Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Белякова Ольга Леонидовна

Подробный конспект урока + самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации при ЛОИРО (2 группа).

Белякова Ольга Леонидовна

Волховский район

МОУ «Средняя  общеобразовательная школа №8

г. Волхова»

Педагогический стаж: 10 лет.

Образование: среднее специальное.

Вторая квалификационная категория.

Конспект урока.

УМК: самостоятельно составленный комплект.

Предмет: окружающий мир.

Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», в 2-ух частях.

                 Москва: «Просвещение», 2004 год.

Тема: «Что такое воздух?».

Класс: 2 «В»

Дата проведения: 24 октября 2008 года.

Цели:

  1. Познакомить с богатством природы – воздухом, его свойствами.
  2. Учить наблюдать, делать выводы, обобщать.
  3. Развивать монологическую речь учащихся.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.
  5. Способствовать развитию санитарно-гигиенических норм.
  6. Совершенствовать общеучебные умения: умения анализировать свою работу и работу товарища, учить оценивать результат работы.

Оборудование:

  1. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
  2. Для опытов: пробирка, колба, воздушные шарики (каждому ученику), свечка,  спички, стакан, освежитель воздуха (для учителя), мяч футбольный, насос.
  3. Индивидуальные карточки для чтения.
  4. Таблички для схемы.
  5. Словарь С.И.Ожегова.
  6. Геометрические фигуры.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Стихотворение наизусть читает ученик.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

       2.Сообщение темы и целей урока.

- Предположите,  о чём пойдёт речь на уроке и докажите своё мнение.

Ученик читает загадку по карточке (2 раза):

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем

Варианты ответов учащихся:

-Я думаю, что речь пойдёт о воздухе, потому что мы без него не можем жить.

- Возможно, на уроке мы будем говорить о воздухе, так как мы его не видим.  Воздух через нос попадает к нам в лёгкие.

- Как бы вы определили тему урока?

Варианты ответов учащихся:

- Воздух.

- Невидимка – воздух.

- Сверим ваши предположения с тем, что у меня написано на доске.

(Учитель вывешивает на доску карточку.)

 На доске тема урока: «Что такое воздух?»

- Тема урока обозначена вопросом. Чтобы ответить на этот вопрос, мы превратимся в исследователей.

- Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии?

Варианты ответов учащихся:

-Я думаю, что это учёные.

- Это человек, который занимается различными исследованиями, что-то изучает.

- Это ваши предположения. Где можно точно узнать значение этого слова?

Варианты ответов учащихся:

- Можно использовать словарь.

- Давайте, посмотрим толкование этого слова в словаре

С.И. Ожегова

«Исследователь – это человек, который занимается научной работой».

                                                      (из словаря С.И.Ожегова)

3.Воздух и его свойства. Демонстрация опытов.

Опыт 1.

- Назовите предметы, стоящие на ваших партах. Предположите, какой вид работы будем выполнять.

Варианты ответов учащихся:

- На партах находится пробирка и стакан с водой. Я думаю, что мы будем в пробирку наливать воду.

- Наверное, мы будем пробирку опускать в стакан с водой.

- Мы исследователи и будем проводить опыты.

-  Возьмите в руки пробирку. Что в ней находится?

Варианты ответов учащихся:

- Пробирка  пустая.

- Что ж, давайте проверим наши предположения.

Медленно опускаем пробирку  в стакан с водой.

- Что вы увидели?

Варианты ответов учащихся:

- Из горлышка побежали пузырьки.

- Мы предположили, что пробирка пуста, откуда же появились пузырьки? Что за «невидимка» сидел в пробирке?

 Варианты ответов учащихся:

- В пробирке находился  воздух.

-Правильно. Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырочка, любое пространство заполнено воздухом.  Но видим ли мы его?

Варианты ответов учащихся:

- Я думаю, что воздух увидеть нельзя.

- А я думаю, что воздух  можно ощутить.

- У нас две версии. Кто из исследователей прав? В этом нам придется сейчас разобраться. Каким бы вы цветом изобразили воздух, если бы были художником.

Варианты ответов учащихся:

- Я бы взял голубую краску.

- Нет цвета, которым можно изобразить воздух.

- Воздух бесцветен.

- У нас несколько предположений. Необходимо разобраться, чье утверждение верно.

Учитель вывешивает на доску карточку.

- Верно ли утверждение, что  в классе есть воздух?

Варианты ответов учащихся:

 - Я думаю, что в классе есть воздух.

- Воздух есть не только в классе, он окружает нас везде.

- Правильно, всё пространство в классе заполнено воздухом.

Посмотрите на соседа, вы видите друг друга? Посмотрите в окно.

- Вы видите всё, что за окном? О каком свойстве воздуха можно

 ещё сказать?

