Инновационная экспериментальная деятельность на примере работы по повышению уровня восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста
статья по технологии

Каменских Виктория Аркадьевна

Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития системы образования в целом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная экспериментальная деятельность на примере работы по повышению  уровня  восприятия художественного произведения детьми

младшего школьного возраста

Подготовила: Каменских В.А.

Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития системы образования в целом. Благодаря этому происходит обновление содержания образования. Главной функцией экспериментальной и инновационной деятельности является инициация творческой самостоятельности педагога, повышение его мотивации к собственному профессиональному развитию, постоянному самосовершенствованию, которое проявляется в использовании в собственной практике новшеств, стремлении повысить качество работы, применении новых, в том числе самостоятельно разработанных, методик и дидактических средств. Эта функция создает условия для развития субъектной позиции педагогов в их профессиональной деятельности, что создает все необходимые и достаточные условия для развития субъектности учащихся.

Понятия «Инновация» и «Эксперимент» находятся в неразрывной связи, так как внедрение любой инновации есть эксперимент. Говоря об инновационной экспериментальной деятельности необходимо понимать, что данная работа является преимущественно проектной. В собственной педагогической деятельности реализую внедрение  новых образовательных идей с осторожностью, наблюдая за изменениями в поведении школьников, получая обратную связь от учеников.

Основная идея представленной работы – повышение уровня восприятия художественного произведения обучающихся 2 класса с помощью внедрения техник арт-терапии, музыкальной терапии на уроках литературного чтения.

Исследователи, практики в области арт-терапии выражают общее мнение о том, что занятие творчеством развивает человека во всех сферах жизни. О.В. Лиманкин отмечает, что занятия творческими видами деятельности побуждают людей к креативному выражению, косвенно помогая им достичь более высокого уровня социального функционирования, К. Мальхиоди считает, что искусство и творчество в ходе арт-терапевтической работы ведут к самопознанию на более глубоком уровне.

Исходя из мнений, взглядов специалистов в области арт-терапии предполагается, что использование техник творческой экспрессии поможет повысить уровень развития эмоциональной сферы младших школьников, что в свою очередь может положительно отразиться на восприятии художественного произведения обучающимися.

Использование инструментов и техник арт-терапии планируется на уроке литературного чтения в течение четырех недель. Эффективность работы будет определена по итогам опроса обучающихся на основании классификации уровней восприятия художественного текста М.П. Воюшиной (описание классификации расположено ниже по тексту). Входная диагностика: фрагментарный (первый) уровень – 12% (4 чел), констатирующий (второй) уровень – 26% (9 чел), уровень «героя» (третий) – 44% (15 чел), уровень «идеи» (четвертый) – 18% (6 чел).

Далее будет раскрыта проблема восприятия художественного текста обучающимися. Вопрос о специфике восприятия художественной литературы младшими школьниками в методике является спорным.

Традиционно выделяют два типа отношений к художественному миру произведения. Первый – эмоционально-образный – такой тип отношения, когда обучающийся проявляет непосредственно эмоциональную реакцию на образы главных и второстепенных героев. Второй тип – интеллектуально-оценочный – в данном случае восприятие произведения, анализ поведения героев, сюжетных линий зависит от житейского и читательского опыта ребенка. Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Исходя из суждения о том, что художественный текст может быть осмыслен обучающимися в зависимости от возраста, жизненного опыта и других факторов по разному, в методике принято говорить не о правильном восприятии произведения, а о полноценном. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Согласно классификации М.П. Воюшиной, для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия.

1. Фрагментарный уровень. У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное. При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один - два вопроса, как правило, к началу текста.

2. Констатирующий уровень. Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. При специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображении героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания. При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.

3. Уровень «героя». Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно, определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.

4. Уровень «идеи». Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.

Младшие школьники обладают самыми благоприятными для обучения возрастными чертами: наличием особой готовности усваивать, доверчивым отношением к авторитету, верой в истинность всего, чему учат, умственной активностью и любознательностью. Им свойственна открытость впечатлениям, свежесть восприятия, непредвзятость взгляда.   Дети младшего школьного возраста, во всяком случае, начиная со 2 класса способны не только к «наивно-реалистическому чтению», но в элементарном виде – к углублению во внутренний смысл текста. Это зависит от методики работы с ними. При этом учителю следует помнить, что уровни читательской зрелости учеников 1-2 классов и 3-4 классов существенно различаются. Ученики 1-2 классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель 6-8 лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы. Ученики 3-4 классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее, и уже накоплен некоторый литературный и житейский материал, который может быть сознательно обобщен.  Итак, младший школьный возраст характеризуется: - активным развитием интеллекта, приводящим к интеллектуализации восприятия и памяти;  появлением внутренней жизни, развитием возможности фиксировать эмоциональное состояние, видеть оттенки переживаний, прослеживать динамику эмоций:   переходом от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, развитием способности устанавливать причинно-следственные связи.   Именно с недостаточной развитостью данных психологических новообразований связаны недостатки детского восприятия литературного произведения.

Представляю примеры упражнений, которые предлагались ученикам.

