Урок обучения грамоте - 1 класс : "Письмо заглавной и строчной букв у У" .
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Горгадзе Любовь Григорьевна

Конспект урока и презентация. Урок - сказка, в игровой форме позволяет избежать перегруза учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_strochnoy_i_zaglavnoy_bukv_u_u.rar1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Письмо   строчной и заглавной  букв у У.

Цель:

- познакомить с написанием  строчной  и заглавной  букв у У;  с соединением  их в слоги, слова.

Задачи:

 -сформировать чёткий образ букв у У; отработать начертание букв в целом; научить писать данные буквы в соединении с другими буквами;

-развивать речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом; мелкую моторику кисти рук; навык самоконтроля,

- воспитывать  доброту и взаимопомощь к людям, к близким и друзьям, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

                                     Ход урока.

I. Орг. момент. Постановка задачи урока.

Ребята,  у нас урок письма, проверили всё ли готово к уроку. Садитесь.

Нам  прислали звуковое письмо.

Слайд №2  (письмо - кричат буквы)
Срочно! Срочно! Помогите!

От погибели спасите!
Помогите нам, ребята,

Нас похитили  пираты!
- Ребята, кто похитил буквы? Не расслышала, скажите громко.  

Появляется пират.

- А-а-а, звали меня? Вот он я! Ненавижу учиться. Я не умею читать и писать, и вы такие же будете. Вот они где, ваши буковки. (Показывает сундучок.)

Учитель: Пират, отдай, пожалуйста, наши буквы. Как  же мы сможем учиться без них? Ребята, давайте попросим пирата вернуть буквы.

Дети просят хором.

Пират: Ладно, отдам, но только если вы прочитаете мне эту записку. Я её в бутылке нашёл. Может, там написано, где спрятан клад?

Учитель: (читает)  

-Это загадка.

Эту букву паровоз.

 На свой трубе привез,
Г
убы вытяни в трубу
И пол
учишь...              

Дети. Букву "У".

СЛАЙД №3 буква у

- Ребята, какие слова  с этой буквой вы знаете?

 Скажите хором своё слово, протянув звук [у].

Давайте в прописи  на странице  26  найдём звуковичок - букву у.

- Что мы о ней знаем?

Учитель: Пират, верни нам букву у, нам без неё никак нельзя.  Мы сегодня на уроке должны научиться писать  её и слова с этой буквой. Это ведь тема нашего урока «Письмо  строчной и заглавной  букв у, У".

Пират: Ага! Так вы  не умеете писать эту букву?

Если  ты нам отдашь её, мы научиться писать  строчную букву у,  и тебя ещё научим. Хочешь?

Пират: Ну, если и меня научите, то ладно. Берите. 

(Отдаёт  из сундучка бумажную букву у)

II. Работа в прописи.  Знакомство с написанием строчной буквы у.

СЛАЙД №4   появляется письменная буква у.

      1. Анализ буквы у.

Посмотрите на букву  и скажите, из каких элементов  она состоит?

У какой буквы первый элемент такой же, что и буквы у? (и)

Как будете писать элемент с петлёй? Чтобы буква получилась красивой, нужно научиться писать этот элемент-петельку.

     2.Запись  элемента на первой строчке. Подготовка к написанию буквы.

А сейчас будем писать в тетрадях, откройте их на странице  26.

-Взяли ручку, сядем прямо,

Повернем  углом тетрадь.

И пирата мы научим

Букву у сейчас писать.

Запись элемента на первой строчке. Пишем под счёт 1- и -2- и 3-и. Подчеркнули  самые   красивые.

- Теперь мы можем написать букву у.

      3. Показ написания  буквы учителем на доске с комментированием.

 Посмотрите, как она пишется.

  1. Письмо  в воздухе, на ладошке.
  2.  Обведение  на табло.
  3. Письмо буквы у и слов с ней.

На второй  строке (написаны наклонные палочки и буквы   у серым цветом) обведите красным цветом наклонные линии.

- Зачем вместе с буквой появляется наклонная линия?

Обводим  карандашом букву у.  Подчеркнули  самую красивую букву.

Возьмите  зеленый карандаш. Слушайте слова и обводите букву у на следующей  строчке -  если звук у встречается в слове. (На этой строке бледно-серым  цветом написана буква у всю строчку).

Круг, круглый, кружок, квадрат.

Сколько букв обвели? Почему, ведь слов было 4?

СЛАЙД № 5. Что можно сказать о словах круг, круглый, кружок?

(Родственные)

- Какой  корень в словах?

Взяли ручку, слушаем слова, продолжаем писать.

Умный, старый, утренний, глупый, усталый. 

- Сколько букв обвели?  Почему, ведь слов было 5?

- Какие слова противоположные по смыслу заметили? (Умный – глупый)

Такие слова – противоположные по смыслу, называются антонимы.

Назовите антоним к слову день, сильный,  бездельничает.

Мы с вами  продолжаем  на уроке  трудиться, допишите букву до конца эту  строки сами. Подчеркнули  самую красивую букву.

Ну, вот мы и научились писать строчную букву у.

Пират: Я тоже научился, посмотрите! (На доске написано неправильно)

Учитель: Ребята, правильно он написал? Давайте  поможем ему, исправим буквы.

Дети выходят к доске,  исправляют.

 Пират: Ладно-ладно, я потом потренируюсь. А у меня ещё листочек есть. Может там про клад написано?

СЛАЙД №6

Кур             пург           утр

Учитель: Мы     не можем почитать. Пират, верни нам буквы, и мы скажем тебе, что здесь написано.  

