Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"
план-конспект урока (логопедия, 2 класс) на тему
Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза. Построение презентации, упражнения, конспект и входящие в него стихотворные вкрапления являются авторскими. Тексты физкультминутки, зрительной и пальчиковой гимнастики сочинены автором. Конспект урока универсален и может быть использован как основа для занятий по дифференциации других парных согласных. Стоит изменить текстовое наполнение упражнений и новый конспект готов. Рекомендую использовать для этого ранее созданные автором презентации по всем парным согласным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektdifferencyaciyab-p2011.zip | 695.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза
Конспект разработан учителем-логопедом высшей квалификационной категории ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надеждой Анатольевной
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Аудитория: учащиеся 2-го класса общеобразовательной школы, имеющие нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза
Темы:
Коррекционная: «Дифференциация парных согласных звуков и букв
Б-П изолированно, в слогах, словах, предложениях и связном тексте»
Грамматическая: «Парные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы Б-П»
Лексическая: «Цирк»
Цель: Обобщение, систематизирование знаний и тренировка умений дифференцировать звуки и буквы Б-П в устной и письменной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные: - повторить артикуляционный уклад и характеристику звуков Б-П;
- развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепить умение дифференцировать звуки Б-П по звонкости-глухости;
- учить правильному построению словосочетаний и предложений;
- формировать связную речь при составлении рассказа;
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую моторику, согласовывать движение и речь;
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
- обогащать и актуализировать словарь;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- создать ситуации успеха;
- воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;
- повышать речевую активность.
Методические приемы: наглядность (использование индивидуальных маршрутных карт, карточек-таблиц, слайдов презентации), совместная деятельность, работа в парах при выполнении некоторых упражнений, использование элементов театрализации и игровых ситуаций, творческая работа (мини-рассказ).
Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль
Оборудование: «Радуга настроения», аромалампа, индивидуальные маршрутные карты «Программа циркового представления», корточки-таблицы на каждого ребенка, магнитофон, музыкальное сопровождение, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, ручки и тетради.
Структура урока
- Организационный момент
- Самооценка эмоционального состояния.
- Психогимнастика.
- Основная часть
1.Первичная актуализация. Определение цели.
2. Обобщение теоретического материала.
3. Практический тренинг.
- Подведение итогов занятия.
- Рефлексия.
Ход урока
Деятельность логопеда | Деятельность детей | Оборудование |
I. Организация начала урока. 1.Здравствуйте ребята! Оцените свое настроение – поставьте значки на нашей «Радуге настроения». Теперь садитесь за парты.
Звучит музыка. Какое сегодня число, какой месяц, какое время года? Откройте тетради и запишите число. | Дети здороваются, ставят значки на «Радуге настроения», садятся. Дети выполняют указания логопеда | «Радуга настроения», значки (наклейки). Слайд № 2 Магнитофон, музыкальный диск, аромалампа |
II. Основная часть 1.Первичная актуализация темы и цели урока – Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы отправимся…, а куда вы узнаете, рассмотрев афиши и отгадав загадку. (Во время показа слайда № 2, звучит стих) Этот мир красив и ярок, Он придуман нам в подарок, Только тут есть непременно: Купол, зритель и арена, Здесь по кругу все сидят, Представление глядят. 2. Обобщение теоретического материала - Я приглашаю вас в цирк. И первыми в цирке нас встречают клоуны. (Слайд №3) Стих про клоунов - Как зовут клоунов? С каких звуков начинаются имена клоунов? Вспомните наши предыдущие уроки. Чему вы учились? Что, по вашему, мы будем делать сегодня? - Совершенно верно. Сегодня мы обобщим наши знания о согласных Б-П и будем упражняться в умении различать парные согласные звуки и буквы Б-П в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте. Но сначала нам нужно вспомнить все, что мы знаем о звуках Б-П. В качестве домашнего задания вам было предложено заполнить карточки таблицы, давайте убедимся в том, что вы с этим успешно справились. Как вы думаете, звуки Б и П гласные или согласные? Они парные или непарные? Какой звук звонкий, а какой глухой? Вы правильно выполнили домашнее задание? Молодцы! - Клоуны Бом и Пэм приготовили для вас «Программки циркового представления». Для того, чтобы вы могли легко ориентироваться в происходящем на арене. Но перед началом представления проведем веселую цирковую разминку. Веселая цирковая разминка Шаг вперед, хлопок, хлопок, Повернулись и прыжок. Потоптались мы как пони, Поскакали будто кони. Наша правая рука Словно хобот у слона, Наша левая рука Невесома и легка, Головой мы повертели И за парты снова сели. 3.Практический тренинг. -Итак, мы с вами в зале, сидим на своих местах и ждем начала циркового представления. Посмотрите в программке, кто же сейчас будет выступать первым? - А теперь, мои ребятки, Отгадайте-ка загадку. Зайца кто достал из шляпы? Кто из розы сделал вату? Кто с улыбкой не спеша Превратил ужа в ежа? Он артист цирковой, Догадались кто такой? -Фокусник спрятал буквы. Рассмотрите картинки, узнайте и назовите буквы. - Красиво и аккуратно запишите заглавные буквы в тетради. - Какие из них являются парными согласными? - Кто выходит на арену? - Они жонглируют слогами. Жонглировать – это значит умело подкидывать и ловить несколько предметов. Слоги перемешались в воздухе. Как вы думаете, какими слогами жонглирует клоун Бом, а какими клоун Пэм? Запишите слоги в два столбика. -Цирковые артисты очень любят путешествовать по миру, в городах, где они останавливаются, натягивается цирковой шатер и артисты дают представление. Именно такие выездные преставления и называются ГАСТРОЛИ - На гастроли едет скоро Цирк в далекие края, Начались волненье, сборы – Ничего забыть нельзя! Но и лишнего не надо, Помогите-ка ребята! (Объяснение значения трудных слов: блузка, пуанты, шлепки, лапти). Пальчиковая гимнастика Наши пальчики, ребята, Ловкие как акробаты. Крутят сальто целый день, Кувыркаться им не лень. На арене выступают, На батуте вверх взлетают, Удивляют нас, потом Все выходят на поклон. - Подскажите мне, ребята, что у нас дальше по программе? - Кто знает, что обозначает слово АНТРАКТ? - А в антракте, спору нет, Все отправятся в буфет, Ну а мы пойдем к зверям, Что же мы увидим там? -Правильно! Только столовая эта необычная, в ней обедают звери-артисты. Белоснежка и Красная шапочка приготовили для зверюшек угощение. Как вы думаете, какими овощами и фруктами будет угощать Белоснежка, а какими Красная Шапочка? (Объяснение незнакомого слова БРЮКВА) - Какие названия овощей и фруктов являются словарными словами? - Антракт закончился, и на манеж выходят… На арене силачи Гири гнут как калачи, Даже горы сдвинуть могут, Вот они-то нам помогут. - Вспомним орфограмму парные согласные в конце слова. Что нужно сделать, чтобы в конце слова уверенно написать Б, хотя слышится П. Например в слове БОБ? Правильно! Нужно изменить слово так, чтобы звук Б звучал отчетливо, т.е. стал звонким и сильным как наши силачи: БОБ-БОБЫ. Какие звуки помогают парным согласным стать сильными? Используя силу наших силачей и свои знания, заполните таблицу. - А следующим в представлении выступает… Удивляет весь народ Наш ученый бегемот, Он словарный свой запас Пополняет каждый час. Будем также поступать – Будем речь мы развивать. - К некоторым словам с парным согласным трудно подбирать проверочные слова, но ученый бегемот написал вам подсказку. Чтобы звук звучал сильнее, Подбирай слова смелее! Был один, а стало много, «Нет» приходит на подмогу, Уменьшительно ласкай, Иль вопрос «какой?» задай. Как мы должны изменить слово, чтобы парный согласный звучал отчетливо? - изменить количество и станет много; - добавить слово «нет» изменить форму слова; - изменить слово, чтобы звучало ласково; - задать вопрос «какой?», чтобы слово стало признаком; А теперь поиграем в игру: «Один-много-нет-ласково-какой».
Зрительная гимнастика В зале цирковом сидим, На арену вниз глядим. Вверх поднимем наши глазки – Там воздушные гимнастки. Вправо взгляд переведем, Тигров в клетке мы найдем, Влево бросим взор, ребята, И увидим акробатов. Обведем глазами круг, И рассмотрим все вокруг. Сколько здесь друзей хороших, Им похлопаем в ладоши. Молодцы! - Какой артист цирка готов нас сейчас удивить? - Дрессированные звери, Делать все они умеют. Перепутаны слегка Все картинки и слова, Знаю, что расставить вам Их не сложно по местам. - Продолжаем представление - Составляем предложение! Прочитайте слова. Что изображено на картинках? III. Подведение итогов урока - Вот и закончилось наше цирковое представление. Оно было веселым, ярким и познавательный. Давайте вспомним все, что мы видели в цирке, а помогут нам в этом вопросы и картинки. На вопросы нужно отвечать полным ответом. - Куда мы сегодня ходили? - Кто спрятал от нас буквы? - Чем жонглировали клоуны на арене? - Чем угощали зверей Белоснежка и Красная Шапочка? - В чем нам помогли Силачи и Ученый бегемот? - Понравилось ли вам в цирке? - Как вы думаете, что мы с вами сейчас придумали? - Почему? - Предложите варианты названия рассказа.
