Творческий урок в форме устного журнала. В.Л.Дуров “Наша Жучка”.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Творческий урок в форме устного журнала. В.Л.Дуров “Наша Жучка”.
Цель: познакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”.
Задачи.
Обучающая – учить выделять логические части текста и озаглавливать их, способствовать совершенствованию техники чтения, развивать устную речь, обогащать кругозор и словарный запас.
Воспитательная – прививать духовно-нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к животным.
Развивающая – развитие логического мышления, памяти, творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
37204_3.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Избердеевская начальная школа – детский сад»
Конспект урока по литературному чтению
в 3 классе
В.Л.Дуров. Рассказ «Наша Жучка».
Подготовила: учитель начальных классов
Ефимова Светлана Николаевна
с. Петровское
2015 год
Предмет: литературное чтение.
Тема: В.Л.Дуров “Наша Жучка”.
Тип урока: творческий урок в форме устного журнала.
Цель: познакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”.
Задачи.
Обучающая – учить выделять логические части текста и озаглавливать их, способствовать совершенствованию техники чтения, развивать устную речь, обогащать кругозор и словарный запас.
Воспитательная – прививать духовно-нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к животным.
Развивающая – развитие логического мышления, памяти, творческого воображения.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке чтения мы продолжим наше путешествие по разделу “Люби живое”. Урок наш будет проходить в форме устного журнала. Эпиграф: “Остановись, присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…”
- Рядом с нами живет своей неповторимой и таинственной жизнью особый мир – мир животных. И чтобы жить с этим миром в согласии, нужно многое знать о тех животных, которые нас окружают.
2.Вставьте пропущенные слова в отрывки из известных вам произведений и узнаете о ком пойдёт речь на уроке
1.Человек ….. друг
Это знают все вокруг.
2. Я сегодня сбилась с ног.
У меня пропал………
3. Щёткой чищу я…….
Щекочу ему бока.
4…….бывает кусачей, только от жизни …….
3. Речевая разминка
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
- прочитайте скороговорку про себя;
- прочитайте, разделив на слоги;
- прочитайте шепотом;
- прочитайте громко;
- прочитайте с ускорением;
- прочитайте очень быстро.
4. Сообщение «Что вы знаете о собаках?»
СОБАКИ домашние, млекопитающие семейства волчьих. Произошли от волка. Начало одомашнивания собак относится к мезолиту. Свыше 400 пород, распространены повсеместно. Наука о собаках — кинология.
Древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком. С давних лет является предметом спора, происходит ли все многообразие современных пород от одного предка (подавляющее большинство исследователей считают таковым волка), или это результат скрещивания волков, шакалов и даже лисиц. Большинство кинологов считает единственным предком собаки волка, а все современные породы — результатом искусственного отбора.
На изображениях в гробницах Древнего Египта нередко встречается фараонова собака, пронесшая все типические черты породы через тысячелетия. Собака, как и многие другие животные, в Египте обожествлялась. В связи со смертью собаки в египетских домах, по свидетельству Геродота, объявлялся траур, а хозяин дома сбривал себе волосы. Трупы собак мумифицировались, но мумии эти все же довольно редки, их гораздо меньше кошачьих.
В Древней Греции и Риме собаки стали играть гораздо более значительную роль. Естественно, особым спросом пользовались боевые псы, могучие и неустрашимые. В Риме боевые собаки стали выступать как гладиаторы, в одиночку соперничая с быками, львами, слонами, медведями.
В Китае и Японии с древнейших времен собаки играли важную роль в религии, фольклоре и мифологии. Сохранились письменные упоминания 4000-летней давности о воспитании и разведении собак. Древнейшей китайской породой считается пекинес. Другая знаменитая декоративная собачка региона — японский хин — гораздо моложе.
В 20 веке собаки используются на военной службе, таможенниками, их обучают быть поводырями слепых, помогать инвалидам. Огромное разнообразие пород прежде всего предназначено для растущего среднего класса, стремящегося найти в собаке в первую очередь друга.
Английский клуб собаководства (Кеннел-клуб) определяет шесть групп собак:
- 1. Охотничьи (гончие, борзые).
- 2. Подружейные.
- 3. Терьеры.
- 4. Пользовательские породы
- 5. Служебные породы.
- 6. Комнатно-декоративные.
5. Работа с плакатом-афишей.
– Рассмотрите афишу (Она яркая, с рисунками).
Внимание! Внимание! |
– Давайте подумаем, каким по характеру человеком нужно быть, чтобы выбрать профессию дрессировщика? На моем столе лежат словарные карточки. Выйдите к доске 4 человека, выберите карточки для ответа и встаньте перед классом
смелый | терпеливый | спокойный |
– Прочитайте про себя слова, которые выбрали ребята. Заметили: вы выбрали для характера дрессировщика слова, которые обозначают самые лучшие человеческие качества. А теперь – внимание! Как вы думаете, почему на уроке чтения мы поговорили обо всем этом? Какие у вас есть предположения?
Версия 1: Возможно, мы будем читать рассказ о животных, которые работают в цирке.
Версия 2: Возможно, это случай из жизни цирка.
Версия 3: Возможно, этот рассказ написал человек, который работает с животными – дрессировщик.
– Давайте проверим ваши предположения. Как это можно сделать? (Прочитать произведение)
– Что для этого нужно знать? Запросите у меня необходимую вам информацию.
- Где в учебнике это произведение?
- Кто его автор?
- Как оно называется?
– Я отвечу вам только на вопрос, где находится это произведение. Все остальное узнайте сами.
- Работа с текстом ДО чтения
а) прогнозирование содержание текста:
- Рассмотрите страницы, отведенные этому произведению. Какие подсказки содержания вы увидели? (Заглавие, фамилия автора, годы его жизни, иллюстрация).
– Что вы можете сказать о тексте, не читая его, ДО чтения?
(– Это не стихотворение, не басня и не сказка. По всей вероятности, это рассказ.
– Рассказ называется «Наша Жучка». Жучкой обычно кличут собаку, значит, рассказ о собаке. Иллюстрация тоже подсказывает, что это о собаке.
– Жучка «наша», значит, у нее есть хозяева. Может быть, это тот мальчик, который на рисунке?
– Рассказ написал В.Л. Дуров. Мы до этого узнали, что он дрессировщик. Может быть, рассказ о дрессированной цирковой собаке?
– А может быть, это сам Дуров вспоминает о своем детстве?)
4. Первичное восприятие
– Поднимите руки те, кому интересно узнать, что же на самом деле произошло в рассказе «Наша Жучка». Послушайте рассказ. Я вам его прочитаю. Сейчас мы узнаем, о чем и о ком этот рассказ и правильно ли вы подумали о человеческих качествах автора!
Учебники закройте, слушайте, представляйте себе то, что происходит, и сравнивайте со своими предположениями.
5. Словарная работа.
В новом произведении вам встретится несколько новых или малознакомых слов.
Гимназия – общеобразовательное среднее учебное заведение (военное).
Надзиратель – лицо, которое занимается надзором над кем-нибудь (наблюдатель).
Укромный – уединённый, укрытый от посторонних.
Жребий – условный предмет (монета, билет), вынимаемый из числа одинаковых предметов для разрешения спора.
Приговор – решение суда после слушания судебного дела.
Плац – площадь для военных занятий, парадов и смотров.
5. Проверка первичного восприятия
– Какое из ваших предположений оправдалось? (Это рассказ-воспоминание дрессировщика Дурова о своем детстве).
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? (Чувства страха и тревоги за Жучку.)
- К какому жанру относится это произведение? Назовите его признаки. ( Это рассказ, так как признаки рассказа:
- Повествовательность.
- Небольшой объём.
- Небольшое количество героев.
- Описание одного сюжета.)
6. Акцентное вычитывание текста
– Будем читать текст по абзацам и думать над содержанием.
1 абзац
- Что вы узнали об учащихся военной гимназии? (Их учили стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул.)
Отдавать честь – приветствовать, прикладывая руку к головному убору.
Брать на караул – отдать честь ружейным приёмом.
– Чему не учила ребят военная гимназия? (Любить, жалеть, заботиться).
– Как ребята-гимназисты восполнили эту пустоту? (Завели собаку, любили, играли, кормили).
