Рабочие программы для работы со слепыми детьми на дому по Брайлю.
рабочая программа (4 класс) на тему
Данные программы созданы для работы со слепыми детьми на дому по Брайлю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazit._iskusstvo.docx | 33.24 КБ |
lit._chtenie.docx | 30.47 КБ |
matematika.docx | 26.21 КБ |
russkiy_yazyk.docx | 30.29 КБ |
tehnologiya.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Утверждаю __________________________ |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 4 КЛАССА
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Шагина Ольга Станиславовна,
первая категория
п. Октябрьский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для ученицы 4 класса разработана на основе:
- Программы Министерства образования и науки РФ «Начальное общее образование»,
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва, А.А. Дмитриев, С.В. Комарова, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова, Э.В. Якубовская. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М. – «Просвещение», 2011 г.
- Учебного плана МКОУСОШ № 18 на 2014-2015 учебный год.
Общепризнанным является воспитательное значение искусства вообще и изобразительного искусства, в частности, на личность человека. Поэтому, говоря о личности ребенка, можно говорить о развивающем и формирующем характере изобразительного искусства, оказывающем воздействие на воспитание и развитии его личности.
Для понимания значения изобразительного искусства необходимо обратиться к его функциям:
Эстетическая функция искусства несет в себе эстетические ценности. Под эстетическими ценностями понимается эстетическое чувство, отношение, оценка, сознание, суждение, вкус, идеал и т.д. Таким образом, эстетическая функция формирует эстетическое сознание.
Коммуникативная функция искусства подразумевает общение, передачу информации от человека к человеку изобразительными средствами в процессе познавательной деятельности. Следовательно, она способствует расширению социального опыта взаимодействия с другими людьми, природой и обществом, а также приобщает к исторической практике общества.
Познавательная функция искусства направлена на изучение явлений природы, общественные отношения, виды деятельности, познание личности человека, духовных ценностей, выраженных изобразительными средствами. Все перечисленные явления показываются наглядно.
Воспитательная функция искусства подразумевает систематическое и целенаправленное воздействие на духовное развитие личности. Воспитательная функция воздействует, прежде всего, на эстетическое и нравственное воспитание.
Идеологическая функция искусства подразумевает формирование мировоззрения - систему обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в этом мире, на отношения людей, а также их идеалы, убеждения и принципы.
Таким образом, перечисленные функции представляют собой единую взаимосвязную систему, направленную в первую очередь на формирование всесторонне развитой личности.
Являясь мощным средством познания окружающего мира, изобразительное искусство помогает войти в этот мир не только детям с нормальным зрением, но и слепым детям.
Перед учителем стоит задача с помощью рисунка, лепки, моделей, муляжей, скульптур и т.п. познакомить учащегося с многообразием окружающего мира. Они учатся понимать красоту простых геометрических форм, сложных объектов, их положение в пространстве. Красив круг своей центрированной замкнутостью, квадрат с четкими, одинаковой протяженности сторонами и завершающими его углами. Приятны для осязательного восприятия шар, куб и другие геометрические тела. Особенно нравятся детям объекты с гладкой, ровной, хорошо обработанной, отшлифованной поверхностью из стекла, металла, пластика, керамики, дерева. Вызывают приятные ощущения тепла, мягкости, пушистости игрушки и предметы из меха, велюра, шерсти, пуха, пера. Часто учителю приходится формировать образ предмета, давать представление о его конструкции, декоративной привлекательности, исключая зрительное восприятие учащихся.
Для познания многочисленных предметов и явлений природы, вещей, созданных руками человека, необходимо прежде всего выработать опорные представления, которые потом послужат основой для понимания аналогичных объектов. Так, сформировать понятие о насекомых, их симметричном строении, передвижении в пространстве можно на примере жука, бабочки. Есть сейчас в продаже прекрасные увеличенные модели насекомых. А расположение пятен, линий на крыльях бабочки и их разнообразную форму можно показать на рельефном рисунке. Знакомство с рыбами можно осуществить с помощью любой свежей или размороженной рыбы. Главное – познакомить учащихся с широко распространенной обтекаемой, вытянутой формой тела, свойственной морским животным (этим речным и морским?). Необходимо обратить внимание на то, что голова и туловище образуют единое овальное целое, плавники и хвост плоские, подвижные, чешуйки – округлые. Для выработки представлений о плавных движениях рыбы в воде дети изучают их изображения на рисунках, моделях, а потом самостоятельно создают творческие композиции с помощью лепки.
Опорные представления о птицах, зверях учащиеся получают также с помощью чучел, моделей, рисунков. После того, как правильные представления о животных сформированы, можно знакомить учащихся со стилизованными изображениями, которые часто встречаются в игрушках, в скульптуре малых форм. Художники часто изображают животных с искажением пропорций, чтобы подчеркнуть характерные особенности строения тела. Так, у жирафа часто утрируется длина шеи по сравнению с ногами, цапля превращается в очень вытянутую фигуру с поднятой вверх шеей, головой и клювом, у щенков чрезмерно увеличивают голову. Часто зверей одевают в одежды, очеловечивают их. Конечно, дети должны понимать язык искусства, чувствовать юмор, привлекательность изображения. Обобщенность формы и декоративность обработки широко используется в произведениях народных промыслов. Изучая игрушки Каргополя, Вятки, Полохова-Майдана, Сергиева Посада (богородская игрушка) и др., учащиеся подражают им, копируют и стараются сделать или нарисовать подобные им, часто в собственной переработке.