| Дети разглядывают афиши, высказывают свое мнение. Формулируют лексическую тему «Цирк». Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Дети отвечают на вопросы, соотносят с информацией на слайдах и мгновенно проверяют правильность заполнения таблицы. Дети выполняют команды, синхронизируя речь и движения - Мистер Х. - Фокусник! Дети отгадывают загадку, узнают и называют буквы, записывают их в тетради - Б-П - Клоуны Бом и Пэм. Дети отвечают на вопрос и записывают слоги в тетрадь. Проверка. Дети выполняют упражнение «Какая картинка лишняя и почему» устно. Записывают в тетрадь словарные слова: сапоги, пальто - Антракт! - Перерыв в представлении. Если дети не могут объяснить, то это делает логопед Дети отвечают: «Столовую». Дети высказывают свое мнение, сравнивают его с правильным ответом, записывают словарные слова в тетрадь, выделяют Б-П -Силачи. - Подобрать проверочное слово. - Стать сильными парному согласному помогают гласные. Дети заполняют таблицу, подбирая проверочные слова. Выделяют гласные после парного согласного. Дети обращаются к маршрутным листам. - Ученый бегемот. Дети, основываясь на уже изученном материале, включаются в формулирование действий. Дети говорят слова. Мгновенная самопроверка. В тетрадь записывается одна, две строчки слов - Дрессировщик зверей. Ученики подбирают слова к картинкам, проверяют правильность своих ответов, записывают получившиеся словосочетания в тетради (выбирают по два словосочетания) Дети составляют предложения, используя картинки и слова, работают в парах. Работа в парах. - Сегодня мы ходили в цирк. - Фокусник спрятал от нас буквы, но мы их нашли. - Веселые клоуны Бом и Пэм ловко жонглировали слогами с парными согласными Б-П. - Белоснежка и Красная Шапочка угощали зверей овощами и фруктами. - Силачи помогли нам превратить слабые согласные в сильные. - Ученый бегемот написал нам подсказку, для того чтобы мы правильно подбирали проверочные слова. - Нам очень понравилось в цирке. - Рассказ, текст. - Потому что, ему можно дать название. | Слайд № 3
Слайд № 4 Слайд № 5,6,7
Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13, 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 Цветные карандаши Слайд № 18 Слайд № 19 Карточки-таблицы для каждого ученика Слайд № 20 Слайд № 21 Слайд № 22 У доски расположены картинки-ориентиры: «Воздушные гимнасты», «Тигры в клетке», «Акробаты», «Арена цирка». Слайд № 23 Слайд № 24 Слайд № 25 Слайд № 26 |
IV. Рефлексия - Сегодня на уроке вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что сегодня вы сделали еще один шаг к успеху. - А теперь как настоящая публика покажите силой аплодисментов (громко, тише, совсем тихо), насколько вы: 1) Были успешны на уроке; 2) Чувствовали себя комфортно; 3) Умеете применять свои знания; Оцените свое настроение на «Радуге настроения» Всем спасибо! Урок окончен. | Слайд № 27 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».
Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...
Конспект урока по предупреждению дисграфии с применением здоровье сберегающих технологий, ЭОР и приемов арт-терапии по теме: «Дифференциация звуков С-З»
Развернутый конспект и презентация к логопедическому занятию для первоклассников "Путешествие на радугу" дает возможность учителю-логопеду провести интересный и увлекательный урок, сопровождаемый крас...
Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»
Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...
«Огонь не только друг, но и враг». Конспект внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности, подготовленный с применением здоровье-сберегающих технологий.
ull; Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. • Обуч...
Конспект индивидуального логопедического занятия с учеником 2 класса на тему "Дифференциация твердых и мягких согласных"
Тема «Дифференциация твердых и мягких согласных» (2 класс)Цели:Образовательные:- формировать умение дифференцировать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;-...
Конспект группового логопедического занятия для 2 класса с использованием здоровье сберегающих технологий и мнемотаблицы. Лексическая тема: День защитника Отечества
Развитие связной речи детей на уровне слов, словосочетаний, предложений на материале лексической темы...
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном-образовательном процессе. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и ук...