конспект урока 2 класс по русскому языку "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Савинова Венера Вениаминовна

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-_frazeologizm_2_klass.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)».

Цель урока: познакомить с фразеологизмами, как устойчивыми сочетаниями слов, показать выразительные возможности фразеологических оборотов.

Задачи урока:

  1. Учебный аспект –  знакомство учащихся с фразеологизмами, обучение нахождению их в речи и правильному употреблению, формирование орфографического навыка; развитие коммуникативных навыков, поиск необходимой информации в справочной литературе,  пополнение словарного запаса, развитие умения работать со словарём.
  2. Развивающий аспект – расширение общего кругозора учащихся, развитие мыслительной деятельности и коммуникативной компетенции учащихся;
  3. Воспитательный аспект – воспитание культуры речи, обучение оценке поступков людей с точки зрения нравственности.

Планируемые результаты:

Предметные: находить и объяснять фразеологизмы и фразеологические обороты, правильно использовать их в речи. 

Метапредметные: познавательные: уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные: постановка вопросов, уметь выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций; регулятивные: волевая саморегуляция; личностные: смыслообразование; знание нравственно-моральных норм поведения.

Ход урока

1.Самоопределение деятельности

– Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

2. Диагностика.

-Работаем в группах. Разложите карточки со словами по группам и дайте определение каждой группе:

друг- враг

жарко- холодно

весёлый- грустный

смотреть- глазеть

умный- мудрый

солдат- воин

лук- лук

коса- коса

норка- норка

Кот наплакал

Проверим. По 1 ученику на доске крепят слова по полученным группам.

Кто согласен? Какое определение дадим этой группе слов?

3.Постаногвка учебной задачи.

- Назовите сочетания слов, которые остались лишними и не вошли не в одну из этих групп. Эти устойчивые сочетания слов относятся к отдельной группе.

- Тема урока: устойчивые сочетания слов. Мы с вами научимся находить и объяснять эти устойчивые сочетания слов, правильно использовать их в речи.

- Кто из вас ранее слышал это сочетание- кот наплакал? Может кто- то знает, что означает.

Нам в этом поможет упр.51 на с.36. Прочитайте предложения. В 1 предложении речь идёт о животном, а во втором предложении речь идёт о коте, который плакал?

-Все эти сочетания нельзя понимать буквально. Профессор Самоваров нам расскажет, как называются эти сочетания слов на с.37. (читают самостоятельно)

-Как называются устойчивые сочетания слов? (повесить на доске: фразеологизмы)

- В таких сочетаниях, слова стоят всегда вместе. Слова в этих сочетания нельзя изменять, добавлять, поэтому они называются устойчивыми.

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

      Прямо так употреблять!

-Для чего нам нужны фразеологизмы? Перечитайте правило.

-Какие фразеологизмы привёл профессор Самоваров.

3. Первичное закрепление

Работа в группах. Попробуйте объяснить значения фразеологизма (раздать каждой группе по 1 фразеологизму).

Прикусить язык

Как курица лапой

Воды в рот набрал

В двух шагах

Не успеешь оглянуться

Считать ворон

- В помощь  раздам вам предложения и тексты, в которых есть одно из этих сочетаний. Прочитайте и попробуйте объяснить значение. (подтвердим свои версии, либо опровергнем)

1.Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. (замолчать)

2. Маленький Петя был высмеян папой:

«Что же ты пишешь, как курица лапой

Пискнул обиженно бедный ребёнок:

«Я ведь не курица, только цыплёнок»

3.Саша молча стоял у доски, будто воды в ротнабрал. (упорное молчание)

4.Я живу в двух шагах от моей школы. (близко)

5. «Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро, ты и не успеешь оглянуться. (очень быстро)

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»

6. Вчера Вася на уроке считал ворон, а сегодня получил двойку за контрольную работу.  (быть невнимательным)

-Обсуждаем, даю пару минут, в группе высказываются все.

- 1 группа, прочитайте, попробуйте объяснить значение вашего сочетания слов:

-Фразеологизм «Считать ворон», в отдельности каждое слово этого сочетания имеет своё значение: считать- это называть числа в определённом порядке или определять количество, ворона- всем нам известная птица. Но в сочетании «Считать ворон» значение меняется- быть невнимательным.

4.Закрепление изученного

1) Откройте тетради. Напишите дату, орфограммы под диктовку учеников.

2) Минутка чистописания- Нн

3) Словарная работа: Горох, земляника, капуста, осина, заяц, пшеница, огурец.

Подчеркнём орфограммы.

- Что общего у этих слов? Найдите лишнее слово (заяц). Докажите.

3) -Ребята, я уже забыла, что такое фразеологизмы?

- Со словом заяц никто не слышал фразеологизмов?

Гнаться за двумя зайцами- выполнить два разных дела

Ехать зайцем- безбилетный проезд

Труслив как заяц- говорят про человека трусливого

(Убить двух зайцев-одновременно выполнить 2 важных дела)

3) Фразеологизмы нельзя понимать буквально, дословно. Сравните:

В каких столбиках словосочетания имеют прямое значение? А в каких- фразеологизмы?

Клевать носом                  клевать крошки

Водить за нос                         водить за руку

- В тетрадях записать фразеологизмы, поставить тире и написать значение- дремать (некрепко спать), обманывать.

- Повторю, во фразеологическом обороте, смысл имеет только все выражение в целом. Его нельзя искажать, менять в нём слово или вставлять новое. Поэтому фразеологизм- это устойчивое сочетание слов.

4) Соедините фразеологизмы с их значениями: (в  парах)

Рукой подать

молчать

Держать язык за зубами

близко

Ломать голову

рано

Ни свет ни заря

думать

Надуть губы

обманывать

Капля в море

мало

Пускать пыль в глаза

обидеться

-Проверим.

- Записываем фразеологизмы в тетрадях, ставим тире и записываем его значение. Запись ведём под диктовку, вместе.

5) Диагностика

Подпишите листочек.

Выбери и обведи правильный ответ.

1. Фразеологизм – это ….

а) сочетание слов           б) устойчивое сочетание слов

2. Определи фразеологизм

а) золотые часы             б) золотые руки

3. Труслив  как …

а) заяц                                б) баран

4. Что значит «за тридевять земель»?

а) близко                           б) далеко

5. У него зимой снега не выпросишь

а) жадный                        б) щедрый

- Взаимопроверка. Поставьте оценки, каждый правильный ответ 1 балл. Сдайте свои листочки.  

6) Итог

- Вернёмся к началу нашего урока. Я произнесла такую речь.

Если мы на уроке не будем сидеть сложа руки (ничего не делать, бездельничать), то не успеем оглянуться (скоро), как закончится урок.

- Какие фразеологизмы я употребила, что они значат?

- Не успели оглянуться, как закончился урок.

- Что такое фразеологизмы?

7) Рефлексия

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кому было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изложения по русскому языку 2 класс

Конспект урока русского языка во 2 классе. Развитие речи. Изложение. Деформированный текст. Конспект урока с презентацией...

Конспект урока "Сочинение-обработка русской народной сказки" (по учебнику "Литературное чтение. 4 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.))

Содержание материала направлено развитие умения учащихся работать с текстом литературного произведения.   Дети знакомятся с приемами обработки русских народных сказок....

План- конспект урока по предмету "Русский язык" (2 класс) по теме "От слова к тексту"

Данный материал  - план- конспект урока русского языка по 2 классе по теме "От слова к тексту"...

Конспект урока-игры по русскому языку в 4 классе «Склонение имён прилагательных»

Данный урок учитель может провести при закреплении знаний учащихся по теме: «Склонение имён прилагательных». Он поможет учителю  обогатить словарный запас учеников, проверить знания детей по изуч...

конспект урока +МТО по русскому языку 1 класс "Русский алфавит или азбука"

конспект урока +МТО по русскому языку 1 класс "Русский алфавит или азбука"...