Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
материал по теме
Отчет о работе по теме самообразования.
Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
о работе по теме самообразования.
- Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»
- Актуальность выбранной темы:
Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Но не только дети не читают, не читают и взрослые. В 2000 году в городе Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: “… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить “дебилизацию” детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать”.
Во–вторых, в классах много так называемых “детей риска”.
Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35–45 % от общего состава детей.
В–третьих, предыдущие два моих выпуска читали неважно. В конце 3–го и 4 класса, когда проверяли технику чтения, было по 2–3 “двойки”.
А также:
В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил:«Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура мало деятельного мозга».
Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов–новаторов, новые технологии обучения.
- Цели:
- научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе;
- вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать;
- расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
- воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
- обеспечить восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики;
- прививать любовь к книге.
4. Проблемы:
- потеря детьми интереса к чтению;
- слабо развиты интеллект, эмоциональная отзывчивость, эстетические потребности и способности;
- отсутствие домашней библиотеки и совместных семейных чтений.
5. Литература, изученная в процессе работы над темой:
- ФГОС – 1- « Начальная школа». 2004 год.
- В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям (жужжащее чтение).
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.
- Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.
- Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения.
- Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период.
6. В процессе работы над темой мною были посещены уроки чтения педагогов:
- Сусимовой Ж.А.: К.Чуковский «Путаница», М.Пришвин «Ребята и утята», К.Ушинский «Наше Отечество» ( Жуковская СОШ);.
- Колоколовой Н.И. .( Жуковская СОШ);
- Кашиной Г.В.( Жуковская СОШ);
- Бегаевой Л.И. : В. Бианки «Сова» (Торбеевская СОШ №1);
- Беловой В.В.: Великие русские писатели. (Торбеевская СОШ №1);
- Барановой Н.В. : интегрированный урок «Береги свою планету – ведь другой на свете нету» (Торбеевская СОШ №1);
7. Консультации, полученные мною в процессе работы над темой:
- Гаврилина Л.В., завуч : разъяснение некоторых пунктов Памятки по составлению Отчета о работе по теме самообразования . (Жуковская СОШ);
- Синельникова Е.И., методист РОО: анализ и самоанализ уроков чтения.
8. Использовала материалы:
1. Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.
2. И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко. Зрительные диктанты.
3. Таблицы Шульте.
4. Методические журналы: «Начальная школа», « Воспитание школьников, «Ребенок и творчество», «Классный руководитель».
5. «Учительская газета».
6. Тексты для проверки скорости чтения.
7. Папка для контроля по проверке техники чтения.
8. Словари, справочники, энциклопедии.
- Результаты:
В сентябре 2009 года пришли в первый класс дети с разной дошкольной подготовкой. Из 10 человек не знали букв 7 детей, знали несколько букв 5 учеников, читали отдельные слова 3 ученика, читали небольшие тексты 3 ученика.
Только один, имеющий психофизиологические недостатки, не знал буквы.
В конце первого полугодия 1– го класса результат проверки техники чтения был таким: из 18 человек на “4” прочитал один, остальные на “5”. (Норма 15–24 слов в минуту, процент качества 100%).
В конце учебного года прочитали так: (норма 35–40 слов в минуту) на “4” прочитал один, на “3”– один ученик, остальные на “5”. (Процент качества 94%).
2–й класс, 1–е полугодие: (норма 40–50 слов в минуту) на “4” – двое, остальные на “5”. (Процент качества 100%).
3–й класс, 1–е полугодие: (норма 60–70 слов в минуту) на “ 4”– трое, на “3”–один, остальные на “5”. (процент качества 94%).
- Сложности, возникшие при работе в этом учебном году: -
- Перспективы работы в будущем: завершение работы по данной теме самообразования с выпускным четвертым классом в следующем учебном году; акцентировать больше внимания на чтение и полное восприятие научно – познавательных текстов.
- Рекомендации другим педагогам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа по технологии В.Зайцева. Развитие техники чтения
Развитие техники чтения при помощи упражнений, системного материала....

Виды работ по развитию техники чтения
Виды работ по развитию техники чтения на уроках в начальной школе...

Из опыта работы по развитию техники чтения.
Из публикации можно узнать какие формы и методы я использую для развития техники чтения у учащихся....

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»
Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...

Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения
Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....
План самообразования: "Развитие техники чтения у младших школьников"
План самообразования учителя начальных классов по теме" Развитие техники чтения у младших школьников"...
Комментарии
Спасибо, Елизавета Васильевна
Спасибо, Елизавета Васильевна.