Урок для 3 класса по русскому языку по программе "Перспектива"Тема урока: Антонимы
план-конспект урока (3 класс) на тему
Урок для 3 класса по теме: Антонимы по программе "Перспектива" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме: Антонимы | 33.2 КБ |
Презентация к уроку русского языка | 60.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 –А классе 22.10.2014г.
Учитель: Калистратова Т.П.
Тема: Антонимы
Цель:
- познакомить с понятием «антонимы»;
- способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы;
- содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
- способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал ( пословицы)
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Ход урока
1.Организация начала урока.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Сегодня мы отправимся в морское путешествие и посетим один остров, а как он называется, вы узнаете чуть позже.
- Для нашего круиза нам понадобится учебник - путеводитель, тетрадь – дневник наблюдения, и, конечно же, наши знания.
- Чтобы наша яхта благополучно отплыла, нам нужно показать свою готовность. Для этогопроверим посадку и сделаем разминку для рук, чтобы уверенно держать штурвал.
2.Чистописание.
-Наша яхта берёт курс на пролив Чистописания.
-Откройте свои тетради-дневники наблюдения и красиво запишите дату нашего отплытия.
- У каждого из вас своё упражнение для чистописания. Рассмотрите внимательно, что вам нужно прописать.
-Напишите одну строку. (те ребята, у кого на парте лежит зеленый кружок могут прописать только полстроки, но очень старательно и аккуратно)
-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо на полях.
3. Сообщение темы урока.
-Пролив Чистописания мы успешно преодолели. Наша яхта приближается к таинственному острову. Название острова мы узнаем, разгадав кроссворд. Будьте очень внимательны.
а | р | у | с | ||||||||||||||||||||||||||||
к | а | п | и | т | а | н | |||||||||||||||||||||||||
ш | т | о | р | м | |||||||||||||||||||||||||||
я | к | о | р | ь | |||||||||||||||||||||||||||
т | а | н | к | е | р | ||||||||||||||||||||||||||
б | и | н | о | к | л | ь | |||||||||||||||||||||||||
м | а | я | к | ||||||||||||||||||||||||||||
в | о | л | н | ы |
1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС
2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ...
КАПИТАН
3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ
4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ
5.Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно …
ТАНКЕР.
6.Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу(бинокль)
7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК
8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде. (волны)
-Как же называется остров?
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы)
-На какие вопросы мы можем с вами ответить за время нашего путешествия? (что такое антонимы? Для чего они нужны?)
-Может кто-нибудь уже знает, что такое антонимы? (закрыть доску)
-Сегодня мы узнаем, что такое антонимы, для чего они нужны в нашей речи.
4.Работа по учебнику.
-Откройте содержание нашего учебника – путеводителя и определите, на какой странице находится интересующая нас тема.(работа по содержанию)
Работа с правилом
- Прочтите самостоятельно важную информацию на данной странице. (с.95)
-Что же вы узнали?
-Кто может привести свои примеры?
5.Словарная работа.
(доску открыть)
-Теперь, зная, что такое антонимы мы смело, можем спускаться с нашего корабля на остров. Скажите, какое приспособление нам может в этом помочь? (трап, лестница)
-Как называются такие слова?
-Запишите новое словарное слово лестница. Определите часть речи, число, род.
-Прочтите слово внимательно и найдите ошибкоопасное место. Подчеркните опасность. (на доске)
-Подумайте, а какое слово, связанное со словом лестница может нам помочь его запомнить. (ступеньки)
-Ребята, а как вы думаете, каким образом слово лестница может быть связано с антонимами? (Какие действия мы совершаем по лестнице?) (спускаемся и поднимаемся)
-Скажите эти слова по значению одинаковые или противоположные? Какой части речи принадлежат эти слова?
- А сёйчас предлагаю вам составить из данных слов предложение.
Ребята, спустились , на , берег по деревянной, лестнице
-Запишите предложение в тетрадь.
-Найдите и подчеркните основу предложения. (работа у доски)
-Какая часть речи работает у нас подлежащим? А сказуемым?
-Подберите к сказуемому слово антоним.
-Молодцы! Можно считать, что мы спустились на остров и будем с ним знакомиться.
-Путь был длинным и нам необходимо отдохнуть.
Физминутка
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
7.Работа над новым материалом.
-Знакомство с островом Антонимы продолжается. И на нашем пути встречается Клумба рассыпанных пословиц. Нам необходимо их собрать, чтобы продолжить путь.
-Работать будем в парах.
- Кто напомнит правила работы в паре?(работа в паре, пословицы разрезаны)
Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Самопроверка (по доске)
-Теперь проверим, что у вас получилось.
-Кто справился сам - поставьте себе плюс, а кто с помощью доски – плюс - минус.
-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?
-Найдите и выпишите все пары антонимов из пословиц в начальной форме.
-Определите и запишите часть речи у выписанных слов.
Проверь себя
- Давайте, проверим, что у нас получилось?(по доске)
-Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок – поставит себе плюс, а если есть ошибки – плюс –минус, кто не смог справиться – минус.
-Кто может сказать, антонимы могут быть какой частью речи?(любой)
-Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.
-И что же мы с вами видим? Пираты оставили свой сундук и написали слова. -Прочтите пары слов хором.
-Кто догадался, что это за слова?
-Давайте заглянем в сундук. Нам понадобится ваше внимание.
