Конспекты уроков по обучению грамоте 1 класс "Школа России"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Подробные конспекты уроков по обучению грамоте с требованиями ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 11.
Тема: О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ (стихотворения А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубина «Окно» и
Э. Мошковской «Трудный путь»).
Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение разъяснять заглавие текста;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Символы:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1. Повторение. 3 1 7 2 а) Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на братца». б) Устные рассказы детей о младших сестрёнках и братишках. – Какими должны быть старший брат и старшая сестра? – Как вы думаете, хороший старший брат у маленького Миши, героя стихотворения Якова Акима? в) Выразительное чтение стихотворения Я. Акима «Мой брат Миша». – Видите, ребята, как важно быть хорошим старшим братом: маленький брат смотрит на него и подражает ему. – Родители очень любят своих детей, особенно когда они дружные, помогают друг другу и по дому. 2. Работа с серией картинок (с. 86). – А теперь давайте прочитаем, как помогал своей маме Вова Колесников. Рис. 1. – Как вы думаете, обрадовалась ли мама тому, что сделал Вова? – Почему для мамы это было приятно? – Можно ли назвать это помощью? Почему? Рис. 2. – Катюша тоже решила рассказать мальчикам, как она помогала маме. Прочитаем. – Как вы думаете, кто же из ребят действительно помог маме? – Почему наши герои и все дети хотят помочь мамам, сделать им приятное? 3. Упражнение в технике чтения. Работа в тетради (задание I.2 в тетради, с. 22). – Прочитайте 1-е предложение. – Что это? (Чистоговорка.) – Для чего мы учимся их читать? – Прочитайте так, как мы читаем чистоговорки. Далее работаем со 2-й и 3-й чистоговорками. | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | Далее предлагается вариант работы с каждым из 4 стихотворений. Учитель выбирает, с какими из них он работает подробно, какие читает с небольшими комментариями.
– Откройте учебники на с. 87. 1. Работа с текстом до чтения. – Сегодня мы будем читать стихотворение Агнии Барто с грустным названием «Разлука». – Как вы понимаете это слово? – Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к этому стихотворению (с. 87). Кто станет героем стихотворения? – Что можно рассказать об этом мальчике? 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение стихотворения детьми про себя. – Где же мама героя стихотворения? – Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...) – Почему мальчику целый вечер нечем заняться? – Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя? – Действительно ли всё это он делает для мамы? – Как вы считаете, как нужно прочитать это стихотворение: каким тоном, в каком темпе, громко или тихо? Выразительное чтение детей (2 чел.). – Вы почувствовали, как грустно мальчику в разлуке? 3. Работа с текстом после чтения. – Найдите задание I.3 в тетради, с. 22. – Что в нём нужно сделать? – Выполните его в парах. – Прочитайте слова, которые вы составили. – Какие из них вам встретились в стихотворении «Разлука»? – А что каждый из вас может сделать для своей мамы? Ответы детей. Ответ на этот вопрос знают дети – герои стихотворения Георгия Граубина «Окно».
1. Работа с текстом до чтения. – Для подготовки чтения мы выполним задание I.4, с. 22 в тетради. Посмотрите, на что похоже задание? (На лесенку.) – А из чего она состоит? – Как вы думаете, откуда мы начнём читать: сверху или снизу? (Сверху.) – Прочитайте про себя. – Как вы думаете, для чего авторы придумали нам такое задание? – Прочитайте самое длинное предложение ещё раз. 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение учителя (книги у детей закрыты). Вопросы по содержанию: – Чьи это были «две большие руки»? (Мамины.) – Покажите, как это две руки мыли окно «наперегонки»? – Когда встала мама, чтобы вымыть окно? – Мне, ребята, было очень приятно читать строчки: «Мама мыла раму». Помню с детских лет, потому что строчка «Мама мыла раму» – из старого букваря, по которому я училась. – Мамины руки мыли окно «споро». Как вы понимаете это слово? (Быстро и ловко, говорят ещё: «работа спорится».) – Откуда взялась «пара детских рук»? – Почему маминым рукам «не осталось места»? – Сколько детей помогали маме мыть окно? – Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно. Почему? Подготовка к выразительному чтению. – Каким тоном надо читать это стихотворение? (Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.) – Громко или тихо надо читать это стихотворение? Почему? (Негромко.) – Какие строчки нужно выделить голосом, то есть сделать на них логическое ударение? – Эти строчки должны прозвучать особенно нежно, с любовью. (Последняя строфа; выделить слова «приятно», «добротой и дружбой», «светится».) Упражнение в выразительном чтении стихотворения (2 раза). 3. Работа с текстом после чтения. – Поэт написал, что окно «светится добротой и дружбой». Как художник передал эту мысль? (Ярко горит свет в окне, он очень уютный, тёплый.) Дети, как правило, замечают только это. Тогда учитель помогает: – Светиться могут не только окна, но и лица людей. Посмотрите на лица мамы и дочки. Какие они? Ответы детей. – Можно ли сказать, что их лица «светятся добротой и дружбой»? (Да.) – Так что же хотел сказать поэт Георгий Граубин, когда написал, что окно «светится добротой и дружбой»? (Что за этим окном живёт семья, где все любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.) – Видите, как много мыслей и чувств скрывается в небольшом стихотворении с коротким названием «Окно».
