Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Научная статья "Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_unt_v_nsh_tabl.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение произведений устного народного творчества в начальной школе
Основная цель уроков литературного чтения в начальных класса – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Большую роль в этом играет изучение произведений устного народного творчества. С произведениями фольклора дети встречаются еще в дошкольном возрасте. Придя в школу, они уже знают колыбельные песни, загадки, пословицы и поговорки, сказки. В младшем школьном возрасте интерес к устному народному творчеству не пропадает, а наоборот, возрастает.
В качестве примера изучения произведений устного народного творчества в начальной школе рассмотрим курс «Литературное чтение» УМК «Начальная школа ХХI века». Начиная с первого класса, в процессе обучения чтению младшие школьники знакомятся с произведениями фольклора. На уроках литературного слушания формируются такие понятия, как Родина, семья, человек, правда, достоинство, любовь к природе и бережное отношение ко всему живому на Земле. От класса к классу материал усложняется в соответствии с возрастом и уровнем обученности детей — вводятся новые жанры, сведения об изученных произведениях обобщаются и систематизируются. Например, в 1 классе на уроке литературного слушания учащиеся знакомятся с народными песнями (хороводными и песенками-закличками), сказками, загадками. Во 2 классе читают народные песни (хороводные, календарные, колыбельные). В 3 классе повторяют малые жанры фольклора, волшебные сказки, изучают былины, раскрывающие смысл пословицы «Жить – Родине служить». В 4 классе выпускник начальной школы знакомится с героическими песнями и легендами. В данной программе нравственно-этическое воспитание выделяется содержательной линией, которая реализуется на каждом уроке литературного чтения в процессе работы с произведением. Авторы отобрали такие произведения для изучения в начальной школе, которые формируют в сознании детей основы нравственно-этических норм, правила общения и построения отношений со сверстниками и взрослыми. Анализируя образы и поступки героев произведений, дети усваивают ключевые понятия: добро, правда, ложь, зло, любовь, ненависть, честь, дружба.
На протяжении всего периода обучения учащиеся так или иначе затрагивают морально-этические проблемы. Такой подход к отбору содержания позволяет решать задачу эмоционального развития у младших школьников, воспитания позитивного мышления, толерантного отношения к окружающему миру. Задача формирования национального и гражданского самосознания, чувств гордости за свою страну решается на протяжении всего курса: в 1 классе – в ходе изучения произведений (стихотворений) о Родине и родной природе. Со 2 по 4 классы – в ходе работы с фольклорными, летописными литературными произведениями разных жанров о героических подвигах и выдающихся личностях в истории нашей страны, о защитниках Отечества, русском народе и языке.
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций происходит постепенно от класса к классу. Большое значение в этом процессе имеет понимание фольклорных традиций. Знание и понимание детьми фольклорных корней своей литературы помогает им понять и принять литературу и культуру других народов. Отбор произведений и система их изучения позволяют младшим школьникам воспринимать литературу как источник познания родной и мировой культуры, духовных и нравственных ценностей. Так, во 2 классе учащиеся, изучая народные сказки, знакомятся со сказками не только народов России, но и народов мира: на примере русской сказки «У страха глаза велики» дети определяют признаки и особенности народной сказки. Дополнительно они знакомятся со сказками народов мира (японской «Журавлиные перья», индийской «Золотая рыба», немецкой «Бабушка Метелица»). По страничке «Книжная полка» в учебнике ребята выбирают народную сказку для самостоятельного чтения. Сопоставляя сюжетные и жанровые особенности, дети учатся находить общее в казалось бы далеких друг от друга фольклорных традициях.
Большое внимание в курсе уделено формированию компонентов учебной и
читательской деятельности. На примере изучения пословиц покажем, как это реализуется на практике. В 1 классе в разделе «Учимся уму-разуму» сразу после рассказов К. Ушинского «Играющие собаки» и В. Осеевой «Кто наказал его?» дается пословица «Жизнь дана на добрые дела». Ребята работают с пословицей: объясняют ее смысл, определяют тему и соотносят ее с главной мыслью прочитанных рассказов. Таким образом, дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения. Во 2 классе школьники знакомятся с пословицами о Родине, труде, дружбе, человеке. Они оперируют понятиями («пословица о дружбе», «пословица о подвиге», «пословица о труде»), составляют схемы или таблицы, классифицируя пословицы по темам или подбирая пословицы на заданную тему. В 4 классе учащиеся используют пословицы для формулировки главной мысли того или иного произведения. Таким образом, отбор произведений для изучения, система заданий в учебнике и в рабочих тетрадях формируют компоненты учебной и читательской деятельности.
Для развития устной речи в данном курсе используются такие формы обучения, как пересказ, рассказывание, выразительное чтение, устное изложение небольшого произведения или эпизода по плану, выражение своей точки зрения о произведении, герое и его поступке с элементами рассуждения и описания. Работа с произведением строится на наблюдении, сравнении, обобщении, классификации и построении логического ряда, а использование схем, моделей, таблиц служит развитию мышления, внимания, формированию читательской зоркости и уровня начитанности младших школьников. С этой же целью детям предлагается работа с таблицами. Например, сравнивая русскую народную сказку «Снегурочка» и сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка», ученики 2 класса выявляют особенности каждой сказки (художественные, композиционные, функциональные), сравнивают героев. Для самопроверки детям предлагаются готовые схемы или таблицы. Учащиеся сопоставляют свои ответы с предложенными, исправляют ошибки и оценивают свою работу. Так формируется один из важнейших компонентов учебной деятельности – самооценка.
Т.о., Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, дают возможность судить об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о культуре своего и других народов. Фольклорные традиции имеют большое значение в становлении гуманистических ценностных ориентаций. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении, воспитании и развитии учащихся. Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний, поскольку лишь пережитые знания становятся истинными убеждениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников
Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...
урок литературного чтения 2 класс программа перспектива "КВН по произведениям устного народного творчества"
План-конспект урока + презентация...
Формирование патриотизма на произведениях устного народного творчества в начальной школе.
Привить любовь и уважение к своей малой Родине, ее культуре и самобытности, сформировать патриотизм социальном и духовном развитии человека...
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.
План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...
Предмет: литературное чтение Интеллектуально-развивающая игра "Живая старина" по произведениям устного народного творчества.
Интеллектуально- развивающая игра "Живая старина", для учеников 2 -го класса, помогает ученикам проникнуть в обширный мир устного народного творчества народов России....
Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"
Читательская конференция "Нужно ли читать произведения устного народного творчества?"...
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....