Конспект урока развития речи в 4 классе " Зимующие птицы: снегирь"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Гаршина Светлана Александровна

Подробный план-конспект урока развития речи на тему: " Зимующие птицы: снегирь" в 4 классе для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока развития речи39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Сосенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Развитие речи

Зимующие птицы: снегирь

4 класс

Гаршина Светлана Александровна,

учитель  высшей квалификационной категории

Цель: расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;

Задачи:

-развитие  и коррекция умения согласовывать словосочетания;

-формирование умения составлять повествовательный рассказ;  

-воспитание бережного отношения к птицам, природе.

Оборудование: Опорные слова-карточки, слайды, рисунки снегиря, схемы точечного рисунка,  цветные карандаши, кормушка, корм для птиц.

                                              ХОД УРОКА.

I.Организация учебного процесса

1. Физминутка:

Встал воробушек на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся вправо, влево

Приседанье сделал справно

Клювиком почистил пух

И скорей за парту плюх.

2.Приветствие, объявление темы и цели урока, настрой учащихся на успешную работу.

II. Актуализация знаний учащихся

1.Повторение пройденного

-Назовите число, месяц, день недели, время года.

- О какой птице мы говорили на прошлом уроке? (Синица)

- Что отличает синицу от  других птиц?

- Самая любимая еда этих птиц?

 

2.Упражнение в составлении словосочетаний – «Подбери слово»: (слайд№1)

В зимнем (лесу); 

На пушистом (снегу); 

Стоял сильный (мороз); 

Снежная (зима); 

Голодная (пора); 

Зимующие (птицы); 

Веселый (дятел). 

III. Работа над новым материалом

1.Введение в тему: (слайд№2-5)

ИГРА «Четвертый лишний»: из четырех рисунков выделить изображение не относящего к этой группе (воробей, дятел, сорока, ворона)

- Что объединяет остальные предметы?

- Как можем их назвать?

Итог: проверим, правильно ли мы выделили лишние предметы.

(слайд №6)

2.Упражнения в классификации.

- Каких птиц ты еще знаешь?

-Посмотрите и скажите, по какому признаку я разделила этих птиц? (слайд№7).

Обобщение: каких птиц мы называем перелетными? Зимующими?

IV. Физминутка.

- Кто как поет? Воробей, синица, ворона, кукушка.

(Ребята изображают птиц действиями и голосом)

V.Работа над новой темой. (слайд№8)

-Отгадайте загадку.

В день, когда в саду метели пели,

На рябине яблоки поспели…

Только я одно сорвать хотела,

Яблоко вспорхнуло, улетело

И уселось веточкой повыше!

Ты об этом чуде раньше слышал?

Если да, скорее говори:

Яблоки зимою …снегири

-Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной птице, о такой птице, которую стоит только раз увидеть, то уже никогда не забудешь. Это- снегирь. (Фото снегиря)

Описание снегиря

- Внимательно рассмотрим внешний вид птицы.

-Какого цвета  грудь, шея, щеки?

- Что скажете о голове?

- Какой формы клюв?

-Посмотрите на тело снегиря. Какого оно размера? (слайд№9)

( на доске, по ходу описания, учитель вывешивает опорные слова)

VI.Закрепление пройденного

1.Составление рассказа о снегире.

 Снегирь небольшой, чуть крупнее воробья, плотного телосложения. Зимой в морозные дни  птицы топорщат свое густое оперение и тогда кажутся даже толстыми. Вспомните, с  чем сравнивает снегирей автор рассказа «Снегири и коты». (слайд №10) .

- Вы знаете, как поет снегирь?

- Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный.

 -Послушайте, как поёт снегирь ( пение снегиря в формате mp3).

 Снегирь-птица спокойная, малоподвижная. Он все делает основательно.

VII Физминутка

- Понравилась вам птица-снегирь?

 Так,  давайте на секунду,  представим себя птицей и сделаем зарядку. (текст зарядки на экране, слайд№11).

VIII. Практическая работа

  1. Игра « Чем накормим снегиря?»

Перед детьми на стол выставляются 4 тарелочки: с семечками,  с крошками хлеба, со смешанными зёрнышками, с конфетами. Ребята выбирают тарелочку с подходящим для снегирей кормом.

2.Раскрашивание снегиря по шаблону

 (Дети показывают свои работы, прикрепляют к кормушке, сравнивают работы, оценивают словами «отлично», «хорошо»)  

IX. Домашнее задание

Во время прогулки с воспитателем установить кормушки для птиц на школьной территории.

X. Итог урока. Выставление оценок.

 


Список литературы

  • Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков Развития речи на основе знакомства с окружающим миром. В 3 классе специальных (коррекционных) школах VIII вида
  • Журнал «Начальная Школа» №12 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....

Конспект урока развития речи. 1 класс. Работа с деформированным текстом.

Ученикам предлагается составить текст на тему масленицы. В уроке использовано большое количество наглядного материала (карточки с опорными словами и номерами предложений, тематические картин...

Конспект урока развития речи 2 класс

Этот материал может быть актиуален для учителей начальных классов  в подготовке к уроку развития речи....

Конспект урока развития речи 2 класс

Этот материал может быть полезен для учителей начальных классов при подготовке урока развития речи....