– Создаем все вместе «Словарь урока». (Учитель вывешивает словарную карточку):
казенный обед |
– Подберите антоним. (Домашний обед)
– Для чего Дуров использует это слово? Ведь без него вполне можно было бы обойтись. (Мальчики были детьми, они скучали по дому, по добрым отношениям).
2 абзац
– Как вы думаете, надзиратель знал о собаке мальчиков? (Да, нет).
- После какого события надзиратель изменил отношение к любимой собаке гимназистов и в чём это проявилось? (Надзиратель изменил отношение к собаке после того, как завёл себе свою собаку. Это проявилось в негуманном отношении к собаке. Он её жестоко бил, мучил, плеснул кипятком.)
– За что он мог плеснуть кипятком собаку мальчиков?
– Надзиратель любил животных? (Да, он заботился о своей Жучке. Нет, он обижал чужую. Это не настоящая любовь к животным. Если любишь животных, нельзя их делить на своих и чужих).
– Найдите предложение, которое описывает состояние мальчиков? («Мы страшно разозлились на «дядьку»).
– Что такое укромный уголок?
укромный уголок |
– Что задумали ребята? С какой целью? ( Ребята задумали отомстить надзирателю, чтобы его проучить, чтобы он так больше не делал.)
- Почему для решения вопроса, как отомстить, надо было прятаться? (Мальчики понимали: месть – это зло. Зло это плохо, это стыдно, это нужно скрывать).
3 абзац
– Почему в этом отрывке так много восклицательных знаков? (Мальчики сердятся, они взволнованы, кричат, перебивают друг друга).
– Обратите внимание, как злобились ребята.
отомстить ЕМУ |
- Правильно ли поступили гимназисты, решив казнить собаку надзирателя? (Неправильно, так как собака надзирателя ни в чём не виновата, дети не имели права учинять самосуд никому, ни собаке, ни надзирателю.)
– Почему так получилось? (Ребята понимали, что у них нет возможности отомстить взрослому человеку, а потому всю свою злобу перенесли на Жучку).
– В чем заблуждались ребята? (Месть не сделает плохого человека лучше. Надзиратель без сожаления заведет себе другую Жучку).
- Вы правы. Любое проявление жестокости нельзя считать правильным поступком.
4 абзац
– Найдите в этом абзаце самые страшные слова. (После ответа – таблица).
недолго |
– Почему эти слова можно считать самыми страшными? (Решение о лишении жизни было принято быстро. Ни один из мальчиков не выступил против. А слово палач точно определяет смысл их поступка).
– Почему никто не хотел быть палачом? (Страшно. Кричать всем вместе легко. Выполнить злое дело очень трудно).
5 абзац
– Найдите в тексте объяснение слова жребий.
жребий |
6 абзац
– Какие чувства испытал мальчик Дуров во время жребия? (С легким сердцем, неприятно, позавидовал).
– Чем вы можете их объяснить?
7 абзац
- Зачем автор Дуров в этом месте включает в рассказ предложение: «Ишь, гладкая! А у нашей весь бок облезлый»? (Друзья видели, что их товарищу неприятно. Они хотели укрепить его решимость. Они и сами понимали, что трудно сделать зло собаке, которая тебе доверяет).
8 абзац
– Для чего автору нужна фраза: «В сарае было темно»? (Злые дела не любят быть на виду. Есть надежда, что темнота помешает убийству).
- Как вы оцениваете действие палача? (Володя поступил неправильно. Нельзя быть жестоким.)
- Какие качества Володи взяли верх? (В нём боролись жалость и то, что он должен это сделать, но Володя всё равно совершил казнь.)
- Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным чувствам, которые помогают в проявлении любви, а не жестокости
9, 10 абзац
– Докажите, что здесь и собаке, и мальчику одинаково плохо.
– Как вы объясните вот это:
страх | } добить |
жалость | |
любовь |
11, 12 абзац
– Почему мальчик плохо спал в ту ночь? (Снились кошмары, потому что грызла совесть, было стыдно за то, что сделал).
– Озаглавьте эти 2 абзаца (Страшная ночь. Утро после казни. Жуткий сон).
13 абзац
– Что автор назвал чудом?
– Как в тексте объясняется слово плац?
плац |
– Что еще неожиданное произошло? (Собака помахивала хвостом, ласково повизгивала и терлась у ног).
- Как вы считаете, почему собака не проявила чувства озлобленности? ( Она ничего не поняла, восприняла всё, как игру.)
14 абзац
– Здесь мальчик плачет во 2 раз. Сравните предпоследнее предложение на с.99 и предпоследнее предложение на с. 96. Что вы об этом можете сказать?
– Это одинаковые слезы? (Слезы бывают разные: слезы горя и слезы радости, облегчения).
- Как этот случай повлиял на дальнейшую жизнь Володи? (Володя понял, что нужно быть гуманным по отношению к животным. Он решил посвятить свою жизнь дрессировке животных только с помощью любви и ласки.)
Вывод: Нужно правильно оценить свой поступок и, учась на своих ошибках, строить дальнейшую жизнь правильно.
7. Физминутка.
- Ребята, я буду называть вам качества человека, если вы услышите отрицательное качество, приседаете, а если положительное, то встаете и поднимаете кверху руки. Учитель называет качества, останавливается на отрицательном и предлагает: “Для того чтобы встать вам надо назвать положительное качество человека, которые я не называла”. Дети по очереди называют положительное качество и встают.
8. Работа с текстом после чтения
1. Обобщающая беседа
– Кто же из героев рассказа приобрел самый большой и самый печальный жизненный опыт? (Мальчик Дуров).
– Читаем последний абзац
– Итак, возвращаемся к главному вопросу урока: КТО научил мальчика Дурова любить животных?
– Попробуйте обосновать свой ответ. (Надзиратель. Он заставил испытать огромное чувство жалости к собаке и чувство ненависти к человеку, который её изуродовал.
Друзья-гимназисты. Мальчику выпал жребий пройти через задуманное зло и испытать самые разные чувства.
Наша Жучка. Среди ежедневной военной строгости и муштры она была островком радости. Мальчики, общаясь с ней, учились любить живое.
Жучка надзирателя. Она доверяла, не ждала зла, прошла через беду, простила, не помнила зла и подарила новую ласку).
– К какому же выводу мы с вами пришли? (Все, кто были участниками этих событий, помогали Дурову дожить до высокого светлого чувства любви к животным).
2. Творческая работа.
– Ребята, давайте проследим, как менялись чувства мальчика на протяжении всего рассказа и отразим эти чувства с помощью кружков разного цвета.
– Выбирая кружок, постарайтесь прокомментировать выбранный вами цвет.
3. Работа в парах: «Доживи до любви»
– Поднимаясь к вершине, запишите все чувства, через которые прошел мальчик
(Жалость, решимость мстить, неприятно быть палачом, позавидовал друзьям, страх, жалость, слёзы горя, стыд, ужас, удивление, слезы радости, любовь).
– Как же повлияли все эти события на судьбу В.Л. Дурова? (Он стал дрессировщиком).
– Какой главный закон общения вывел для себя Дуров? (Дрессировать не палкой, а лаской).
– Прочитайте высказывание древнего церковного деятеля, философа Василия Великого. Он жил очень давно, в 330–379 г.г.: Никто не исцелил зла злом. (Таблица). Как вы понимаете эти слова? (Если отвечать злом на зло, рождается еще более страшное зло).
– Вы хотите узнать о жизни В.Л. Дурова больше, чем написано в этом рассказе?
9.Рассказ об авторе
В.Л. Дуров – знаменитый русский дрессировщик и учёный. Он родился в Москве в 1863 году в дворянской семье. Его родители рано умерли. Его и брата Анатолия воспитывал крёстный. С самых ранних лет, когда Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он уже возился с голубями, собаками и другими животными. Он тогда уже мечтал о цирке, потому что в цирке показывали дрессированных животных. Но крёстный отдал Володю и его брата в военную гимназию. Там их учили маршировать, стрелять. Но гимназию они не закончили. Когда Володя Дуров подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к известному в те годы циркачу Ринальдо. Так юноша Дуров стал работать в цирке. Он завёл себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их. Обычно дрессировщики применяли болевой способ работы с животными: они палками и побоями старались добиться от животного послушания, а Дуров отказался от такого способа. Он первый в истории цирка стал применять новый способ дрессировки – ласку, хорошее обращение, лакомство, поощрение. О дрессировке зверей позднее он написал книгу. Он любил зверей, и звери привязывались к нему и слушались его. Дуров выходил на арену в ярком, пестром костюме клоуна. Он первый из клоунов заговорил с арены.