1. Работа с текстом до чтения. – Как вы думаете, какие чувства и мысли могут скрываться в стихотворении под названием «Одиночество»? Предположения детей. – Что такое одиночество? – Откройте тетрадь на с. 23, задание II.5, и проверьте свои предположения, прочитав толкование этого слова. – О значениях каких ещё слов мы можем узнать в этом задании? – Прочитайте. 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение стихотворения учителем (книги у детей закрыты). Беседа по содержанию: – Почему герой стихотворения Агнии Барто решил уйти из дома? – Что чувствовал мальчик? – Чтобы жить в лесу, нужно что-то есть, где-то спать, укрываться от непогоды. Как думает решить эту проблему наш мальчик? – На кого больше обижен мальчик? (На папу.) – Но если вы внимательно слушали стихотворение, то заметили, что мальчик очень похож... на кого? (На папу.) – Что нравится мальчику так же, как и папе? (Одиночество.) – Чем собирается заниматься мальчик в лесу? – Мальчику нравится жить в лесу, в шалаше. А как у него на душе? (Плохо, одиноко.) – Что же он хочет сделать? – Если мальчик напишет всем открытки, кто понесёт их друзьям и маме с папой? – Как вы поняли, с мальчиком на самом деле всё это произошло? (Нет, это он представляет себе.) – Как вы думаете, пока мальчик фантазировал, как он будет жить один в лесу, его обида на папу прошла? Чтение детьми стихотворения по строфам. Работа над выразительным чтением. 1-я строфа: – Как нужно прочитать эту строфу? Почему? (Решительно.) 2-я строфа: – Читать очень решительно. Мальчик уверен, что сможет жить один. 3-я строфа: – Мальчик как бы подражает отцу, гордится, что похож на папу, уверен, что справится. Интонация убеждённости: я справлюсь! 4-я строфа: – 1–2-я строчки – уверенно. – 3–4-я строчки – с сомнением. 5-я строфа: – Задумчиво, грустно. 6-я строфа: – Радостно: он принял решение! 7-я строфа: – Весело, уверенно. 8-я строфа: – Радостно. На полях книги карандашом дети рисуют условные обозначения разных чувств. – В каком темпе мы будем читать? Мальчик размышляет, значит, читаем небыстро. – Любит ли мальчик одиночество? (Нет.) – В какой момент у него возникла мысль побыть в одиночестве? (В момент обиды. Обидно, когда тебя не понимают взрослые.) – А как вы думаете, что чувствуют взрослые, когда на них обижается их ребёнок? – Значит, плохо всем? Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название следующего стихотворения. – Можно ли по названию предположить, о чём будет текст? – А о чём нам рассказывают иллюстрации? Что же это за трудный путь? Давайте прочитаем. 2. Работа с текстом во время чтения. Читает стихотворение учитель, дети следят по учебнику. Беседа по ходу чтения. – В какой трудный путь отправился мальчик? – Куда ведёт этот путь? – Ждёт ли мама нашего героя? – Как вы думаете, что чувствует мама? – Сколько шагов нужно сделать, чтобы дойти до мамы? (Всего десять.) – Почему же тогда эти 10 шагов – такие трудные для мальчика? (Тяжело пересилить себя и попросить прощение.) – Что хочет сказать мальчик маме? 3. Работа с текстом после чтения. – Что чувствует мальчик, как вы думаете? – Почему Эмма Мошковская пишет, что подойти к маме нужно тихо и попросить прощение тоже тихо? – Давайте ещё раз посмотрим на рисунки к стихотворению (с. 93). Как они передают состояние мальчика? – Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух. Упражнение в чтении стихотворения вслух (2 раза). – Кому из ребят удалось передать настроение мальчика? Почему? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Итог. | – Какое стихотворение вам больше других затронуло душу, помогло вспомнить какие-то моменты ваших отношений с родителями? – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот тексты? 4 | |
ΙV. Домашнее задание (по желанию). | – Подготовка к конкурсу: подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, которое вам больше всего понравилось. |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые хорошо составили рассказ.
