Авторская программа "Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками".
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Гранова Анастасия Николаевна

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_uud.docx86.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 2" города Сарова

Программа

 

«Формирование универсальных учебных действий

на логопедических занятиях с младшими школьниками»

Составитель: учитель – логопед А.Н. Гранова

Срок действия программы: 3 года с момента составления

Содержание

1 Пояснительная записка.

2

1.1 Актуальность программы

2

  1.  Объект и предмет программы

4

  1. Планируемые результаты программы

6

3 Этапы и механизм реализации программы.

8

  1. Этапы реализации программы.

8

  1. Контрольно-измерительные материалы по оценке УУД учащихся начальной школы.

8

  1. Методические приёмы для формирования УУД на логопедических занятиях с младшими школьниками.

9

  1. Учебный план по формированию УУД на логопедических занятиях у младших школьников.

11

Приложение 1

14

Литература

30

1 Пояснительная записка

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Формирование УУД в образовательном процессе может осуществляться в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда имеет большие возможности по формированию УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

Анализ методических публикаций по логопедии позволяет сделать вывод, что в них пока недостаточно освещена проблема формирования УУД на логопедических занятиях в соответствии с требованиями ФГОС.

Новизна программы заключается в комплексном использовании уже апробированных методик и современных образовательных технологий по формированию у учащихся УУД (познавательных, коммуникативных и регулятивных) в практике школьного логопеда.

1.1 Актуальность программы

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

- личностный;

- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

- познавательный;

- коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым, своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, познавательных УУД).

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом:

- чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей;

- чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- чтобы ребенок мог работать в группе, вести диалог – взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

1.2 Объект и предмет программы

Объект программы: обучающиеся 2-3-х классов с нарушением чтения и письма, обусловленным недостаточной сформированностью фонематического компонента речевой системы, также с нарушениями чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи. Данные группы испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы, вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Учащиеся с общим недоразвитием речи, которые начинают заниматься в школе, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД. Речевые особенности являются следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка, и к ним можно отнести: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций; трудности овладения учебными понятиями и терминами; трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи. Недостаточная сформированность психологических предпосылок (неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, недостаточное развитие словесно-логического мышления) препятствует формированию учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Предмет программы: универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Регулятивные:

- формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, корректировать свою деятельность;

- оценивать свою и работу товарищей;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Познавательные:

- принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;

- излагать содержание прочитанного текста;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- рассуждать.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения;

- формулировать и аргументировать свою позицию;

- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные универсальные действия:

- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

- с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий;

- ориентироваться на понимание причин своих успехов и  неудач;

- самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Гипотеза программы: использование методических разработок логопедических занятий позволит повысить эффективность логопедической работы по формированию УУД у учащихся.

Цель программы: создание необходимых предпосылок эффективности основного этапа коррекционной работы учителя-логопеда, за счет формирования УУД у младших школьников.

Задачи программы

1.Изучить периодическую литературу по формированию УУД, современным технологиям и о применении их в логопедической практике.

2.Обобщить материалы по традиционным и инновационным технологиям, универсальным учебным действиям и представить в виде технологической схемы для использования в формировании УУД у младших школьников на логопедических занятиях.

3.Разработать блоки логопедических занятий с учетом формирования УУД у учащихся начальных классов.

2 Планируемые результаты программы

В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:

- готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и в повседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты);

- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;

- наличие познавательного интереса к обучению;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- возникновение интереса к учебному материалу;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного на чувства, поступки других людей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

Метапредметными  результатами  логопедической  коррекционно-развивающей деятельности являются:

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;

- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

- строить алгоритм поиска необходимой информации;

- определять логику решения практической и учебной задачи;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами (адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения  опасности (безопасности) для себя и окружающих, способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением);

- овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Предметными  результатами  логопедической  коррекционно-развивающей деятельности являются:

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза;

- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

- сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия;

- достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата;

- овладение основными лексико-грамматическими конструкциями;

- умение правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

- развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти;

- развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению;

- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

- расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;

- сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;

- владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма).

  1. Этапы и механизм реализации программы

3.1 Этапы реализации программы

1.Этап: Диагностический

Задачи:

- анализ и постановка проблемы;

- изучение литературы по проблеме.

2.Этап: Прогностический

Задачи:

- постановка цели, задач в рамках программы.

3.Этап: Практический

Задачи:

- внедрение программы в коррекционно-развивающий процесс;

- разработка методического комплекса по программе;

- диагностика первичная;

- корректировка программы.

4.Этап: Обобщающий

Задачи:

- подведение итогов внедрения;

- оформление результатов работы по программе;

- дальнейшая реализация программы в коррекционно-развивающей работе;

- распространение опыта;

- диагностика вторичная.

5.Этап: Внедрения

Задачи:

- использование опыта работы в процессе дальнейшей работы;

- распространение опыта.

  1. Контрольно-измерительные материалы по оценке УУД учащихся начальной школы

Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, которые включаются  в контрольные работы, в комплексные работы, и отдельную диагностику:

  1. диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает    как результат;  
  2. задания в ходе выполнения контрольных работ, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;
  3. задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией;
  4. контроль метапредметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, педагогом психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам.

Инструментарий

  

1. Диагностические задачи по проверке отдельных  видов универсальных учебных действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной контрольной работы (по А.Г. Асмолову).

2. Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа (по методике Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой).

3. Комплексные работы на межпредметной основе и  работе с информацией (по Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой).

4. Творческие  задания, задачи поискового характера, проекты (внеурочная деятельность).

5. Мониторинг сформированности основных учебных умений. Методы оценки: фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, наблюдение.

3.3 Методические приёмы для формирования УУД на логопедических занятиях с младшими школьниками

С целью формирования универсальных учебных действий используются следующие методические приёмы:

- логопед ставит цели занятия и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник занятия”;

- обращает внимание на развивающую ценность любого задания;

- отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами;

- показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;

- привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала;

- обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе;

-​ оценивает не только сам, но и позволяет детям участвовать в процессе оценивания; в конце выполнения задания, в конце занятия вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, чего достигли, а чего нет;

- на занятии уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их умению находить и исправлять ошибки, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, логопед показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки;

- учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации;

-​ обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности;

-​ обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий;

-​ учит детей планировать и прогнозировать свои действия;

-​ всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально, главное – уметь учиться на ошибках;

- учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем;

-​ учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать;

- учит разным способам выражения своих мыслей, искусству отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

-​ учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности;

- дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;

-​ создает проблемную ситуацию в процессе целеполагания;

- использует схемы, алгоритмы, которые позволяют обучающимся отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности;

-​ предлагает задания по аналогии (найти закономерности и ответить на вопрос);

- логопед и дети вместе решают возникающие учебные проблемы.

3.4 Учебный план по формированию УУД на логопедических занятиях у младших школьников

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью. Использование всех блоков программы желательно, но не является обязательным. Учитель-логопед может последовательно вести работу по всем блокам или выбрать один из них. Логопед может варьировать количество часов на освоение каждого блока программы, в зависимости от уровня сформированности УУД и от усвоения материала обучающимися.

Таблица 1 Учебный план по формированию УУД на логопедических занятиях у младших школьников

Наименование умения

Формы контроля

Примеры используемых техник, примерные виды работ, упражнений, заданий.

Блок по формированию регулятивных УУД

Формирование умения принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию.

Экспресс-проверка, 5-10 минут от занятия, наблюдение.

1.«Объясните домовёнку Кузе».

2.«Письмо с пропусками».

3.«Будь внимательным!» и т. д.

(Полное описание заданий в Приложении 1).

Формирование умения планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

Экспресс-проверка, тест или самостоятельная работа, 5-10 минут от занятия, наблюдение.

1.«Расскажи о звуке по плану-схеме».

2.«Определи порядок действий».

3.«Составьте алгоритм» и т. д.

(Полное описание заданий в Приложении 1).

Формирование умения осуществлять итоговый самоконтроль.

Экспресс-проверка в конце выполнения учебного задания, 5 минут, наблюдение.

1. Памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

2.«Возвращение к началу» и т. д.

(Полное описание заданий в Приложении 1).

Формирование умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Экспресс-проверка в конце занятия, 5-10 минут, проверка рабочих тетрадей, наблюдение.

1.«Линейка достижений».

2.Карта самонаблюдений.

3.«Лесенка успеха» и т. д.

(Полное описание заданий в Приложении 1).

Блок по формированию познавательных УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Экспресс-проверка, 5-10 минут от занятия, наблюдение, проверка рабочих тетрадей, контрольные и самостоятельные работы.