Пират: А вам какие отдать: синенькие или красненькие? (красненькие)

 ОТДАЁТ -  А почему они красненькие? (Гласные обозначены красным цветом)

НА СЛАЙДЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ БУКВЫ  В СЛОВАХ

Учитель: Ребята, прочитайте слова (чтение хором - куры, пурга, утро).  А теперь запишем эти слова. (Письмо слова «куры» на доске совместно с  комментированием учителя, а затем  комментируют  с места ученики.)

Пират:  Эх! Опять про клад ни слова!   А у меня есть картинки, только что на них нарисовано, я не понимаю. (Кнут, унты)

Учитель: Если ты вернёшь синие  буквы, мы тебе скажем, что это такое.

Пират:  Ну, хорошо, может, теперь про клад узнаю?

СЛАЙД №7  (появляется буква н  и  картинки, а после слова  «кнут», «унты»)

Учитель: Ребята, кто сможет объяснить, что изображено на картинках? Давайте прочитаем слова, что нужно делать, если не знаешь значение слова?

Правильно, нужно спросить у взрослых, поискать в сети Интернет.   А можно прочитать в толковом словаре. (Показываю словарь Ожегова)

Давайте запишем эти слова и проанализируем.

Мальчики  – пишут слово «кнут», девочки – «унты».  К ДОСКЕ  идут Даша и Миша. Запись и анализ слов.

Прочитайте  все слова  на строчке. На какие группы их можно разделить?  

(кнут, унты, утки,  рука).

(Слова в  единственном числе и во множественном, слова, обозначающие  одушевлённые и неодушевлённые предметы).

Пират: Что-то засиделся я у вас. Ноги болят. Спина ноет.

Учитель: Это тебе физминутку надо выполнить.

III.  Физминутка    СЛАЙД №8.

Потрудились – отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Садитесь.

IV. Знакомство с написанием заглавной буквы У.

Учитель: Пират, а ты не все буквы нам отдал. У тебя осталась большая  такая буква.

Пират: Опять писать её? Не хочу!

IV. СЛАЙД №9  письмо заглавной буквы У.

Учитель: А мы и не будем писать. Мы сначала посмотрим, как её пишет волшебная ручка.

1. Анализ написания заглавной буквы У.

(Учитель комментирует написание)

2. Работа в парах.

А сейчас давайте в парах  выложим эту букву из фасолинок, а пират пусть посмотрит.

Дети выкладывают  заглавную букву  У в парах.

Пират: Ну, если вы и выкладывать букву умеете, тогда я вам её верну. Последняя!

3. Работа в прописи. Письмо заглавной  буквы У

Учитель: А мы теперь в тетрадках её обведём   и 1 раз напишем сами.

(Учитель обращает внимание ребят на посадку, положение  тетради).

Подчеркнули  самую красивую букву.

Прочитайте слова на следующей строчке.

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

4. Письмо соединений с буквой У.

Я буду говорить слова. А вы пишите первые 2 буквы, с которых это слово начинается.

Украина, Урал есть такая  река, Уголёк. Кого можно так назвать?

Научились  мы  писать буквы у У?

Пират: Ребята, а вы хотите найти клад? Тогда  помогите мне - расшифруйте это, а я с вами поделюсь потом. (Даёт листочек, такие же записи - на слайде и в тетради учеников.)

5. Работа над предложениями, запись их.

СЛАЙД №10  страница прописи с предложениями.

Ребята, какое слово надо написать в 1 предложении? Во 2?  В 3?

Появляются слова, картинки исчезают.

1 ряд пишет слово в 1 предложение,  2 - во второе, 3 – в третье.

 Я потом проверю, как вы написали.

- Сказано  в этих предложениях про клад?

 Почитаем следующие предложения. (Тут урок. У окна парта.)

- Какое из них может подсказать, где спрятан клад?

- Если поменяем слова местами, какое получится предложение?

 - Кто догадался, под какой партой надо искать клад?

Посмотрите.  Нашли! (Под партой заранее прятан в мешочке клад – «золотые» медальки)

Пират: Я обещал поделиться, свою долю забираю, а  это вам. Спасибо, что помогли мне найти клад и научили писать буквы. Я теперь понял, как  важно быть грамотным. Обязательно буду учиться. А можно к вам ещё прийти? Я приду. До свидания!

V. Итог урока.  Рефлексия.

СЛАЙД №11.  Пока учитель говорит – буква у – превращается в дерево.

Учитель: Дорогие ребята! Вы просто молодцы,  я рада, что вы смогли освободить буквы, научились их писать,  работали на уроке все вместе, дружно. Символ   крепкой дружбы - открытая ладонь, рука. У вас на партах цветные «ладошки».

Посмотрите, а буква У превратилась в волшебное  дерево. Оно  не простое, а самое настоящее дерево «ДРУЖБЫ».

(Такое же дерево нарисовано на доске. А у ребят – на партах магниты и листочки двух цветов:  желтый – не всё получалось, зелёный – хорошо работал на уроке, всё получилось.)

На нем будут шелестеть и радовать нас удивительные листочки - цветные ладошки. Оцените своё настроение, свою работу на уроке. Выберите подходящий по цвету, листок и прикрепите на дерево.

Дети подходят по одному,  размещают  ладошки.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з»

Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з» по системе учебников "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка в 1 классе «Письмо заглавной и строчной букв Р, р.»

Конспект составлен для проведения урока русского языка в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века».  Содержит  в себе материал для повторения и изучения нового. Цель работы:...

Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"

Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв К, к"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв К, к"...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф"...

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе. Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш.

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе. Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш. (УМК "Начальная школа 21 века")...