В 1912 году в Москве он открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей. Звери в театре показывали сказку «Терем-теремок», басни Крылова. Мыши представляли аттракцион «мышиная железная дорога». В спектаклях участвовали дрессированные медведи, морские львы, обезьяны, лисы, и другие животные. Но Дуров был не только дрессировщиком. Он был ещё и ученым. Он изучал зверей, их поведение, нравы и повадки. Дуров занимался наукой, которая называется зоопсихология. Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их поведение и написал об этом целый научный труд. А для ребят он создал книгу «Мои звери» - очень интересную!
Когда дедушка Дуров – так прозвали его дети – умер, ему на смену пришли новые поколения семьи Дуровых. Сейчас «Уголок Дурова» - это целый городок; с театром, где звери выступают, зверинцем, где они живут, и даже со своим музеем.
10. Итог урока
– Подведем итог нашего большого и серьезного разговора. На мои вопросы вы ответите все вместе. Помните, что у хорового ответа есть закон: чтобы он был красивым, нужно прислушиваться друг к другу. Ваш ответ будет звучать либо «да», либо «нет». Итак, слушайте внимательно.
- У нас был урок русского языка? (Нет)
- Мы читали рассказ В.Л. Дурова? (Да)
- В.Л. Дуров был зоопсихологом? (Да)
- Рассказ Дурова называется «Собака Бишка»? (Нет)
- Вы согласны, что «Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца» (Ариосто, итальянский поэт, писатель – 1474–1533)? (Да)
- Кто в рассказе самый мудрый?
– Удивились? Чему? (На последний вопрос хоровой ответ не получился).
– Почему? (Трудно сразу ответить).
– С этого вопроса мы начнем следующий урок чтения. Какое домашнее задание нужно выполнить, чтобы разговор получился? (Перечитать рассказ ещё раз, подумать над этим вопросом).
– Подумать можно устно, а можно письменно. Получится сочинение-миниатюра.
Итак, сегодня мы прочитали рассказ В.Л.Дурова «Наша Жучка». Давайте подумаем, почему он так назвал этот рассказ?
- Какую же Жучку автор назвал «наша»?
А теперь на время представим себя в роли Жучки.
-Как бы вы хотели, чтобы к вам относились?
Вы должны относиться к животным так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.
Я уверена, что в ваших сердечках добра стало немного больше. И я хочу, чтобы, став взрослыми, вы не растеряли запас доброты.
Пусть будет больше доброты на свете,
Жить помогает на земле она.
Как парусному судну нужен ветер,
Так доброта душе людской нужна.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Искусство клоунады, изд. “Искусство”, Москва, 1969 г.;
2. В.Дуров “Мои звери”, Москва., изд “Детская литература”, 1992 г.
3. www.4stupeni.ru/…lit/953…3-klass…durov-nasha.html
4. www.proshkolu.ru/user/natalya7777d/file/665694/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению в 3 классе по теме Л. Дуров "Наша Жучка"
Данный урок воспитывает гуманное отношение к животным, пробуждает сострадание и милосердие к братьям нашим меньшим, развивает устную и письменную речь учащихся, логическое мышление и воображение....
Урок литературного чтения в 3 классе В.Л.Дуров Наша Жучка
Разработка содержит конспект урока литературного чтения и презентация к данному уроку....
Урок литературного чтения "В.Л.Дуров .Наша Жучка"
-продолжить обучение правильному типу читательской деятельности;-совершенствовать навыки читательской деятельности при работе с художественным произведением;-развивать умение высказывать свои мы...
Урок по чтению. В.Л.Дуров. Наша Жучка
Разработка урока. Презентация...
Урок по чтению. В.Л.Дуров. Наша Жучка
Разработка урока. Презентация...
Урок чтения . Тема урока: Владимир Леонидович Дуров. «Наша Жучка».
Разработка открытого урока чтения по теме "Наша Жучка". В.Л.Дуров...
Разработка урока чтения во 2 классе "В.Л. Дуров "Наша Жучка"".
Разработка урока. Презентация....