Урок чтения в 4 классе по теме:"Аркадий Гайдар. Тимур и его команда"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Урок чтения для 4 класса по теме: А. Гайдар "Тимур и его команда". Закрепление. Урок составлен с приемами технологий критического мышления в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
17.12.2015г.
Учитель: Калистратова Т.П.
Класс 4 «А»
Тема урока: Гайдар "Тимур и его команда". Создание рассказа по аналогии.
Планируемые метапредметные результаты:
познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из текста;
- на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение работать в паре, группе;
регулятивные УУД:
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию:
личностные УУД:
- умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.
Ключевые вопросы урока:
Что я понял для себя, прочитав произведение Гайдара? Какую главную мысль вынес? Что хотел мне сказать автор?
К концу урока учащиеся осмыслят нравственно- эстетическое содержание повести.
Материалы/ Ресурсы/ Использование технологии:
портрет А.Гайдара: иллюстрации к повести "Тимур и его команда". Презентация; Карточки; Запись фильма «Тимур и его команда»;
Использовались элементы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Умения по подходам к учению: умение безошибочно читать и понимать прочитанный текст; прогнозировать развитие событий; умение искать решение в проблемной ситуации; развитие коммуникативных навыков и умения работать совместно с другими; умение вести дискуссию; умение убедительно формулировать свою точку зрения; умение слушать и слышать точку зрения, отличную от своей собственной.
Краткий план урока.
Оргмомент.
Беседа
Постановка темы и целей урока, формулирование ключевого вопроса.
Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
Чтение отрывков из текста и прогнозирование последующих событий.
Постановка проблемного вопроса и поиск решения проблемы.
Физминутка.
Погружение в историческое время. Рассказ о литературных интересах детей предвоенных лет.
Составление и анализ "лестницы ценностей" ребят из команды Тимура и шайки Квакина. Размышление о причинах распространения Тимуровского движения.
Дискуссия.
Поиск путей практического выхода.
Возвращение к ключевому вопросу, подведение итогов урока.
Выставление оценок, формулирование дифференцированного домашнего задания.
План – конспект урока
1.Оргмомент
Положительный настрой на урок
2.Беседа- повторение пройденного
(погружение – вызов)
Показ отрывка из фильма «Тимур и его команда»
-Как вы думаете, про кого этот фильм? (про Тимура и его друзей)
-Как они себя называют? (команда)
-Кто автор произведения, по которому был снят этот фильм? (Аркадий Петрович Гайдар)
На доске – портрет Гайдара. (Презентация)
-Что вы знаете о нём?
-Каким человеком он был?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Продолжаем работать над произведением А.П.Гайдара «Тимур и его команда».
3. Постановка темы и целей урока, формулирование ключевого вопроса
-Правильно. Сегодня мы проводим обобщающий урок по прочитанным отрывкам из книги Гайдара «Тимур и его команда».
Если, прочитав книгу, вы откладываете её в сторону и забываете про неё, значит, читали вы её зря. Читаем мы с пользой, если, прочитав, задумываемся и задаём себе вопросы. Значит читали не зря.
-Какие вопросы можно задать себе, прочитав какую-нибудь книгу?
Что я понял для себя?
Какую главную мысль вынес?
Что хотел сказать мне автор?
4.Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
1)-Вы перечитали дома отрывок из произведения «Тимур и его команда».
- Поделитесь вашими впечатлениями о прочитанном.
-Где и когда происходит действие повести? Почему важно это знать?
-Назовите главных героев.
-Почему им было интересно вместе? Что их объединяло?
- Какие дела Тимуровской команды запомнили?
2)Работа с иллюстрацией
Каждая команда получает иллюстрацию к отрывкам из повести.
Команда обсуждает, один представитель выходит и рассказывает событие, описанное на иллюстрации. Иллюстрацию оставляем на доске.
-Составьте картинный план.
5. Чтение отрывков из текста и прогнозирование последующих событий.
-Прочитайте, как Женя впервые оказалась на чердаке.
-Прочитайте отрывок, где Тимур проводит собрание с командой.
-Каким вам представляется Тимур?
-Давайте составим его портрет. Выберите слова, характеризующие героя.
благородный решительный смелый отзывчивый хулиган
трусливый грубый безответственный
-К какому герою подойдут оставшиеся слова?
- Подтвердим словами текста, прочитайте по ролям «Встреча Тимура и Квакина»
6. Инсценировка «Встреча Тимура и Квакина».
-Давайте сравним этих двух героев.
-Что у них общего?
-Как относятся ребята к Тимуру?
-А к Мишке Квакину?
-Давайте сравним этих двух героев. Заполните концептуальную таблицу.
Линия сравнения | Тимур | Квакин | |
Что организовали | |||
Как себя называли | |||
Как называлось место сбора | |||
Род занятий | |||
Друзья |
Выступление каждой команды.
7.Физкультминутка.
-Что такое команда?( Это группа людей, объединённая общим делом, направленным на помощь людям). Внутри команды существуют дружеские и товарищеские отношения. Давайте в качестве физминутки выполним упражнение, вырабатывающее такие командные отношения.
