Логопедический проект "Родственные слова"
проект по теме
Творческо-исследовательский проект, направлен на формирование у детей словообразовательных навыков,на совершенствование устной речи будущих школьников, способствует первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов.
Тип проекта: информационно-ориентированный, детско-родительский, краткосрочный.
Цель проекта: формирование предпосылок к успешному обучентю в школе старших дошкольников; повышение педагогического потенциала родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедический проект | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческо-исследовательский
проект
«Родственные слова»
Разработали:
Сухова Марина Михайловна
учитель-логопед, высшей категории.
Ковалёва Ирина Юрьевна
воспитатель, первой категории
Проект «Родственные слова» - моноаспектный проект, направленный на формирование у дошкольников словообразовательных навыков.
Тип проекта:
1. Информационно-ориентированный
2. Детско-родительский
3. Краткосрочный
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы,
- учитель-логопед
- воспитатель группы
- родители воспитанников
Координатор проекта – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Жеркова Н.В.
Пояснительная записка.
Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников.
Работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Новизна проекта: через интеграцию образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация», использование игровых, инновационных технологий (ИКТ технологий), создание педагогических условий для развития речи в целом, формировать у дошкольников умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Принципы, положенные в основу проекта:
- Принцип занимательности и игры необходим для вовлечения детей в целенаправленную речевую деятельность, сохранение интереса к родному языку.
- Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к речевой деятельности, максимально активизируя речевую активность
- Принцип комплексного подхода позволяет разносторонне воздействовать на ребенка, способствует формированию словообразовательных навыков и вовлечение его, в речевое общение.
- Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности и дальнейшему обучению в школе.
- Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательной, речевой обстановки как в детском саду, так и в домашних условиях, с родителями.
Цель проекта:
Формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников; повышать педагогический потенциал родителей.
Задачи:
1. Ознакомить детей с понятием «родственных слова»; систематизировать словарный запас по группам родственных слов.
2. Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.
3. Развивать память, мышление, внимание, творческие способности, связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.
4. Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по данной теме.
5. Воспитывать инициативность, интерес к родному языку
Гипотеза:
Представленный проект с элементами игровых технологий, использования ИКТ технологий, разработан с учётом возрастных и речевых особенностей детей дошкольного возраста, позволяет формировать у них навыки самостоятельной речевой деятельности по подбору родственных слов, закрепляется умение подбирать родственные слова при составлении предложений и короткого рассказа.
Этапы работы над проектом.
Содержание работы | Сроки | Ответственные | |
I этап - организационный | |||
1. | Исследование уровня речевых знаний по словообразованию. Выявление проблемы. Формулировка задач проекта. Составление плана совместных мероприятий. | 14 октября | Сухова М.М., учитель-логопед. Ковалёва И.Ю., воспитатель |
2. | Подбор и изучение методической, художественной литературы. | 15 октября | Сухова М.М., учитель-логопед. Ковалёва И.Ю., воспитатель |
3. | Создание презентации. | 16 октября | Ковалёва И.Ю., Сухова М.М. |
4. | Изготовление методических пособий, разработка дидактических игр и речевых упражнений, памяток. | 17-18 октября | Ковалёва И.Ю., Сухова М.М. |
II этап – практический: организация совместной деятельности учителя-логопеда, детей, воспитателя, родителей. | |||
1. | Организация развивающей, познавательной, предметной среды. | 21- 23 октября | Сухова М.М., учитель-логопед, Ковалёва И.Ю., воспитатель |
III этап – заключительный: | |||
1. | Проведение презентации; презентация книжек-малышек; памяток для родителей | 24 -25 октября | Ковалёва И.Ю., Сухова М.М. |
Приложение:
Осуществление практической части проекта.
Развивающая среда:
1. Подборка заданий и упражнений для игровой деятельности детей с воспитателем группы в свободное время.
2. Подборка предметных картинок для самостоятельного образования детьми родственных слов.
3. Книжки – малышки с иллюстрациями к набору родственных слов, использующиеся для лучшего запоминания этих слов, придумывания предложений и рассказов под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности детей.
Работа с детьми:
1. Использование игровых заданий в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционной логопедической образовательной деятельности.
2. Познавательный досуг «Игра КВН».
3. Игровая деятельность детей с воспитателем в режимные моменты.
Самостоятельная деятельность детей:
1. Рассматривание книжек-малышек по теме: «Родственные слова»
2. Подбор родственных слов к названиям предметных картинок.
Работа с родителями:
1. Памятка «Родственные слова», с играми и упражнениями.
2. Участие родителей в познавательном досуге «Игра КВН»
3. Консультация для родителей: «Как умение подбирать родственные слова, влияет на грамотность будущего школьника. Изготовление книжки-малышки»
Игры и упражнения, используемые в работе с детьми.
1. Подбор родственных слов к заданному главному слову:
Петух - петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.
Рыба - рыбка, рыбёшка, рыбища, рыбный, рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболовная (сеть).
Мышь - мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).
Мороз – морозить, морозилка, морозильная (камера), заморозить, морозец (лёгкий мороз), мороженное, заморозки, обмороженный (повреждение тела от сильного мороза).
Конь - коньки, конёк, конюшня, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина, конокрад, конюх.
2. Подбор главного слова в предложенном списке родственных слов (на слух):
Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.
Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.
Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц, зайчатина.
3. Выбор главного слова к названным родственным словам (можно использовать мяч):
Волчонок, волчище, волчишка, волчий – волк.
Голосовой, голосистый, голосок, голосище, голосить, отголосок – голос.
Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать.
Зубной, зубик, зубастый, зубочистка – зубы.
Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный – добро.
Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары – спорт.
Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать – стук.
4. Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам:
Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний.
Груз, грузовик, грузчик, грузди, грузовой.
Карта, карточка, куртка, картишки, картина.
Ледокол, лед, ледышка, ладошка, ледянка, ледяной.
5. Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам (каждому ребёнку предлагается по одному слову):
«Круг» и «Кружево»: круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.
«Нога» и «нож»: ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножище, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машинка)
6. Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки.
7. Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову:
Только жив ли петушок,
Золотой наш гребешок?
Вижу гребень петушиный
На пригорке, под осиной.
Что ты Петя, не встаёшь?
Что ты песен не поёшь?
Петушатина – хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их сюда.
Разошёлся наш петух,
Распушил атласный пух.
А пока он петушился,
Из кустов ползёт лисица. ( С. Маршак)
8. Называние в стихотворном отрывке слов-родственников:
У щуки щучья чешуя, и щучьи плавники.
Плывёт щурёнок, как и я, вдоль берега реки.
В день ветреный, всегда бывает ветер.
Ветровку я себе давно приметил.
Когда же дует лёгкий ветерок, то
Можно отправляться на каток.
Все рыбы и рыбки живут лишь в воде,
И плавают вольно везде.
Рыбачить приходят порой рыбаки,
Чтоб рыбной покушать ухи!
9. Составление предложения с одним из слов-родственников.
10. Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:
- по наводящим вопросам;
- самостоятельно.
1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову «ель» и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам.
- Где росла ель? (в лесу)
- Зачем её срубили? (скоро новый год)
- Куда привезли ёлку? (в детский сад)
- Чем украсили ёлку? (ёлочными игрушками)
- Что делали дети на празднике вокруг ёлки? (пели, танцевали, водили хоровод)
Примерный рассказ:
Стояла в лесу ель. Её срубили пред новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили ёлку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у ёлочки вместе с дедом Морозом и Снегурочкой.
2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову: петух.
С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ.
- У кого жил петух?; – Как он (она) к нему относилась (относился)?
-Как ласково называла?; - С кем петух мог драться - петушится?
Примерный рассказ:
У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила его крупой, червячками и хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться-петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.
Игра КВН «Раз словечко, два словечко»
Задачи:
- Закреплять умение подбирать родственные слова
- Продолжать учить составлять предложения и рассказы с заданными родственными словами
- Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.
- Воспитывать умение играть в команде , чувство коллективизма, инициативность.
- Показать родителям необходимость умения детей подбирать родственные слова.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением руки и воды; картинки для составления родственных слов, для составления предложений; карточки со списками слов- родственников к словам: уши и друг; карточки с заданиями для каждого взрослого.
Первый конкурс: назвать слово, которое не является родственным к остальным словам.
Дети делятся на две команды, им по очереди предъявляется цепочка слов.
Щука, щучий, щепочка, щучка, щурёнок.
Крошка, окрошка, крошить, закрашивать.
Ель, еловый, ёлочки, съел, ельник.
Трав, травушка, отрава, травяной.
Головка, головастик, головной, голодный, трёхголовый.
Голосить, голосовой, голый, голосишко.
Грачонок, грачиные, граница, грачовник.
Конный, конюшня, конфетка, конезавод.
Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.
Мороз, мороженное, морс, заморозки.
Второй конкурс: подобрать родственные слова к заданному слову.
Капитаны выбирают предметную картинку, обозначающую заданное слово. Команды по очереди называют слова к заданному им главному слову.
Вода- водичка, водица, водяной, водопад, водонос, водовоз, водянистый, водянка, водолаз, подводный, подводники, водоём.