Для понимания языка изобразительного искусства, выработки умения чувствовать красоту форм и очертаний предметов, их декоративную обработку учащиеся младших классов учатся воспроизводить в рельефном рисунке различные типы линий: прямые, наклонные, дугообразные, зубчатые, волнистые, спиральные, петлевые и т.п. Из элементов этих линий строятся линейные и геометрические орнаменты в полоске, в круге и в других геометрических фигурах. Выполняются узоры с применением листьев и цветов разной формы. Учащиеся знакомятся с характерными русскими орнаментами, их символикой, изучают элементы украшений ваз, тканей, различных предметов, относящихся к культуре других народов. На занятиях по декоративно-прикладному искусству дети учатся самостоятельно расписывать нарисованные рельефные контуры ваз, тарелки, подносы, платки в стиле городецкой росписи, хохломы, жостовских букетов. Греческие сосуды они украшают пальметками, меандрами, египетские ткани покрывают изображениями цветов лотоса. Для знакомства с цветным исполнением орнаментов для детей с остаточным зрением проводятся беседы о различных цветах и их сочетаниях, показываются таблицы рисунков в цветовом исполнении. Незрячие учащиеся также интересуются цветом и пытаются представить его себе. Но чаще всего они просто запоминают основные цвета, присущие соответствующим объектам. Например, теплые тона – красный, желтый, оранжевый – это огонь, солнце; холодные тона – синие, фиолетовые, белые – это лед, снег. Зубы, молоко – белые; уголь, сажа – черные; вода, небо – синие, голубые; трава, листья – зеленые, хотя при разном освещении и в разное время года они могут быть другого цвета.
В работе над орнаментом, пейзажем, сюжетными рисунками незрячие учащиеся просят разложить цветные карандаши, фломастеры или мелки, пастель в определенном порядке, чтобы можно было правильно отобразить цветом картины природы, красоту узора и т.д. Для детей, имеющих возможность рисовать на экране компьютера, проводятся занятия по использованию цвета в изображениях на экране. Выполнение компьютерных рисунков очень нравятся учащимся, так как цветом можно мгновенно заполнить любое пространство картины, изменить его. Применение же готовых штампов различных предметов дает возможность работать над композицией рисунка и воспроизводить перспективное расположение объектов в пространстве.
Занятия в области изобразительного искусства – рисование, лепка, чтение рельефных рисунков – помогают проникнуть в суть вещей, почувствовать красоту их форм, строения, пропорций. Очень важна для наших учащихся лепка, так как в процессе работы они передают объем, движение, повороты, учатся объемному восприятию, развивают фантазию.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 час в неделю – 35 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов | Содержание |
1-2 | Чтение рисунка. Ориентирование в поле листа. | 2 | Чтение рисунков является обязательным видом деятельности для слепых, что обусловлено программой. Обучение чтению изображений необходимо детям с нарушенным зрением для адекватного анализа цветных, контурных, силуэтных рисунков, схем, графической символики, формирования представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Обучение чтению изображений должно сопровождаться демонстрацией предметов, моделей, природных материалов, организацией наблюдений явлений в окружающем мире. Чтение изображений играет важную роль при обучении специальной графике незрячих учащихся. Необходимым условием является строгое соблюдение последовательности при чтении изображений, переходя от простого к сложному, проверяя усвоение читаемого посредством сравнения изображения с натуры, словесного описания, анализа формы и пропорций, лепки. Цель чтения рисунков - формирование представлений об изображаемом предмете. Представления могут быть сформированы на основе адекватного восприятия данного предмета. Поэтому необходимым условием является организация целенаправленного восприятия. Чтение рисунков начинается с ориентировки в поле листа. Необходимо научить ребенка самостоятельно готовить прибор к работе. Затем отрабатывать такие понятия, как выше -ниже, правый верхний угол, левый нижний угол и т.д., середина, центр, правее - левее. После того, как ребенок научится свободно владеть прибором, можно начинать работу по чтению изображений. |
3-4 | Чтение рисунка. Геометрическая фигура. Точка. | 2 | Начинается собственно чтение изображений с самого простейшего - со знакомства с точкой. Для адекватного понимания данного объекта полезно предложить незрячим детям представить знакомый им круглый предмет (например, мяч) и мысленно уменьшить его до самого маленького размера. Затем показать, как выглядит рельефное изображение точки. После проделанной работы можно провести закрепление ориентировки в поле листа, используя для этого точки. Также полезным здесь может быть использование круп разного диаметра. |
5-14 | Чтение рисунка. Линии. | 10 | На следующем этапе проводится работа по ознакомлению с линией. Прежде нужно дать понятие линии и выделить ее свойства. Для обследования можно взять какой - либо эластичный предмет (резиновый шнур). Ребёнок обследуют шнур, затем его растягивает. При этом диаметр шнура уменьшается, а длина увеличивается. Таким образом формируется понятие о том, что линия может быть бесконечной и разной по толщине. Необходимо дать классификацию линий (горизонтальная, вертикальная, наклонная, ломаная, волнистая, отрезок, луч, пунктирная, сплошная, точечная), предложить прочитать все эти типы линий на рельефных графических пособиях. Затем предложить выполнить обводку линий по трафарету. На этот вид отводится основная часть самостоятельной работы ребёнка. Целью работы по трафарету является запоминание движения рукой и доведения этого движения практически до автоматизма. Только после этого можно предложить учащимуся выполнить линию самостоятельно без использования трафарета. Нужно отметить, что работа по данной теме проводится с каждым типом линий отдельно. В завершении работы можно попросить незрячего ребенка выполнить несложное изображение из различных линий. Для данных упражнений возможно использование любого прибора. Необходимо учитывать, что на приборе “Школьник” изображение получается прямое в отличии других при использовании бумаги и грифеля. |
15-17 | Чтение рисунков плоской геометрической формы. Круг. | 3 | К простым плоским геометрическим формам относятся круг, квадрат, треугольник. Изображения плоских предметов сходны по форме с реальным предметом и могут быть получены путем обводки. Незрячий ребёнок довольно легко опознают эти фигуры. При этом важно с первых занятий учить ребёнка алгоритмам обследования: либо по всему периметру, начиная от верхнего левого угла; либо начиная из центра в верхней части фигуры, затем симметрично вправо и влево к углам, вниз и к центру в нижней части фигуры. Далее предлагается проследить изображение плоских геометрических фигур на рельефных наглядных пособиях, затем - работа по трафарету, в завершении - выполнение геометрических плоских форм без трафарета. Заканчивается работа изображением несложного рисунка из изученных форм. Значительно больше времени затрачивается на чтение плоских рисунков сложной формы (предметы, состоящие их комбинации простых плоских фигур). Прослеживается закономерность: чем сложнее объект, тем сложнее сформировать представления. Уровень сформированности представлений тесно взаимосвязан не только со сложностью формы, но и с величиной рельефного рисунка. Исследования показывают, что размер изображения с тактильную часть пальца опознается за 1 - 3 сек.; изображения, превышающие размер тактильной части пальца вызывают сложности, т.к. требуют сложного перемещения по контуру изображения. Необходимо развивать у незрячего ребенка умение мысленно совмещать изображение с предметом. Для этой цели будет полезным использование упражнений (найди по рисунку предмет и по предмету - рисунок). |
18-20 | Чтение рисунков плоской геометрической формы. Квадрат. | 3 | |
21-23 | Чтение рисунков плоской геометрической формы. Треугольник. | 3 | |
24-26 | Чтение рисунков плоской геометрической формы. Овал | 3 | |
27-32 | Чтение объёмных форм. Фрукты, ягоды, овощи. | 6 | Для восприятия этих предметов требуется достаточно высокий уровень представлений и пространственного воображения, т. к. в большинстве своем окружающие нас предметы состоят из комбинации простых геометрических тел. Алгоритм обследования остается тот же, что и при обследовании плоских форм: общие движения рук по предмету сверху вниз (если обследование производится двумя руками, то движения должны быть синхронны); обследование пальцами (одним или несколькими). При обследовании предметов объемной формы нужно подбирать разные по сложности предметы. В связи с этим можно разделить объемные предметы на группы по степени сложности: 1 группа - изображения, близкие по форме к геометрическим телам. К ним относятся овощи, фрукты, ягоды. Предметы такой формы достаточно просто опознаются незрячими и преобразуются в плоскостное изображение (рельефный рисунок) и наоборот. Учителю при чтении слепыми детьми таких изображений необходимо обращать внимание на восприятие контура предметов и отличительных признаков (стебли, черенки, листья, семена и т.д.). Лепка в данном случае приобретает коррекционную значимость, т.к. позволяет понять пространственное расположение предметов, их объем и закрепить полученные знания. |
33-35 | Чтение объёмных форм. Транспорт, военная и промышленная техника, бытовая техника. | 3 | 2 группа - изображения, включающие сочетание геометрических форм (транспорт, военная и промышленная техника, бытовая техника). Большие сложности слепые дети испытывают при опознании промышленной и бытовой техники. Причину можно видеть в том, что такие предметы мало встречаются детям в игрушках и моделях. Кроме того, они имеют практически одинаковую форму (например, холодильник, стиральная машина, телевизор, компьютер и т.д.), в результате чего слепому ребенку трудно ее отдифференцировать. Работа в данном случае должна быть направлена на выделение характерных признаков предмета, наиболее полно отражающих его суть. Вначале обследуется контур, формируются обобщенные представления. Затем они конкретизируются посредством выделения отдельных элементов. В этом случае также полезно использовать лепку. |
Основные требования к концу учебного года
- Уметь ориентироваться в поле листа;
- Уметь определять и изображать точку;
- Уметь различать и изображать различные линии;
- Уметь различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал;
- Уметь с помощью трафарета изображать из геометрических фигур предметы (дом, ёлку, снеговик и т.п.);
- Уметь различать фрукты, овощи и ягоды на ощупь и изображать их на листе бумаги (с помощью трафарета).
Материально-техническое обеспечение
- Стол
- Стул
- Игры для развития мелкой моторики
- Шаблоны
- Трафареты
- Карандаши, фломастеры, краски, кисти
- Альбом
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Утверждаю __________________________ |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 4 КЛАССА
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Шагина Ольга Станиславовна,
первая категория
п. Октябрьский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа по литературному чтению для ученицы 4 класса разработана на основе:
- Программы Министерства образования и науки РФ «Начальное общее образование»,
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва, А.А. Дмитриев, С.В. Комарова, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова, Э.В. Якубовская. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М. – «Просвещение», 2011 г.
- Учебного плана МКОУСОШ № 18 на 2014-2015 учебный год.
- Учебно-методического комплекта: Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) М. «Репро», 1998г.
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё раз подчёркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.
