Незнайку. Дети поочерёдно достают из мешка игрушки, называют, раскладывают на 2 подноса и рассказывают, какая игрушка будет плавать, а какая – нет. Объясняют почему. | Внимательно слушают, не отвлекаясь на посто-ронние предметы. Демонстрируют знание названий игрушек. Правильно образуют грамматические формы |
4. | Незнайка: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть? – Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? Опыт 2: подуть в трубочку, опущенную в бокал с водой. – Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с во-дой. Что происходит? – Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. – Скажите мне, а мы с вами воздух видим? Незнайка: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? – Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Незнайке, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? | Дети проводят опыты: дуют в трубочку, опущенную в стакан с водой; вдыхают и выдыхают воздух. Делают выводы. | Демонстрируют навыки проведения опытов. Делают правильные выводы: Воздух прозрачный. Воздух в воде в форме пузырь-ков. |
5. | Опыт 3: с салфеткой. – Ребята, теперь мы проведём опыт с салфеткой. Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы знаем, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер? Опыт 4: с веером. – Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? – Ветер может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась. – Ребята, а давайте все вместе сделаем вертушку. Вот у вас готовые формы с прорезями по центру и на углах. Давайте взденем стержень в прорези… Посмотрите, какие вертушки получились! Если вы не дуете на вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится. Оказывается, воздух двига-ется и вращает предметы. Незнайка: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет! | Дети слушают рассказ воспитателя о том, как появляется ветер. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети делают вертушки. | Внимательно слушают рассказ воспитателя, не отвлекаясь на посто-ронние предметы. Эмоционально реагиру-ют на услышанное. Демонстрируют навыки изготовления вертушек. |
6. | – Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Опыт 5: с апельсином и чесноком. Незнайка: Ой! Как чесноком запах-ло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать. – Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Незнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем дверь, и сюда прилетит свежий воздух. На свежем воздухе дышится легко. А ещё почистим апельсин – и все вдохнём запах апельсина. Незнайка: Спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе! Воспитатель показывает иллюст-рации. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы. Дети принимают участие в опытах с чесноком и апель-сином. Делают выводы о вза-имосвязи воздуха и жизни.
Ветер – это движение воздуха. Дети рассматривают иллюст-рации, рассказывают Незнай-ке, что такое воздух, его характерные признаки. | Используют в активной речи простые предло-жения. Демонстрируют умения применять полученные знания для формулиро-вания выводов характе-ристики воздуха: воз-дух движется; не имеет запаха, но доносит за-пах; воздух необходим для жизни. Грамматически верно строят предложения при описании иллюст-рации. |
7. | – Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученые. Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в группу. Мы немного отдохнём и начнём рисовать. Оказывается, при помощи воздуха можно рисовать! Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо набраться сил: Физкультминутка «Ветер»: Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо – влево, влево – вправо Клонятся цветы и травы. А давайте вместе Все попрыгаем на месте. Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. | Дети сопровождают слова движением: Поднимают руки и машут над головой. Наклоны в стороны. Прыжки на месте. Ходьба на месте. Дети садятся. | Выполняют движения пластично и выразительно. Правильно согласовывают слова с движением. Владеют разными видами движения. Развивают общую моторику. |
8. | Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования при помощи воздуха. Он называется КЛЯКСОГРАФИЯ. Мы будем экспериментировать с крас-ками и создать необычные образы. Итак, давайте уже приступим к рисованию. Возьмите альбомный лист бумаги, согните его пополам, затем разверните. Перед вами гу-ашь, разведённая до жидкого сос-тояния. Давайте сделаем кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листу… Теперь складываем бумагу попо-лам, аккуратно придавливаем лист-ки бумаги друг к другу, разглажи-ваем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию. На что похожи ваши кляксы?... Давайте дорисуем отдельные де-тали, чтобы образ стал более узна-ваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки. Обратите внимание, ребята, – на листе получились две одинаковые кляксы. Когда рисунок слева похож на рисунок справа, то их называют симметричными. А если не похожи, то их называют ассиметричными. | Дети подходят к столам и рисуют в технике КЛЯКСОГРАФИЯ: сгибают и разворачивают альбомные листы; ставят кляксу; при помощи трубочек раздувают кляксу по листу; складывают лист пополам, придавливают, разглаживают, разворачивают; дорисовывают отдельные детали. Сравнивают кляксы, обобща-ют и делают вывод: симме-тричные и ассиметричные узоры. | Развивают мелкую моторику. Демонстрируют техни-ку рисования КЛЯКСО-ГРАФИЯ. Дети устанавливают партнерские взаимо-отношения в общих трудовых действиях. |
9. | Подведение итогов занятия. Что нового и интересного вы сегодня узнали, ребята? Чему научились? Какой смайлик вы можете мне показать? | Дети вспоминают характери-стики воздуха, технику ри-сования КЛЯКСОГРАФИЯ, дают оценку занятию при помощи смайлика. | Демонстрируют полу-ченные знания о воз-духе. Эмоционально ре-агируют на услышан-ное. |
Итоговое мероприятие: выставка «Кляксографный вернисаж».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс
Подробный конспект урока + самоанализ урока....
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект коррекционной НОД по познавательно-речевому развитию. Составление рассказа с опорой на собственный опыт "Моя кукла".
Коррекционное занятие по развитию связной речи детей с ОВЗ 7-9 лет. Составление рассказа "Моя кукла" по коллективно составленному плану и опорным словам, опираясь на собственный опыт....
Урок ИЗО по теме Портрет, план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Задачи;Изучение особенностей в выполнении основной части портрета.использование имеющихся навыков и умений в построении портрета.Применить творческий подход в изображении композиции на тему «пор...
план -конспект мероприятия по духовно-нравственному развитию
Игра - путешествие «В мир Сказок»....
Исследовательская работа по теме: «Что такое воздух?»
Исследовательская работа по теме:«Что такое воздух?»...
Конспект ООД по познавательному развитию старших дошкольников на тему "Наша Родина - Россия"
Расширение представлений детей о "большой" и "малой" Родине, ее символах....