«Правила» взаимодействия:

  1. Доверительный стиль общения.
  2. Общение по принципу «здесь и теперь».
  3. Персонификация   высказываний.
  4. Искренность в общении.
  5. Определение сильных сторон личности.
  6. Недопустимость непосредственных оценок человека.
  7. Активное участие в происходящем.
  8. Уважение к говорящему.

Упражнение «Работа с пиктограммами» (радость, огорчение, страх, гнев, удивление, стыд).

Ведущий задает детям вопросы. Какие взрослые больше всего тебя нравятся? Каким чаще всего бываешь ты? Каким чаще всего бывает твой друг (подруга)? Какая чаще всего воспитательница?

Далее каждый ребенок дорисовывает к каждой пиктограмме туловище, раскрашивает одежду человека тем цветом, который, по его мнению, подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

Упражнение «Гномы».

Детям показывают гномов – грустного, радостного, спокойного, сердитого, испуганного, удивленного, злого – и предлагает соотнести цвет с данными образами. При обсуждении ведущей обращает внимание на то, почему ребенок выбрал именно этот цвет.

Упражнение «Слепая лепка».

У ребенка перед глазами (закрытыми) будет стоять некий образ, который он хотел бы изобразить. Именно его чувственно он будет воплощать, не глядя на материал. Это сложно, зато в работу активно включается мелкая моторика, сенсорное восприятие и воображение.

Упражнение «Рисование музыки».

Ребенок слушает приятную музыку, попросите его любыми инструментами (ручками, фломастерами, карандашами) нарисовать то, что он слышит. Особенно эффективно будет создать целый ряд таких «музыкальных» картин, включая ребенку разную музыку: классическую и современную, грустную и веселую, медленную и быструю.

Упражнение «Комикс».

На одном большом ватмане или в виде книги. Пусть ребенок сам придумает сюжет, персонажей и развязку истории. Главное – позвольте ему использовать любой доступный инвентарь для оформления (краски, мелки, цветные ручки, карандаши и пр.).

Упражнение «Коллаж».

Арт-терапевтический коллаж представляет собой картину из вырезок, фотографий, стикеров и картинок, наклеенных на бумагу или текстиль в произвольном порядке.

Упражнение «Продолжи сказку»

Суть этого упражнения состоит в том, что преподаватель рассказывает небольшой сказочный фрагмент, а ребенок его завершает. Интересно описывать в сказке персонажей, которые в чем-то соответствуют членам семьи (род занятий, увлечения, возраст, пол и пр.). Такая сказкотерапия позволяет понаблюдать за невербальными реакциями ребенка, узнать о детских переживаниях и стремлениях, символически решить проблему малыша с помощью выбора альтернативы или модели поведения.

Комплекс упражнений арт-терапевтической направленности позволяет детям в игровой форме снять напряжение, проработать некоторые психологические затруднения. Упражнения направлены на развитие эмоционального сферы, развитие умения распознавать и выражать эмоции, чувства, которые испытывает ребенок и его окружение. С помощью упражнений, направленных на составление рассказов, сказок обучающийся «примеряет» на себя роль автора произведения.

Итоговая диагностика: фрагментарный (первый) уровень – 7% (2 чел), констатирующий (второй) уровень – 32% (11 чел), уровень «героя» (третий) – 32% (11 чел), уровень «идеи» (четвертый) – 29% (10 чел).

Результаты диагностики позволяет говорить о том, что использование техник арт-терапии, музыкальной терапии в данном случае продуктивно влияет на активное развитие эмоциональной сферы ребенка, возможность фиксировать собственное эмоциональное состояние, видеть оттенки переживаний, прослеживать динамику эмоций собственных и других людей, а развитие перечисленных характеристик в свою очередь повышает уровень восприятия художественного произведения обучающимися.

Понятие «инновационная педагогическая деятельность» означает новый подход к организации учебы и воспитания. Это, в первую очередь, применение новых способов продуктивного взаимодействия между учащимися и педагогами, которое приводит к достижению нужных результатов. Инновационное обучение подразумевает поиск и применение новых идей. Педагог разрабатывает и реализует новые методики и самостоятельно выбирает решения.

Исходя из данного определения инновационной деятельности педагога, считаю, что проведенная работа по внедрению арт-терапевтических техник на уроках литературного чтения для достижения повышения уровня восприятия художественного произведения может считаться инновационной экспериментальной деятельностью педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации требований ФГОС второго поколения

Не секрет, что любой педагог заинтересован  в качестве своего труда, которое выражается в прочных предметных и внепредметных умениях, знаниях своих воспитанников. Каждый ищет свои пути. Я – не ис...

Основные направления работы психолого-педагогической службы с детьми младшего школьного возраста.

Презентация для студентов психологов-педагогов, для школьных психологов, педагогов....

Пескотерапия- как инновационный метод формирования и развития коммуникативной культуры в воспитательной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.

Пескотерапия – это метод развития, коррекции и воспитания посредствам художественного творчества. Цель данного метода заключается в формировании начальной социально-коммуникативной компетенции ш...

«Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования»

Доклад на VI Конференцию «Мир особого ребенка» г. Оренбург, 2018г. тема: «Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнитель...

Специфика работы на музейной экспозиции с детьми младшего школьного возраста

В возрасте 6-9 лет дети способны к активному общению с музейными памятниками на экспозициях музеев различных типов – художественного историко-краеведческого, этнографического. Это именно тот воз...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста...