Выступление на семинаре "Подготовка к обучению грамоте и усвоению письма в рамках УМК «Преемственность»
статья на тему
Новые педагогические средства обучения грамоте и письму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к обучению грамоте и усвоению письма в рамках УМК «Преемственность»
Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.
В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.
Чтобы решить эти проблемы, я предложила детям участвовать в создании «Живой Азбуки». Дружба детей является условием создания коллектива. Ребята, используя пантомиму, превращались в буквы. С помощью пластики, жестов, различных поз и движений тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища) в пространстве изображаются буквы русского алфавита.
Кроме того, это задание решает и другие задачи: способствует возникновению положительных отношений между детьми, между учителем и детьми, развитию эмоциональности, двигательной координации. Зрительные образы букв играют важную роль в развитии познавательных процессов учеников. Т.о., такие задания способствуют развитию внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, помогают преодолению замкнутости, двигательному раскрепощению.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Одним из приемов работы по развитию тонкой моторики на уроках обучения грамоте является составление изучаемой буквы из отдельных элементов.
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть сильными, гибкими, способными долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети могут научиться говорить чисто и правильно без помощи специалиста. Также она полезна детям, у которых «каша во рту», т.е. вялое звукопроизношение.
Еще одним элементом занятий по обучению грамоте является развитие и совершенствование устной речи детей. На занятиях расширяется и активизируется словарный запас детей: происходит обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки .Дети знакомятся со словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращается внимание детей на обобщающие слова, стимулируется их правильное употребление в собственной речи. Формируется умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации, ребята учатся замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте - 1 класс : "Письмо заглавной и строчной букв у У" .
Конспект урока и презентация. Урок - сказка, в игровой форме позволяет избежать перегруза учащихся....
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте" 1 класс Письмо
Планирование содержит элементы содержания и требования к уровню подготовленности учащихся....
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте (чтение и письмо)" 1 класс Перспективная начальная школа
Календарно-тематическое планирование 1 класс по предмету "Обучение грамоте (чтение и письмо)" по программе Перспективная начальная школа....
Урок обучения грамоте . Чтение и письмо. 1 класс.Тема : " Буква Д, звуки [д ] и [ д\']."
Урок изучения нового материала.Цели урока: Познакомить детей с согласными звуками [д] и [д\'], буквой д.Выработать навыки осознанного чтения.Продолжить формировать навыки правильного напиcания бу...
Урок обучения грамоте по теме: Письмо строчной и заглавной гласной буквы "А", "а".
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)...
Технологическая карта интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 класс УМК «Планета знаний» Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные б – п, в – ф, г - к».
План-конспект интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 классУМК «Планета знаний»Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные б – п, в – ф, г - к». Тип...
Методическая разработка. Презентация по обучению грамоте на тему: " Письмо заглавной буквы У".
Презеннтация для урока обучения грамоте на тему "Письмо заглавной буквы У"....