-К словам-антонимам нужно подобрать картинку из сундука.(Один достает и ставит, если не правильно – хлопок)
-Молодцы! Наш путь продолжается?
Работа в ТПО
-На нашем пути встала Пещера Знаний.
Откройте ТПО на с.64 и найдите упр.66.
-Кто желает прочитать задание?
-Прочитаем текст стихотворения хором.
-Вставьте орфограммы.
(фронтальная работа)
-Какие слова мы называем синонимами?
-А какие антонимами?
-Кто уже нашёл синонимы?
-А кто нашел антонимы?
-Молодцы. Наше путешествие мы можем продолжить.
Работа с обратным словарём (самостоятельная работа)
-Что же нас ждёт впереди? А впереди нас ждёт необычный водопад слов.
-Откроем обратный словарь на –стный с.169.
-Найдите самостоятельно четыре пары антонимов и запишите их в дневник наблюдения. (известный - неизвестный, честный – нечестный, радостный – нерадостный (грустный), корыстный – бескорыстный) корыстный –тот кто ищет выгоду, пользу.
Проверь себя! (проверка на доске)
-Какая орфограмма встретилась в этих словах?
-Антонимы могут быть с разными корнями, но иногда слова-антонимы являются родственными и образуются с помощью приставок бес/без или частицы не.
-Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться.
-Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)
Рефлексия
Кому понравилось путешествие? (поднимут солнышко, а кому было тяжело –грустного смайлика)
-Кто может продолжить предложение: Я теперь знаю…,
Я понял(а)…
Я могу …
Запишите дом.зад.Упр 82 или Упр.83
Спасибо за урок!
-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Труд человека кормит, а лень портит. Сытый голодного не понимает. Мал телом, да велик делом. Рано оседлали, да поздно поскакали. ЗАПИШИ ПОСЛОВИЦЫ
ДЕНЬ СОЛЬ САХАР ХОЛОД ВЕЛИКАН НОЧЬ ПЛЮС ВОЙНА ЖАРА КАРЛИК МИР МИНУС ДОБРО ЗЛО НАЙДИ ПАРУ
ВЕСЁЛАЯ – ГРУСТНАЯ БОЛЬНАЯ – СТАРЫЙ МЯГКИЙ – ТВЁРДЫЙ СИЛЬНЫЙ – ЗДОРОВАЯ ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ МОЛОДОЙ – СЛАБЫЙ МАЛЕНЬКАЯ - БОЛЬШАЯ НАЙДИ ОШИБКИ
ОТКРЫЛА СТОИТ СИДИТ ВЫХОДИТ ОДЕВАЕТ ЛЕЖИТ ИДЁТ РАЗДЕВАЕТ ВЗЛЕТАЕТ ПЛАЧЕТ ВХОДИТ ЗАКРЫЛА СМЕЁТСЯ САДИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1 вариант Готовь телегу зимой, а сани ... . Один брат молчун, а второй ... . У Алёши хороший характер: он помнит добро и забывает ... . 2 вариант Ты всегда весел, почему же сегодня ... . Корень учения горек, зато плоды его ... . Сегодня море бурное, а вчера было совсем ... . ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
2 вариант Готовь телегу зимой, а сани летом . Один брат молчун, а второй болтун . У Алёши хороший характер: он помнит добро и забывает зло . 1 вариант Ты всегда весел, почему же сегодня печален . Корень учения горек, зато плоды его сладки . Сегодня море бурное, а вчера было совсем спокойное. ВЗАИМОПРОВЕРКА
АНТОНИМЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В РЕЧИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОНТРАСТОВ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ Употребление антонимов д елает речь более выразительной .
ЛИЦЕЙ № 1 п. ЛЬВОВСКИЙ ПОДОЛЬСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ у чителя Риняк Нины Владимировны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мультимедийного урока 4 класс по русскому языку
Сценарий мультимедийного урока по русскому языку 4 класс Полякова А.В....
Интегрированный урок в 3 классе(математика + русский язык + литературное чтение + технология) Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме:«Сложение и вычитание чисел в пределах 100».
Вид урока – нестандартный, урок-путешествие. Цели урока: • совершенствовать вычислительные навыки; • систематизировать знания о задаче и её решении; • развивать умение рассуждать, делать выводы; • пок...
Русский язык (обучение грамоте). Тема урока: «Буква «я» в начале слова. Закрепление написания букв «Я, я».
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НООПредмет: обучение грамотеУМК: «Начальная школа XXI века»Тип урока: открытие новых знанийФорма записи урока: технологическая карта...
Конспект урока по русскому языку ( обучение грамоте). Тема урока: « Буква В. Звуки [в]-[в’]».
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованем интерактивных заданий, созданных в программе SmartNote....
Урок 4 класса по русскому языку. "Азбука вежливости".
Данный урок направлен на формирование у детей правильного понимания нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки. Воспитывает у детей желани...
Конспект урока по украинскому языку для учащихся 2-х классов с русским языком обучения на тему : "Що таке добре , ащо погоне"
Конспект урока по украинскому языку с русским языком обучения для обучающихся 2х классов на тему : Що таке добре, що таке погане". Урок составлен в соответствии с учебником Е.В.Чорной...
конспект урока 2 класс по русскому языку "Фразеологизмы"
конспект урока по русскому языку...