Задачи:
- Воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
- Развитие фонематического слуха и восприятия;
- Формирование техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и обеспечение постепенного перехода от буквенного чтения к послоговому, от послогового чтения к чтению целыми словами;
- Развитие умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах и др.
Данная программа направлена на продолжение знакомства со звуками и буквами.
Обучение грамоте (букварный период) в классе VIII вида осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода. Материалом для обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур иной, чем в массовой школе, так как учитывает особенности фонематического восприятия и мыслительной деятельности школьников данного контингента, уровень сформированности произносительных навыков. Наряду с аналитико-синтетическим методом в условиях специального класса VIII вида широко используется слоговый метод. Он является наиболее доступным для данной категории детей, так как учитывает особенности их мыслительной деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, дифференциацию смешиваемых звуков.
Буквы изучаются по 6-ти точечной системе письменности Луи Брайля. Простой шрифт, в основе
которого лежит ячейка, занявшая всего 3 точки в высоту и 2 точки в ширину. Каждый знак шрифта Брайля целиком помещается под подушечку пальца. Одним лёгким прикосновением незрячий человек ощущает
количество и конфигурацию точек в любом знаке. И понимает его значение.
Основой системы Брайля является набор из шести выпуклых точек, расположенных в два вертикальных ряда, по три точки в каждом. Ячейка знака имеет в высоту не более 6 мм, расстояние между точками в знаке – 2 мм. Число возможных комбинаций точек в знаке равняется 64. Каждая комбинация точек соответствует одному знаку. Все знаки, записываемые на специальной плотной бумаге, располагаются в ряд, образуя строку. Расстояние между крайними точками двух соседних знаков – около 4 мм. Важной особенностью системы Брайля является «зеркальность» процессов чтения и письма. Чтобы получить рельефные точки на листе бумаги, наносить их нужно с обратной стороны листа. Таким образом, чтобы прочесть последовательность знаков слева направо, следует писать справа налево. Причем, каждый написанный знак должен быть зеркально симметричен читаемому знаку относительно вертикальной оси знака. Каждый знак при письме и при чтении является зеркальным отображением себя. Значение почти каждого знака в его зеркальном отражении логически не соотносится с исходным значением.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются звукоподражательные слова, состоящие из двух слогов (а-у, у-а), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при слитном их чтении. Далее читаются закрытые трёхбуквенные слоги (шар), слоги с мягким согласным (рис, гусь) и наконец слоги со стечением согласных в начале или конце слова (сто, стол, мост, птица) и т.д. По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идёт важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря ребёнка, закладывается необходимая база для развёртывания устной речи.
В процессе чтения и письма большое внимание уделяется пониманию смыслового содержания речевого материала, с которым работает ребёнок. Он учится воспринимать звук и слог как часть слова и дополнять недостающую часть до полного слова, например: «Назови имена детей, которые начинаются со звука [м]», «Я назвала слог сы, дополни слог до слова. Какой звук надо добавить на конце?» и др. При организации таких видов работы большое значение имеют игровые приёмы.
Подбирая разнообразные приёмы, виды работы и речевой материал для упражнений, учитель должен помнить о том, что коррекция всех сторон психики учащихся в значительной мере зависит от выбранных способов и средств специального педагогического воздействия.
Тематический план
(105 часов – 3 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Повторение. Устная и письменная речь. | 1 | Дифференциация письменной и устной речи |
2 | Повторение. Речевые и неречевые звуки | 1 | Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука(«Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на звук хлопков.) и т.д. Имитация голосов животных, узнавание животного по голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, музыкальных инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у – воет волк, ш-ш-ш – шипит змея, р-р-р – рычит собака и др. |
3-6 | Повторение. Слово. | 4 | Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением (полоской из картона). «Чтение» зафиксированных слов, соотнести их с конкретными предметами. Называние окружающих предметов, «запись» слов условно-графической схемой (полоской из картона). Дифференциация сходных по звучанию слов: дом-дым, удочка – уточка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова схемой (полоской из картона). «Чтение» слов. |
7-10 | Повторение. Предложение. | 4 | Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением (полоской из картона). «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2, затем 3 слов), запись их условно-графической схемой(полоской из картона). «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка.; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок.). |
11-14 | Слог (часть слова) | 4 | Деление двусложных слов на части (слоги). Фиксация части слова условно-графическим изображением (полоской из картона или пуговки, бусины и др.). «Чтение» слов по слогам. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма-на, са-за, да-та и т.д. |
15-41 | Повторение. Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами:а,у,о,м,х,ш,л,ы,н,р,п,к,т,и,з,с, в,ж,б. | 27 | Изучение звуков и букв перечисленных в разделе «Темы». Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на задание учителя. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ом, ум, ах, ох) и открытых (ма, му, ха, хи) двубуквенных слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах и в словах. Чтение слов состоящих из изученных букв. Чтение предложений. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. |
42-44 | Звуки [г],[гь]. Буква Г. | 3 | |
45-46 | Звуки [г],[к]. Буквы Г, К. | 2 | |
47-49 | Буква Ь. | 3 | |
50-52 | Звук [j]. Буква Й. | 3 | |
53-55 | Звуки [д],[дь]. Буквы Д. | 3 | |
56-57 | Звуки [д],[т]. Буквы Д,Т. | 2 | |
58-61 | Звуки [е],[йэ]. Буква Е. | 4 | |
62-65 | Звуки [йо],[ё]. Буква Ё. | 4 | |
66-68 | Звуки [я],[йа]. Буквы Я. | 3 | |
69-71 | Звуки [ю],[йу]. Буква Ю. | 3 | |
72-74 | Звуки [ц]. Буква Ц. | 3 | |
75-80 | Звуки [ч]. Буква Ч. | 6 | |
81-83 | Звуки [щ]. Буква Щ. | 3 | |
84 | Звуки [щ],[ч]. Буквы Щ, Ч. | 1 | |
85 | Звуки [ф],[фь]. Буква Ф. | 1 | |
86-87 | Звуки [ф],[в]. Буквы Ф, В. | 2 | |
88-90 | Звук [э]. Буква Э. | 3 | |
91-92 | Буква Ъ. | 2 | |
93-105 | Повторение пройденного. | 8 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами. |
Основные требования к концу учебного года
- Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- Читать по слогам слова;
- Понимать смысл прочитанного предложения, текста;
- Слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию;
Материально-техническое обеспечение
- Стол
- Стул
- Игры для развития мелкой моторики
- Шаблоны
- Трафареты
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Утверждаю __________________________ |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 4 КЛАССА
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Шагина Ольга Станиславовна,
первая категория
п. Октябрьский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа по математике для ученицы 4 класса разработана на основе:
- Программы Министерства образования и науки РФ «Начальное общее образование»,
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва, А.А. Дмитриев, С.В. Комарова, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова, Э.В. Якубовская. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М. – «Просвещение», 2011 г.
