Рабочая программа по окружающему миру УМПК "Школа 2100"
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру УМПК "Школа 2100" с предметными, личностными результатами и УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_moya_okruzhayushchiy_mir_3_kl.doc | 101 КБ |
tp_okr_mir_3_redaktsiya.docx | 66.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Видновcкой СОШ №2
«___»__________2013г.
_________/Т.А.Самохина/
Рабочая программа учебного курса
«Окружающий мир»
(базовый уровень)
для 3 класса А
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ Видновской СОШ № 2
Ленинского муниципального района
Дронникова Елена Ивановна
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 3 А класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы учебного курса «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина (М.: Баласс, 2012)
Общая характеристика
Курс «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) пониманию окружающего мира, готовит их к освоению знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Новизна данной программы заключается в том, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира. При разработке данного курса используется традиционный для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принцип мини - макса. Согласно этому принципу, содержание курса включает избыточные знания.
Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связан с практической жизнью младшего школьника.
Особенности содержания предмета «Окружающий мир
Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового понятия с ранее изученным, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов. Средством воспитания, образования, развития личности школьника является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к нему. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Также особенностями курса являются:
- интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний
- расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников (особое внимание)
- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности
- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников.
Курс «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Основное содержание Примерной основной образовательной программы по окружающему миру и авторской программы для учащихся отражено в рабочей программе.
Основные цели и задачи
Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира и создании фундамента для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи:
- формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 70 часов (из них 6 часов резервных), 2 часа в неделю.
Обоснование внесённых изменений
Авторское содержание программы полностью сохранено.
Мы добавили в рабочую программу работу с электронным оборудованием: цифровой лабораторией и цифровым микроскопом и беседы о безопасном поведении.
Количество контрольных работ
Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работы:
- по 1 части учебника «Окружающий мир. Обитатели Земли» - 2 работы;
- по 2 части учебника «Окружающий мир. Моё Отечество» - 2 работы.
Рабочая программа реализует цели и задачи Образовательной программы школы.
Основное содержание
Раздел 1: «Обитатели Земли» (35 ч)
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (13 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Повторение пройденного материала – 2 ч.
Резерв – 1.
Раздел 2: «Моё Отечество» (35 ч)
Введение 1 час
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (5 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (7 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные
праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Резерв 4 часа.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по курсу «Окружающий мир» и авторской программой курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе
Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | План и сроки прохождения программы | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД П. – познавательные Р – регулятивные К-коммуникативные | Личностные результаты | ||||
Часть I. «Обитатели Земли» (35 часа) | |||||||
Вещество и энергия (4 ч.) | |||||||
1 | Тела и вещества Работа с цифровой лабораторией «Разнообразие веществ»
| Что такое тела и вещества? Какие аварии случаются на производстве? Как себя вести во время производственной аварии? | тела, вещества
| Приводить примеры веществ | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | 04.09 |
2 | Из чего состоит вещество. Работа с цифровой лабораторией «Тела, вещества, частицы» | Из чего состоит вещество? Что такое стихийное бедствие? Как себя вести во время стихийного бедствия? | Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости, газы | 06.09 | |||
3 | Что такое энергия Производственные аварии и стихийные бедствия
| Что такое энергия? Что такое ЧС? Какие последствия ЧС бывают? Как себя вести после ЧС? Как превращается энергия? | энергия | Приводить примеры движения под действием энергии | 11.09 | ||
4 | Превращение энергии. Поведение при чрезвычайных ситуациях | 13.09 | |||||
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч.) | |||||||
5 | Где обитают живые организмы (Оболочка Земли) Виды травм | Где обитают живые организмы? Что такое травма? Какие бывают виды травм? | оболочка Земли | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого | Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | 18.09 |
6 | Большой круговорот веществ. Травмы во время игр | Что такое круговорот веществ? Как происходит большой круговорот веществ? Как оказать первую помощь, получившему травму во время игры? | круговорот веществ | 20.09 | |||
7 | Живые участники круговорота веществ (Роль живых организмов в экосистеме). Травмы на уроках труда и приусадебных участках. Отравления | Какова роль живых организмов в экосистеме? Как оказать первую помощь, получившему травму на уроке труда или приусадебном участке? | 25.09 | ||||
8 | Обмен веществ в организме. Работа с цифровой лабораторией «Организм человека» | Что такое обмен веществ? Как происходит обмен веществ в организме? Первая помощь при отравлениях. | обмен веществ | Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами | 27.09 | ||
9 | Как живые организмы запасают энергию Солнца Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов | Как живые организмы запасают энергию Солнца? Почему нужно соблюдать ПДД? | энергия | Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для живых организмов. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | 02.10 | |
10 | Контрольная работа №1 | Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни | 04.10 | ||||
Экологические системы – 9 часов | |||||||
11 | Жизнь экосистемы. Причины ДТП | Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма). Характеризовать роль каждого из экосистемы. Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | 16.10 | |||
12 | Почва – важнейшая часть экосистемы Движение пешеходов по тротуарам и обочине | Почему почва - важнейшая часть экосистемы? Как должны двигаться пешеходы по тротуарам и обочине? | почва | Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, и дополнительных источников знаний об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план | 18.10 | ||
13 | Экосистема озера Правостороннее движение транспорта и пешеходов | Из чего состоит экосистема озера? Правостороннее движение транспорта и пешеходов | экосистема озера | Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности). Сравнивать и различать деревья и кустарники. Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме | 23.10 | ||
14 | Экосистема болота Работа с цифровой лабораторией «Экологическое равновесие» | Из чего состоит экосистема болота? | экосистема болота | 25.10 | |||
15 | Экосистема луга Перекрёстки и их виды | Из чего состоит экосистема луга? Какие бывают перекрёстки? | экосистема луга | 30.10 | |||
16 | Лесные производители Движение пешеходов за городом | Кто такие лесные производители? Какова их роль? Как должны передвигаться пешеходы за городом? | лесные производители | 01.11 | |||
17 | Потребители и разрушители Дорога и её составные части | Кто такие потребители и разрушители и какова их роль? | потребители и разрушители | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). | 06.11 | ||
18 | Экосистема поля Дорожная разметка | Из чего состоит экосистема поля? | экосистема поля | 08.11 | |||
19 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема Пешеходная и велосипедная дорожки | Чем аквариум похож на природную экосистему? Движение пешехода и велосипедиста. | аквариум | 13.11 | |||
Живые участники круговорота веществ (13 ч.) | |||||||
20 | Растения-производители. Дорожные знаки | Что такое растения-производители и какова их роль? Какие дорожные знаки мы видим каждый день, когда идём в школу, о чём они говорят? | растения-производители | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Определять части цветкового растения. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) | Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | 15.11 |
21 | Животные маленькие и большие (Одноклеточные и многоклеточные животные) | Чем различаются одноклеточные и многоклеточные животные? О чём рассказал светофор? | одноклеточные и многоклеточные животные | Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Характеризовать роль животных в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характеризовать особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Перечислять правила безопасного поведения при обращении с дикими и домашними животными | 27.11 | ||
22 | Маленькие рыцари (Членистоногие и ракообразные). Сигналы светофора | Кто такие членистоногие и ракообразные)? О чём говорят сигналы светофора | членистоногие и ракообразные | 29.11 | |||
23 | Первый шаг из моря на ушу (Рыбы и земноводные) Сигналы водителей | Рыбы и земноводные как виды животного мира. О чём говорят сигналы водителя? | рыбы и земноводные | 04.12 | |||
24 | На суше – как дома ( Пресмыкающиеся) Переход улиц и дорог | Кто такие пресмыкающиеся? Как переходить улицы и дороги? | пресмыкающиеся | 06.12 | |||
25 | Пернатые изобретатели (Птицы) Обязанности пассажиров | Птицы как вид животного мира. Какие обязанности должен выполнять пассажир? | птицы | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | 11.12 | ||
26 | Наши братья (Млекопитающие) | В чём сходство и различие человека с классом млекопитающих? Почему бывает одностороннее и двустороннее движение? | млекопитающие | 13.12 | |||
27 | Осторожно: животные (Дикие и домашние) | Чет различается жизнь домашних и диких животных? Как переходить улицу при высадке из общественного транспорт? | дикие и домашние животные | 18.12 | |||
28 | Прирождённые разрушители (Грибы). Средства защиты органов дыхания. | Какова роль грибов жизни людей и в природе? Как защитить органы дыхания от вредных веществ? | грибы, разрушители | Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). | 20.12 | ||
29 | Экскурсия в краеведческий музей. | Что такое краеведение? Что хранит краеведческий музей? | музей, экспонат | Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера. Оценивать влияние современного человека на природу. Оценивать свою личную роль в охране природы | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: | 25.12 | |
30 | Экскурсия в лес, луг. озеро Ориентирование в лесу | Как ориентироваться в лесу? | ориентирование | 27.12 | |||
31 | Как нам жить в дружбе с природой (Охрана природы человеком). | Как нам жить в дружбе с природой? Как охранять и заботиться о природе? | 10.01 | ||||
32 | Контрольная работа №2 | 15.01 | |||||
Повторение (2 ч.) | |||||||
33-34 | Повторение пройденного. Часы по выбору учителя | 17.01,22.01 | |||||
35 | Резерв | ||||||
Часть II. «Моё Отечество» (35 часов) | |||||||