Упражнение "Гомеостат". ( Не пользуясь речью, нужно выбросить одинаковое количество пальцев одной руки за меньшее количество попыток)
Поздравляю вас, у вас получилось! А это значит, что в эти 3 минуты вы были командой. Надеюсь, что вы останетесь ею и выйдя с этого урока.
8.Погружение в историческое время. Рассказ о литературных интересах детей предвоенных лет.
-Знаете ли вы
1)Знаете ли вы, что любили читать и смотреть ребята предвоенных, 40-х годов? Ваши сверстники зачитывались романами и повестями Ж.Верна, Л.Стивенсона. Они мечтали оказаться на месте 15-летнего капитана, помогать детям капитана Гранта в поисках их пропавшего отца, отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта.
2) Знаете ли вы, что по 5-10 раз они смотрели фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтая биться вместе с Красной Армией против белогвардейцев. Мальчишки хотели бороться со стихией в условиях Заполярья, как это делали герои полярники из фильма «Семеро смелых».
3) Знаете ли вы, что повесть Гайдара началась печататься в газете "Пионерская правда" в 1940 году. И в том же году Тимуровское движение стало массовым. Миллионы мальчишек и девчонок начали подражать Тимуру.
4) Знаете ли вы, что они организовывали отряды, и помощь приходила ко всем, кто нуждался в ней. Движение оставалось мощным и в течение всех военных лет и несколько десятков лет после войны.
9.Составление и анализ "лестницы ценностей" ребят из команды Тимура и шайки Квакина. Размышление о причинах распространения Тимуровского движения.
- Итак, о чём же мечтали ребята тех лет? (по материалам моего рассказа и чтения повести "Тимур и его команда")
Дети называют, а я фиксирую на доске слова:
Романтика
Героизм
Тайна
Помощь людям
Самостоятельность
-Давайте составим "лестницу ценностей" для ребят из команды Тимура и шайки Квакина, ведь все они были детьми одного поколения и мечтали во многом об одном и том же.
-Как вы думаете, судя о перечисленном, почему именно Тимуровское, а не «Квакинское» движение?
-А совершали ли вы когда-нибудь поступок, похожий на дела Тимура и его команды? Помогли ли вы когда-нибудь тому, кто нуждался в вашей помощи? Что вы чувствовали при этом?
10 Дискуссия.
-Как называются люди, думающие только о себе и живущие только для своего удовольствия?
-Легко ли жить рядом с такими людьми?
-А кто знает, как называются люди, которые думают о других и помощи им больше, чем о себе и своих потребностях? (Вводим понятие «альтруист»)
-Как же можно назвать Тимура, а как – Квакина?
-А как вы думаете, для самого человека лучше быть эгоистом или альтруистом?
Класс делится на две группы в зависимости от занятой точки зрения. Группы обсуждают наиболее убедительные аргументы. Проводим дискуссию, делая по одному или два хода (в зависимости от времени и количества аргументов)
-Каждый имеет право на своё собственное мнение. Я думаю, что жизнь с течением времени поправит, а может, и совсем изменит мнение некоторых .
11. Поиск путей практического выхода.
-Как вы думаете, нужна ли кому-нибудь помощь тимуровцев сейчас?
-А реально ли это? Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи?
(Продумываем пути помощи тем, кому нужна помощь: открытки и поздравления ветеранам войны, помощь игрушками, вещами и письма ребятам из детского дома и т.д.)
-У вас на столах стоят макеты вашего штаба. Поднимите и покажите всем. Подготовьте ответ-рассказ: если бы мы были в команде Тимура, то помогли бы ……
12. Возвращение к ключевому вопросу, подведение итогов урока.
-Давай те попробуем ответить на ключевые вопросы урока. Что же хотел сказать нам автор, создав эту повесть?
-Если сегодня вам удалось услышать других людей, попытаться подумать не только о себе и своих потребностях, но и о других людях, их нуждах, это значит, что наш с вами урок прошёл не зря. Это значит, что за это короткое время вы повзрослели.
13. Рефлексия
Ромашка Блума
-Перед вами лежат лепестки ромашки блума. Вам нужно написать вопрос и раскрасить свой лепесток в цвет по настроению (зеленый, синий, красный)
14. Выставление оценок, формулирование дифференцированного домашнего задания:
Дома подготовите творческий пересказ прочитанных в классе отрывков от лица Тимура (мальчики) и от лица Жени (девочки)
Итог урока
-Хотелось бы закончить наш урок словами:
Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы
Как бесконечную игру.
Он никогда не будет стар,
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар
В шинель походную одетый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"
Конспект урока по литературному чтению по программе 2100 в 4 классе...
Урок внеклассного чтения по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"
Урок внеклассногот чтения в 4 классе по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"Презентация разбита на несколько частей, необходимо соединить части перед демонстрацией....
Внеклассное чтение по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
Внеклассное чтение по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда»...
Урок внеклассного чтения по повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда"
Урок был разработан для городского семинара библиотекарей по теме "От успешного чтения через творчество к успешной личности"....
Внеклассное чтение по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"
Цель: . Расширение литературного кругозора учащихся.Задачи: .-Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора;-Развивать внимание к авторс...
ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПОВЕСТИ А.П.ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»
ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВПО ПОВЕСТИ А.П.ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»...