- Учебного плана МКОУСОШ № 18 на 2014-2015 учебный год.
- Сухова В.Б. Математика. Учебник для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида.
Математика является одним из ведущих образовательных предметов в специальном (коррекционном) классе VIII вида, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Задачи:
- Формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащегося к овладению трудовыми знаниями и навыками;
- Максимальное общее развитие учащегося средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей ученика на различных этапах обучения;
- Воспитание целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Содержание математики как учебного предмета в специальном (коррекционном) классе включает пропедевтику обучения математике, т.е. развитие дочисловых представлений; нумерацию натуральных чисел в пределах 10; число и цифру 0; единицы измерения величин ( длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах; четыре арифметических действия с натуральными числами; элементы геометрии (обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету; решение простых задач.
Математический материал распределяется по четвертям, опираясь на актуальный уровень знаний, «зоны ближайшего развития», с учётом познавательных и возрастных возможностей учащегося. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащегося по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта.
Цифры и математические знаки изучаются по 6-ти точечной системе письменности Луи Брайля. Простой шрифт, в основе которого лежит ячейка, занявшая всего 3 точки в высоту и 2 точки в ширину. Каждый знак шрифта Брайля целиком помещается под подушечку пальца. Одним лёгким прикосновением незрячий человек ощущает количество и конфигурацию точек в любом знаке. И понимает его значение.
Поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Знаками алфавита Брайля текст пишут справа налево, затем страницу переворачивают, и текст читается слева направо. В этом заключается одна из технических трудностей при обучении алфавиту Брайля.
Комбинация из наличных и отсутствующих точек (продавливаний) в матрице-ячейке дает определенный символ. Высота точки в 0,5 мм достаточна для ее распознавания на ощупь. Стандартная страница с текстом Брайля вмещает до 25 строк по 40—43 ячеек. [6].
Для письма шрифтом Брайля используется комплект особых письменных принадлежностей. Грифель и трафарет или прибор. Трафарет, состоит из двух пластинок, скреплённых петлёй. Между пластинами должна вкладываться специальная плотная бумага, хорошо держащая придаваемую ей форму. В нижней пластине имеются ряды углублений для точек. В верхней пластине имеются ряды прямоугольных ячеек-пустот. Каждая ячейка верхней пластины имеет по 6 выступающих по краям ячейки закруглённых каёмок: по всем четырём углам и по середине вертикальных сторон. Эти направляющие боковые выступы располагаются строго над углублениями нижней пластины. Используя выступы направляющих в ячейках верхней пластины трафарета, грифелем продавливают точки знаков Брайля на плотной бумаге точку за точкой.
Уже написанные знаки Брайля невозможно изменить в размерах, подчеркнуть, как-либо изменить их конфигурацию. Поэтому для выделения букв и слов используются специальные знаки: заглавных и малых букв, (которые ставятся перед нужными буквами),цифра (которые ставятся перед цифрой) курсива, полужирного шрифтов (знаки ставятся до и после выделяемых символов), верхнего и нижнего индекса, математического корня (один символ ставится в начале, другой — в конце), и т. д.
