План-конспект НОД по познавательному развитию и художественному творчеству на тему: «Что такое воздух» (опыты и кляксография) средняя группа
план-конспект на тему

Малышева Светлана Анатольевна

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_chto_takoe_vozduh.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы  № 4

городского округа Отрадный  Самарской области

детский сад № 9

_____________________________________________________________________

446303, Самарская область, г. Отрадный, ул. Гайдара, 32

т/факс 8(84661) 2-44-96, 2-14-24

е-mail: newdou9.minobr63.ru

План-конспект НОД по познавательному развитию и

художественному творчеству на тему: 

«Что такое воздух» (опыты и кляксография)

средняя группа

Автор-составитель:

воспитатель

Малышева Светлана Анатольевна

Дата проведения:

23 апреля 2015 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2014 – 2015

учебный год

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

1. Познавательное развитие:

  • подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
  • дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), ветер – это движение воздуха;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • способствовать формированию у детей познавательного интереса;
  • обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

2. Речевое развитие:  

  • активировать словарь детей по теме «Воздух»: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, симметричный, ассиметричный;
  • проработать падежные окончания, упражнять в употреблении простых предложений;
  • закрепить умения согласовывать речь с движением.

3. Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
  • формировать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
  • закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.

4. Художественно-эстетическое развитие:

  • развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
  • формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью.

Методы и приемы:         

– практические: опыты  с полиэтиленовыми пакетами, трубочками, водой, салфетками, веерами; изготовление вертушек; физминутки «Мы в автобусе сидим», «Ветер»; дидактическая игра «Где спрятался воздух»; рисование в технике кляксография;

– наглядные: иллюстраций альбома «Воздух»; кукла Незнайка; смайлики; игрушки;

– словесные: загадка, вопросы, беседа.

Материалы и оборудование:

полиэтиленовые пакеты, бокалы с водой, коктейльные трубочки, салфетки бумажные, веера, смайлики двух видов (по количеству детей); апельсин, чеснок, чеснокодавилка; таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов; жидкая гуашь, трубочки, бумага; игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); 2 подноса; кукла Незнайка.

Предварительная работа: 

наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов с парусами, вееров.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Ветер»; дидактическая игра «Где спрятался воздух»

Игровая

Кукла Незнайка, игрушки, смайлики

Познавательно-исследовательская

Опыты с полиэтиленовыми пакетами, водой, коктейльными трубоч-ками, салфетками, веерами, чесноком и апельсином.

Коммуникативная

Работа в коллективе и индивидуально во время опытов.

Изобразительная  

Рисование в технике кляксография.

Восприятие

художественной литературы и фольклора

Слушание загадки, обсуждение, ответы на вопросы воспитателя.


Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный   момент

 «Мы в автобусе сидим».

Вот мы в автобусе сидим,                      

Все сидим?.. Все сидим!                            

И из автобуса глядим,                                  
Все глядим, все глядим.                              

Нас  автобус не везет,                              

Не везет?... Не везёт!
Вдруг колеса закружились                      

Вот так вот, вот так вот,                            

И вперед мы покатились                        

Вот так вот.
А щетки по стеклу шуршат                    

Вжик, вжик, вжик, вжик.                              

Пыль очистить всё хотят
Вжик, вжик, вжик, вжик.
Мы не просто так сидим,                        
Все сидим?.. Все сидим!
Очень  громко мы гудим                        

Би-би-би, би-би-би.

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!  Что это?

– Правильно, это воздух! Ребята, а кто знает, кто изучают воздух?  

– А где работают ученые?  

А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу лабораторию?

– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. В нашей лаборатории.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

– Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Незнайка:  О воздухе? А кто его видел, этот воз-дух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

– Скажите, ребята, Незнайке, вы видите воздух вокруг нас?.. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Незнайка:  Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

– Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

– Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети входят в зал.

Дети сопровождают слова движением:

–  дети сидят на стульчиках, шлепают в такт по коленям

–  смотрят из-под ладони-козырька то в одну, то в другую сторону.

–  пожимают плечами.

– совершают круговые дви-жения руками сбоку от туловища.

–  крутят руль

– качают согнутыми в локтях руками перед лицом.



–  дети шлепают в такт по коленям

–  “крутят руль” и бибикают.

Дети отгадывают загадку.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети отвечают на вопросы.

Выполняют движения пластично и вырази-тельно.

Правильно согласовы-вают слова с движени-ем.

Владеют разными вида-ми движения.

Изображают позами, мимикой различные чувства.

Развивают общую мо-торику.

Верно отгадывают за-гадку, называют отгад-ку «Воздух».

Правильно отвечают на вопросы воспитателя: ученые, в лаборатории.

Правильно отвечают на вопросы и дают харак-теристику воздуха:

Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

2.

Опыт 1: с полиэтиленовым пакетом.

– Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

– Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

– Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Дети рассматривают полиэ-тиленовый пакет.

Проводят опыт с пакетом: складывают, набирают в него воздух, закручивают, развя-зывают пакет, выпускают воздух. Отвечают на вопросы, делают вывод.

Делают верный вывод: пакет пуст.

Демонстрируют полу-ченные знания, делают правильный вывод: В свёрнутом пакете нет воздуха.

Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

3.

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

Незнайка: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

– Конечно, Незнайка! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Внимательно слушают вос-питателя и Незнайку.

Дети поочерёдно достают из мешка игрушки, называют, раскладывают на 2 подноса и рассказывают, какая игрушка будет плавать, а какая – нет. Объясняют почему.

Внимательно слушают, не отвлекаясь на посто-ронние предметы.

Демонстрируют знание названий игрушек.

Правильно образуют грамматические формы

4.

Незнайка: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

–  Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2:  подуть в трубочку, опущенную в бокал с водой.