ΙΙ. Совместное открытие знаний
1. Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.
2. Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.
* Отметить учеников, которые выразительно читали стихотворения.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 12.
Тема: КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова).
ЧЕТВЁРТЫЙ УРОК ВЕЖЛИВОСТИ.
Цель:
– формируем умение воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся.
Оборудование: книги победителям конкурса.
Символы:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. Повторение. II. Открытие нового знания. | Вступительная беседа. 2 – Что такое конкурс? – Какие бывают конкурсы? (Каждый конкурс имеет определённую цель, проверяет определённое умение, мастерство.) – Кто судит конкурс? – Что такое жюри? (В состав жюри входят специалисты, знающие люди. Они выбирают из всех конкурсантов лучших.) – Членом нашего жюри я пригласила быть учительницу литературы, которая работает в старших классах. Её зовут ... . Второй член жюри – бабушка, её зовут ... . Она в прошлом тоже учительница. Третий член жюри – победительница конкурса чтецов, ученица 7-го класса ... . Не следует включать в состав жюри учеников данного класса. – Цель нашего конкурса – выявить лучших чтецов стихотворных произведений. Дома вы готовили одно из четырёх стихотворений. Кто хочет принять участие в конкурсе? Конкурс на лучшее чтение. 1. Дети по желанию читают одно из стихотворений: «Окно» Г. Граубина, «Разлука», «Одиночество» А. Барто, «Трудный путь» Э. Мошковской. 2. Подведение итогов конкурса. Каждый участник конкурса получает книгу – приз за участие в конкурсе. Первое место никому не присуждается. Три лучших чтеца получают ещё одну книгу. Члены жюри остаются в классе до конца урока как зрители. I. Работа с серией рисунков. 1 6 5 2 2 2 – Откройте учебники на с. 94. – Вы, ребята, наверное, иногда обижаетесь на своих родителей, вам кажется, что вас не понимают, к вам несправедливы. Если вы шалите, вам бывает трудно попросить прощение за свою шалость. Но, конечно, вы чувствуете, что родители вас любят. – Какими хотят видеть вас родители? (Добрыми, послушными, счастливыми...) Рис. 1. – Посмотрите на первую картинку на с. 94. Какой у Вовы Колесникова грустный вид! Что случилось? Прочитайте. – Как понимает воспитание Вова? (Когда его что-то заставляют делать, например, умываться.) – Что ответила Катюша Вове? – Как вы понимаете «воспитывают незаметно»? Рис. 2. – Как же незаметно воспитывают Катюшу? Прочитайте на рис. 2. – Знаете ли вы такие «правильные книжки»? Вам читали такие? – Какую книжку вы бы прочитали Вове Колесникову, чтобы он полюбил умываться? (Например, «Мойдодыр» Чуковского.) – Посмотрите, сколько книг у Кати и Пети. Что Катя предлагает Вове почитать? Прочитайте на рис. 3. – Мы с вами уже прочитали много стихов и рассказов, которые «воспитывают незаметно». Вспомните рассказы В. Драгунского «Друг детства» и «Сестра моя Ксения», стихотворение Г. Граубина «Окно». Какие ещё произведения вы можете назвать? Ответы детей. II. Чтение «вредного совета» Г. Остера (с. 95). 5 2 2 2 1) Работа с текстом до чтения. – Вове не понравилось, что его заставляют умываться. Мне кажется, Вова уверен, что поступает правильно. Посмотрите на с. 95. Что принесли друзья Вове? – А Вова в ответ читает какие-то стихи. Прочитаем эти стихи. 2) Работа с текстом во время чтения. Чтение детей (2 ученика). – Почему же Вова считает умывание пустой тратой времени? А стричься почему бесполезно? – Наверное, Вова кое о чём забыл! Григорий Остер даёт детям какие советы? («Вредные».) – А в чём их хитрость? (В том, что поступать нужно как раз наоборот.) – Прочитайте шутливо советы Г. Остера. Повторное чтение детей. III. Чтение стихотворений И. Демьянова. 5 2 2 2 1 – Друзья Вовы Петя и Катюша нашли для него у поэта Ивана Демьянова специальные «дразнилки». Мы сейчас будем их читать. Обратите внимание на интонацию, ведь это «дразнилки». Чтение детей (читают девочки). – Девочки – большие насмешницы! Вопросы к первой «дразнилке»: – Почему руки Вани нельзя отмыть даже в бане? (Настолько они грязные!) – А что у Вани на голове? (Пуд грязи!) – Что такое «пуд»? (Это целых 16 кг – старинная русская мера веса.) – Как вы думаете, на самом деле у Вани на голове столько грязи? – С какой целью поэт Иван Демьянов так преувеличил? (Чтобы пристыдить грязнуль!) – Где же нельзя отмыть эту грязь? (В Неве.) – Что такое Нева? (Река.) – Не кажется ли вам, что поэт почти в каждой строчке всё сильно преувеличил? Для чего он это сделал, как вы думаете? (Преувеличение – это способ подчеркнуть, выделить какую-то мысль. В этом стихотворении – неряшливость Вани). – Для кого Катюша читала это стихотворение? (Для Вовы.) – Обратите внимание на рисунки (с. 96). Что они иллюстрируют? – Давайте ещё раз для Вовы Колесникова прочитаем эту «дразнилку». Чтение детей. – Катюша нашла ещё одну «дразнилку» для Вовы. Прочитаем её. Чтение детей. – Чем похожи обе эти «дразнилки» Ивана Демьянова? – Найдите преувеличения во второй «дразнилке». – Я думаю, услышав эту «дразнилку», наш Вова начнёт умываться: он не захочет, чтобы у него на щеках и на шее «вырос целый огород»! – Давайте ещё раз для Вовы прочитаем эту «дразнилку». Чтение детей. Читают две девочки. – Как вы думаете, придётся ли Катюше и Пете теперь уговаривать Вову умыться? – А маме придётся его заставлять? – Есть ли на с. 96 иллюстрация ко второй «дразнилке»? – Прочитаем ещё раз «вредные советы» Григория Остера и «дразнилки» Ивана Демьянова. | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙΙI. Итог. | – О каких правилах гигиены мы говорили на нашем уроке? – Почему о правилах гигиены мы читали на уроке вежливости? (Быть неопрятным, грязным невежливо по отношению к окружающим людям.) 4 | |
ΙV. Домашнее задание. | – Выучите наизусть стихи, которые вам понравились («вредные советы» или «дразнилки»), подготовьте выразительное чтение. |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы учителя.
* Отметить учеников, которые хорошо и выразительно читали стихи.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
При планировании уроков литературного чтения на 30 часов для домашнего чтения вместе с родителями предлагаются следующие тексты:
Раздел 1. «Наш дом»
Тема: ДРУЖАТ ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ. (Отрывок из повести М. Коршунова «Дом в Черёмушках».) ЧЕМУ УЧАТ ГЛУПЫЕ ИСТОРИИ? (Стихотворение Б. Заходера «Два и три» и рассказ М. Зощенко «Глупая история».)
Урок 13.
Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ 2. СТИХИ В. БИРЮКОВА, О. ГРИГОРЬЕВА. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2.
Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Символы:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. II. Развитие умений. | 3 1 7 2 1 6 3 – Пролистайте учебник дальше и посмотрите, сколько непрочитанных нами произведений осталось во втором разделе? – А как называется второй раздел? – Какие произведения вы запомнили? – О чём мы читали? – Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Чтение стихотворений В. Бирюкова и О. Григорьева. – Мы завершаем чтение раздела «Наш дом». Прочитаем ещё два стихотворения о детях и взрослых. Откройте с. 110. 1. Работа с текстом до чтения. – Прочитайте название стихотворения, как вы думаете, о чём оно? – Знаком ли нам автор? – Посмотрите, стихотворение маленькое, давайте его прочитаем. 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Стихотворение В. Бирюкова «Почему рано встал» читают дети. 2) – Что вы чувствовали, когда читали эти 4 строчки? – Сколько героев в этом крошечном стихотворении? (Два – бабушка и внук.) – Как вы думаете, сколько примерно лет внуку? Старше он вас или младше? 3) – Прочитаем это стихотворение по ролям. Как бабушка может спросить маленького внука? (Ласково, нежно или с улыбкой.) – А внучек как ей отвечает? (Сонным голосом или, наоборот, бодро.) 3. Работа с текстом после чтения. Дети читают стихотворение по ролям несколько раз. За внука читают разным тоном. Самооценка по алгоритму. Чтение стихотворения О. Григорьева «Обновка». 1. Работа с текстом до чтения. – А теперь прочитаем, какая история произошла в другой семье. – Прочитайте имя и фамилию автора, название. – Знаком ли нам автор? (Да, в «Моей любимой Азбуке» читали его весёлые стихи «Яма» и др.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Стихотворение читают дети про себя. 2) – Почему это стихотворение называется «Обновка»? – Кто делал покупки? – Что купили мальчику? – А папе? – Почему папа сердит? (Дождь, непогода, да ещё шляпа ему не идёт.) – Как вы понимаете «шляпа ему не идёт»? Разве шляпа ходит? – Где сидит малыш? – Что значит «пальто на мне не сидит»? Разве пальто может сидеть? Олег Григорьев в этом стихотворении тоже играет в слова. – Какие странные вещи происходят в этом стихотворении: шляпа не идёт, пальто не сидит! Давайте ещё раз прочитаем это стихотворение. Какую интонацию выберете для чтения? – Каким тоном будете читать? Читают два ученика. Учитель обращает внимание на правильное чтение: здесь может быть и грустный, и шутливый тон. 3. Работа с текстом после чтения. – Рады ли своим обновам папа и сын? – Как вы думаете, а почему так произошло? (Покупали без мамы...) Повторение по разделу 2 «Наш дом». – Ребята, какой раздел книги мы читаем? («Наш дом».) – Кто же люди, которые живут вместе с нами? (Мама, папа, сёстры и братья, бабушка и дедушка.) – Какое произведение рассказало нам о доме и о том, что у нас во дворе? – Кто его автор? – Какие авторы подарили нам свои стихотворения и рассказы о младших братишках и сестрёнках? – Какое из этих произведений вам больше всего понравилось и вы хотите его сейчас прочитать? Дети читают наизусть или по книге по желанию. – Кто из вас внимательно читал и помнит, в каком произведении говорится об оранжевой краске и о немного оранжевых героях и заборе? (М. Коршунов «Дом в Черёмушках».) – В этом произведении упоминается древняя история. Вспомнили? – Откройте с. 100. Прочитаем 1-й абзац 3-й части. Чтение детей. – Что общего в стихотворениях Агнии Барто «Разлука», Георгия Граубина «Окно», Агнии Барто «Одиночество», Эммы Мошковской «Трудный путь»? (Они все о родителях и детях, об отношениях в семье...) – Мне очень нравится стихотворение «Одиночество» Агнии Барто. Кто хочет его прочитать? По желанию дети читают выразительно наизусть. – Какие произведения, на ваш взгляд, были очень весёлые? Проверочная работа № 2. Выполняется на листе из «Тетради по литературному чтению» с предварительной подготовкой (обучаем детей делать проверочную работу в «Тетради по литературному чтению»). – Рассмотрите, сколько заданий нужно выполнить в работе. – Прочитайте задание № 1. – Как вы будете его выполнять? (Само выполнение не проговариваем.) – Что нужно сделать в задании № 2? – С какими названиями произведений будете работать? (Из задания № 1). Аналогично разбираются задания № 3–5, а затем дети приступают к самостоятельной работе. Самопроверка. | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙΙI. Итог. IV. Домашнее задание к уроку внеклассного чтения (по желанию). | – Чем вам интересен был сегодняшний урок? 4 3 – Что вы заметили особенного в уроке обобщения по разделу? – С какими заданиями проверочной работы вы справились легко? – Почему? – Какие трудности возникли при выполнении самостоятельной работы? – Как вам кажется, справились ли вы с работой? – Хотите ещё лучше познакомиться с произведениями поэтов и писателей, с которыми мы встретились в этой главе? Тогда завтра мы проведём урок внеклассного чтения. Давайте прочитаем задание на с. 110. Посмотрите, есть ли у вас дома книги названных авторов, и можете прочитать одно из произведений. |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые хорошо составили рассказ.
Работа в учебнике
* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.
* Отметить учеников, которые выразительно читали стихотворения.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Урок 14.