Тематический план
(105 часов – 3 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Коли-чество часов | Содержание |
1 | Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. | 6 | Представления о величине: большой – маленький (больше – меньше, одинаковые (равные) по величине). Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий (выше – ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий – узкий (шире – уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый – тонкий (толще – тоньше, одинаковые (равные) по толщине), глубокий – мелкий (глубже – мельче, одинаковые (равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру 2-4 предметов. Представления о массе: тяжёлый – лёгкий (тяжелее – легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести). Сравнение 2-4 предметов. Количественные представления: мало, много, столько же, несколько, немного, одинаковое количество (поровну). Изменение количества (на примере работы с предметами сыпучими и жидкими веществами). Сравнение количества предметов путём установления взаимно-однозначного соответствия: больше, меньше; одинаковое, равное количество; столько же, лишние, недостающие предметы. Временные представления. Времена года: зима, весна, лето, осень. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно, рано, поздно. Возраст: молодой – старый (моложе – старше). Пространственные представления: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, далеко – близко, рядом, между, около, в середине, на, в, над, под, перед, за, напротив. Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине (в центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний углы. Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Умение различать геометрические фигуры: шар, куб, брус; круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. |
2 | Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0. | 14 | Отрезок числового ряда 1-10. Число и цифра 0. Образование, чтение, запись чисел первого десятка. Счёт в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 10. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее), следующее за (последующее). Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 10. Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Количество лишних, недостающих единиц в двух сравниваемых числах без обозначения знаком. Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10 ед.= 1 дес., 1 дес. = 10 ед. |
3 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. | 50 | Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания. Знаки +,-,=. Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование). Решение примеров на сложение и вычитание, требующих выполнения двух действий (одинаковых и разных). Решение простых задач. |
Основные требования к концу учебного года
- Различать 2-4 предмета по величине, размеру, массе;
- Сравнивать предметы по одному признаку;
- Определять положение предметов на плоскости;
- Определять положение предметов в пространстве относительно себя;
- Образовывать, читать и записывать числа первого десятка по системе Л. Брайля;
- Считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть лишние или недостающие не обязательно);
- Решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;
- Обводить геометрические фигуры по трафарету.
Материально-техническое обеспечение
- Стол.
- Стул.
- Геометрические фигуры: плоские и объёмные.
- Трафареты.
- Счётные палочки.
- Счётный материал.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Утверждаю __________________________ |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 4 КЛАССА
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Шагина Ольга Станиславовна,
первая категория
п. Октябрьский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для ученицы 4 класса создана на основе:
- Программы Министерства образования и науки РФ «Начальное общее образование»;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва, А.А. Дмитриев, С.В. Комарова, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова, Э.В. Якубовская. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М. – «Просвещение», 2011 г.
- Учебного плана МКОУСОШ № 18 на 2014-2015 учебный год.
- Учебно-методического комплекта: Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) М. «Репро», 1998г.
Обучение русскому языку ребёнка с интеллектуальными нарушениями предполагает у него формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми потом поможет выпускнику специального (коррекционного) класса XIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики ребёнка с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения его русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Введение в программу пропедевтических этапов (добукварного периода перед изучением букваря, практических грамматических упражнений – перед изучением систематического курса грамматики в старших классах) обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащегося, в том числе исправление различных нарушений речи школьника.
Цель индивидуальной программы
- Создать систему поэтапной педагогической поддержки ребёнка в образовательном процессе.
Коррекционные и воспитательные задачи
- Формирование у учащегося интереса к русскому языку и первоначальные языковые обобщения;
- Развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
- Знакомство ребёнка со связной письменной речью как видом общения;
- Обучение школьника правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения (от буквенного - к послоговому чтению, от послогового к чтению целыми словами);
- Обучение письму по системе Луи Брайля;
- Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Буквы изучаются по 6-ти точечной системе письменности Луи Брайля. Простой шрифт, в основе которого лежит ячейка, занявшая всего 3 точки в высоту и 2 точки в ширину. Каждый знак шрифта Брайля целиком помещается под подушечку пальца. Одним лёгким прикосновением незрячий человек ощущает количество и конфигурацию точек в любом знаке. И понимает его значение.
Поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Знаками алфавита Брайля текст пишут справа налево, затем страницу переворачивают, и текст читается слева направо. В этом заключается одна из технических трудностей при обучении алфавиту Брайля.
Комбинация из наличных и отсутствующих точек (продавливаний) в матрице-ячейке дает определенный символ. Высота точки в 0,5 мм достаточна для ее распознавания на ощупь. Стандартная страница с текстом Брайля вмещает до 25 строк по 40—43 ячеек. [6].
В алфавите Брайля существует всего 63 различных знаков, имеющих хотя бы одну точку, плюс пустая ячейка без точек, применяемая в качестве пробела. Вследствие такого ограничения общего числа различных комбинаций точек, часто используются символы, составленные из двух знаков, каждый из которых по отдельности имеет свои значения.
Предусмотрены дополнительные знаки: большие и малые буквы, цифровой знак и т. д. Каждая такая комбинация имеет несколько значений, число которых может доходить до десяти.
Для письма шрифтом Брайля используется комплект особых письменных принадлежностей. Грифель и трафарет или прибор. Трафарет, состоит из двух пластинок, скреплённых петлёй. Между пластинами должна вкладываться специальная плотная бумага, хорошо держащая придаваемую ей форму. В нижней пластине имеются ряды углублений для точек. В верхней пластине имеются ряды прямоугольных ячеек-пустот. Каждая ячейка верхней пластины имеет по 6 выступающих по краям ячейки закруглённых каёмок: по всем четырём углам и по середине вертикальных сторон. Эти направляющие боковые выступы располагаются строго над углублениями нижней пластины. Используя выступы направляющих в ячейках верхней пластины трафарета, грифелем продавливают точки знаков Брайля на плотной бумаге точку за точкой.
Уже написанные знаки Брайля невозможно изменить в размерах, подчеркнуть, как-либо изменить их конфигурацию. Поэтому для выделения букв и слов используются специальные знаки: заглавных и малых букв (которые ставятся перед нужными буквами), курсива, полужирного шрифтов (знаки ставятся до и после выделяемых символов), верхнего и нижнего индекса, математического корня (один символ ставится в начале, другой — в конце) и т. д.
