Конспект урока по литературному чтению на тему "Устный журнал. поэтическая тетрадь" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Саитхужина Виктория Сергеевна

Конспект урока по литературному чтению на тему "Устный журнал. поэтическая тетрадь" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._ustnyy_zhurnal._poetichekaya_tetrad.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс:

Тема урока: Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

Цели урока: повторение и обобщение произведений изученного раздела; развивать память, мышление, творческие способности.

Планируемые результаты:

  • Предметные: уметь читать вслух поэтическое произведение.
  • Личностные: понимать особенности поэтического текста и выражение своих чувств.

Тип урока: развивающего контроля

Оборудование: иллюстрации, дополнительная литература. 

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

1 мин.

- Приветствие. Я вас рада видеть.

- У нас есть две корзины, я предлагаю в правую корзину положить все качества, которые помогают вам на уроках.  А в левую- те, которые вам мешают и отвлекают.

Называют положительные и отрицательные качества.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2.Актуальность знаний и мотивация.

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

1 мин.

- Давайте вспомним, над какой темой и над каким разделом мы работали последние уроки?

- Каких авторов вы изучали в данном разделе?

- Поэтическая тетрадь.

В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, М.И. Цветаева.

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование;

3. постановка учебной задачи.

Целеполагание.

2 мин.

- Мы уже завершили изучение раздела «Поэтическая тетрадь», узнали много интересного о поэтах, их произведениях. Закончим мы его устным журналом. Вы разделитесь на три команды (можно но рядам), каждая команда будет представлять своего поэта. (Ребята садятся вокруг трех столов. На столах лежат учебники и книги того поэта, которого они будут представлять.)

Делятся  на команды.

4. Открытие нового знания.

Наглядный :работа с портретом поэта.

4 мин.

—  Подумайте, какое название мы дадим этой «Поэтической тетради». Каковы ваши предложения?

(Выбирается название, например «Страна далекого детства».)

- Нащ журнал состоит из нескольких страниц.

Страница I

—  На ней в нашем журнале мы поместим портреты писателей, которым его посвящаем. Я вам показываю портрет, вы выбираете одного  поэта.

(Учитель показывает портрет по очереди каждой команде. Они должны назвать полностью имя и годы жизни.)

1. Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924).

2. Марина Ивановна Цветаева (1892—1941).

3. Сергей Александрович Есенин (1895-1925).

Придумывают название тетради.

Знакомятся с содержание тетради.

Отгадывают поэтов по портретам.

Регулятивные: ориентируются в знаниях.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения;

5. Первичное закрепление во внешней речи

Работа с текстом карточки

15 мин.

Страница II

—  Каждая команда получит карточку с. Текстом о творчестве одного поэта. Подготовьтесь и прочитайте выразительно этот текст одноклассникам.  (приложение)

(Дети готовятся, затем отвечают на вопросы учителя.)

Выполняют задание второй страницы.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа над выразительностью речи

5 мин.

Страница III

—  Выберите из сборников стихов своего поэта те, которые вам больше всего нравятся. Прочитайте выразительно в классе своим одноклассникам.

(Слушают по 3 стихотворения от каждой команды.)

Выбирают стихотворения и зачитывают классу.

7. Включение в систему знаний

Применение сюжетной картины: иллюстрирование

6 мин.

Страница IV

(Доска делится на три части. Ученики должны сделать набросок к одному из изученных стихотворений. Члены других команд называют это произведение и его автора.)

Изображают сюжетную картину.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации.

8. Рефлексия деятельности.

 Обобщение полученных на уроке сведений.

 2 Мин.

Выберите и покажите смайлик, который соответствует вашей работе на уроке.

Вот и закрыли мы последнюю страницу нашего журнала «Страна далекого детства», как вы назвали его. Молодцы! Хороший номер получился

Оценивают свою деятельность. Подводят итоги

Регулятивные: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнила студентка 45гр.

Могилёва Виктория

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2018

 

Карточка 1. Валерий Яковлевич Брюсов

Сочинять начал с восьми лет, а в семнадцать написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов В.Я. Брюсов не хочет идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей. Он твердо верит в свою звезду.

В истории русской литературы он навсегда остался открывателем новых путей, великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища, заложенные в чувстве». Оставил он след в культуре и как талантливый критик, организатор, редактор, педагог. С детских лет его манило неведомое:

Мне снились: рощи пальм, безвестный океан,

И тайны полюсов, и бездны подземелий,

И дерзкие пути междупланетных стран.

Но поэт бежал не столько от мира вообще, сколько от его пошлости и мелочности. Возвышенное и героическое, таинственное и трагическое он умел видеть повсюду: в раскрытой книге, случайной уличной сценке, обычной череде будней. В целом темы, привлекавшие его, бесконечно разнообразны.

По улицам узким, и в шуме и ночью,

в театрах, в садах я бродил,

И в явственной думе грядущее видя,

за жизнью, за сущим следил.

Я песни слагал вам о счастьи,

о страсти, о высях, границах, путях,

О прежних столицах, о будущей власти,

о всем распростертом во прах.

Карточка 2. Марина Ивановна Цветаева

Осенью 1910 г. восемнадцатилетняя гимназистка, дочь профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева, отнесла в типографию сборник своих стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» — стихи, написанные в 15—17 лет (некоторые, возможно, еще раньше).

Когда к власти пришли большевики, она остается в Москве одна с двумя дочерьми, безо всяких средств к существованию. В то время в стихах М.И. Цветаевой страшный быт преображается в высокую поэзию:

Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!

Взойдите. Гора рукописных бумаг...

— Так! — Руку! — Держите направо, —

Здесь лужа от крыши дырявой.

Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,

Какую мне Фландрию вывел паук.

Не слушайте толков досужих,

Что женщина может без кружев!..

Вот дети мои — два чердачных царька,

С веселою музой моею, — пока

Вам призрачный ужин согрею, —

Покажут мою эмпирею.

Чердак превращен в «чердачный дворец», паутина — в кружева, голодные дети — в «царьков». Душа поэта не нуждается в хлебе, ибо будет — теперь Цветаева в этом уверена — существовать и на небе, в подлинном споем доме.

Карточка 3. Сергей Александрович Есенин

Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области мальчик очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трехлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.

«Стихи начал слагать рано, — напишет позже С. Есенин в автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».

Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть устной и песенной речи.

...Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Сережу Есенина определяют в Константиновское земское четырехгодичное училище, и затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепики.

После Константиново, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские отличались особой легкостью.

Даже самые ранние, бесхитростные и чистые его стихи уже при первом чтении захватывают душу своим певучим слогом:

Там, где капустные грядки

Красной волной поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет...

Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому. Месяц — «кудрявый ягненочек» — «гуляет по голубой траве», рога месяца, отражающегося в затихшем озере, "бодаются» с осокой. Если взглянуть на воду с «далекой тропы», то покажется, что вода «качает берега». Не туман поднимается над степью, а степь «кадит дымом». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветет, а «полышет», как «пенный пожар».

Для 1-й команды

Какие стихи В.Я. Брюсова вы читали в этом разделе?

—  Связано ли содержание стихотворения «Детская» с его ритмом?

—  Отличаются ли по звучанию первая и последняя строфы от других строф? Почему?

Для 2-й команды

—  Какие произведения М. Цветаевой вы прочитали в этом разделе? О чем они?

—  Дороги ли автору воспоминания детства?

—  Из каких слов это видно? Для 3-й команды

—  Какое произведение С.А. Есенина вы прочитали?

—  Какие иллюстрации к нему вы бы сделали? Опишите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...