«Проставь правильное ударение»; составление схем-опор;

исследование;

работа со словарями;

решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов;

установи соответствие;

разгадай путаницу;

заполни пропуски в предложениях;

реши тест;

составление маршрутов походов, путешествий;

карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями;

развернутые письменные ответы на проблемные вопросы;

«Черный ящик» (по описанию определить, что в нем);

анаграммы;

определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой);

исторические загадки;

работа с разными видами таблиц;

составление развернутого плана;

«Найди лишнее» и т. д.

(Полное описание заданий в Приложении 1).

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование.

Умение структурировать знания.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной и письменной форме.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Блок по формированию коммуникативных УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Наблюдение, анкетирование, экспресс-проверка 5-10 мин.

Дидактическая игра «Собери слово».

Игра «Сочинение сказки по кругу» (совместно с логопедом).

«Составь рассказ».

Работа с деформированным текстом в паре и т. д.

(Полное описание заданий в Приложении 1).

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации.

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Блок по формированию личностных УУД

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Самоопределение учащихся: профессиональное (кем я хочу быть), жизненное (в чем моя социальная роль, какие обязанности лежат на мне дома, в школе), самопознание (я добрый, я честный, я помогаю своим одноклассникам).

Наблюдение, комплексные работы, анкетирование.

Упражнение на персонализацию знаний.

Игра «Школа зверей».

Упражнение «Путешествие по Стране Эмоций».

Упражнение «Моя Вселенная».

Творческий рассказ по картине.

Упражнение «Ромашка радости».

Упражнение «Азбука эмоций».

Упражнение «Чашка доброты» и т. д.

(Полное описание заданий в Приложении 1).

Приложение 1

Примеры упражнений, направленных на формирование УУД у младших школьников

Блок по формированию регулятивных УУД

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1.«Объясните домовёнку Кузе» 

Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

2.«Письмо с пропусками»

 Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. 

Цель: Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

3.«Будь внимательным!» 

Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1)В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2)В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.

Черная цапля циркулем чертила.
Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж.

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1.«Расскажи о звуке по плану-схеме»

Рис.1.

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2.«Определи порядок действий».

Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Задание к упражнению по русскому языку содержит несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

3.«Составьте алгоритм».

 Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками:

Как разобрать слово по составу

- Изменить форму слова  выделить окончание, обозначить.

- Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить.

- Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить.

- Посмотреть на оставшиеся части слова:

- Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить.

- Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить.

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки:

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова. Рис.2.

1.«Возвращение к началу». 

Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки. 

(I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.(Приложение ) Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки. 

(II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений.

(III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.

Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

1.«Линейка достижений». 

Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:

1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия)
оценка от 0 до 5

2) Я старался 
оценка от 0 до 5

3) Какую оценку я сам себе поставлю 
оценка от 0 до 5

Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2.Карта самонаблюдений. 

Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

Образец карты самонаблюдения

Старался писать без ошибок

Проверял свою работу

Следил за осанкой и правильной посадкой

Работал внимательно

Писал аккуратно, разборчиво

Соблюдал чистоту и порядок в тетради

Соблюдал дисциплину

Работал активно, поднимал руку

3.«Лесенка успеха». 

Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке. Рис.3. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем прийти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Рис.1

Памятка

Проверь свою работу

(I проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.

  • Не пропустил ли ты букву?
  • Не добавил ли лишнюю букву?
  • Не написал ли вместо одной буквы другую?
  • Правильно ли ты изобразил каждую букву?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!


Рис. 2

Памятка

Проверь свою работу

(II проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего.

  • Не словарное ли слово?
  • Есть ли в слове орфограммы? Какие?

Обозначь опасные места

  • Где возможно, подбери проверочные слова.

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!


Рис. 3

Памятка

Проверь свою работу

(III проверка)

Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого.

  • Не пропустил ли ты слово?
  • Не написал ли лишнее слово?
  • Как написаны предлоги и союзы?
  • Правильно ли слова связаны друг с другом?

(Проверь окончания)

  • Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
  • Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – МОЛОДЕЦ!

Блок по формированию личностных УУД

Примерами формирования познавательных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания.

Задание № 1

Возраст учащихся 7 лет.
Форма работы – групповая.
Тема: Путешествие в зоопарк
Игра «Школа зверей»
Цель: формирование личностных УУД (формирование внутренней позиции школьника).