Вывод учащихся:

-  Воздух прозрачный.

Учитель вывешивает на доску карточку.

- О каких свойствах воздуха мы узнали?

Вывод учащихся:

- Воздух – бесцветен и прозрачный.

Опыт 2.

- Сейчас исследуем воздух на запах.  Предположите результат нашего исследования.

Варианты ответов учащихся:

- Воздух не имеет запаха.

- Воздух имеет запах, мы же чувствуем, например, что готовят в столовой.

- Проверим наши предположения.

- Играем в игру «Ночь». Закройте глаза.

Учитель использует освежитель воздуха.

- Что изменилось?

Варианты ответов учащихся:

- Вы использовали освежитель и воздух стал пахнуть.

 - Воздух приобрёл запах.

Вывод учащихся:

- Воздух своего запаха не имеет. Пахнет он лишь тем, чей запах

в данный момент распространяется. Например: дым, дух, ,запах еды.

Сравним результат вашего исследования и мой вывод.

Учитель вывешивает на доску карточку.  

Опыт 3.

(На столе у детей лежат воздушные шарики)

Предположите, для чего нам нужны предметы, лежащие на столе.

Варианты ответов учащихся:

-Наверное, мы будем надувать шарики?

- Возможно. Но как мы можем связать эти предметы с темой нашего урока?

Варианты ответов учащихся:

-Может быть, мы сможем узнать,  сколько воздуха находится в шарике.

- Какую форму приобретает воздух, находящийся в шарике.

- Возможно, вы и правы. В ходе выполнения работы мы узнаем, кто был прав.

- Надуйте шарики и попробуйте его сжать. Что вы наблюдаете?

Варианты ответов учащихся:

- Шарик сжимается, значит,  и воздух в нем можно сжать.

- Оказывается, что воздух можно сжать. Для этого люди придумали различные приспособления и очень широко используют сжатый воздух в жизни. А вот какое приспособление, вы ответите сами, после моего рассказа.

   Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят

 как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах

 автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно,

без тряски.

   А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, посмотрите, как они отскакивают и подпрыгивают!

 (Учитель демонстрирует.)

- Как вы думаете, какое  приспособление использует человек для сжатия воздуха?

 Варианты ответов учащихся:

- Человек использует насос.

(Учитель показывает приспособление для сжатия воздуха – насос.)

- Что вы ещё узнали о воздухе и где он используется?

Вариант  ответа  учащегося:

- Воздух можно сжать при помощи насоса.

Учитель вывешивает карточку.

- Сжатый воздух используют в камерах автопокрышек, мячах.

Опыт 4.

На доске геометрические фигуры.

- Что вы видите на доске?

Вариант  ответа  учащегося:

- На доске геометрические фигуры.

-Предположите, для чего они?

Варианты ответов учащихся:

- Мы будем конструировать  что-нибудь  из фигур.

- Находить лишнюю фигуру.

- Сравнивать.

- Назовите, какие геометрические фигуры вы видите.

 Вариант  ответа  учащегося:

 - Круг, квадрат, многоугольник, треугольник.

- В чём различие этих фигур?

Варианты ответов учащихся:

- Они различаются по цвету.

- Эти фигуры разные по форме.

- Предположите, какой формы может быть воздух?

Варианты ответов учащихся:

- Он может принять любую форму.

- Воздух не имеет формы.

На столе предметы: банка, бутылка, чашка, ваза.

- Какую форму примет воздух в каждом их этих предметов?

Варианты ответов учащихся:

- В банке – форму банки и т.д.

-Вы правы! Воздух не имеет определённой формы и занимает всё  свободное пространство.

Учитель вывешивает карточку.

Опыт 5.

На столе предметы: свечка, стакан, спички.

- Предположите, что будем делать с этими предметами?

Варианты ответов учащихся:

- Мы будем зажигать свечку.

- Я думаю, вы зажжёте свечку, а потом накроете её стаканом.

- Возможно. Проследите за тем, что я буду делать и сделайте определенный вывод.

Учитель зажигает свечку, а затем  накрывает стаканом.

 Вывод учащихся:

-Свеча сначала горела, но после того, как ее накрыли стаканом, она погасла. Может быть, для горения места мало?

- Возможно, свеча погасла из-за того, что сгорел воздух, который там находился.

- У нас два варианта. Чье суждение верно, как вы думаете?

Варианты ответов учащихся.

(учащиеся высказывают свое мнение и доказываю его)

- Свечка ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кисло-

рода.  Что вы знаете о кислороде?

Варианты ответов учащихся.

- Мы дышим кислородом.

- Кислородом дышат животные.

- Как называется газ, который мы выдыхаем?

Ответ  учащегося.

-  Газ, который мы выдыхаем  называется - углекислый газ.

- Предположите, какое задание я вам предложу.

Ответ  учащегося.

-Я думаю, что Вы нам предложите составить рассказ  по плану.

  На доске план.            

Воздух.

  1. Из каких газов состоит?
  2. Какого газа  больше всего?
  3. Какого газа  меньше всего?

Рассказывают 2 ученика:

(примерный рассказ уч-ся)

- Воздух состоит из углекислого газа, кислорода и азота. Больше всего в воздухе – азота, а меньше всего углекислого газа.

- Чей рассказ вам понравился больше и почему?

Варианты ответов учащихся:

- Мне понравился рассказ ….., потому что он дал полный ответ, не упустил главного, отвечал целыми предложениями. Можно сделать вывод, что  воздух – это смесь газов.

Учитель вывешивает на доску карточку.

 

  4.Физкультминутка.

Приоткрыть окно.

- Сейчас я предлагаю вам почувствовать воздух.

  • Взмахните левой рукой.
  • Взмахните правой рукой.
  • Наклонитесь вперёд.
  • Повороты туловища.

- Потоки ветерка, который появлялся при ваших движениях  - это

воздух.

- Что я сделала, перед тем как отдохнуть?

Ответ  учащегося.

-  Вы открыли окно.

-Зачем я приоткрыла окно?

Варианты ответов учащихся:

 - Чтобы был свежий воздух, много кислорода.

- Для того, чтобы  проветрилось помещение.

- Ребята подготовили сообщения, давайте их послушаем.

        1 сообщение.

          Без кислорода не может жить ни человек, ни растения, ни животные. Дышат люди, звери, птицы и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

2сообщение.

      Всё живое давно бы погибло, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, поля, луга, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород.

  Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

- Как вы думаете, что такое лёгкие?

Варианты ответов учащихся:

- Лёгкие – это орган дыхания.

- При помощи лёгких мы дышим.

 - Подумайте, почему о растениях говорят, что это «лёгкие» Земли?

Варианты ответов учащихся:

- Растения вырабатывают кислород, которым мы дышим.

- Растения – это «лёгкие» Земли, потому что они очищают воздух от вредных газов.

     5.Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 39.,  шёпотом прочитайте задание. Прочитает вслух ….    Что вы должны сделать?

   Ответ  учащегося.

- Рассматривая рисунок, мы должны объяснить значение схемы.

Беседа по схеме.                                      

- Отчего загрязняется воздух?

   Ответ  учащегося.

- Заводы, фабрики, автомобили загрязняют воздух.

   Ответ  учащегося.

- На что это влияет?

- Такой воздух опасен для людей, животных, растений.

   Ответ  учащегося.

- Как защитить воздух от загрязнения?

-  Для того, чтобы защитить воздух от загрязнений нужно устанавливать очистительные сооружения.

- Сделайте вывод.

   Ответ  учащегося.

-  Воздух  нужно беречь.

- Сравните наш вывод с выводом в учебнике. Прочитайте.

- Расскажите, что вы узнали о воздухе. Можно использовать схему учебника.

Рассказывают 2 ученика:

(примерный рассказ уч-ся)

- Воздух – это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота.

Воздух – бесцветен, прозрачный, без запаха, не имеет формы,

можно сжать. Воздух нужно беречь.

          6.Самостоятельная работа.

- На парте у вас лежат листочки со схемами.  Вставьте пропущенные слова.

Схема на доске закрывается.

-  Я открываю схему на доске, вы проверяете её у себя.

- Кто всё сделал правильно, поднимите руку.

Поднимите сигнальную карточку, если у вас нет ошибок. Нарисуйте звёздочку.

- Кто ошибся? Исправьте ошибку зелёной ручкой.

(анализ допущенной ошибки)

- Поднимите руку,  кто допустил ошибку в предложении: Воздух – это смесь  …?

- Исправьте свою ошибку зелёной ручкой (анализ допущенной ошибки)

- Кто ошибся или не смог написать, какое свойство воздуха  было пропущено? Исправьте, пожалуйста, свою ошибку (анализ допущенной ошибки)

          7.Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Варианты ответов учащихся:

- Сегодня на уроке мы узнали о свойствах воздуха.

- На уроке я узнала, из каких газов состоит воздух?

-  Сегодня мы говорили, отчего загрязняется воздух и как защитить его от загрязнений.

- Как полученные знания могут пригодиться в жизни?

  Варианты ответов учащихся.

- При накачивании мяча, я использую сжатый воздух

-Чистый воздух необходим для здоровья человека.

- Необходимо  заботиться о чистоте воздух и так  далее.

- Молодцы! Хорошо поработали сегодня на уроке.

          8.Домашнее задание.

- Дома вам нужно будет составить рассказ по схеме.

 В тетрадях

стр. 17 №1, №2.


Самоанализ урока.

Краткая характеристика класса.

Исходный уровень учащихся на начало 2007-2008 уч. г.

       Из 20 учащихся, поступивших в первый класс –  12 человек посещали детский сад , 8 человек не посещали детский сад.

Общий уровень развития.

Высокий

1 человек

( 5 %)

Выше среднего

2 человека

( 10 %)

Средний

10 человек

( 50 % )

Ниже среднего

5 человек

( 25 %)

Низкий

2 человека

( 10 %)

 

В данный момент в классе  обучается 19 человек. 8 мальчиков и 11 девочек.

Высокий

1 человек

( 5 %)

Средний

17 человек

(90%)

Ниже среднего

1 человек

(5%)

 

Тема урока: «Что такое воздух?»

    Это 6 урок в разделе  «Природа», 1 урок по данной теме.

            На предыдущих уроках  дети знакомились с разными  природными богатствами, которые нам дарит природа: полезные ископаемые, вода.

            Основной целью урока являлось знакомство ещё одним богатством природы – воздухом и его свойствами.  Весь материал урока подобран исходя из поставленной цели. Рассматривались такие свойства воздуха как бесцветность, прозрачность. Основываясь на наблюдениях младшие школьники учились делать выводы, контролировать результаты своей работы, учились самоконтролю и самооценке.

  Из проделанных опытов учащиеся сделали вывод, что воздух окружает нас везде, он приобретает форму любого предмета, человек научился использовать воздух для своих целей. Учащиеся сделали для себя очень важный вывод, что жизнь без воздуха невозможна, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха.

            В течение всего урока учащиеся учились наблюдать за свойствами воздуха. Проделывая опыты, обобщали знания своих товарищей и учились делать соответствующие выводы.

            Схема на доске, вопросы плана помогали составлять связный устный рассказ. На протяжении всего урока учащиеся доказывали своё мнение, используя полные ответы. На уроке каждый ученик был опрошен. Монологических ответов прозвучало 8, что составляет 42 %.

        В течение всего урока совершенствовались общеучебные навыки учащихся при выполнении опытов, работе с учебником, выполнении самостоятельных заданий.

        Особое место на уроке отводилось развитию санитарно-гигиенических норм. Учащиеся выполнили физминутку. Запомнили, что она будет более эффективной и полезной в проветриваемом помещении, следили за своей осанкой, порядком на рабочем месте.

     Результативность:

Опрошено учащихся – 19 чел. (100%)

Полных ответов - 19 чел. (100%)

Монологических ответов – 8 чел. (42%)

Самостоятельно воспроизвели рассказ про воздух – 4 чел. (21%)

Воспроизвели рассказ по схеме  - 4 чел. (21 %)

      На уроке был организован контроль усвоения знаний учащихся, полученных на уроке. При проведении проверочной работы дети учились анализировать свою работу и оценивать её результат.

     Результативность:

 Вся работа без ошибок  -  17 чел. (89 %)

 Допустили  1 ошибку    -   2 чел.  (11%)

 Не закончили предложение: Воздух-это смесь… – 1 чел.

(5%)

 Не написали свойство воздуха – 1 чел. (5 %)

Уровень самоконтроля:

 Высокий уровень – 1чел. (5%)

           ( допустил ошибку, но сам исправил до проверки)

 Средний уровень – 1 чел. (5%)

 (исправил ошибку во время проверки)

    На уроке все учащиеся были активны. Атмосфера в классе была спокойная, доброжелательная.

    Считаю, что урок получился результативным. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Что такое Бенилюкс?» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результатыПредметные:-...

Конспект урока по Окружающему миру. Тема: "Что такое Бенилюкс?" (3 класс)

Цели деятельности учителя:ознакомление учащихся со странами Бенилюкса.Планируемые результаты:Предметные: знать:что такое Бенилюкс, какие страны входят в него.уметь: работать с картографическим материа...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Кто такие звери", 1 класс. УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о зверях как животных: строение тела, особенности вскармливания потомстваПланируемые результатыПредметные: Знать: признаки зверей: стро...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Кто такие птицы?" (УМК "Школа России", 1 класс.)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о птицах, их отличительных признаках; умений описывать птицу по плану и отличать птиц от других животных.Планируемые результаты:Предметные: Знать определ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое деньги". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое деньги, как они появились, что такое бартер, купля-продажа, валюта, нумизматика, сбережения; формирование знаний о сторонах монеты.Плани...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Что такое Бенилюкс?» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результаты:Предме...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Что такое минералы?»

Цели деятельности учителя:формирование знаний о минералах и их особенностях.Планируемые результаты:Предметные:- Уметь различать минералы.- Знать отличительные особенности минералов.- Знать, что такое ...