«Средства наглядности и восприятие их слепыми детьми».
презентация к уроку на тему
Особенности наглядного обучения в специальных школах:
В общей педагогике и психологии большое место уделяется изучению вопросов наглядного обучения.
Специальная педагогика и психология используют основные положения, применимые как в массовой школе, так и в школе слепых:
- правильная оценка роли и места наглядности в процессе обучения;
- определение целей применения наглядных средств;
- формы сочетания словесных и наглядных средств обучения;
- принципы классификации наглядных пособий.
Главная особенность наглядного обучения в специальных школах – придание коррекционной направленности процессу применения средств наглядности, их содержанию, оформлению, конструкции.
Цели применения наглядных средств, в школе слепых:
- Формирование, пополнение, уточнение представления определённого предмета, явления окружающего мира;
- Решение какой – либо познавательной задачи.
Требования, предъявляемые к наглядным пособиям для школ слепых:
1.Возможность достаточно полного и точного восприятия с помощью сохранных органов чувств ученика.
2.Полное соответствие пособия изображаемому с его помощью предмету.
Виды наглядности, используемой в обучении слепых детей:
- Натуральные наглядные пособия;
- Изобразительные наглядные пособия;
- Объемные изобразительные наглядные пособия;
- Изобразительные наглядные пособия, выполняемые рельефом на плоскости;
- Наглядные пособия, выполняемые рельефным шрифтом.
Натуральные наглядные пособия:
Огромное значение придаётся использованию натуральных наглядных пособий, формированию у детей бисенсорного (зрительно – осязательного или осязательно – слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого материала.
К натуральным наглядным пособиям относят предметы ближайшего окружения: одежда, обувь, посуда, мебель, животные, растения, овощи, фрукты. Предметы специально подбираемые для занятия (урока) или объекты и явления наблюдаемые на прогулках, экскурсиях, лабораторных работах.
Своеобразие чувственного познания слепых детей обуславливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств, слепые дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях. Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким образом, реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий (смена времён года, взаимосвязь жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и тп.).
Натуральные наглядные пособия чаще всего применяются с целью формирования, пополнения, уточнения представлений предметов, но иногда служат и решению частных познавательных задач, например, при обучении счёту или при проведении некоторых лабораторных работ, на предметных уроках.
Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках (на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приёмам осязательного обследования).
При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например: по теме «Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и тд.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (например: мягкость, твёрдость или упругость овощей и фруктов, их запахи, вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, изобразительной наглядности.
При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках следует соблюдать определённые требования:
- Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;
- Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;
- Предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.
Изобразительные наглядные пособия:
Изобразительные наглядные пособия применяются тогда, когда использование натуральных предметов, невозможно по какой – либо причине.
Особенности восприятия изображений в отличие от натуральных предметов в школах слепых проявляется не менее ярко, чем в массовых школах.
Изобразительные наглядные пособия делятся:
- на объёмные изображения (модели, скульптура, макеты);
- на изображения рельефом на плоскости (рельефные географические и исторические карты, рельефные чертежи, рельефные схематические изображения, рельефные рисунки).
Объёмные изобразительные наглядные пособия:
Муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.
Основное требование:
- передача характерных признаков предмета;
- соблюдение правильных пропорций;
- соотношения частей предмета в модели или макете.
Модели:
Модель – это уменьшенное воспроизведение натурального предмета, маленькая копия его.
Ученик в модели воспринимает все свойства изображаемого предмета и правильное соотношение размеров его частей. Чтобы представить действительные размеры, учащийся должен иметь опыт соотнесения достаточного количества моделей с натуральными предметами ими изображаемыми.
Скульптура:
Скульптура может успешно применяться в школе слепых в качестве наглядного пособия.
Скульптурные изображения в школе слепых применяются для формирования, пополнения, уточнения представлений предметов.
Требования – точность и тщательность отделки всех деталей.
Макеты:
Распространённый вид применяемых в школе слепых изобразительных наглядных пособий.
Делятся на две группы:
- 1группа – знакомит учащихся с общим видом предметов (чучела животных, гербарии и тп.), точно повторяют форму предметов.
- 2 группа – решают частные познавательные задачи, отчётливо передают свойства детали, которая подлежит уяснению учащимися.
Изобразительные наглядные пособия, выполняемые рельефом на плоскости:
Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета.
Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций.
Использование в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только в случае организации последовательной предварительной работы.
Предварительная работа должна включать в себя:
- ознакомление детей с окружающим предметным миром;
- обучение их приёмам обследования;
- ознакомление с принципами построения рельефных изображений;
- обучение чтению рельефных изображений;
- умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.
Рельефные географические и исторические карты:
Рельефные географические и исторические карты относятся к числу наиболее полно разработанных видов изображений рельефом на плоскости.
На картах воспринимаются контуры материков, морей, очертания государств в их границах и тп.
Местоположение нанесённых на карту объектов сообщается условными обозначениями.
Рельефные карты делятся на - настольные и настенные.
Рельефные чертежи:
Наиболее совершенным способом рельефного изображения на плоскости является рельефный чертёж.
В рельефных чертежах основным способом изображения является передача формы предмета путём воспроизведения его контуров при различных положениях предмета.
Для успешного чтения чертежей необходимо иметь соответствующий навык, формирующийся в процессе повторных восприятий, а так же знание способов изображения и активное участие мышления учащегося.
Рельефные схематические изображения:
С помощью рельефных изображений поясняют устройство и принцип действия, какого – либо механизма, лабораторной установки, строение и функции организмов, растений и тп. Нередко предметы изображаются в разрезе.
Пользуясь рельефными схематическими изображениями, можно решать познавательные задачи по усвоению расположения, назначения, характерных особенностей устройства (строения и тд.) изображённых предметов или частей их.
Рельефные рисунки:
Практическое применение при обучении незрячих имеют следующие три вида рельефных рисунков:
1) контурный рельефный рисунок - воспроизводит лишь очертания предмета;
2) аппликационный (силуэтный) рельефный рисунок - передаёт не только контур, но и наличие поверхности изображаемого предмета;
3) барельефные изображения -передают форму поверхности предмета.
Применение рельефных рисунков определяется обычно решением частных познавательных задач.
При обучении рельефному рисованию не исключается применение цветных карандашей учащимися, имеющими остаточное зрение.
Текстовые наглядные пособия, выполняемые рельефным шрифтом:
Текстовые наглядные пособия, выполнены шрифтом Л. Брайля. Применяются в виде настольных и настенных таблиц, литературы и тп.
Вариантами текстовых наглядных пособий являются «рассыпная азбука» и кубаритмы. Применяются индивидуальные карточки с заданиями, написанными рельефным шрифтом.
В школе для слепых «принцип наглядности обучения предусматривает глубокое усвоение знаний учащимися на основе наблюдений за предметами, явлениями и процессами, происходящими в окружающей жизни».
Специфически важная роль реализации этого дидактического принципа в процессе обучения слепых детей заключается в необходимости пополнения и уточнения представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnye_posobiya_dlya_slepyh_-_kopiya.ppt | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ В общей педагогике и психологии большое место уделяется изучению вопросов наглядного обучения. Специальная педагогика и психология используют основные положения, применимые как в массовой школе, так и в школе слепых: - правильная оценка роли и места наглядности в процессе обучения; - определение целей применения наглядных средств; - формы сочетания словесных и наглядных средств обучения; - принципы классификации наглядных пособий. Главная особенность наглядного обучения в специальных школах – придание коррекционной направленности процессу применения средств наглядности, их содержанию, оформлению, конструкции.
ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ШКОЛЕ СЛЕПЫХ: Формирование, пополнение, уточнение представления определённого предмета, явления окружающего мира; Решение какой – либо познавательной задачи. ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ ДЛЯ ШКОЛ СЛЕПЫХ: 1.Возможность достаточно полного и точного восприятия с помощью сохранных органов чувств ученика. 2.Полное соответствие пособия изображаемому с его помощью предмету.
ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ : Натуральные наглядные пособия Изобразительные наглядные пособия Объемные изобразительные наглядные пособия Изобразительные наглядные пособия, выполняемые рельефом на плоскости Наглядные пособия выполняемые рельефным шрифтом
НАТУРАЛЬНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ НАТУРАЛЬНЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ: Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования; Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями; Предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: Изобразительные наглядные пособия применяются тогда, когда использование натуральных предметов невозможно по какой – либо причине. Особенности восприятия изображений в отличии от натуральных предметов в школах слепых проявляется не менее ярко, чем в массовых школах. Изобразительные наглядные пособия делятся на: - объёмные изображения (модели, скульптура, макеты); - изображения рельефом на плоскости (рельефные географические и исторические карты, рельефные чертежи, рельефные схематические изображения, рельефные рисунки).
ОБЪЁМНЫЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: Муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела. Основное требование: - передача характерных признаков предмета; - соблюдение правильных пропорций; - соотношения частей предмета в модели или макете.
МОДЕЛИ: Модель – это уменьшенное воспроизведение натурального предмета, маленькая копия его. Ученик в модели воспринимает все свойства изображаемого предмета и правильное соотношение размеров его частей. Чтобы представить действительные размеры, учащийся должен иметь опыт соотнесения достаточного количества моделей с натуральными предметами ими изображаемыми.
СКУЛЬПТУРА: Скульптура может успешно применяться в школе слепых в качестве наглядного пособия. Скульптурные изображения в школе слепых применяются для формирования, пополнения, уточнения представлений предметов. Требования – точность и тщательность отделки всех деталей.
МАКЕТЫ: Распространённый вид применяемых в школе слепых изобразительных наглядных пособий. Делятся на две группы: 1группа – знакомит учащихся с общим видом предметов (чучела животных, гербарии и тп.), точно повторяют форму предметов. 2 группа – решают частные познавательные задачи, отчётливо передают свойства детали, которая подлежит уяснению учащимися.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ РЕЛЬЕФОМ НА ПЛОСКОСТИ: Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций. Использование в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию , рельефной наглядности эффективно только в случае организации последовательной предварительной работы. Предварительная работа должна включать в себя: - ознакомление детей с окружающим предметным миром; - обучение их приёмам обследования; - ознакомление с принципами построения рельефных изображений; - обучение чтению рельефных изображений; - умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.
РЕЛЬЕФНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ Рельефные географические и исторические карты относятся к числу наиболее полно разработанных видов изображений рельефом на плоскости. На картах воспринимаются контуры материков, морей, очертания государств в их границах и тп. Местоположение нанесённых на карту объектов сообщается условными обозначениями. Рельефные карты делятся на настольные и настенные.
РЕЛЬЕФНЫЕ ЧЕРТЕЖИ Наиболее совершенным способом рельефного изображения на плоскости является рельефный чертёж. В рельефных чертежах основным способом изображения является передача формы предмета путём воспроизведения его контуров при различных положениях предмета. Для успешного чтения чертежей необходимо иметь соответствующий навык, формирующийся в процессе повторных восприятий, а так же знание способов изображения и активное участие мышления учащегося.
РЕЛЬЕФНЫЕ СХЕМАТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ С помощью рельефных изображений поясняют устройство и принцип действия какого – либо механизма, лабораторной установки, строение и функции организмов, растений и тп. Нередко предметы изображаются в разрезе. Пользуясь рельефными схематическими изображениями, можно решать познавательные задачи по усвоению расположения, назначения, характерных особенностей устройства (строения и тд.) изображённых предметов или частей их.
РЕЛЬЕФНЫЕ РИСУНКИ Практическое применение при обучении незрячих имеют следующие три вида рельефных рисунков: 1) контурный рельефный рисунок - воспроизводит лишь очертания предмета; 2) аппликационный (силуэтный) рельефный рисунок - передаёт не только контур, но и наличие поверхности изображаемого предмета; 3) барельефные изображения -передают форму поверхности предмета. Применение рельефных рисунков определяется обычно решением частных познавательных задач. При обучении рельефному рисованию не исключается применение цветных карандашей учащимися, имеющими остаточное зрение.
ТЕКСТОВЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ РЕЛЬЕФНЫМ ШРИФТОМ Текстовые наглядные пособия, выполнены шрифтом Л. Брайля. Применяются в виде настольных и настенных таблиц, литературы и тп. Вариантами текстовых наглядных пособий являются «рассыпная азбука» и кубаритмы. Применяются индивидуальные карточки с заданиями, написанными рельефным шрифтом.
В школе для слепых «принцип наглядности обучения предусматривает глубокое усвоение знаний учащимися на основе наблюдений за предметами, явлениями и процессами, происходящими в окружающей жизни». Специфически важная роль реализации этого дидактического принципа в процессе обучения слепых детей заключается в необходимости пополнения и уточнения представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения "
Данная статья поможет расскрыть один из видов работы над текстом на уроках чтения. Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихс...
Использование средств наглядности и игровых приёмов при обучении грамоте учащихся 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида
Дети, которые поступили в 1 класс школы с нарушением интеллекта, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует сис...
Рабочие программы для работы со слепыми детьми на дому по Брайлю.
Данные программы созданы для работы со слепыми детьми на дому по Брайлю....
Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п...
Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР
Моделирование- как наглядно- практический метод получает большое распространение в последнее время. В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях форми...
Примерные программы для занятий со слепыми детьми
1 класс занятия со слепыми детьми...
«Использование средств наглядности в образовательном процессе слепых»
Использование средств наглядности в школе слепых детей является основой наиболее полного и всестороннего обучения слепого ребёнка, приспособления его к жизни в социуме....