Животные зоопарка тоже ходят в школу и первого сентября у них начались занятия. Только слоненок не пошел в школу, потому что он еще маленький и пойдет в первый класс только в следующем году. Что такое школа и зачем туда ходят, слоненок еще не знает. Ребятам нужно объяснить слоненку, какие правила поведения в школе существуют.

Задание № 2

Возраст учащихся 7–8 лет.

Форма работы – групповая.

Тема: Развитие связной речи. Составление творческого рассказа по картине.

Творческий рассказ по картине «Две клумбы»

(с добавлением последующих событий)

Лучшая клумба

Маша и Анжела были подругами. Они ходили в одну группу детского сада, часто гуляли и играли вместе. Как-то весной Машины родители собрались на дачу и пригласили с собой Анжелу. В поездку взрослые взяли цветочную рассаду, чтобы сделать клумбы около дачного домика. Приехав на участок, Машенька сразу побежала в сад. Она прихватила с собой лейку, лопатку и стала высаживать на маленькую клумбу рассаду цветов.

Маша аккуратно выкапывала и заливала водой ямку, а потом осторожно, бережно опускала в нее рассаду. Дело двигалось медленно...

Анжела смотрела-смотрела на труды подружки и вдруг куда-то исчезла. Через некоторое время она появилась около клумбы с букетом ярких искусственных роз. С силой вонзая крепкие ножки цветов в землю, Анжела сказала Маше: «Вот теперь красота, так красота! У меня-то лучше получается!» Машенька ничего не ответила и продолжала сажать рассаду. Когда обе клумбы были готовы, небо вдруг потемнело. Засверкала молния, загремел гром. Началась первая весенняя гроза. Это был не просто дождь, а настоящий ливень!

После дождя подружки вышли в сад.

Они увидели странную картину. С большинства Анжелиных цветов сошла краска. Мятые, блеклые, некрасивые, они валялись на земле, А умытые дождем Машины цветы расправили лепестки и стали еще прекраснее. Теперь понятно стало – чья клумба лучше!

Анализ содержания картины

  • Где происходит действие картины?
  • В какое время года?
  • Как можно об этом догадаться? Где находятся девочки?
  • Что они делают?
  • Какие цветы сажает каждая девочка?
  • Почему они так поступают?

Придумай разговор между двумя девочками.

Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания

  • Перечисли 5-6 названий садовых и полевых цветов.
  • Для чего люди сажают цветы на клумбах?
  • Где используются искусственные цветы?
  • Из какого материалы их делают?
  • Чем живые цветы отличаются от искусственных?
  • Какие цветы тебе нравятся больше? Почему? Сравни их?
  • Что произойдет с искусственными цветами после дождя?
  • Кто может подойти к девочкам? О чем спросить их?

Что посоветовать?

Планирование творческого рассказа

Начало, середина, конец

Глагольная цепочка

Название

Варианты развития событий (пришла мама и отругала девочку, соседи из-за забора увидели и посоветовали, подошла подружка и объяснила)

Анализ и оценка творческого рассказа

точность слов,

  • образность выражений,
  • грамотность предложений,
  • связь предложений и частей рассказа,
  • выразительность,
  • отсутствие пауз,
  • плавность речи.

Общая оценка:

  • хорошо,
  • очень хорошо,
  • следует поучиться. 

 

Блок по формированию познавательных УУД 

Примерами формирования познавательных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания. 

Задание № 1

Возраст обучающихся 7–11 лет.

Форма работы – групповая.

Тема: Правописание мягкого знака.

Игра «Мягкий знак»

Цель:

  • закреплять знания детей о функциях мягкого знака – обозначение мягкости согласных и отделение согласного от гласных и, е, ё, ю, я;
  • формировать навыки чтения и письма, оптико-пространственные представления;
  • развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение видеть границы слов), фонематические процессы.

Материал: таблицы-лабиринты для каждого ребенка.

Ход игры.

Каждому ученику раздается игровой материал, логопед обращает внимание детей на то, что внутри таблицы - лабиринта находятся слова с мягким знаком.

Дети вспоминают функции мягкого знака. Затем по очереди называют слова из таблицы, записывают их на доске и уточняют функцию мягкого знака.

Варианты работы:

  1. Записать слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных;
  2. Записать слова с разделительным мягким знаком;
  3. Записать слова, состоящие из 1, 2 или 3 слогов (по выбору логопеда);

записать слова, в которых число звуков и букв совпадает; букв больше, чем звуков, и т. д.  

