Внеклассное чтение по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Елена Васильевна Кудрявцева

Цель: . Расширение литературного кругозора учащихся.

Задачи: .

-Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора;

-Развивать внимание к авторскому слову;

-Способствовать прочному усвоению содержания повести;

-Культивировать в детях милосердие, как важно-значимую черту характера;

-Пропагандировать тимуровское движение;

-Воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_chtenie_gaydar.docx28.42 КБ
Файл chtenie.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Квест - игра по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" для младших классов

Цель: . Расширение литературного кругозора учащихся.

Задачи: .

-Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора;

-Развивать внимание к авторскому слову;

-Способствовать прочному усвоению содержания повести;

-Культивировать в детях милосердие, как важно-значимую черту характера;

-Пропагандировать тимуровское движение;

-Воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу;

Ведущий

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

Ты повесть школьную открой -

Гайдар ее писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

Их по поступкам узнают.

И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут

Героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Большевик

И Гражданин - Гайдар...(1 слайд)

-Расскажите, что вы знаете о биографии А.П.Гайдара (2-4 слайды)

-Сегодня у нас необычный урок,а квест-игра. Цель этой игры – путешествие  к определенной цели через преодоление трудностей. Путешествие у нас литературное.  Мы отправимся в мир добра и зла, где повстречаемся с героями произведения А.П.Гайдара "Тимур и его команда". В ходе игры вас ждут задания, выполнив которые вы придёте к цели-узнать девиз тимуровцев. Но для этого необходимо пройти много трудных испытаний. После каждого задания вы получаете часть девиза. По окончанию игры вы должны будете составить этот девиз.

-Мы часто задаем вопрос: «Для чего я живу, как жить, на кого равняться, в чем смысл жизни?»

Эти и многие другие вопросы волнуют любого человека. Кто-то равняется на героев, кто-то мечтает стать смелым, отважным, преданным.

Жизнь, книги, телепередачи преподносят разные судьбы, разные характеры, только выбирай. Вот сегодня мы выбрали героев книги Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда». (слайд 5)

-Расскажите кратко, о чём говорится в этой повести. (В этой книге показана игра подростков, которая из развлечения превращается в настоящее полезное дело.) (слайд 6)

Ребята, давайте разделимся на команды, пройдем все испытания и найдем этот девиз. (раздаю яблочки 3 цветов, ребята делятся на группы-команды.)

1.МОЗГОВОЙ ШТУРМ. (слайд 7)

1.Фамилия Ольги и Жени.(Александровы)

2.Сколько лет Ольге?(18)

3.Кто подарил Ольге аккордеон?(Отец, на день рождения)

4.Кто помог Ольге прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены?(Молочница)

5.Кем и где работает Георгий Гараев?(Инженером-механиком на автомобильном заводе)

6.Кто не выпустил Женю из незнакомого дома?(Собака)

7.Назовите кличку этой собаки.(Рита)

8.Кому тимуровцы наполнили кадку водой?(Молочнице, у нее сын был в Армии)

9.Чем занималась команда Тимура?(Помогала людям)

10.За кого приняла Ольга Тимура, когда запрещала Жене с ним общаться?(За хулигана)

11.Кто составил ультиматум и кому?(Тимуровцы квакинцам)

12.Назовите имя Фигуры(Петр Пятаков)

13. Кто помог Жене попасть в Москву на встречу с отцом?(Тимур отвез ее на мотоцикле)

14.Воинское звание отца (полковник)

15.Где должны были провести остаток каникул Оля и Женя (под Москвой на даче)

16.Как назывался сорт яблони, которую обтрясли Квакин и Фигура? (яблоня – мичуринка, сорт –золотой налив)

17.В какую игру играли ребята из команды Квакина? (в карты)

18.Кто по профессии дед Колокольчиков? (доктор)

19.Где висели часы? (на каланче)

20.У кого были железные кошки? (у монтёра)

21.Куда попались хулиганы в ловушку? (их заперли на базарной площади в будке)

22.Что носил на голове Квакин? (фуражку)

23.Во сколько было нужно отправляться отцу с эшелоном? (3.53)

24.Кто разбудил Тимура ночью, когда надо было ехать в Москву? (собака Рита)

ТЫ В ОТВЕТЕ

2.СОБЕРЁМ ЯБЛОКИ. (слайд 8)

Составить слово, расставив правильно буквы на яблоках. МИЛОСЕРДИЕ (9 слайд)

Давайте обратимся к словарям и узнаем значение этого слова.

1.Милосердие — милосердия, мн. нет, ср. (книжн.). Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Проявлять милосердие. Взывать к милосердию. сестра милосердия, брат........

Толковый словарь Ушакова

2. Милосердие — Это слово было заимствовано из старославянского, где образовано по методу кальки с латинского misericordia – "сострадание, жалость".

Этимологический словарь Крылова

3. Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

Исторический словарь

4. МИЛОСЕРДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество ""М."". Действовать без милосердия (жестоко). * Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными.

Толковый словарь Ожегова

  5.Готовность оказать помощь,проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия; сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить м. Чувство милосердия. Накормить когол. из милосердия. Сестра милосердия (устар.; =медицинская сестра). Брат милосердия (устар.; о мужчине, выполняющей обязанности сестры милосердия). < Без милосердия, в зн.нареч. Очень сильно, немилосердно. Ломать чтол.без милосердия. Огонь жжёт без милосердия. ..

.Большой толковый словарь русского языка

Как связано это слово с нашим произведением?  (Тимур со своими друзьями помогали больным, старикам,одиноким людям, попавшим в беду. Таким образом, они проявляли милосердие)

СПЕШИ

3.ЧЬЯ ЭТО ВЕЩЬ? (10-19 слайды)

Аккордеон-Ольге

Ключ-Жене

Ружье- деду Колокольчикову

Коза –Нюрке

Мотоцикл-Георгию Гараеву

Звезда- Тимуру

Погоны-отцу Жени и Оли

Штурвал-команде Тимура

Горн-Коле Колокольчикову

ЭТОТ

4.ОБЪЯСНИ! (20 слайд)

Фронт  - там где идут бои                  

Примус  - бытовой нагревательный прибор (работает на керосине), предназначенный для приготовления пищи, кипячения воды и других хозяйственных...                

Кадка   -Бочка                        

Часовня - Небольшое церковное здание с иконами, в отличие от церкви - без алтаря.

Револьвер- огнестрельное оружие ближнего боя, механизм питания патронами которого выполнен в виде вращающегося цилиндра (барабана)

Ультиматум - требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения.

Ставни - устройство для прикрытия окон.

Засов – задвижка, Засовы обычно применяют для запирания ворот.

Телеграмма - сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующих электрическую передачу информации.

Лейтенант козыряет – приветствует, держит руку под козырёк

Аккордеон – музыкальный инструмент

Красноармейцы - военнослужащий рядового состава Рабоче-крестьянской Красной армии с февраля 1918 года по 1946 год,

Эшелон - формирование при перевозке (переброске) войск при их перевозках по железной дороге

ТВОРИТЬ

5.ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ. (21 слайд)

Вам необходимо заполнить таблицу. (22 слайд)

Тимур                                       Квакин

1.Что организовали                      команду                                       шайку

2.Как себя называли                      комиссаром                                атаманом

3.Место сбора                            чердак в старом сарае                          часовне

4.характер                                 смелый,честный, сильный                   хитрый, совдурные поступки

МИР

                 6.БЛИЦ-ТУРНИР для капитанов (23 слайд)

Назовите одним словом:

огнестрельное ручное стрелковое оружие с длинным стволом -Ружье

Решительное требование-ультиматум

Нагревательный прибор- примус

Глава разбойников-атаман

Створки для прикрытия окон- ставни

Группа людей для преступной деятельности-шайка

ДОБРО

7.СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН (24 слайд)

Кто такие тимуровцы? Пионеры, добровольно помогающие людям. Участник детского движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, детям-сиротам. [Движение тимуровцев возникло в 40-е гг. XX в. для помощи семьям военнослужащих, одиноким старикам и т.п. Названо по имени Тимура, героя повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» (1940).].

В наше время тимуровское движение угасало, но сейчас вновь возрождается. Как вы думаете, чем могут заниматься тимуровцы в наше время? Вы тоже можете стать тимуровцами. Какие добрые дела вы можете сделать людям?

(расколоть дрова, принести воду, сходить в магазин одиноким людям, принимать участие в волонтёрском движении, устраивать мини-концерты ветеранам, изготавливать им поздравительные открытки ит.д.)

тимуровцы

отзывчивые бескорыстные

помогают выручают поддерживают

неоценимая помощь

добродушие

(милосердие)    (25 слайд)

ЗА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

У тимуровцев был девиз который звучал так……Соберите из полученных вами слов этот девиз.

«Спеши творить добро-

ты в ответе за этот мир»

-Как вы его понимаете? (ответы детей)  (20 слайд)

Твори добро — 
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши 
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь,
Судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой. Остынь.
Поверь — действительно
Все встанет на свои места.
Ты сильный. Сильные не мстительны.
Оружье сильных — доброта.

© Татьяна Кузовлева 15


Спеши творить добро-ты в ответе за этот мир

ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Тимур

Квакин

1.Что организовали                      

2.Как себя называли                      

3.Место сбора                            

4.характер                                

ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Тимур

Квакин

1.Что организовали                      

2.Как себя называли                      

3.Место сбора                            

4.характер                                

ОБЪЯСНИ!

Фронт  -

Примус  -

Кадка   -                  

Часовня - 

Револьвер-

Ультиматум -.

Ставни -

Засов –

Телеграмма –

 Лейтенант козыряет –

Аккордеон –

Красноармейцы –

Эшелон - 

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков)— известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Родился в 1904 году в городе Льгов, ныне Курской области, в семье учителя Петра Исидоровича Голикова. Его родители участвовали в революционных выступлениях 1905 года и, опасаясь ареста, уехали в провинциальный Арзамас. Детство провёл в Арзамасе. Мать, Наталья Аркадьевна, учительница. Умерла рано.

В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда ещё мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой.В 14 лет вступил в ряды Красной Армии. Стал помощником командира отряда красных партизан. В 17 лет стал командовать запасным полком.

Сам автор однозначно и чётко о происхождении псевдонима «Гайдар» не писал.Однажды он был в ХАКАСИИ. Там плохо говорили по-русски.Иногда, когда забудут фамилию, смеялись и говорили: «Архашка, хайдар? (куда ты?)» А он в ответ откликался как на фамилию, даже нравилось ему больше, просил его называть так.

Псевдоним автора означает: «Гайдар» по-монгольски означает всадник, высланный вперед в дозор .

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Аркадий Петрович попал в партизанский отряд. В отряде был пулемётчиком.

ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ГАЙДАРА: Пять партизан утром 26 октября 1941 года остановились на привал рядом с железнодорожной насыпью. Гайдар взял ведро, чтобы набрать картошки в доме путевого обходчика. На самом гребне насыпи заметил притаившихся в засаде немцев. Успел крикнуть: «Ребята, немцы!», после чего был убит пулеметной очередью. Это спасло остальных — они успели уйти от засады. 26 октября 1941 года группа партизан отряда, в котором он был военным корреспондентом, столкнулась с немецким отрядом. Гайдар вскочил во весь рост и крикнул своим товарищам: «Вперёд! За мной!». Был сражен немецкой очередью.

Тимур Гайдар (1926−1999), — иностранный военный корреспондент газеты «Правда», контр-адмирал, сын известного советского писателя Аркадия Петровича Гайдара.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

25.01.2018 2 Родился в 1904 году в городе Льгов, ныне Курской области, в семье учителя Петра Исидоровича Голикова. Его родители участвовали в революционных выступлениях 1905 года и, опасаясь ареста, уехали в провинциальный Арзамас. Детство провёл в Арзамасе. Мать, Наталья Аркадьевна, учительница. Умерла рано.

Слайд 4

25.01.2018 4 Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Аркадий Петрович попал в партизанский отряд. В отряде был пулемётчиком.

Слайд 7

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Слайд 8

Соберем яблоки

Слайд 9

и с е м и л о р д е

Слайд 10

Чья это вещь?

Слайд 20

Объясни

Слайд 21

Заполни таблицу

Слайд 22

Тимур Квакин 1.Что организовали 2.Как себя называли 3.Место сбора 4.Характер

Слайд 23

Блиц-турнир

Слайд 24

СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН

Слайд 25

тимуровцы отзывчивые бескорыстные помогают выручают поддерживают неоценимая помощь милосердие

Слайд 26

«Спеши творить добро- ты в ответе за этот мир»

Слайд 27

Домашнее задание Записать в тетради по чтению 5-6 предложений на тему «Что такое доброта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести В.Губарева «Королевство кривых зеркал»

Урок - викторина по внеклассному чтению по повести В.Губарева "Королевство кривых зеркал"...

Урок внеклассного чтения по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"

Урок внеклассногот чтения в 4 классе по повести А.П. Гайдара "Тимур и его команда"Презентация разбита на несколько частей, необходимо соединить части перед демонстрацией....

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж. Родари "Приключения Чиполлино"

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Дж.Родари "Приключения Чиполлино". Форма урока: литературная игра -викторина. Части презентации перед демонстрацией следует соединить....

Урок внеклассного чтения по повести Кира Булычёва «Лиловый шар»

Урок внеклассного чтения по повести Кира Булычёва  «Лиловый шар». Презентация разделена на 2 части. Перед показом необходимо части соединить....

Внеклассное чтение по повести Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Представлены конспект и презентация к уроку....

Урок внеклассного чтения по повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда"

Урок был разработан для городского семинара библиотекарей по теме "От успешного чтения через творчество к успешной личности"....

Урок внеклассного чтения по повести-сказке Е. Габовой "Гришуня на планете Лохматиков"

Разработка внеклассного занятия    по произведению коми писательницы Е. В. Габовой «Гришуня на планете Лохматиков»включает в себя  рассказ об авторе, обсуждение прочита...