Рабочая программа "Здравствуй, мир!"
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Школа будущего первоклассника", курс "Здравствуй, мир!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_budushchego_pervoklassnika.docx | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Здравствуй, мир!» для занятий в группах по предшкольной подготовке дошкольников составлена на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте» (ОС «Школа 2000»).
Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
развитие умений говорения и слушания ,говорения, слушания и чтения;
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка;
развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
развитие звуковой культуры речи;
расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
II. Общая характеристика курса «Здравствуй, мир!»
Курс по предшкольной подготовке «Здравствуй, мир!» призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по образовательной системе «Школа 2100».
Для речевого развития детей 6-7 лет характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счёт пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением). Особенность курса в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи.
Учитывая необходимость подготовки ребёнка к школе, особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
На занятиях создаются условия для формирования правильного навыка письма:
положение пальцев при письме;
положение кисти при письме;
нажим при письме;
положение тела при письме.
Основными в системе работы по подготовке к письму являются упражнения-обведение по контуру и штриховка в разных направлениях, пальчиковые игры. Для закрепления образа буквы используется множество приёмов: самолёт, конструктор, угадайка и т.д.
Подобная работа позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память,
воображение ребёнка.
III. Описание места учебного предмета «курса «Здравствуй, мир!»» в учебном плане
1 раз в неделю. Всего 28 часов. Занятия проводятся по 30 минут.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате освоения данного курса у дошкольников формируются первичные универсальные учебные действия.
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Регулятивные:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
- ориентироваться в учебной книге;
- делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других.
V. Содержание программы курса «Здравствуй, мир!»
1.Лексическая и грамматическая работа:
обогащение словарного запаса детей;
наблюдение над многозначными словами в речи;
употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
звуковой анализ состава слогов и слов;
дифференциация понятий «звук» и «буква»;
соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки:
штриховка;
раскрашивание;
обведение по контуру.
VI. Планируемые результаты освоения программы «Здравствуй, мир!».
К концу обучения у детей формируются следующие знания и умения:
1.Звуки:
Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове;
Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов;
Уметь читать и составлять слоги и .
2. Слоги:
Знать понятие «слог»
Уметь проводить слоговой анализ слов;
Уметь подбирать слова на заданное количество слогов;
Уметь выделять в словах первый и последний слог;
Уметь подбирать слова на заданный слог;
Уметь составлять прямые и обратные слоги.
Уметь печатать слоги
3. Слова:
Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов;
Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам;
Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова;
Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
Уметь печатать слова
4. Буквы:
Знать буквы
Знать дифференсацию понятий «звук»и«буква»;
Знать согласные и гласные буквы;
Уметь соотносить букву и звук
5. Связная устная речь.
Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи;
Уметь составлять предложения
Уметь пересказывать текст;
Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.
В результате овладения курсом дети получат возможность научиться:
конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
отвечать на вопросы педагога;
задавать свои вопросы;
конструировать словосочетания и предложения;
подробно пересказывать по зрительной опоре;
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
выделять звук в начале слова;
различать звуки и буквы;
узнавать и называть буквы русского алфавита;
соединять звуки в слоги;
выполнять штриховку в разных направлениях;
обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы
VII. Программно-методическое обеспечение:
Автор учебных пособий | Название | Издательство,год издания |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Кислова Т.Р.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. | По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников (5-6 лет). Часть 3. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников (6-7 лет). Часть 4.
Наши прописи. Тетрадь для дошкольников в 2-х частях. | М.:БАЛАСС; Изд. Школьный дом, 2013.
М.:БАЛАСС; Изд. Школьный дом, 2013. |
Используемая дополнительная литература:
Автор учебных пособий | Название | Издательство, год издания |
Кислова Т.Р.
| По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4. |
М.: БАЛАСС, 2013. |
VIII. Тематическое планирование занятий по курсу «Здравствуй, мир»
(1час в неделю- 28 часов)
№ | Дата
| Тема занятия | Планируемые результаты обучения (УУД) |
1. |
| Здравствуй, школа! Звуки и буквы. Слова. | Л и К УУД: Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Р УУД: Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию. |
2. |
| Широка страна моя родная. Рассказ по сюжетной картинке. Звук [А],[О]. | К и П УУД: Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании. П и Р УУД: Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. П и К УУД: Составлять текст по серии сюжетных картинок. |
3. |
| Моя семья. Представление о длинных и коротких словах. Звук [Э],[И]. | П УУД: Выделять звук в слове. П УУД: Находить слова с заданным звуком. Различать звуки и буквы: буква как знак звука. П и РУУД: Обозначать букву соответствующей схемой. П и Р УУД: Овладевать начертанием букв. |
4. |
| Любимые игрушки. Составление текста по опорным словам. Звук [Ы],[У]. | П УУД: Выделять звук в слове. П УУД: Находить слова с заданным звуком. Различать звуки и буквы: буква как знак звука. П и РУУД: Обозначать букву соответствующей схемой. П и Р УУД: Овладевать начертанием букв. |
5. |
| Путешествие в лес. Гласные звуки. | П УУД: Характеризовать гласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать гласные звуки. П и РУУД: Обозначать букву соответствующей схемой. |
6. |
| Как вести себя на улице. Согласные звуки. Слоги. Звуки [М],[М’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
7. |
| Транспорт. Рассказ по сюжетной картине. Звук [Н],[Н’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. П и К УУД: Составлять текст по серии сюжетных картинок. |
8. |
| Твёрдые и мягкие согласные. Звук [П],[П’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
9. |
| Дикие и домашние животные. Звук [Т],[Т’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
10. |
| Представление о звонких и глухих согласных. Звук [К],[К’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Р и К УУД: Понимать прослушанный и прочитанный текст |
11. |
| Времена года Пересказ текста. Звук [Х],[Х’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
12. |
| Дифференциация звуков [К],[Х] и [К’],[Х’] | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
13. |
| Пересказ текста. Звук [Ф],[Ф’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки ,согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Р и К УУД: Понимать прослушанный и прочитанный текст |
14. |
| Составление рассказа с опорой на рисунки Звук [Й’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Р и К УУД: Понимать прослушанный и прочитанный текст |
15. |
| Дружные звуки. Звук [Й’О],[Й’У]. | П УУД: Выделять звуки в слове. П и Р УУД: Находить слова с заданными звуками. П УУД: Характеризовать согласные и гласные звуки русского языка. П УУД: Ставить ударение, делить слова на слоги. |
16. |
| Пересказ текста. Звук [Й’А],[Й’Э]. | П УУД: Выделять звуки в слове. П и Р УУД: Находить слова с заданными звуками. П УУД: Характеризовать согласные и гласные звуки русского языка. П УУД: Ставить ударение ,делить слова на слоги. Р и К УУД: Понимать прослушанный и прочитанный текст |
17. |
| Дифференциация звуков [Й’Э],[Й’О],[Й’У],[Й’А] | П УУД: Выделять звуки в слове. П и Р УУД: Находить слова с заданными звуками. П УУД: Характеризовать согласные и гласные звуки русского языка. П УУД: Ставить ударение, делить слова на слоги. |
18. |
| Составление рассказа-описания по серии картинок. Звук [Л],[Л’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Р и К УУД: Понимать прослушанный и прочитанный текст Р,К и П УУД: Восстанавливать деформированный текст. |
19. |
| Составление рассказа по сюжетной картине. Звук [В],[В’] | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Р и К УУД: Понимать прослушанный и прочитанный текст Р,К и П УУД: Восстанавливать деформированный текст. |
20. |
| Дифференциация звуков. Звук [Ч’], [Щ’] | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
21. |
| Весеннее пробуждение природы Звук [Б],[Б’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
22. |
| Что такое диалог. Звук [Д],[Д’] | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Р и К УУД: Понимать прослушанный и прочитанный текст Р,К и П УУД: Восстанавливать деформированный текст. |
23. |
| Как мы устроены. Чтение слогов. Звук [С],[C’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
24. |
| Пересказ текста. Звук [Г],[Г’] | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Р и К УУД: Понимать прослушанный и прочитанный текст Р,К и П УУД: Восстанавливать деформированный текст. К и Р УУД: Отвечать на вопросы автора текста. Задавать вопросы автору текста с помощью учителя. |
25. |
| Чтение слогов. Звук [З], [З’]. | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
26. |
| Шипящие согласные звуки. Звук [Ш],[Ж] | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки ,согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
27. |
| Страна Азбука. Звук [Р],[Р’] | П УУД: Характеризовать согласные звуки русского языка. П и Р УУД: Различать согласные звуки, согласные твёрдые и мягкие. П и Р УУД: Делить слова на слоги. П и К УУД: Составлять слова, различающие одним звуком. П и К УУД: Наблюдать над значением слова. П УУД: Определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. |
28. |
| Конкурс эрудитов. | П УУД: Характеризовать согласные и гласные звуки русского языка. П УУД: Читать и понимать смысл заданий к упражнениям. Р УУД: Выполнять задания в нужной последовательности. Р УУД: Проверять себя по учебнику. П УУД: Выделять звуки в слове. П и Р УУД: Находить слова с заданными звуками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...