Задание № 2

Возраст обучающихся 7–11 лет.

Форма работы – групповая.

Тема: Предложение.

Игра Змейка. Цели:

  • совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения; умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка);
  • развивать умение анализировать предложения и делить их на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы); слуховое восприятие детей.

Материал:

Карточки со «змейками», маркеры для каждого ребенка.

Ход игры.

Логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки змейки.

Внутри туловища змейки спрятаны предложения, в которых слова соединены между собой. С помощью ручки дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложения (выделяют заглавные буквы в начале предложений, ставят точки в конце предложений).

Затем ребята записывают предложения.  

Задание № 3

Возраст обучающихся 7–8 лет.

Форма работы – групповая.

Тема: Развитие связной речи. Составление рассказа «Весна».

Составление рассказа «Весна» с помощью мнемотехники:

  • развитие связной речи у детей;
  • развитие у детей умения с помощью графической;
  • аналогии понимать и рассказывать по мнемотаблице;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Образец рассказа. Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.

 Задание №4

Упражнение «Проставь правильное ударение».

Вид формируемых УУД – познавательные.

 Цель упражнения: формирование умений понимать смыслоразличительную роль ударения, читать правильно слова-омографы и понимать их.

Задание: учащиеся зачитывают вслух предложения, правильно проставляя ударения в выделенных словах:

Засыпал малыш в кроватке:
Спать в тепле зимою сладко.

Ночью снег засыпал двор,
Белым сделался забор!

Рысь идёт на мягких лапах,
Рысь добычи чует 
запах.

Швея стачала юбку в швах

И сзади сделала запах.

Блок по формированию коммуникативных УУД

Примерами формирования познавательных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания. 

Задание № 1

Возраст учащихся 7 лет.

Форма работы – работа в паре.

Тема: Обучение грамоте.

Дидактическая игра «Собери слово»

Описание задания: на парте - буквы разрезной азбуки и картинки. Обучающиеся вместе подбирают аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь, подбор соответствующего слова к каждой картинке.

Картинки: Мак, сом, кот, рыба, окно, часы, петух.

Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.

Формируем коммуникативные УУД: умение допускать возможность иной точки зрения, принимать и учитывать позицию собеседника.

Задание № 2

Возраст учащихся 8–10 лет.

Форма работы – групповая.

Тема: Развитие связной речи

Игра «Сочинение сказки по кругу» (совместно с логопедом).

Описание задания: обучающиеся группы по очереди придумывают по одному предложению, продолжающему сюжет сказки, логопед направляет деятельность обучающихся, указывает на нарушения.

Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.

Формируем коммуникативные УУД: умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителями и сверстниками, адекватно передавать информацию в речи, владение монологической и диалогической речью.

Задание № 3

Возраст учащихся 9–11 лет.

Форма работы – работа в паре.

Тема: Работа с деформированным текстом.

Обучающимся предлагается из данных слов составить предложения. Озаглавить текст и записать в тетрадь. Ученики работают в паре. (Слова каждого предложения напечатаны на цветной бумаге; ученики вдвоём сначала ищут полоски одинакового цвета, а потом из слов составляют в нужной последовательности предложения).

  1. Растопила, снежные, весна, сугробы;
  2. Крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились;
  3. С, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели;
  4. Слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.

По окончанию работы проводится взаимопроверка.

Формируем коммуникативные УУД: умение допускать возможность иной точки зрения, принимать и учитывать позицию собеседника.

Задание № 4

Упражнение «Составь рассказ».

Вид формируемых УУД – коммуникативные.

Цель упражнения: коррекция грамматического строя речи у учащихся с нарушениями чтения и письма.

Задание: учащиеся объединяются в пары, каждой паре предлагается из набора слов составить предложения, связать их в текст, озаглавить его и записать в тетрадь. Слова каждого предложения напечатаны на цветной бумаге, ученики сначала ищут полоски одинакового цвета, а потом из слов составляют в нужной последовательности предложения:

  • растопила, снежные, весна, сугробы;
  • крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились;
  • с, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели;
  • слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.

По окончанию работы проводится взаимопроверка составленных рассказов: пары учеников обмениваются текстами, зачитывают их вслух, оценивают работу товарищей по классу.

Блок по формированию личностных УУД

 Упражнение «Путешествие по Стране Эмоций»

Продолжительность: 30-40 минут.

Цель: знакомство с миром эмоций.

