Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Корнева Ирина Николаевна

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.barto_v_teatre.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,  общеобразовательная  школа VIII   вида с.Ковалевского   Краснодарского края

УРОК  ЧТЕНИЯ

                                     

в 4 «Б» классе

ТЕМА: 

А.Л.Барто  «В театре»

ЦЕЛИ:

1. Познакомить с новым  произведением. Учить читать и слушать текст, формировать  читательские умения и навыки. Совершенствовать навыки осознанного, выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, составлять портретную характеристику героев.

2. Коррегировать общеречевые навыки, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, целостное восприятие текста, внимание, память. Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас, расширять кругозор. Формировать первоначальные языковые и познавательные отношения. Совершенствовать произносительную сторону речи. Развивать артикуляционный аппарат, способность к рефлексии.

3. Развитие творческих способностей и читательской активности учащихся. Привитие интереса к чтению, любви к книге. Воспитание культуры  поведения в общественных местах, речевого общения, взаимоуважения. 

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийная презентация,
  •  музыкальное оформление,
  • выставка книг А.Л.Барто для детей,
  • пословицы и поговорки по данной тематике,
  •      Чтение, учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Ильиной С.Ю. , стр.51 – 53

Подготовила и провела:

                                                  учитель высшей квалификационной  категории

                            Корнева Ирина Николаевна

ХОД  УРОКА:

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(При входе в класс. оборудована касса. дети и гости  покупают билеты и проходя в класс, занимают места.)

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  НАСТРОЙКА

1) Эмоциональный настрой на урок, рефлексия:

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,                                                                                      Полезнее книги нет вещи на свете!                                                                                         Пусть книги друзьями приходят в дома,                                                                                     Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

        - Каждый из нас, начиная с самого раннего детства и до глубоких седин, встречается с книгами: сначала нам читает их мама, потом сами мы берём в руки книгу, став взрослыми, мы будем читать книги своим малышам. Книги рассказывают нам о многом: рабочий читает книги о станках, чтобы научиться лучше управлять ими; врач – о том, как помочь людям стать здоровыми; учитель – как лучше учить. Книги помогают лучше понять окружающую жизнь. Поэтому их нужно читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц.

- Прочитайте пословицу (слайд №2):                                            

Чтение без умения – не польза, а вред.       

- Как вы можете объяснить смысл этой пословицы?

- Какие умения нужны при чтении книг?                

- Какую пользу приносит чтение?

- Какие ещё пословицы о чтении вы знаете?              

Данил – индивидуальная работа с деформированным предложением – составление пословицы:

С книгой, быть, умным, дружить

2) "жужжащее" чтение

(Дети читают текст на карточках(2 мин.)

_ Каком театре вы прочитали?

3)АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  И  ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА (слайд №3):

- Давайте приготовим наш дыхательный и артикуляционный аппарат к работе:

Упражнения на дыхание (каждое повторяется 3-4 раза):

  • Упражнение «Шарик»;
  •  Упражнение «Пловцы»;
  •  Упражнение «Шаловливый пальчик»;

- Какое время года приближается? По каким приметам это стало заметно? Какие изменения  в погоде вы заметили сегодня?

  •  Упражнение «Морозный воздух»

Артикуляционная гимнастика (каждое упражнение выполняется 3-4 раза):

  • Упражнение «Звоночек»;
  •  Упражнение «Вкусное варенье»;
  •  Упражнение «Лошадка»;
  •  Упражнение «Зубная фея»;
  •  Упражнение «Качели»;
  •  Упражнение «Дудочка»

3) Целевая установка.

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (слайд №4):

1) Проверка осмысленности прочитанного:

- Как называлось произведение, которое вы подготовили к уроку?

-Кто его автор?

II группа -  работа по вопросам:

- Куда дедушка обещал повести внука?

- Почему это у них никак не получалось?

- Какой сюрприз подготовил дедушка внуку?

- Куда они отправились на следующий день?

- О чем дедушка попросил внука?

I группа – выборочное чтение:

- Прочитайте, чему учил дедушка внука по дороге в театр.

- Прочитайте, когда и почему нужно говорить «Спасибо».

- Прочитайте, с какой просьбой обратился артист к зрителям перед началом спектакля.

I  группа – краткий пересказ:

- Расскажите, что помогло подружиться Вове и Боре.

2) Обобщение:

- О каких правилах вежливости вы узнали из этого рассказа?

- Как нужно вести себя в театре? Как вести себя ни в коем случае нельзя?

- Что будет, если не соблюдать правила поведения в театре?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

( с элементами пальминга  и релаксации в музыкальном сопровождении)

        Мы внимательно читали, и немного все устали.

        Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз.

- Сядьте ровно, положите руки на колени, расслабьтесь и внимательно следите глазами за солнышком.

IV. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА (слайд №5):

- Сегодня на уроке мы познакомимся с  творчеством замечательной детской поэтессы А.Л. Барто. Её стихи, весёлые  песенки, пьески из жизни детей знакомы вам с раннего детства. Когда мы были малышами, мы с удовольствием читали её стихи, и многие из них знаем наизусть. Я начну рассказывать стихотворение А.Барто, а вы, если знаете его, продолжайте:

«Зайку бросила хозяйка…»

«Идёт бычок качается…»

«Я люблю свою лошадку…»

«Синенькая юбочка, ленточка в косе, кто не знает Любочку…»

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением А.Барто «В театре».

V. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА:

1) Словарная работа (слайд№6):

- Объясните, как вы понимаете, что такое «БАЛЕТ».

- Вот какое объяснение этому слову даёт толковый словарь:

БАЛЕТ – вид искусства, в котором артисты говорят на языке танца.

- Как называется артистка балета?

- Балерины очень похожи на сказочных фей. Кто такая ФЕЯ?

ФЕЯ – волшебница.

- Представление в театре невозможно без участия ОРКЕСТРА. Что такое оркестр?

ОРКЕСТР – группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.

3) Знакомство с новым произведением:

Театры всякие бывают,

И чего в них только нет!

Здесь спектакли вам сыграют,

Драму, оперу, балет.

Здесь на сцене можно встретить

Разных кукол и зверей.

Театр очень любят дети,

Так пойдём туда скорей.

 (Звучат три звонка.)

а) Чтение стихотворения «В театре» учителем;

б) Проверка первичного восприятия:

- Почему девочки не смогли посмотреть балет?

4) Комментированное чтение по цепочке  с анализом содержания:

  • Когда девочка впервые попала на балет?
  •  С кем она пошла в театр?
  •  Какое настроение было у девочек перед началом балета?
  •  Кого девочки хотели увидать на сцене?
  •  Что произошло, когда заиграл оркестр?
  •  Чем занимались девочки во время представления?
  •  Что в это время происходило на сцене?
  •  Где девочки искали номерок?
  •  Как на это реагировали остальные зрители?
  •  Когда девочки нашли номерок?
  •  Смогли ли девочки посмотреть балет? Почему? Кто в этом виноват?

Физминутка (Звучит отрывок  из произведения "Времена года" П.И.Чайковского "Ноябрь")

5) Выборочное чтение:

I группа

- Прочитайте, как девочка ждала начала представления.

- Прочитайте, как подружки вели себя во время представления.

- Прочитайте, какое представление шло на сцене в это время.

II  группа

- Подберите отрывки из стихотворения, подходящие к картинкам

(слайды презентации)                            

III группа

- Расставьте картинки в нужном порядке.

(слайды презентации)

6) Работа над выразительным чтением:

- Какое  настроение было у девочек перед началом спектакля? Как передать это при помощи голоса?

- Как изменилось настроение, когда девочка обнаружила пропажу номерка? Как можно назвать состояние девочки? Выберите подходящее слово:

РАДОСТЬ   ТРЕВОГА   ОГОРЧЕНИЕ   УДИВЛЕНИЕ   ВОСТОРГ    СТРАХ    РАВНОДУШИЕ

7) Работа над идейным содержанием:

- Правильно ли вели себя подружки во время спектакля?

- Как нужно вести себя, если во время представления потерялся номерок?

- Дайте совет девочке, как нужно  вести  себя  в  театре.

VI. ОБОБЩЕНИЕ ПО УРОКУ:

а)рефлексия:

- С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

- Кто автор стихотворения?

- Что нового для себя вы узнали из стихотворения?Чем понравилось и запомнилось произведение? Какие чувства оно у вас вызывает?

- О каких правилах вежливости вы узнали? 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

А.Л.Барто «В театре», с.51 -53:

I группа – выучить понравившийся отрывок наизусть

II группа – выразительное чтение

III группа – Денис - ответить на вопрос№4.

VII. ИТОГ УРОКА:

- А.Л.Барто – автор многих поучительных стихотворений о плохих и хороших поступках детей. Если вам понравилось творчество поэтессы,  и вы хотите продолжить знакомство с ним – Добро пожаловать в школьную библиотеку. Выбирайте книги А.Барто, с увлечением читайте и учитесь хорошему.

Если вам понравился  сегодняшний урок, то возьмите магниты красного цвета и заполните ими наше сердечко. Ну. в если вам не понравилось, то возьмите магниты серого цвета и заполните нашу тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»

Коррекционная  школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...

Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.

Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...

Урок по развитию речи в коррекционной школе VIII вида.

Урок для 2 класса в коррекционной школе VIII вида по развитию устной речи по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение диких и домашних животных" содержит дидактические игры, презентацию "Дикие ...

Рабочая учебная программа по письму и развитию речи. 4 класс. Школа VIII вида

Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...

Чтение и развитие речи. 2 класс, школа II вида, Рассказ "Волга", Ю.Яковлев

Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Красильникова О.А.)Рассказ "Волга", автор Ю.Яковлев...

Презентация на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы VIII вида".

Презентация к докладу на тему "Современные методы и приёмы работы на уроках развития речи специальной(коррекционной) школы VIII вида."...

"различение слов, обозначающих предметы, по вопросам КТО? ЧТО?" презентация к уроку письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида

"Различение слов, обозначающих предметы, по вопросам  КТО? ЧТО?" презентация к уроку  письма у развития речи в коррекционной школе VIII вида...