Конспект урока по литературному чтению на тему "Устный журнал. поэтическая тетрадь" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению на тему "Устный журнал. поэтическая тетрадь" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._ustnyy_zhurnal._poetichekaya_tetrad.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4б
Тема урока: Устный журнал «Поэтическая тетрадь»
Цели урока: повторение и обобщение произведений изученного раздела; развивать память, мышление, творческие способности.
Планируемые результаты:
- Предметные: уметь читать вслух поэтическое произведение.
- Личностные: понимать особенности поэтического текста и выражение своих чувств.
Тип урока: развивающего контроля
Оборудование: иллюстрации, дополнительная литература.
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Этап самоопределения к деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | 1 мин. | - Приветствие. Я вас рада видеть. - У нас есть две корзины, я предлагаю в правую корзину положить все качества, которые помогают вам на уроках. А в левую- те, которые вам мешают и отвлекают. | Называют положительные и отрицательные качества. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека |
2.Актуальность знаний и мотивация. Закрепление изученного материала: фронтальный опрос | 1 мин. | - Давайте вспомним, над какой темой и над каким разделом мы работали последние уроки? - Каких авторов вы изучали в данном разделе? | - Поэтическая тетрадь. В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, М.И. Цветаева. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск |
3. постановка учебной задачи. Целеполагание. | 2 мин. | - Мы уже завершили изучение раздела «Поэтическая тетрадь», узнали много интересного о поэтах, их произведениях. Закончим мы его устным журналом. Вы разделитесь на три команды (можно но рядам), каждая команда будет представлять своего поэта. (Ребята садятся вокруг трех столов. На столах лежат учебники и книги того поэта, которого они будут представлять.) | Делятся на команды. | |
4. Открытие нового знания. Наглядный :работа с портретом поэта. | 4 мин. | — Подумайте, какое название мы дадим этой «Поэтической тетради». Каковы ваши предложения? (Выбирается название, например «Страна далекого детства».) - Нащ журнал состоит из нескольких страниц. Страница I — На ней в нашем журнале мы поместим портреты писателей, которым его посвящаем. Я вам показываю портрет, вы выбираете одного поэта. (Учитель показывает портрет по очереди каждой команде. Они должны назвать полностью имя и годы жизни.) 1. Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924). 2. Марина Ивановна Цветаева (1892—1941). 3. Сергей Александрович Есенин (1895-1925). | Придумывают название тетради. Знакомятся с содержание тетради. Отгадывают поэтов по портретам. | Регулятивные: ориентируются в знаниях. Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; |
5. Первичное закрепление во внешней речи Работа с текстом карточки | 15 мин. | Страница II — Каждая команда получит карточку с. Текстом о творчестве одного поэта. Подготовьтесь и прочитайте выразительно этот текст одноклассникам. (приложение) (Дети готовятся, затем отвечают на вопросы учителя.) | Выполняют задание второй страницы. | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой Работа над выразительностью речи | 5 мин. | Страница III — Выберите из сборников стихов своего поэта те, которые вам больше всего нравятся. Прочитайте выразительно в классе своим одноклассникам. (Слушают по 3 стихотворения от каждой команды.) | Выбирают стихотворения и зачитывают классу. | |
7. Включение в систему знаний Применение сюжетной картины: иллюстрирование | 6 мин. | Страница IV (Доска делится на три части. Ученики должны сделать набросок к одному из изученных стихотворений. Члены других команд называют это произведение и его автора.) | Изображают сюжетную картину. | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации. |
8. Рефлексия деятельности. Обобщение полученных на уроке сведений. | 2 Мин. | Выберите и покажите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке. Вот и закрыли мы последнюю страницу нашего журнала «Страна далекого детства», как вы назвали его. Молодцы! Хороший номер получился | Оценивают свою деятельность. Подводят итоги | Регулятивные: осуществляют контроль |
Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Технологическая карта урока Литературное чтение Выполнила студентка 45гр. Могилёва Виктория Проверил: ______________________ Отметка: _______________________ Дата: __________________________ Челябинск, 2018
|
Карточка 1. Валерий Яковлевич Брюсов
Сочинять начал с восьми лет, а в семнадцать написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов В.Я. Брюсов не хочет идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей. Он твердо верит в свою звезду.
В истории русской литературы он навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища, заложенные в чувстве». Оставил он след в культуре и как талантливый критик, организатор, редактор, педагог. С детских лет его манило неведомое:
Мне снились: рощи пальм, безвестный океан,
И тайны полюсов, и бездны подземелий,
И дерзкие пути междупланетных стран.
Но поэт бежал не столько от мира вообще, сколько от его пошлости и мелочности. Возвышенное и героическое, таинственное и трагическое он умел видеть повсюду: в раскрытой книге, случайной уличной сценке, обычной череде будней. В целом темы, привлекавшие его, бесконечно разнообразны.
По улицам узким, и в шуме и ночью,
в театрах, в садах я бродил,
И в явственной думе грядущее видя,
за жизнью, за сущим следил.
Я песни слагал вам о счастьи,
о страсти, о высях, границах, путях,
О прежних столицах, о будущей власти,
о всем распростертом во прах.
Карточка 2. Марина Ивановна Цветаева
Осенью 1910 г. восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник своих стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» — стихи, написанные в 15—17 лет (некоторые, возможно, еще раньше).
Когда к власти пришли большевики, она остается в Москве одна с двумя дочерьми, безо всяких средств к существованию. В то время в стихах М.И. Цветаевой страшный быт преображается в высокую поэзию:
Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Взойдите. Гора рукописных бумаг...
— Так! — Руку! — Держите направо, —
Здесь лужа от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих,
Что женщина может без кружев!..
Вот дети мои — два чердачных царька,
С веселою музой моею, — пока
Вам призрачный ужин согрею, —
Покажут мою эмпирею.
Чердак превращен в «чердачный дворец», паутина — в кружева, голодные дети — в «царьков». Душа поэта не нуждается в хлебе, ибо будет — теперь Цветаева в этом уверена — существовать и на небе, в подлинном споем доме.
Карточка 3. Сергей Александрович Есенин
Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области мальчик очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трехлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.
«Стихи начал слагать рано, — напишет позже С. Есенин в автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».
Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть устной и песенной речи.
...Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Сережу Есенина определяют в Константиновское земское четырехгодичное училище, и затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепики.
После Константиново, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские отличались особой легкостью.
Даже самые ранние, бесхитростные и чистые его стихи уже при первом чтении захватывают душу своим певучим слогом:
Там, где капустные грядки
Красной волной поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет...
Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому. Месяц — «кудрявый ягненочек» — «гуляет по голубой траве», рога месяца, отражающегося в затихшем озере, "бодаются» с осокой. Если взглянуть на воду с «далекой тропы», то покажется, что вода «качает берега». Не туман поднимается над степью, а степь «кадит дымом». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветет, а «полышет», как «пенный пожар».
Для 1-й команды
— Какие стихи В.Я. Брюсова вы читали в этом разделе?
— Связано ли содержание стихотворения «Детская» с его ритмом?
— Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф? Почему?
Для 2-й команды
— Какие произведения М. Цветаевой вы прочитали в этом разделе? О чем они?
— Дороги ли автору воспоминания детства?
— Из каких слов это видно? Для 3-й команды
— Какое произведение С.А. Есенина вы прочитали?
— Какие иллюстрации к нему вы бы сделали? Опишите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс
Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный урок разработан и проведен с...
Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс
Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...
Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.
Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.
Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....
Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.
Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....
Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"
Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....
Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...