конспект урока 2 класс по русскому языку "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
конспект урока по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-_frazeologizm_2_klass.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)».
Цель урока: познакомить с фразеологизмами, как устойчивыми сочетаниями слов, показать выразительные возможности фразеологических оборотов.
Задачи урока:
- Учебный аспект – знакомство учащихся с фразеологизмами, обучение нахождению их в речи и правильному употреблению, формирование орфографического навыка; развитие коммуникативных навыков, поиск необходимой информации в справочной литературе, пополнение словарного запаса, развитие умения работать со словарём.
- Развивающий аспект – расширение общего кругозора учащихся, развитие мыслительной деятельности и коммуникативной компетенции учащихся;
- Воспитательный аспект – воспитание культуры речи, обучение оценке поступков людей с точки зрения нравственности.
Планируемые результаты:
Предметные: находить и объяснять фразеологизмы и фразеологические обороты, правильно использовать их в речи.
Метапредметные: познавательные: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: постановка вопросов, уметь выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций; регулятивные: волевая саморегуляция; личностные: смыслообразование; знание нравственно-моральных норм поведения.
Ход урока
1.Самоопределение деятельности
– Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.
2. Диагностика.
-Работаем в группах. Разложите карточки со словами по группам и дайте определение каждой группе:
друг- враг | жарко- холодно | весёлый- грустный |
смотреть- глазеть | умный- мудрый | солдат- воин |
лук- лук | коса- коса | норка- норка |
Кот наплакал |
Проверим. По 1 ученику на доске крепят слова по полученным группам.
Кто согласен? Какое определение дадим этой группе слов?
3.Постаногвка учебной задачи.
- Назовите сочетания слов, которые остались лишними и не вошли не в одну из этих групп. Эти устойчивые сочетания слов относятся к отдельной группе.
- Тема урока: устойчивые сочетания слов. Мы с вами научимся находить и объяснять эти устойчивые сочетания слов, правильно использовать их в речи.
- Кто из вас ранее слышал это сочетание- кот наплакал? Может кто- то знает, что означает.
Нам в этом поможет упр.51 на с.36. Прочитайте предложения. В 1 предложении речь идёт о животном, а во втором предложении речь идёт о коте, который плакал?
-Все эти сочетания нельзя понимать буквально. Профессор Самоваров нам расскажет, как называются эти сочетания слов на с.37. (читают самостоятельно)
-Как называются устойчивые сочетания слов? (повесить на доске: фразеологизмы)
- В таких сочетаниях, слова стоят всегда вместе. Слова в этих сочетания нельзя изменять, добавлять, поэтому они называются устойчивыми.
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
-Для чего нам нужны фразеологизмы? Перечитайте правило.
-Какие фразеологизмы привёл профессор Самоваров.
3. Первичное закрепление
Работа в группах. Попробуйте объяснить значения фразеологизма (раздать каждой группе по 1 фразеологизму).
Прикусить язык |
Как курица лапой |
Воды в рот набрал |
В двух шагах |
Не успеешь оглянуться |
Считать ворон |
- В помощь раздам вам предложения и тексты, в которых есть одно из этих сочетаний. Прочитайте и попробуйте объяснить значение. (подтвердим свои версии, либо опровергнем)
1.Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. (замолчать)
2. Маленький Петя был высмеян папой:
«Что же ты пишешь, как курица лапой?»
Пискнул обиженно бедный ребёнок:
«Я ведь не курица, только цыплёнок»
3.Саша молча стоял у доски, будто воды в ротнабрал. (упорное молчание)
4.Я живу в двух шагах от моей школы. (близко)
5. «Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
-Скоро, ты и не успеешь оглянуться. (очень быстро)
Светлана стала как-то странно вертеться:
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»
6. Вчера Вася на уроке считал ворон, а сегодня получил двойку за контрольную работу. (быть невнимательным)
-Обсуждаем, даю пару минут, в группе высказываются все.
- 1 группа, прочитайте, попробуйте объяснить значение вашего сочетания слов:
-Фразеологизм «Считать ворон», в отдельности каждое слово этого сочетания имеет своё значение: считать- это называть числа в определённом порядке или определять количество, ворона- всем нам известная птица. Но в сочетании «Считать ворон» значение меняется- быть невнимательным.
4.Закрепление изученного
1) Откройте тетради. Напишите дату, орфограммы под диктовку учеников.
2) Минутка чистописания- Нн
3) Словарная работа: Горох, земляника, капуста, осина, заяц, пшеница, огурец.
Подчеркнём орфограммы.
- Что общего у этих слов? Найдите лишнее слово (заяц). Докажите.
3) -Ребята, я уже забыла, что такое фразеологизмы?
- Со словом заяц никто не слышал фразеологизмов?
Гнаться за двумя зайцами- выполнить два разных дела
Ехать зайцем- безбилетный проезд
Труслив как заяц- говорят про человека трусливого
(Убить двух зайцев-одновременно выполнить 2 важных дела)
3) Фразеологизмы нельзя понимать буквально, дословно. Сравните:
В каких столбиках словосочетания имеют прямое значение? А в каких- фразеологизмы?
Клевать носом клевать крошки
Водить за нос водить за руку
- В тетрадях записать фразеологизмы, поставить тире и написать значение- дремать (некрепко спать), обманывать.
- Повторю, во фразеологическом обороте, смысл имеет только все выражение в целом. Его нельзя искажать, менять в нём слово или вставлять новое. Поэтому фразеологизм- это устойчивое сочетание слов.
4) Соедините фразеологизмы с их значениями: (в парах)
Рукой подать | молчать | |
Держать язык за зубами | близко | |
Ломать голову | рано | |
Ни свет ни заря | думать | |
Надуть губы | обманывать | |
Капля в море | мало | |
Пускать пыль в глаза | обидеться |
-Проверим.
- Записываем фразеологизмы в тетрадях, ставим тире и записываем его значение. Запись ведём под диктовку, вместе.
5) Диагностика
Подпишите листочек.
Выбери и обведи правильный ответ.
1. Фразеологизм – это ….
а) сочетание слов б) устойчивое сочетание слов
2. Определи фразеологизм
а) золотые часы б) золотые руки
3. Труслив как …
а) заяц б) баран
4. Что значит «за тридевять земель»?
а) близко б) далеко
5. У него зимой снега не выпросишь
а) жадный б) щедрый
- Взаимопроверка. Поставьте оценки, каждый правильный ответ 1 балл. Сдайте свои листочки.
6) Итог
- Вернёмся к началу нашего урока. Я произнесла такую речь.
Если мы на уроке не будем сидеть сложа руки (ничего не делать, бездельничать), то не успеем оглянуться (скоро), как закончится урок.
- Какие фразеологизмы я употребила, что они значат?
- Не успели оглянуться, как закончился урок.
- Что такое фразеологизмы?
7) Рефлексия
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кому было трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока изложения по русскому языку 2 класс
Конспект урока русского языка во 2 классе. Развитие речи. Изложение. Деформированный текст. Конспект урока с презентацией...
Конспект урока "Сочинение-обработка русской народной сказки" (по учебнику "Литературное чтение. 4 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.))
Содержание материала направлено развитие умения учащихся работать с текстом литературного произведения. Дети знакомятся с приемами обработки русских народных сказок....
Конспект урока+презентация по русскому языку "Размышляем, фантазируем, рисуем, ..." 4 класс.
Урок - изложение....
План- конспект урока по предмету "Русский язык" (2 класс) по теме "От слова к тексту"
Данный материал - план- конспект урока русского языка по 2 классе по теме "От слова к тексту"...
Конспект урока-игры по русскому языку в 4 классе «Склонение имён прилагательных»
Данный урок учитель может провести при закреплении знаний учащихся по теме: «Склонение имён прилагательных». Он поможет учителю обогатить словарный запас учеников, проверить знания детей по изуч...
конспект урока +МТО по русскому языку 1 класс "Русский алфавит или азбука"
конспект урока +МТО по русскому языку 1 класс "Русский алфавит или азбука"...