Рука – рука, ручища, ручонка, рученька, ручной, подручный, рукава, рукавицы, рукавички, рукоделие, рукодельница, рукопашный, руководитель, рукопожатие.
Третий конкурс: назвать слова-родственники из прочитанных стихотворений.
Осинки растут в осиннике, и тянуться к небу синему.
Под осинами – подосиновики, такие грибы красивые.
Стеклянная посуда часто бьётся,
И много мелких стёкол остаётся
Все стёклышки собрал я осторожно-
Пораниться случайно ими можно.
Звёзды и звёздочки в небе ночном-
Звёздное очень небо.
Хотелось бы мне, сосчитать их потом,
Но я звездочётом не был.
Ивушки, ивы растут у реки,
Низко склоняясь над водой.
Из ивовых прутьев, плетут старики
Корзиночки долгой зимой.
Четвёртый конкурс: «Грамотные взрослые».
Родители выполняют задание по карточкам: вставить пропущенную букву и написать проверочное слово.
Мол…ко, ст…ловая, но…ка, ска…ка, к..робочка, вым…чить, в..рхушка, кни…ка, кру..ка, м…сорубка, м..гкотелый.
Пятый конкурс: «Конкурс капитанов»
Капитаны по очереди в ответ на каждое названное педагогом слово-родственника, говорят главное слово. Главное слово: дорога, дорого.
Дорожка, подорожник, дорогой, дороженька, дорожать, придорожная, подороже, дороговизна, дорожный, подорожало, дороговато, дорожник, удорожание, бездорожье, дорожить, дороже, подорожание, подорожная.
Шестой конкурс: придумать предложение со словом родственником.
Капитаны называют слово-родственник. Участники команды придумывают предложение. У кого длиннее предложение, тот получает один балл.
Слова: солнце, солнечный, солнышко, солнцепёк, подсолнух, подсолнечное, солнцезащитные, солнцелюбивое.
Седьмой конкурс: придумать рассказ с заданными словами-родственниками. Педагог зачитывает родственные слова, а дети с помощью родителей придумывают рассказы. Родители зачитывают получившийся рассказ ( предлагаются слова: уши и друг)
Подведение итогов, награждение команд.
Памятка для родителей: «Раз словечко, два словечко…»
Уважаемые родители!
В процессе подготовки к школьному обучению дошкольник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словброзованием важна в плане первоначального ознакомления ребёнка с морфологическим составом для овладения разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов.
Выполнение заданий данной памятки.
1. Прочитайте ребёнку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовалось остальные.
2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова-родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому – какая голова (рыбья), или суп из рыбы – какой? (рыбный)
Задание № 1. Назови главное слово или придумай слова – родственники к названному слову.
Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка.
Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.
Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовой.
Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить.
Звездопад, звездолёт, звёздное, созвездие, звезда, звёздочка.
Ломик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница, домохозяйка.
Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица, жаропонижающее.
Зверюшка, зверьё, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверёк, зверёныш, зверолов, звероферма.
Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек.
Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп, землетрясение, подземелье.
Задание № 2. Какое слово не является родственным?
Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.
Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.
Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.
Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.
Овощ, осень, овощной, овощерезка.
Рыбный, рыбак, рыба, рыбёшка, рысь, рыболовный, рыбак.
Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.
Гора, горный горка, горе, пригорок.
Боль, большой, больница, больной, болеть.
Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка.
Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок.
Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник.
Задание № 3. Для какого слова названное слово является родственным?
Гусь и гусли: гусак, гусыня, гусёнок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом.
Купать и купить: купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица.
Рано и рана: ранище, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань.
Носить и нос: носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, приносить, носочки.
Список используемой литературы.
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 2007.
3. Парамонова Л.Г.Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.
4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Слова-действия".
Конспект фронтального логопедичекого занятия по теме "Слова-действия" для обучающихся 2 класса, имеющих логопедическое заключение «Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общ...
Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса
Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...
Логопедическое занятие. Слова - "неприятели". Антонимы.
Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов, активизация словарного запаса....
Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы" с включением этнокультурного компонента "Богатства Югры"
В конспекте логопедического занятия учитываются особенности речевого развития ребенка коренных малочисленных народов Севера. С целью оптимизации усвоения материала ребенком коренной национальности вкл...
Конспект коррекционного логопедического занятия «Слово, словосочетание, предложение»
Конспект коррекционного логопедического занятия "Слово, словосочетание, предложение" для учащихся 3-го класса общеобразовательной школы, имеющих нарушение лексико-грамматического строя речи составлен ...
Методическая разработка логопедического занятия "Слова с буквами И и Й".
Второй год обучения....