Тематический план
(105 часов – 3 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Повторение. Устная и письменная речь. | 1 | Дифференциация письменной и устной речи |
2 | Повторение. Речевые и неречевые звуки | 1 | Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука(«Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на звук хлопков.) и т.д. Имитация голосов животных, узнавание животного по голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, музыкальных инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у – воет волк, ш-ш-ш – шипит змея, р-р-р – рычит собака и др. |
3-6 | Повторение. Слово. | 4 | Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением (полоской из картона). «Чтение» зафиксированных слов, соотнести их с конкретными предметами. Называние окружающих предметов, «запись» слов условно-графической схемой (полоской из картона). Дифференциация сходных по звучанию слов: дом-дым, удочка – уточка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова схемой (полоской из картона). «Чтение» слов. |
7-10 | Повторение. Предложение. | 4 | Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением (полоской из картона). «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2, затем 3 слов), запись их условно-графической схемой(полоской из картона). «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка.; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок.). |
11-14 | Слог (часть слова) | 4 | Деление двусложных слов на части (слоги). Фиксация части слова условно-графическим изображением (полоской из картона или пуговки, бусины и др.). «Чтение» слов по слогам. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма-на, са-за, да-та и т.д. |
15-41 | Повторение. Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами:а,у,о,м,х,ш,л,ы,н,р,п,к,т,и,з,с, в,ж,б. | 27 | Изучение звуков и букв перечисленных в разделе «Темы». Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на задание учителя. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ом, ум, ах, ох) и открытых (ма, му, ха, хи) двубуквенных слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах и в словах. Чтение слов состоящих из изученных букв. Чтение простых предложений. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. Усвоение письменной системы по Л. Брайлю. Работа с грифелем и трафаретом. Развитие моторных умений. Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой. Формирование графических умений. Развитие умения держать ручку, карандаш, грифель. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. |
42-44 | Звуки [г],[гь]. Буква Г. | 3 | |
45-46 | Звуки [г],[к]. Буквы Г, К. | 2 | |
47-49 | Буква Ь. | 3 | |
50-52 | Звук [j]. Буква Й. | 3 | |
53-55 | Звуки [д],[дь]. Буквы Д. | 3 | |
56-57 | Звуки [д],[т]. Буквы Д,Т. | 2 | |
58-61 | Звуки [е],[йэ]. Буква Е. | 4 | |
62-65 | Звуки [йо],[ё]. Буква Ё. | 4 | |
66-68 | Звуки [я],[йа]. Буквы Я. | 3 | |
69-71 | Звуки [ю],[йу]. Буква Ю. | 3 | |
72-74 | Звуки [ц]. Буква Ц. | 3 | |
75-80 | Звуки [ч]. Буква Ч. | 6 | |
81-83 | Звуки [щ]. Буква Щ. | 3 | |
84 | Звуки [щ],[ч]. Буквы Щ, Ч. | 1 | |
85 | Звуки [ф],[фь]. Буква Ф. | 1 | |
86-87 | Звуки [ф],[в]. Буквы Ф, В. | 2 | |
88-90 | Звук [э]. Буква Э. | 3 | |
91-92 | Буква Ъ. | 2 | |
93-105 | Повторение пройденного. | 8 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами. |
Основные требования к концу учебного года
- Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- Читать по слогам отдельные слова, предложения, тексты;
- Слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
- Писать буквы, слоги, слова, предложения по системе Л. Брайля.
Материально-техническое обеспечение
- Стол
- Стул
- Прописи
- Грифель и трафарет для письма по системе Л. Брайля.
- Мозаика
- Игры для развития мелкой моторики
- Шаблоны, трафареты.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Утверждаю __________________________ |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 4 КЛАССА
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Шагина Ольга Станиславовна,
первая категория
п. Октябрьский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа по технологии для ученицы 4 класса разработана на основе:
- Программы Министерства образования и науки РФ «Начальное общее образование»,
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва, А.А. Дмитриев, С.В. Комарова, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова, Э.В. Якубовская. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М. – «Просвещение», 2011 г.
- Учебного плана МКОУСОШ № 18 на 2014-2015 учебный год.
Главное место в коррекционно - воспитательной работе с обучающимися отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях, у ребёнка развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанника перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.
В процессе труда формируются такие качества, как привычка к трудовому усилию, умение работать в паре с другим человеком, что является очень важным условием для дальнейшей социально- трудовой адаптации воспитанника.
Слепой ребёнок в начальных классах обучается таким видам ручного труда как лепка из пластилина, рисунок из пластилина, мозаика из различных мелких материалов (бусины, скорлупки и т.п.), аппликация из простых геометрических фигур, лепка из глины, теста, поделки из природного материала.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(70 часов – 2 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Количество часов | Содержание |
1-4 | Ориентирование в поле листа. | 4 | Необходимо научить ребенка самостоятельно готовить прибор к работе. Затем отрабатывать такие понятия, как выше -ниже, правый верхний угол, левый нижний угол и т.д., середина, центр, правее - левее. Перечисленные понятия отрабатываются с помощью аппликаций (например: приклей тучку в верхнем правом углу и т.п.) и лепки (на доске для лепки прилепи лепёшку в середине доски). |
5-8 | Точка. Лепка. | 4 | Лепка круглых, шарообразных предметов (мяч, арбуз и др.), уменьшать их до тех пор пока не получится точка. |
9-28 | Линии. Лепка. | 20 | Прежде нужно дать понятие линии и выделить ее свойства. Для обследования можно взять какой - либо эластичный предмет (резиновый шнур). Ребёнок обследуют шнур, затем его растягивает. При этом диаметр шнура уменьшается, а длина увеличивается. Таким образом формируется понятие о том, что линия может быть бесконечной и разной по толщине. Необходимо дать классификацию линий (горизонтальная, вертикальная, наклонная, ломаная, волнистая, отрезок, луч, пунктирная, сплошная, точечная), предложить прочитать все эти типы линий на рельефных графических пособиях. Затем предложить сделать из пластилина тонкую колбаску и выполнить обводку по шаблону, выполнить из разных линий предметы (цветок, волны, солнце и т.п.). |
29-34 | Аппликация и лепка из геометрических фигур. Круг. | 6 | К простым плоским геометрическим формам относятся круг, квадрат, треугольник. Изображения плоских предметов сходны по форме с реальным предметом и могут быть получены путем обводки. Незрячий ребёнок довольно легко опознают эти фигуры. При этом важно с первых занятий учить ребёнка алгоритмам обследования: либо по всему периметру, начиная от верхнего левого угла; либо начиная из центра в верхней части фигуры, затем симметрично вправо и влево к углам, вниз и к центру в нижней части фигуры. Далее предлагается проследить изображение плоских геометрических фигур на рельефных наглядных пособиях, затем - работа по трафарету, в завершении - выполнение геометрических плоских форм без трафарета. Заканчивается работа аппликацией несложного предмета (дом, ёлка, башня и т.п.) из изученных форм. |
35-40 | Аппликация и лепка из геометрических фигур. Квадрат. | 6 | |
41-46 | Аппликация и лепка из геометрических фигур. Треугольник. | 6 | |
47-52 | Аппликация и лепка из геометрических фигур. Овал. | 6 | |
53-64 | Лепка. Фрукты, овощи, ягоды. | 12 | Для восприятия этих предметов требуется достаточно высокий уровень представлений и пространственного воображения, т. к. в большинстве своем окружающие нас предметы состоят из комбинации простых геометрических тел. Алгоритм обследования остается тот же, что и при обследовании плоских форм: общие движения рук по предмету сверху вниз (если обследование производится двумя руками, то движения должны быть синхронны); обследование пальцами (одним или несколькими). При обследовании предметов объемной формы нужно подбирать разные по сложности предметы. В связи с этим можно разделить объемные предметы на группы по степени сложности: 1 группа - изображения, близкие по форме к геометрическим телам. К ним относятся овощи, фрукты, ягоды. Предметы такой формы достаточно просто опознаются незрячими и преобразуются в плоскостное изображение (рельефный рисунок) и наоборот. Учителю при чтении слепыми детьми таких изображений необходимо обращать внимание на восприятие контура предметов и отличительных признаков (стебли, черенки, листья, семена и т.д.). Лепка в данном случае приобретает коррекционную значимость, т.к. позволяет понять пространственное расположение предметов, их объем и закрепить полученные знания. |
65-70 | Аппликация. Транспорт, военная и промышленная техника, бытовая техника. | 6 | 2 группа - изображения, включающие сочетание геометрических форм (транспорт, военная и промышленная техника, бытовая техника). Большие сложности слепые дети испытывают при опознании промышленной и бытовой техники. Причину можно видеть в том, что такие предметы мало встречаются детям в игрушках и моделях. Кроме того, они имеют практически одинаковую форму (например, холодильник, стиральная машина, телевизор, компьютер и т.д.), в результате чего слепому ребенку трудно ее отдифференцировать. Работа в данном случае должна быть направлена на выделение характерных признаков предмета, наиболее полно отражающих его суть. Вначале обследуется контур, формируются обобщенные представления. Затем они конкретизируются посредством выделения отдельных элементов. С помощью бумаги разной фактуры ребёнок выполняет аппликацию. В этом случае также полезно использовать лепку. |
Основные требования к концу учебного года
- Уметь ориентироваться в поле листа;
- Уметь определять и лепить точку;
- Уметь различать и с помощью пластилина выполнять различные линии;
- Уметь различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал;
- Уметь с помощью шаблонов из геометрических фигур выполнять аппликации простых по форме предметов (дом, ёлку, снеговик, машину и т.п.);
- Уметь различать фрукты, овощи и ягоды на ощупь и лепить их из пластилина.
Материально-техническое обеспечение
- Стол
- Стул
- Игры для развития мелкой моторики
- Шаблоны
- Трафареты
- Пластилин
- Альбом
- Доска для пластилина
- Модели транспорта, бытовой техники, овощей, фруктов, ягод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по работе с одаренными детьми
Программа предназначена для дополнительной работы с одаренными учащимися 2 класса по предметам: математика и русский язык. Важнейшими целями обучения на этом ...
Рабочая программа по работе с одаренными детьми
Рабочая программа по работе с одаренными детьми в 4 классе...
Рабочая программа по работе с неуспевающими детьми для 4 класса
В материале можно найти ключевые моменты организации работы со слабоуспевающими детьми, план работы начальной школы и классных руководителей со слабоуспевающими детьми....
Рабочая программа для работы с инклюзивными детьми
Данная программа разработана для работы с детьми по программе 8 вида....
Рабочая программа по работе с одарёнными детьми для 4 класса
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорош...
Рабочая программа по работе с одарёнными детьми
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «...
Рабочая программа по работе с одарёнными детьми для 4 класса
Рабочая программа по работе с одарёнными детьми для 4 класса...