Программа "Мои проекты"
рабочая программа по теме
Описывается работа над проектами с детьми предшкольной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано
Зам. директора по ОП
___________И.В.Колесникова
«____»___________2012 г.
ПРОГРАММА
«Мои проекты»
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2»
Казакова Л.С.
п. Уренгой, 2012 г.
Полное название программы | Срок реализации | Цели и задачи | Автор - составитель | Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
«Мои проекты» | Один месяц (с 6 до 7 лет - коллективные проекты) | 1.Развитие и совершенствование интеллектуальных умений 2.Развитие потенциальных возможностей и способностей каждого ребенка, формирование его индивидуальностей. 3.Развитие эмоционально-ценностных ориентаций детей, побуждение стремления узнавать и познавать не только окружающий мир, но и самого себя. 4.Активизировать познавательную деятельность | Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» Казакова Л.С. | Дети научатся: 1) видеть проблемы; 2) выдвигать гипотезы; 3) задавать вопросы; 4) давать определения, понятия; 5) классифицировать; 6) структурировать полученный в ходе исследования материал; 7) делать выводы и умозаключения; 8) доказывать и защищать свои идеи |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес будущих школьников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое, интенсивное изменения окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков будущих первоклассников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектную технологию относят к технологии нового времени, нового века, т.к. она предусматривает умение человека адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям времени.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации, его прогрессивной методики обучения и развития. А внедрение проектной технологии в систему деятельности школы, гимназии, лицея – показатель высокого уровня образовательного учреждения.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместное оформление «Энциклопедии узоров»); самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.). Этапы работы над проектом:
- постановка цели;
- поиск формы реализации проекта;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
- организация совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой и практической деятельности;
- работа над частями проекта, коррекция;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
- Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Если речь идет о занятии, о процессе обучения, приобретения знаний, то темы проектов чаще всегда предлагает учитель.
Технология проектной деятельности
Этап проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Первый – постановка проблемы | Формулирует проблему (цель) (одновременно определяется продукт проекта) | Входят в проблему |
Второй - обсуждение проблемы, принятие задач | Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, уточняет проблемы и формулирует задачи | Вживаются в игровую ситуацию. Принимают задачи. Планируют деятельность. Объединяются в рабочие группы (если есть необходимость). Распределяют обязанности. |
Третий – работа над проектом | Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность по решению задачи путем экспериментирования, моделирования. Организует работу над проектом (поэтапно: направляет на поиск решений, на экспериментирование, предметно-речевую деятельность, продуктивную, исследовательскую). Оказывает практическую помощь (по необходимости) | Ищут решение задачи. Совместно составляют схему работы, по ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае необходимости). Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности. |
Четвертый - презентация | Готовится к презентации, проводит ее. | Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности. |
Пятый – постановка новой проблемы | Создает ситуацию необходимости поиска новой информации. | Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема проекта | Дата проведения | Цели и задачи |
1 | «Мир узоров» | 04.02.2012 | Знакомство с разнообразием узоров; составление индивидуальных узоров |
2 | «Энциклопедия узоров» | 11.02.2012 | Украшение одежды узорами. Оформление «Энциклопедии узоров» |
3 | «Моя школа» | 18.02.2012 | Проведение конкурса рисунков «Моя школа». Изготовление составных частей макета школы (бумажные трубочки) |
4 | Макет «Моя школа» | 03.03.2012 | Изготовление из бумажных трубочек макета школы, его оформление |
Литература
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Начальная школа.- 1998 г. - №4.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.
- Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М.-1994 г.
- Люркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.-1996 г.
- Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте.// Начальная школа.-2004 г.-№6.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль. – 2001 г.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.-1999 г.
- Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. М.: Владос,-2000 г.
- Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа. – 2004 г.
- Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель.-2009 г.
- А.И.Савенков. Маленький исследователь. Ярославль.-2002 г.
- О.В.Дыбина. Ребенок в мире поиска. М.-2005 г.
- Полат Е.С. Метод проектов. М.-2000 г.
- Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование.-2005 г.
Приложение 1
Проект: «Мир узоров»
Цель: знакомство с разнообразием узоров; составление индивидуальных узоров; развивать эстетический вкус, любознательность, активность, самостоятельность, инициативность.
Материалы: образцы рисунков различных узоров, альбомные листы бумаги, цветные карандаши.
Ход работы над проектом
1-й этап
Учитель показывает образцы узоров и рассказывает о них.
Узор основан на повторе и чередовании его элементов. Он может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы – прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры. Основным источником узора всегда была природа.
Узор может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур.
Декоративные элементы и звенья часто изображают предметы окружающей человека среды и художественно выражают отношение к ним самого человека.
2-й этап
Учитель предлагает детям распределиться по подгруппам и выбрать тот узор, которым бы они украсили ковер.
3-й этап
Каждая подгруппа выбирает при помощи учителя понравившийся узор.
4-й этап
Учитель предлагает каждой подгруппе выполнить узор и рассказать о нем.
5-й этап
Постановка новой проблемы.
Обсуждаются разные варианты представленных материалов подгруппами детей (оформление альбома, энциклопедии, выставки рисунков узоров и др.).
Приложение 2
Проект: «Энциклопедия узоров».
Цель: украшение одежды узорами; оформление «Энциклопедии узоров; развивать творческое воображение, развивать изобразительные навыки, активность, инициативность.
Материалы: украшенные узорами ковры детей, рисунки одежды с орнаментом, шаблоны одежды (для мальчиков – рубашки, для девочек – платья).
Ход работы над проектом
1-й этап
На доске выставка ковров с узорами.
Дети рассматривают, сравнивают свои ковры с другими. Учитель показывает детям образцы одежды с орнаментами. У людей разной национальности свои отличия в орнаменте.
В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли, интересы земледельца. В узорах легко узнаются полевые и садовые растения – маки, ромашки, васильки, яблони и вишни, колоски ржи, плоды рябины, смородины и т.д.
В узбекском орнаменте декоративными элементами служат цветки миндаля, коробочки хлопка, листья ивы, змейки и колосья пшеницы. Они рассказывают о стране солнца и садов, хлопковых полей, о трудолюбии узбекского народа.
В казахском и киргизском орнаментах декоративные элементы и сочетание красных и синих цветов напоминают о при родных богатствах солнечного края и выражают мечту народа о счастье.
2-й этап
Учитель раздает детям шаблоны одежды и предлагает украсить их понравившимися орнаментами.
3 этап
Каждый ребенок индивидуально украшает шаблон одежды.
4-й этап
Каждый ребенок рассказывает, чем он украсил свой шаблон.
5-й этап
Учитель показывает папку и предлагает детям оформить ее как «Энциклопедию узоров» (дети вместе с учителем размещают в папке украшенные ковры и созданные ими модели одежды).
После оформления папки «Энциклопедия узоров» она демонстрируется родителям.
Приложение 3
Проект: «Моя школа»
Цель: проведение конкурса рисунков «Моя школа», изготовление составных частей макета школы; умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов окружающей среды; развивать творческое воображение; прививать любовь к школе.
Материалы: рисунки с изображением школы, школьных принадлежностей, альбомные листы белой и цветной бумаги разного размера, клей.
Ход работы над проектом
1-й этап
Учитель демонстрирует на доске рисунки с изображением школы, школьных принадлежностей.
Проводится беседа о школе, о ее роли в жизни человека.
2-й этап
Учитель предлагает детям нарисовать такую школу, в которой они хотели бы учиться.
3-й этап
Каждый ребенок индивидуально рисует школу.
4-й этап
Дети делятся своими впечатлениями о том, что они изобразили.
5-й этап
Постановка новой проблемы. Учитель предлагает изготовить составные части для будущего макета школы (трубочки).
Практическая работа: дети скручивают трубочки из цветной бумаги и при помощи учителя склеивают их.
Приложение 4
Проект: макет «Моя школа».
Цель: изготовление из бумажных трубочек макета школы, его оформление; развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию; совершенствовать умение и навыки работы с цветной бумагой и клеем.
Материалы: трубочки из цветной бумаги, рисунки детей с изображением школы, ватман, клей.
Ход работы над проектом
1-й этап
Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением школы, которые дети сделали на предыдущем занятии. Выбирается лучший рисунок.
2-й этап
Учитель предлагает детям распределиться по подгруппам и решить, какую работу они будут выполнять (склеивать трубочки, делать крышу, стены, деревья на территории школы и др.).
3-й этап
Практическая работа детей. Учитель помогает каждой подгруппе и каждому ребенку индивидуально.
4-й этап
Каждый ребенок рассказывает о том, что он сделал, что у него получалось лучше всего, что вызывало затруднения.
5-й этап
Дети рассматривают изготовленный макет школы и сравнивают его с рисунком. После завершения работы макет школы демонстрируется родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"
ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта Я – горожанин!О...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"
Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!
Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить 1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....