Применение универсальных игр на логопедических занятиях.
статья (1 класс) на тему

Флягина Наталья Сергеевна

В материале представлены игровые элементы применяемые на групповых и индивидуальнвх логпедических занятиях с обучающимися ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universalnye_igry_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование универсальных игр на логопедических занятиях.

Универсальный`Толковый словарь Ефремовой`:

  1) Охватывающий всё или многое; всеобъемлющий. 2) Обладающий разными знаниями, навыками; разносторонний. 3) Выполняющий разнообразные функции.

Главная цель нашей деятельности  это создание условий для успешного преодоления недостатков речевой функциональной системы направленных на усвоение предметов русского языка.  Поэтому  мы в своей деятельности  игры адаптируем  под контенгент наших детей.  Главный помощник в работе над потановкой звуков и выполнением артикуляционных упражнений это «Говорунчик»

Цель: знакомство с артикуляционным аппаратом; демонстрация точных движений артикуляционного аппарата; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Уже на первом занятии, тема которого «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями», мы можем добиться поставленной цели: познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата – ртом, губами, языком, нёбом, зубами и основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз).

 «Говорун» способствует положительному эмоциональному настрою на занятие. При помощи дополнительного языка-варежки выполняются артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики (артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ). Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Логопедические игры с песком  

Игры с песком - одна из разновидностей игровой терапии. Принцип "терапии песком" был предложен Карлом Густовом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребёнка "возиться" с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду.

Важно, что игры с песком   открывают потенциальные возможности ребёнка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Артикуляционные упражнения с элементами бионергопластики:

* "Лошадка" Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, "скакать" по песку или по воде.

* "Индюки" Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком "бл-бл-бл", пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или воде в том же направлении.

* "Качели" Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт  движения языка двигать по песку или  по воде в том же направлении.

* "Часики" Языком ритмично двигать в право - влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движения языка в том  же направлении по песку или по воде.

Игры с камнями:

- выкладывание букв

- выложи столько камней, сколько слогов в слове.

 Развитие фонематического слуха и восприятия:

* "Спрячь ручки" Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

* "Слоговые дорожки" Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

 * "Два города" Под  толстым слоем песка спрятаны предметы.игрушки или защищённые картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает их  и раскладывает на две группы.

* "Мой город" Логопед даёт задание выбрать фигурки, в которых есть заданный звук, и построить  город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Игры с песком на этапе автоматизации звуков:

  * "Заведём мотор"  Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку или рисовать букву Р.

 * "Горочка" Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку.

 * "Дорожка" Произносить заданные слоги, "прошагивая" их пальчиком (рисуя круги на песке, выкладывая камешки).

* "Клад" Найди и чётко назови.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова:

 * "Полоски" Ребёнок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

 * "Исправь ошибку" Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

Развитие связной речи:

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умения строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными  предложениями следует использовать сопряжённую и отражённую речь.

* "Дорисуй картинку и составь предложение" Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка- дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение (Таня держит в руках воздушный шар"). Фраза проговаривается в момент действия.

 * "Начни предложение" Ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребёнок) заканчивает фразу и наоборот.

* "Две игрушки" На песке ребёнок рисует два предмета   (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. А если  по мне ударят - я высоко подскачу.

Воздушный шар. - На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками.

Воздушный шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

     Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушением речи, для творчества.

Использование многоступенчатой инструкции.

 Звуковое дерево.  Составь из написанных букв слово. Найди буквы, каждую букву посади в свой домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющи...

Формирование регулятивных универсальных учебных на логопедических занятиях.

В данной статье можно найти различные виды упражнений для формирования регулятивных учебных действий...

«Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»

В данной статье предлагается большое количество систематизированных упражнений направленных на формирование у младших школьников навыков учебной деятельности и правильного распределения времени, плани...

презентация Применение технологии моделирования на логопедических занятиях в начальной школе.

Моделирование- это метод познания окружающего мира,состоящий в создании и исследований моделей. Обобщенные графические модели можно рассматривать и как учебную опору искусственно созданную наглядную п...

Авторская программа "Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками".

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное...

«Применение арт-терапии на логопедических занятиях».

В последнее время заметна тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний поражает: заболевания, ...

Применение интерактивного оборудования на логопедических занятиях

Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляе...