Игры и упражнения для логического мышления.
олимпиадные задания (3 класс) на тему
В работе я ставлю перед собой задачу: не только дать обучающимся знания в области языка, математики, природоведения, но и развивать логическое мышление. Школьники при переходе в среднее звено должны уметь сравнивать, анализировать, обобщать. Всё это способствует прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, помогает работать творчески.
Для развития логического мышления использую разнообразные упражнения и игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr._igry_dlya_logicheskogo_myshleniya.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
В работе я ставлю перед собой задачу: не только дать обучающимся знания в области языка, математики, природоведения, но и развивать логическое мышление. Школьники при переходе в среднее звено должны уметь сравнивать, анализировать, обобщать. Всё это способствует прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, помогает работать творчески.
Для развития логического мышления использую разнообразные упражнения и игры.
1.Игра «Зашифрованное слово». (Формирует мыслительные процессы: анализ и синтез)
Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово.
Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение)- по первому слогу.
Пуговица, молоток, лава (голова) – по второму слогу.
Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) – найти самим спрятанное слово.
Зашифровывать можно словарные слова, название темы.
2.Упражнение «Волшебный ряд букв».
Даётся любой ряд букв, с которым можно выполнять несколько заданий.
Например: а, б, о, и, к, л, е, п, т.
Задания:
А-деление на группы (гласные-согласные);
Б – составление слов из букв (пила, лупа, лоб…);
В – записать буквы в алфавитном порядке;
Г – составить предложение или текст, чтобы слова в нём начинались на данные буквы.
(Алёша быстро обводил и красил листья. Ему помогали товарищи.)
3.Игра «Выбывание слов» (игра учит сравнивать, анализировать, рассуждать).
На доске ряд слов. Ученики должны найти то единственное слово, которое отличается от остальных слов, объяснить, почему оно лишнее, и убрать его из ряда.
Например: Гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает.
А – ловили - единственный глагол множественного числа;
Б -выбросил - единственный глагол прошедшего времени;
В – нагревает - глагол с приставкой;
Г – встречает – глагол 1 спряжения;
Д – гонит – глагол-исключение.
4.Составление предложений. (Развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов).
Предлагается несколько слов не связанных между собой по смыслу.
Составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали эти слова. Например: река, ручка, собака. Вот какие предложения составили ученики.
Ученик взял ручку и нарисовал собаку у реки. Собака схватила ручку и побежала к реке. На берегу реки Слава потерял ручку, а собака её нашла.
5.Упражнение «Поиск общих свойств». (Учит вскрывать связи между предметами, а также усваивать существенные и несущественные признаки предметов). Даются два слова, мало связанных между собой. Назвать как можно больше общих признаков для этих предметов.
Например: шкаф и лодка – сделаны человеком, сделаны из дерева, имеют вместимость и т.д.
6.Игра «Составь цепочку». (Учит сравнивать, находить общие и различные свойства предметов). Даются два слова. Назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого слова ко второму. Например: лес – пирог; доска – синица.
Ответы: лес – земляника – начинка – пирог. Доска – кормушка – семечки – синица.
7.Упражнение «Дай определение». (Учит чёткости мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, позволяет освоить такую сложную мыслительную операцию, как выявление отношений « род – вид» между понятиями. Это упражнение лучше проводить коллективно.)
Заполнить пропуски в предложении. Например: Корень – это часть слова, которая _________________________________. Орех - это _________, у которого__________. ___________________ -это посуда для хлеба.
8.Игра «Вырази мысль другими словами». (Развивает речь, учит выражать свои мысли, чётко и точно передавать чужие мысли).
Предлагается несложная фраза. Нужно предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях, и при этом не должен искажаться смысл высказывания.
Например: Птицы полетели на юг.
Ответы: Пернатые друзья отправились в дальние сираны. Журавли спешат в тёплые края.
Или: Дятел громко стучит по дереву. Ответ: Далеко слышится стук «лесного доктора».
Такие упражнения, игры вызывают у детей большой интерес. А интерес порождает желание познать мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по обучению чтению
Мною предложена система упражнений, направленная на совершенствование техники чтения.Продукт предназначен для учителей начальных классов и воспитателей ДОУ...
Игры и упражнения.
Перечень игр и упражнений, направленных на развитие познавательных способностей младших школьников....
Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.
В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в начальной ш...
Психологический комфорт. Игры и упражнения.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфо...
Игры и упражнения по теме "Фрукты и ягоды"
Игры и упражнения для развития речи учащихся с нарушением слуха....
Игры и упражнения по теме "Овощи"
Игры и упражнения для развития речи учащихся с нарушением слуха....
Игры и упражнения по теме "Школа"
Игры и упражнения для развития речи учащихся с нарушением слуха (1 класс)...