Конспект урока развития речи 2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Tekst.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Букоткина Ирина Владимировна Итоговая работа
Конспект урока развития речи во 2 «Б» классе МОУ «СОШ № 83» г.Саратова, программа «Начальная школа XXI века».
Тема: «Текст»
Цель урока: учить определять и сравнивать языковые единицы: предложение, текст - и различать текст и не текст.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятиями: «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «заглавие»;
- Учить детей различать текст и не текст;
- Развивать устную речь учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Знакомство с текстом.
- Прочитайте и сравните две записи на доске.
Около дома росла маленькая яблонька. | Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. |
-Что за записи перед нами? (В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
- Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)
-А что же такое текст? (Это какая-то история. Это – несколько предложений.)
-О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
-Представьте себе картину, с которой начинается текст. (Росла маленькая яблонька.)
- Что произошло дальше? (Поднялся сильный ветер.)
- Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте его. (Из второго. «Поднялся сильный ветер.»)
- Что произошло дальше? (Он стал крутить и ломать яблоньку.)
- Представьте себе картину, на которой изображена, раскачивающаяся от ветра яблонька?
- Кто пришёл на помощь яблоньке? (Мальчик Саша)
- Как он это сделал? (Мальчик подвязал яблоньку.)
- Прочитайте предложения, из которых вы узнали об этом. (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
- Представьте себе эту картину.
- Чем всё закончилось? (Яблонька была спасена.)
- Итак, из чего же состоит текст? (Из нескольких предложений.)
(Вывешивается на доске часть определения текста «ТЕКСТ – это два или несколько предложений. На уроке я использовала не бумажные носители, а мультимедиа с презентацией, где определение ТЕКСТА выходило частями по ходу урока.)
- – В тексте все предложения связаны между собой общим смыслом. О чём говорится в этом тексте? (О яблоньке.) Это – тема текста.
(добавляется определение: Все предложения связаны между собой по смыслу.)
- Заглавие.
-Любой текст можно озаглавить, т.е придумать ему название. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения.
- Подумайте, какой заголовок можно подобрать этому тексту?( «Яблонька.», «Саша и яблонька», «Как Саша спас яблоньку». )
(к определению добавляется следующая часть: Текст можно озаглавить.»)
- Соответствует ли заглавие содержанию текста? (Да.)
- Ребята, заголовок всегда передаёт тему или основную мысль.
- – А как вы думаете, что такое «основная мысль текста»? (Самое главное, о чём говорится в тексте.)
- В каком предложении в этом тексте заключена главная мысль? (Яблонька была спасена.)
-Верно. Саша пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
- Различение текста и не текста.
- Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом? (ответы детей были разные: да, нет. )
-Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.
Около дома росла маленькая яблонька. Летом всегда жарко. В прошлом году мы собрали большой урожай яблок. | Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. |
- Мы уже выяснили, что справа текст. Слева тоже группа предложений. Являются ли они текстом? (Нет) Почему вы так решили? (Они не подходят друг к другу по смыслу.)
- Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте. («ТЕКСТ – это два или несколько предложений. Все предложения связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.»)
- Работа с учебником.
1) - Откройте учебник на стр.10 (учебник «Русский язык» 2 кл., 2 часть, под редакцией С.В.Иванова «Вентана-Граф» 2008г)
- Прочитайте информацию, которая дана вверху страницы. Под какой цифрой находится текст?
1) с , б , к
2) - а
3) собака
4) Собака служит человеку.
5) Прошли миллионы лет с тех пор, как первобытный человек приручил собаку и она начала жить рядом с ним и помогать ему в труде. Но и теперь, в наше время, собака по-прежнему верой и правдой служит своему единственному повелителю – человеку.
(Текст под цифрой 5.)
- Почему вы так решили? (Потому, что там несколько предложений. Они связаны одной темой «Собака служит человеку». Его можно озаглавить. «Человек и собака». )
- Что же под другими цифрами? ( Под цифрой 1 – написаны звуки, под цифрой 2 – окончание слова, под 3 – слово, под цифрой 4 – предложение.)
2) стр. 10 упр.1
- Прочитайте. Определите, где текст, а где не текст.
(1. Собака – друг человека. Мойте руки перед едой. На дворе зима. Весенние ручейки поют свою песенку.
2. В зоопарке много животных.
3. Только в зоопарке можно увидеть зверей, которые живут в разных частях света. Огромные слоны приехали из Индии. А царь зверей лев привезён из пустынь Африки. Бурый медведь – из наших российских лесов.)
( текст под цифрой 3)
- Объясните, почему вы так решили? (Под цифрой один несколько предложений не связаны между собой по смыслу. Под второй цифрой записано одно предложение, а текст – это несколько предложений. Под цифрой три несколько предложений, которые связаны общим смыслом, темой «Зоопарк». Этот текст можно озаглавить - «Зоопарк»)
- Напишите заглавие и спишите этот текст в тетрадь.
VIII. Рефлексия.
- Что же нового вы узнали сегодня на уроке? ( Что текст – это несколько предложений, которые связаны по смыслу. К тексту можно придумать заглавие. )
-Что такое основная мысль текста? ( Главное, о чём говорится в тексте.)
IX. Домашнее задание.
Стр.11, упр. 2. (Прочитай. Докажи, что перед тобой тексты. Как связаны предложения в тексте? Озаглавь второй текст и спиши его.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"
На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...
Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".
Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"
Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе, тема урока: "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...
Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"
- Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.- Обобщить названия предметов чайной посуды в ...
Конспект урока развития речи. 2 класс.
Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...
Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...