1 | Введение. Отправляемся в путешествие | Знакомство с новым направлением курса «Окружающий мир» - обществознанием. Начало формирования представления об истории нашей страны с помощью учебной модели «Река времени российской империи» | обществознание | 24.01 | |||
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (4 ч.) | |||||||
2 | Живая связь времён (Родословная человека)
| Что такое «поколение»? Как появлялись имена и фамилии? Что такое родословие? Как составляется родословное древо? | поколение, родословное древо | Практическая работа Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений. Объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н). Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П). Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П). | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | 29.01 |
3 | Как считать время (Век и эра) | Как считают время? (Исторический счёт времени). | век и эра | 31.01 | |||
4 | С чего начинается Родина (Общество, в котором мы живём). Беседа «Встреча с незнакомым человеком» | С чего начинается Родина? Что такое малая родина и большая Родина? | общество, родина, Родина, власть, армия, полиция | 05.02 | |||
5 | Память о прошлом (История-наука о прошлом человечества) | Что изучает история? Что такое исторические источники? Что хранят исторические музеи? | история, исторические источники, экспонаты, исторические музеи | 07.02 | |||
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР | |||||||
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. IX – XII века (6 ч.) | |||||||
6-7 | Когда на Руси появилось государство (Создание Древнерусского государства) | Что такое государство? Когда на Руси появилось Древнерусское государство? В чём разница между понятиями «территория страны»и «страна» (в значении «государство») ? | государство, территория страны, страна культура, культурное богатство. Культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь, кочевники, рыцари. Золотая Орда | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий. Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П). | Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | 12.02 14.02, |
8 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь (Культурное богатство Древней Руси) | Что такое культура? Какова роль древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров? | 26.02 | ||||
9 | За землю Русскую! (Защита Русской земли) | Кто угрожал Земле русской? Кто встал на защиту Земли русской? | 28.02 05.03 | ||||
10 | «Слово о погибели Русской земли» (Разорение и гибель Древней Руси). Пожарная безопасность | 07.03 | |||||
11 | От Древней Руси к единой России (Создание Московского государства) | Как создавалось Московское государство? Кто стоял у власти? (Эпоха усиления Московского княжества и формирования вокруг него единого Московского государства) | времена Московского государства, Куликовская битва, Великий государь | Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П). | 12.03 | ||
ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV – XVII века (5 ч.) | |||||||
12 | Земля и люди Московского государства Использование средств защиты органов дыхания | Жизнь и быт Московской Руси | Московское государство, Куликовская битва, Великий государь | Практическая работа Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П). Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П). Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); свои чувства и личные впечатления от увиденного (П). Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Принять посильное участие в их охране (П). | Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | 14.03 |
13 | Москва златоглавая (Кремль – памятник времён Московского государства). Личная безопасность | Образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства. Личность Ивана Грозного, его деятельность. | Московский Кремль, царь, собор Василия Блаженного. памятник, исторические памятники | Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками. Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | 19.03 | |
14 | «Хуже грозного царя только междуцарствие» (Смутное время) | Что такое Смутное время? (Обстановка Смуты, нарушение привычного порядка в Московском государстве XVII века) | междуцарствие, Смутное время | 21.03 | |||
15 | Повторение по разделу ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV – XVII века | 26.03 | |||||
16
| Контрольная работа по разделу «Времена Московского государства» | 28.03 | |||||
ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XIII – начало XX века (5 ч.) | |||||||
17 | Пётр Великий | Становление России как империи. Образ Пётра Великого как царя – реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности. | реформа власть, Российская империя | Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). | Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | 09.04 |
18 | Власть и народ в Российской империи | Кому принадлежала власть в Российской империи? Чем общество и государственное уст века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас? Государственное устройство России XVIII века | 11.04 | ||||
19 | Как Россия у Европы «училась» (Достижения российской культуры во времена империи) | Как Россия у Европы «училась»? В чём самобытность русской культуры? Значение преобразований Петра Первого на развитие культуры. | 16.04 | ||||
20 | «Гроза двенадцатого года» (Отечественная война 1812 года) | Какая опасность нависла над Россией в 1812 году? Почему независимость России оказалась под угрозой? Как русский народ защищал свою страну? | государство, демократия, крепостное право | 18.04 | |||
21 | Император-освободитель (Время правления Александра II) | Что такое крепостное право? Кто отменил крепостное право? Как отмена крепостного права повлияла на развитие России, на культуру России? | Объяснять значение понятий «государство», «демократия». Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран | 23.04 | |||
ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ. 1917 – 1991 годы (4 ч.) | |||||||