Необходимый материал: на листе ватмана изображена символическая карта Страны Эмоций. На ней помещены Вулкан Гнева, Пещера Страха, Болото Лени, Океан Любви, Река Добра, Мост Взаимопонимания и т.п. Все эти объекты соединены тропинкой, по которой ведущий двигает магнит, «совершает путешествие». Можно организовать музыкальное сопровождение (например, звуки природы).

Процедура: Ведущий рассказывает сказку о Стране Эмоций, предлагает ребятам совершить путешествие. Каждый объект подробно обыгрывается, идет обсуждение. Дети рассказывают о своем опыте, о своих переживаниях. В конце подводится итог о важности эмоций в жизни человека.

Упражнение «Моя Вселенная»

Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: осознавание собственной уникальности и неповторимости.

Процедура: Работа ведется в кругу. Ведущий просит участников тренинга по очереди ответить на следующие вопросы:

твое любимое занятие...,

твой любимый цвет...,

твое любимое животное...,

твой лучший друг...,

я хочу быть...,

твоя любимая одежда...,

твое любимое время года...,

твой любимый герой...,

любимая игра и т.п.

В заключение ведущий говорит о неповторимости внутреннего мира каждого человека.

Упражнение «Ромашка радости»

Продолжительность: 10-15 минут.

Цель: переживание положительных эмоций.

Необходимый материал: сделать заготовки ромашек из бумаги форматом A3. Раздать детям наборы карандашей, красок, мелки.

Процедура: Каждый ребенок получает бумажную ромашку, в середине цветка рисует весёлую мордочку. После беседы о чувстве радости, на лепестках дети пишут окончание предложения «Я радуюсь, когда...». Делается выставка цветов, и анализируются полученные результаты. Особое внимание уделяется социально - значимым ответам (порадоваться за другого человека, порадовать другого человека и т.д.).

Упражнение «Азбука эмоций»

Продолжительность: 25 минут.

Цель: обучение распознаванию эмоций по мимике.

Необходимый материал: раздаточное лото с изображением эмоций.

Процедура: Ведущий раздает ребятам карточки лото. Дети должны показать мимикой ту эмоцию, которая указана на их карточке. После того как все выполнили задание, идет обсуждение: у кого это лучше получилось и почему.

Упражнение «Чашка доброты»

Продолжительность: 10-15 минут.

Цель: обсуждение понятия «доброта».

Необходимый материал: на листе ватмана нужно нарисовать большую кружку с надписью «Чашка доброты».

Процедура: Ведущий просит вспомнить детей те ситуации, в которых проявлялось добро, ассоциацию с каким напитком вызывает слово «Доброта». Идет обсуждение. В конце упражнения ведущий просит заполнить «Чашку доброты» добрыми делами и подводит итоги упражнения.

Упражнение «Магазин чувств»:

Продолжительность: 40 минут.

Цель: осознавание своей потребности в определенных чувствах, и стремления избавиться от некоторых из них.

Необходимый материал: примерно 10-15 карточек из цветной бумаги размером 5x18 см с названием различных чувств, эмоций и состояний (например, нежность, радость, воля, обида, злость и т.д.). К каждой из них прилагаются около 10-15 карточек размером 2x5 см того же цвета, но без надписи. Коробка для хранения материала.

Процедура: Ведущий объявляет об открытии Магазина Чувств, в котором можно приобрести недостающее чувство. В начале игры детям раздается по 10 маленьких цветных карточек, которые служат им для расчета с продавцом, а большие карточки с названиями чувств лежат на витрине. Далее в порядке очередности совершаются сделки, например: ребенок говорит: «Я хочу приобрести 3 спокойствия (карточки синего цвета), готов расплатиться за это 2 карточками нежности (фиолетовые) и 1 карточкой злости (черного цвета)». Ведущий рекламирует свой товар, торгуется и оставляет за собой право последнего голоса. Покупки совершаются несколько раз до того момента, пока каждый из участников не будет удовлетворен своим набором чувств. В конце упражнения проходит обсуждение окончательного набора эмоций каждого участника, обоснование своего выбора.

Литература

1.Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

2.Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.

3.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М., Просвещение, 2011.

5. Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., Просвещение, 2008.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие "универсальные учебные действия", виды УУД, связь с содержанием учебных предметов, планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении начального обучения....

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности младших школьников

   Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом определено формирован...

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников

Актуальность: Важнейшей задачей современной школы является формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» Проектная деятельность, организ...