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ С ОПОРОЙ НА ПЛАН И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ТЕМЕ РАЗДЕЛА 2.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному;
– формируем умение пересказывать текст художественного произведения (подробно);
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Символы:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. II. Развитие умений. | 3 1 7 2 1 – Какой раздел мы заканчиваем с вами читать? – О чём мы читали? – Чему учились? Обучение подробному пересказу с опорой на ключевые слова. 1. Работа с текстом во время чтения. Дети перечитывают текст рассказа М. Зощенко «Глупая история» по частям. Учитель предварительно записывает на доске план (из тетради), на который обращает внимание детей. Затем просит найти и прочитать 1-ю главку. 2. Работа с текстом после чтения. 1) Дети самостоятельно делят 1-ю главку на части. Обсуждается и совместно составляется план. А) Мама считает Петю маленьким. Б) Мама одевает Петю. В) Петя два раза падает. Г) Мама звонит папе. 2) Дети перечитывают 1-ю главку по частям, выделяют ключевые слова вместе с учителем. Количество ключевых слов зависит от степени готовности детей к пересказу. Чем она ниже, тем больше слов. Нужно помнить, что ключевые слова – это ключик к тексту, и необязательно это главные члены предложения! На уроке чтения необязательно записывать все ключевые слова. Их можно изобразить графически с помощью цвета и т.д. Например: Петя, не такой уж, 4, мама, гулять водила, одевала. 3) Пересказ 1-й части. Образец показывает учитель. Далее каждый ребёнок сам негромко пересказывает «для себя». Учитель просит детей обратить внимание на свои затруднения. Когда затруднения выявлены, можно что-то перечитать, дополнить запись ключевых слов и т.д. 4) Самостоятельное перечитывание 1-й главки про себя. 5) Пересказ в парах, выбор «солистов». 6) Пересказ у доски (1–2 чел.) Пересказы обсуждаются и словесно оцениваются (самооценка). Можно обратить внимание и оценить: а) последовательность (логику) пересказа; б) полноту пересказа; в) речь детей (обратить внимание на замену авторских слов обыденными, например, вместо «проснулся в своей постельке» – «проснулся в своей кровати»); г) грамматическое оформление текста (например, сохранились ли в речи ребёнка слова-связки «однажды», «вот», «но» и др.); д) ошибки в содержании (фактические, искажение смысла); е) адресность пересказа (обращает ли ребёнок внимание на то, что его пересказ адресован слушателям); ж) выразительность. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? Внеклассное чтение. 3 4 Учитель раздаёт детям книги А. Барто, Б. Заходера, В. Драгунского, М. Коршунова и др. 1) Рассматривание обложек, знакомство с содержанием, перелистывание. Выяснение того, что объединяет все эти книги. 2) Самостоятельное чтение отмеченных учителем стихотворений, фрагментов. 3) Обмен мнениями о прочитанном (кто что выбрал и т.д.). 4) Рекомендации для домашнего чтения. | Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Итог. | – Какое произведение вам больше других затронуло душу, помогло вспомнить какие-то моменты ваших отношений с родителями? 4 – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать эти тексты? – Чем вам понравился урок внеклассного чтения? – Произведения каких писателей вам захотелось ещё прочитать? Почему? |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.
* Отметить учеников, которые хорошо пересказывали текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обучению грамоте "Согласные буквы Ф,ф", УМК "Школа России"
Данный конспект урока содержит элемент групповой работы, которая является одной из форм активации учащихся на уроках....

Конспекты уроков по обучению грамоте 1 класс "Школа России"
Очень подробные конспекты уроков по ФГОС "Школа России"...
Конспект урока по обучению грамоте. УМК "Школа России ". По теме: Буквы Юю, обозначающие звуки "й’у".
ТемаБуквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]. Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами, обозначающими два звука; развития речи, памяти, логического мышленияПланируем...

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Буква Д, звуки [д], [д\']" 1 класс УМК "Школа России"
Знакомство первоклассников с буквой Д. Характеристикой звуков [д] -[д']....

конспект урока по обучению грамоте по программе " Школа России" на тему "БуквА Зз"
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ УРОКА...

Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е», 1 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с буквой Е,е, обозначающей звуки [э, йэ], формирование умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении; формирование у...
Конспект урока по обучению грамоте "Буква ь знак". УМК ШКОЛА РОССИИ. 1 КЛАСС
Конспект урока по обучению грамоте "Буква ь знак". УМК ШКОЛА РОССИИ. 1 КЛАСС...