–  Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с во-дой. Что происходит?

– Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

– Скажите  мне, а мы с вами воздух видим?

Незнайка: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

– Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Незнайке, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети проводят опыты: дуют в трубочку, опущенную в стакан с водой; вдыхают и выдыхают воздух. Делают выводы.

Демонстрируют навыки проведения опытов.

Делают правильные выводы: Воздух прозрачный. Воздух в воде в форме пузырь-ков.

5.

Опыт 3:  с салфеткой.

– Ребята, теперь мы проведём опыт с салфеткой. Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы знаем, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Опыт 4:  с веером.

– Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

– Ветер может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

– Ребята, а давайте все вместе сделаем вертушку. Вот у вас готовые формы с прорезями по центру и на углах. Давайте взденем стержень в прорези… Посмотрите, какие вертушки получились!  Если вы не дуете на вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится. Оказывается, воздух двига-ется и вращает предметы.

Незнайка: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Дети слушают рассказ воспитателя о том, как появляется ветер.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети делают вертушки.

Внимательно слушают рассказ воспитателя, не отвлекаясь на посто-ронние предметы.

Эмоционально реагиру-ют на услышанное.

Демонстрируют навыки изготовления вертушек.

6.

– Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5:  с апельсином и чесноком.

Незнайка: Ой! Как чесноком запах-ло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

– Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Незнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем дверь, и сюда прилетит свежий воздух. На свежем воздухе дышится легко. А ещё почистим апельсин – и все вдохнём запах апельсина.

Незнайка: Спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Воспитатель показывает иллюст-рации.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы.

Дети принимают участие в опытах с чесноком и апель-сином. Делают выводы о вза-имосвязи воздуха и жизни.

  • Воздух бесцветный, мы его не видим;
  • Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
  • Воздух легче воды;
  • Воздух есть внутри пус-тых предметов и даже внутри людей;
  • Без воздуха  ничто живое не может жить;
  • Воздух не пахнет и может передавать запахи;

Ветер – это движение воздуха.

Дети рассматривают иллюст-рации, рассказывают Незнай-ке, что такое воздух, его характерные признаки.

Используют в активной речи простые предло-жения.

Демонстрируют умения применять полученные знания для формулиро-вания выводов характе-ристики воздуха: воз-дух движется; не имеет запаха, но доносит за-пах; воздух необходим для жизни.

Грамматически верно строят предложения при описании иллюст-рации.

7.

– Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученые. Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в группу. Мы немного отдохнём и начнём рисовать. Оказывается, при помощи воздуха можно рисовать!

Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо набраться сил:

       Физкультминутка «Ветер»:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.

Дети сопровождают слова движением:

Поднимают руки и машут над головой.

Наклоны в стороны.

Прыжки на месте.

Ходьба на месте.

Дети садятся.

Выполняют движения пластично и выразительно.

Правильно согласовывают слова с движением.

Владеют разными видами движения.

Развивают общую моторику.

8.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования при помощи воздуха. Он называется КЛЯКСОГРАФИЯ. Мы будем экспериментировать с крас-ками и создать необычные образы.

Итак, давайте уже приступим к рисованию. Возьмите альбомный лист бумаги, согните его пополам, затем разверните. Перед вами гу-ашь, разведённая до жидкого сос-тояния. Давайте сделаем  кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листу…

Теперь складываем бумагу попо-лам, аккуратно придавливаем лист-ки бумаги друг к другу, разглажи-ваем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию.

На что похожи ваши кляксы?...

Давайте дорисуем отдельные де-тали, чтобы образ стал более узна-ваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки.

Обратите внимание, ребята, – на листе получились две одинаковые кляксы. Когда рисунок слева похож на рисунок справа, то их называют симметричными. А если не похожи, то их называют ассиметричными.

Дети подходят к столам и рисуют в технике КЛЯКСОГРАФИЯ:

сгибают и разворачивают альбомные листы;

ставят кляксу;

при помощи трубочек раздувают кляксу по листу;

складывают лист пополам, придавливают, разглаживают, разворачивают;

дорисовывают отдельные детали.

Сравнивают кляксы, обобща-ют и делают вывод: симме-тричные и ассиметричные узоры.

Развивают мелкую моторику.

Демонстрируют техни-ку рисования КЛЯКСО-ГРАФИЯ.

Дети устанавливают партнерские взаимо-отношения в общих трудовых действиях.

9.

Подведение итогов занятия.

Что нового и интересного вы сегодня узнали, ребята? Чему научились? Какой смайлик вы можете мне показать?

Дети вспоминают характери-стики воздуха, технику ри-сования  КЛЯКСОГРАФИЯ, дают оценку занятию при помощи смайлика.

Демонстрируют полу-ченные знания о воз-духе. Эмоционально ре-агируют на услышан-ное.

Итоговое мероприятие: выставка «Кляксографный вернисаж».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

План-конспект коррекционной НОД по познавательно-речевому развитию. Составление рассказа с опорой на собственный опыт "Моя кукла".

Коррекционное занятие по развитию связной речи детей с ОВЗ 7-9 лет. Составление рассказа "Моя кукла" по коллективно составленному плану и опорным словам, опираясь на собственный опыт....

Урок ИЗО по теме Портрет, план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Задачи;Изучение особенностей в выполнении основной части портрета.использование имеющихся навыков и умений в построении портрета.Применить творческий подход в изображении композиции на тему «пор...

Исследовательская работа по теме: «Что такое воздух?»

Исследовательская работа по теме:«Что такое воздух?»...

Конспект ООД по познавательному развитию старших дошкольников на тему "Наша Родина - Россия"

Расширение  представлений детей  о  "большой"  и  "малой"  Родине,  ее  символах....