Урок чтения в 4 классе по теме:"Аркадий Гайдар. Тимур и его команда"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Урок чтения для 4 класса по теме: А. Гайдар "Тимур и его команда". Закрепление. Урок составлен с приемами технологий критического мышления в рамках ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

17.12.2015г.

Учитель: Калистратова Т.П.

Класс 4 «А»

Тема урока: Гайдар "Тимур и его команда". Создание рассказа по аналогии.

Планируемые метапредметные результаты:

познавательные УУД:

  • умение извлекать информацию из текста;
  • на основе анализа объектов делать выводы;

коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение работать в паре, группе;

регулятивные УУД:

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию:

личностные УУД:

  • умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.

Ключевые вопросы урока:

Что я понял для себя, прочитав произведение Гайдара? Какую главную мысль вынес? Что хотел мне сказать автор? 

К концу урока учащиеся осмыслят нравственно- эстетическое содержание повести.

Материалы/ Ресурсы/ Использование технологии:

портрет А.Гайдара: иллюстрации к повести "Тимур и его команда". Презентация; Карточки; Запись фильма «Тимур и его команда»;

Использовались элементы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Умения по подходам к учению: умение безошибочно читать и понимать прочитанный текст; прогнозировать развитие событий; умение искать решение в проблемной ситуации; развитие коммуникативных навыков и умения работать совместно с другими; умение вести дискуссию; умение убедительно формулировать свою точку зрения; умение слушать и слышать точку зрения, отличную от своей собственной.

Краткий план урока.

    Оргмомент.

      Беседа

    Постановка темы и  целей урока, формулирование ключевого вопроса.

    Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

    Чтение отрывков из текста и прогнозирование последующих событий.

    Постановка проблемного вопроса и поиск решения проблемы.

    Физминутка.

    Погружение в историческое время. Рассказ о литературных интересах детей предвоенных лет.

    Составление и анализ "лестницы ценностей" ребят из команды Тимура и шайки Квакина. Размышление о причинах распространения Тимуровского движения.

   Дискуссия.

    Поиск путей практического выхода.

    Возвращение к ключевому вопросу, подведение итогов урока.

    Выставление оценок, формулирование дифференцированного домашнего задания.

План – конспект урока

1.Оргмомент

Положительный настрой на урок

2.Беседа- повторение пройденного

(погружение – вызов)

Показ отрывка из фильма «Тимур и его команда»

-Как вы думаете, про кого этот фильм? (про Тимура и его друзей)

-Как они себя называют? (команда)

-Кто автор произведения, по которому был снят этот фильм? (Аркадий Петрович Гайдар)

На доске – портрет Гайдара. (Презентация)

-Что вы знаете о нём?

-Каким человеком он был?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Продолжаем работать над произведением А.П.Гайдара «Тимур и его команда».

3. Постановка темы и целей урока, формулирование ключевого вопроса

-Правильно. Сегодня мы проводим обобщающий урок по прочитанным отрывкам из книги Гайдара «Тимур и его команда».

Если, прочитав книгу, вы откладываете её в сторону и забываете про неё, значит, читали вы её зря. Читаем мы с пользой, если, прочитав, задумываемся и задаём себе вопросы. Значит читали не зря.

-Какие вопросы можно задать себе, прочитав какую-нибудь книгу?

Что я понял для себя?

Какую главную мысль вынес?

Что хотел сказать мне автор?

4.Проверка домашнего задания, актуализация знаний.

1)-Вы перечитали дома отрывок из произведения «Тимур и его команда».

- Поделитесь вашими впечатлениями о прочитанном.

-Где и когда происходит действие повести? Почему важно это знать?

-Назовите главных героев.

-Почему им было интересно вместе? Что их объединяло?

- Какие дела Тимуровской команды запомнили?

2)Работа с иллюстрацией

Каждая команда получает иллюстрацию к отрывкам из повести.

Команда обсуждает, один представитель выходит и рассказывает событие, описанное на иллюстрации. Иллюстрацию оставляем на доске.

-Составьте картинный план.

5. Чтение отрывков из текста и прогнозирование последующих событий.

-Прочитайте, как Женя впервые оказалась на чердаке.

-Прочитайте отрывок, где Тимур проводит собрание с командой.

-Каким вам представляется Тимур?

-Давайте составим его портрет. Выберите слова, характеризующие героя.

благородный   решительный   смелый   отзывчивый   хулиган

трусливый  грубый   безответственный

-К какому герою подойдут оставшиеся слова?

- Подтвердим словами текста, прочитайте по ролям «Встреча Тимура и Квакина»

6. Инсценировка «Встреча Тимура и Квакина».

-Давайте сравним этих двух героев.

-Что у них общего?

-Как относятся ребята к Тимуру?

-А к Мишке Квакину?

-Давайте сравним этих двух героев. Заполните концептуальную таблицу.

Линия сравнения

Тимур

Квакин

Что организовали

Как себя называли

Как называлось место сбора

Род занятий

Друзья

Выступление каждой команды.

7.Физкультминутка.

-Что такое команда?( Это группа людей, объединённая общим делом, направленным на помощь людям). Внутри команды существуют дружеские и товарищеские отношения. Давайте в качестве физминутки выполним упражнение, вырабатывающее такие командные отношения.

Упражнение "Гомеостат". ( Не пользуясь речью, нужно выбросить одинаковое количество пальцев одной руки за меньшее количество попыток)

Поздравляю вас, у вас получилось! А это значит, что в эти 3 минуты вы были командой. Надеюсь, что вы останетесь ею и выйдя с этого урока.

8.Погружение в историческое время. Рассказ о литературных интересах детей предвоенных лет.

-Знаете ли вы

1)Знаете ли вы, что любили читать и смотреть ребята предвоенных, 40-х годов? Ваши сверстники зачитывались романами и повестями Ж.Верна, Л.Стивенсона. Они мечтали оказаться на месте 15-летнего капитана, помогать детям капитана Гранта в поисках их пропавшего отца, отправиться на поиски сокровищ пирата Флинта.

2) Знаете ли вы, что по 5-10 раз они смотрели фильмы про героя Гражданской войны Чапаева, мечтая биться вместе с Красной Армией против белогвардейцев. Мальчишки хотели бороться со стихией в условиях Заполярья, как это делали герои полярники из фильма «Семеро смелых».

3) Знаете ли вы, что повесть Гайдара началась печататься в газете "Пионерская правда" в 1940 году. И в том же году Тимуровское движение стало массовым. Миллионы мальчишек и девчонок начали подражать Тимуру.

4) Знаете ли вы, что они организовывали отряды, и помощь приходила ко всем, кто нуждался в ней. Движение оставалось мощным и в течение всех военных лет и несколько десятков лет после войны.

9.Составление и анализ "лестницы ценностей" ребят из команды Тимура и шайки Квакина. Размышление о причинах распространения Тимуровского движения.

- Итак, о чём же мечтали ребята тех лет? (по материалам моего рассказа и чтения повести "Тимур и его команда")

Дети называют, а я фиксирую на доске слова:

Романтика

Героизм

Тайна

Помощь людям

Самостоятельность

-Давайте составим "лестницу ценностей" для ребят из команды Тимура и шайки Квакина, ведь все они были детьми одного поколения и мечтали во многом об одном и том же.

-Как вы думаете, судя о перечисленном, почему именно Тимуровское, а не «Квакинское» движение?

-А совершали ли вы когда-нибудь поступок, похожий на дела Тимура и его команды? Помогли ли вы когда-нибудь тому, кто нуждался в вашей помощи? Что вы чувствовали при этом?

10 Дискуссия.

-Как называются люди, думающие только о себе и живущие только для своего удовольствия?

-Легко ли жить рядом с такими людьми?

-А кто знает, как называются люди, которые думают о других и помощи им больше, чем о себе и своих потребностях? (Вводим понятие «альтруист»)

-Как же можно назвать Тимура, а как – Квакина?

-А как вы думаете, для самого человека лучше быть эгоистом или альтруистом?

Класс делится на две группы в зависимости от занятой точки зрения. Группы обсуждают наиболее убедительные аргументы. Проводим дискуссию, делая по одному или два хода (в зависимости от времени и количества аргументов)

-Каждый имеет право на своё собственное мнение. Я думаю, что жизнь с течением времени поправит, а может, и совсем изменит мнение некоторых .

11. Поиск путей практического выхода.

-Как вы думаете, нужна ли кому-нибудь помощь тимуровцев сейчас?

-А реально ли это? Как вы думаете, могли бы мы с вами чем-то помочь нуждающимся в нашей помощи?

(Продумываем пути помощи тем, кому нужна помощь: открытки и поздравления ветеранам войны, помощь игрушками, вещами и письма ребятам из детского дома и т.д.)

-У вас на столах стоят макеты вашего штаба. Поднимите и покажите всем. Подготовьте ответ-рассказ: если бы  мы были в команде Тимура, то помогли бы ……

12. Возвращение к ключевому вопросу, подведение итогов урока.

-Давай те попробуем ответить на ключевые вопросы урока. Что же хотел сказать нам автор, создав эту повесть?

-Если сегодня вам удалось услышать других людей, попытаться подумать не только о себе и своих потребностях, но и о других людях, их нуждах, это значит, что наш с вами урок прошёл не зря. Это значит, что за это короткое время вы повзрослели.

13. Рефлексия

Ромашка Блума

-Перед вами лежат лепестки ромашки блума. Вам нужно написать вопрос и раскрасить свой лепесток в цвет по настроению (зеленый, синий, красный)

14. Выставление оценок, формулирование дифференцированного домашнего задания:

Дома подготовите творческий пересказ прочитанных в классе отрывков от лица Тимура (мальчики) и от лица Жени (девочки)

Итог урока

-Хотелось бы закончить наш урок словами:

Большой, весёлый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы

Как бесконечную игру.

Он никогда не будет стар,

В глаза читателям с портрета

Глядит смеющийся Гайдар

В шинель походную одетый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"

Конспект урока по литературному чтению по  программе 2100 в 4 классе...

Урок внеклассного чтения по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Урок внеклассногот чтения в 4 классе по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"Презентация разбита на несколько частей, необходимо соединить части перед демонстрацией....

Внеклассное чтение по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда»

Внеклассное чтение  по книге А.П. Гайдара «Тимур и его команда»...

Урок внеклассного чтения по повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда"

Урок был разработан для городского семинара библиотекарей по теме "От успешного чтения через творчество к успешной личности"....

Внеклассное чтение по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"

Цель: . Расширение литературного кругозора учащихся.Задачи: .-Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора;-Развивать внимание к авторс...

ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПОВЕСТИ А.П.ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»

ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВПО ПОВЕСТИ А.П.ГАЙДАРА «ТИМУР И ЕГО КОМАНДА»...