22-23 | Россия в огне (Распад империи). | Какие коренные изменения произошли в жизни нашей страны в 1917 году? В чём причины и последствия революции? | революция, Гражданская война, советская власть, большевики, СССР, времена Советской России и СССР | Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П). | Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Коммуникативные УУД: Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное, составлять план Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | 25.04 |
24 | «К светлому будущему» (Образование советского государства) | Как жили люди до ВОВ? (Трудности и победы на пути к справедливому государству). | Коммунистическая партия, комсомольцы, пионеры, колхоз, советское государство | 30.04 | |||
25 | «Вставай, страна огромная» (Вторая мировая и Великая Отечественная война) «Через тернии к звездам» | Образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны несколько десятилетий назад; образ войны, в которой народ вновь, как в былые времена, сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма. (Разрушительные последствия распространения фашизма в Германии) Послевоенная история нашей страны, достижения и противоречия в развитии государства | Вторая мировая война, Великая Отечественная война, битва за Москву, Сталинградская битва, фашисты космос, космонавт | 07.05
| |||
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (7 ч.) | |||||||
26 | Я – гражданин России (Преобразование СССР в СНГ) | Как начался современный этап развития нашей страны? (Связь современной России с предшествующими эпохами). Символы современной России, основные законы, права и обязанности гражданина России | гражданин, Конституция, Содружество Независимых Государств, гражданские права и обязанности, символы: герб, флаг, гимн | Объяснять значение понятий «государство», «демократия» (Н), а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П). | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | 16.05 |
27 | Власть народа (Что такое демократия?) | Кому принадлежит власть в России? Что такое демократия?) Что такое демократические способы управления? | демократия, референдум, выборы органов власти | Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П). Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П). | 21.05 | ||
28 | Контрольная работа по разделу «Современная Россия» | 23.05 | |||||
29
| Кто в государстве самый главный (Государственная власть в России) Народы России
| Методы управления в современных демократических государствах. Два значения термина «народ». Разнообразие культур и обычаев народов, населяющих Россию. | Президент, правительство, Государственная дума, народ | Практическая работа Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П). Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П). Практическая работа Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России (Н). Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П). | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | 28.05 | |
30
| Наш общий дом (Государство Российская Федерация) Как нам жить? (Что значит быть гражданином России?) | Что такое «федерация»? Образ России как единого государства. Какие праздники называют государственными? Общегосударственные проблемы современной России и возможные пути их решения. | федерация, Совет Федерации, россияне, государственные праздники | Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации. Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников (Н). Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников (П). Описывать свои эмоции (Н), чувства и личные впечатления (П), от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников. Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | 30.05 | |
31-35 | Резервные уроки по выбору учителя |
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
- Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина. Методические рекомендации для учителя к разделу «Обитатели Земли», 3 класс. -М.: «Баласс», 2013.
- Е. В. Сизова, А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина.. Методические рекомендации для учителя к разделу «Моё Отечество», 3 класс. -М.: «Баласс», 2013.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
- Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
- Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Литература для учащихся
- А.А.Вахрушев, Д. Д. Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. «Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли”). Учебник в 2-х частях. Часть 1.- М.: «Баласс», 2013
- А.А.Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. «Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Учебник в 2-х частях. Часть 2.- М.: «Баласс», 2013
- Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество»). 3 класс - М.: «Баласс», 2013;
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли”). 3 класс. - М.: «Баласс», 2013.
- Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова. «Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество»). 3 класс. - М.: «Баласс», 2013.
- Р. Н. Бунеев и др. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4 классы. - М.: «Баласс», 2013.
Информационные образовательные ресурсы
- Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык, математика, окружающий мир. 3 класс. (1DVD). 2009
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Цифровая лаборатория.
- Цифровой микроскоп.
- Документ-камера.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальной школы
от «30» августа 2013 г. № ___.
Руководитель ШМО _______ /Мареева О.Н./
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР: ______ /Мордвинова И.Н./
«30» августа 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по окружающему миру (Школа - 2100) 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100
Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс
Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....