«Применение арт-терапии на логопедических занятиях».
статья по логопедии
В последнее время заметна тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний поражает: заболевания, сопровождающиеся расстройствами речи, двигательных функций, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость и тому подобные. Рост частоты рождения детей с нарушениями развития является важной социальной проблемой, приобретает особое значение при демографических изменениях. Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей и подростков, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_art-terapii_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение арт-терапии на логопедических занятиях».
В последнее время заметна тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний поражает: заболевания, сопровождающиеся расстройствами речи, двигательных функций, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость и тому подобные. Рост частоты рождения детей с нарушениями развития является важной социальной проблемой, приобретает особое значение при демографических изменениях. Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей и подростков, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.
Изучая современную литературу можно сделать вывод о том, что учитель-логопед в своей работе должен уделять большее внимание развитию креативности и творческого потенциала подростка, так как это является одним из эффективных методов коррекции и развития.
Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, обучающий получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.
В последнее время всё чаще учителя- логопеды системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности технологии Арт-терапии.
Арт-терапия не навязывает «внешних», «механических» средств разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы.
Использование «Арт-технологий» позволяет расширить круг интересов у обучающихся, помогает развить самосознание и получить новый опыт общения со сверстниками, что приводит к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных э м о ц и й у у ч а с т н и к о в о б р а з о в а т е л ь н о г о п р о ц е с с а . В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, важнейшим аспектом в развитии детей школьного возраста является разработка методик и программ, с применением артпедагогических и арттерапевтических технологий.Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса. Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.В настоящее время арт-терапия охватывает все сферы искусства и творчества. Рисование пользуется огромным успехом у детей всех возрастов. С помощью рисования можно выразить свои эмоции, избавиться от страхов, а также освоить новые знания.
АРТ-ТЕРАПИЯ Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод», т.е. «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения». Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Современная арт-терапия включает множество направлений.
В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арттерапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.
Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.
Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку. Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события. В своей работе я активно использует как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику,арт-терапию. Мне представилась возможность представить опыт своей работы, который заключается в развитии речи детей школьного возраста с элементами арт-терапии. Возникает вопрос, какие инновационные подходы арт-терапии могут повлиять на развитие детей? Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. При развитии мелкой моторики через рисование создаются предпосылки для становления многих психических процессов.Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.
Весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.
Литература: 1) Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. [Текст] / Е.Н. Краузе. - СПб.: Корона, 2004
2 )М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева «Рабочая книга школьного психолога».
3) с Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».
4) Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет [Текст] / С.В. . Коноваленко. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998
5) Узорова, О.В., Физкультурные минутки [Текст] / - М . : О О О «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
6) Филичева, Т.Е., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М: Просвещение, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование песочной терапии на логопедических занятиях.
В статье раскрывается суть терапевтического эффекта игры с песком на логопедических занятиях. Предлагаются упражнения по темам: "Деление на слоги", "Ударение", "Развитие речевого дыхания" и др....
Применение универсальных игр на логопедических занятиях.
В материале представлены игровые элементы применяемые на групповых и индивидуальнвх логпедических занятиях с обучающимися ОВЗ....
Обмен опытом работы по использованию инновационных технологий и нетрадиционных методов терапии на логопедических занятиях
Обмен опытом работы по использованию инновационных технологий и нетрадиционных методов терапии на логопедических занятиях...
презентация Применение технологии моделирования на логопедических занятиях в начальной школе.
Моделирование- это метод познания окружающего мира,состоящий в создании и исследований моделей. Обобщенные графические модели можно рассматривать и как учебную опору искусственно созданную наглядную п...
Использование песочной терапии на логопедических занятиях
Песоная терапия на логопедических заняиях...
Применение арт-терапии в логопедической работе
Применение арт-терапии в логопедической работе.Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития детей с ЗПР [[{"type":"media","view_mode":"media_preview...
Применение интерактивного оборудования на логопедических занятиях
Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляе...