Тема: «Обобщающий урок по разделу «Животные в нашем доме». Устный журнал «Добро в твоём сердце»»
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Урок: литературное чтение
Тема: «Обобщающий урок по разделу «Животные в нашем
доме». Устный журнал «Добро в твоём сердце»»
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания детей по разделу.
- Развитие речи учащихся, логического мышления, памяти, внимания.
- Обучать детей различным видам пересказа, анализа прочитанных произведений.
- Воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Оборудование: альбом-журнал « Добро в твоём сердце», маска медведя, зайца, ежа, грамота «Знатоку животных»
Предварительная подготовка: дети читают книги о животных В. Чаплиной, Б. Житкова, Н. Сладкова; дома рисуют своих домашних питомцев или тех животных, которых они бы хотели завести; ученик разучивает стихотворение А. Барто «Думают ли звери?; несколько уче-
ников готовят сценку «Ёжик в гостях»; запись фонограмм песен «Человек собаке друг», «Настоящий друг».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
Сегодня мы составим журнал, который расскажет о взаимоотношениях людей и животных. Называется он «Добро в твоём сердце». Это необыкновенный журнал: его можно только услышать. Это устный журнал.
- Первая страница « В мире животных»
Отгадайте загадки:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Проведём небольшую викторину. Кто быстрее и правильнее ответит на мои вопросы, тот и станет «Знатоком животных». Ответы должны быть краткими, но полными и убедительными.
- Чем питается лиса? (ловит ежей, мышей, зайцев, мелких животных)
- Чем питается волк? (охотится на зайцев)
- Чем питается медведь? (ягодами)
- Кто из зверей делает запасы на зиму? (белки, ежи, кроты)
- Какие это запасы? (жёлуди, грибы, ягоды, зёрна пшеницы)
- Как называется жилище:
медведя (берлога)
волка (логово)
лисы (нора)
белки (дупло)?
- Кто из зверей живёт в норах? (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки)
- Кто из зверей меняет цвет шубки? (заяц, лиса, белка)
- Кто из зверей меняет рога? ( лось, олень)
Учитель вручает грамоту «Знатоку животных»
О каких животных мы читали в разделе «Животные в нашем доме»?
Кто написал об этих животных?
- Вторая страница «Золотая клетка соловья не красит».
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Представьте себе на минуту лес без зверей, луг без насекомых, речку без рыбы. Страшная картина. Стоит ли приносить диких животных домой?
Вспомните произведения, где авторы дают нам совет.
Выходит ребёнок в маске медведя.
Я – хищник. Но охочусь не так уж часто. Зато если встречу в лесу заросли малины – поем ягоду. А найду гнездо диких пчёл – с большой охотой полакомлюсь мёдом. Могу отыскать грибы, выкопать из земли корешки растений. А как мне жилось у человека, вы уже знаете. Расскажите кратко о моих приключениях.
Дети кратко пересказывают произведение Д. Н. Мамина-Сибиряка «Медведко»
Медведь.
Как называл меня Д. Мамин-Сибиряк в своём произведении? (живая рукавица, забавный зверь, медвежонок, Медведко, притихший зверёк, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость…)
Учитель читает стихотворение И. Пивоваровой «Ёжик»
Нашли в лесу мы ёжика
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной!
Пускай ворчит сердито,
Пыхтит, как паровоз,
Пускай суёт повсюду
Свой круглый чёрный нос!
Ему мы дали коврик
И чашку с молоком,
А утром он вернётся
В тенистый бурелом,
Где тихо и прохладно,
Где ландыши стоят,
Где ждут его ежиха
И пятеро ежат.
Зачем ребята взяли ёжика домой? (ради забавы)
Что бы вы им посоветовали?
Почему животные выбирают свободу, а не жизнь на всём готовом в доме человека?
Дети исполняют сценку «Ёжик в гостях»
- Ёжик серенький,
Где ты был-побывал?
- Побывал я , заинька,
Был-побывал
В огороде-ельничке,
В амбарчике-спальничке.
- Кого же ты , ёжичек,
Видал-повидал?
- Видал-повидал я три девицы,
Видал-повидал три красавицы:
Аришенька черноглаза,
Варюшенька черноброва,
Катюшенька удала,
Катюшенька лучше всех.
- Ёжик, серенький,
Звали ли тебя?
- Звали-позывали меня
В гости гостить:
Аришенька на часок,
Варюшенька на денёк,
Катюшенька удала
На недельку позвала.
- Ёжик, серенький,
Кормили ли тебя?
- Аришенька-то блинами,
Варюшенька пирогами,
Катюшенька удала
Кашу с маслом подала.
- Ёжик, серенький,
Поили ли тебя?
- Аришенька-то чайком,
Варюшенька кофейком,
Катюшенька удала
Стакан мёду поднесла.
- Ёжик, серенький,
Где клали спать тебя?
- Аришенька под лавку,
Варюшенька на лавку,
Катюшенька удала
Подушечку подала.
- Ёжик, серенький,
Провожали ли тебя?
- Аришенька до сенец,
Варюшенька до крылец,
Катюшенька удала
Провожала до села.
А в каком произведении этого раздела герой тоже ёжик? (В. Берестов «Прощание с другом»)
Счастливый ли конец у этого стихотворения? Почему вы так думаете?
Прочитайте стихотворение.
Дети читают стихотворение В. Берестова «Прощание с другом» наизусть.
О каких животных вы читали в других книгах?
Кто авторы этих книг?
Что вы узнали из них о животных?
Какие эпизоды запомнились? Перескажите.
Дети пересказывают отрывки из произведений В. Чаплиной, Н. Сладкова, Б. Житкова
Какие звери вызвали у вас интерес? Почему?
С какими зверями вы бы не хотели встретиться в лесу?
Какие звери нуждаются в нашей помощи, как домашние животные?
- Третья страница «Мой маленький друг».
Объясните смысл пословиц:
Друга нашёл – клад отыскал.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Согласного стада и волк не берёт.
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга, так ищи, а нашёл – береги.
Есть ли у вас четвероногий или пернатый друг? А может вы желаете такого друга завести?
Давайте посмотрим на них.
Дети показывают рисунки, комментируют их.
Для чего люди держат животных? Ведь их надо кормить, за ними надо ухаживать, заботиться о них? Опишите животное по плану:
1. Как зовут вашего домашнего питомца? Кто он?
2. Опиши его внешность.
3. Расскажи о повадках.
4. Вспомни интересный случай.
Как вы думаете, что бы животные рассказали о вас, если бы умели говорить? Представьте, что к нам на урок прилетел капитан Клюквин, прибежали Ханг и Чанг. Что бы мы услышали? (творческий пересказ от имени литературного персонажа)
О каких собаках читали в разделе?
Какими по характеру они были? Соедините.
Сравните их по плану:
- Кличка собаки.
- Портрет.
- Где живёт.
- Характер.
- Отношение рассказчика к собаке.
Выборочный пересказ-сравнительная характеристика с изменением лица.
Звучит песня «Человек собаке друг». Музыка В. Комарова, стихи М. Либина
А какие животные живут рядом с человеком?
Какую пользу приносят домашние животные?
О ком из них вы читали? Чем они запомнились вам? (выборочный пересказ)
- Четвёртая страница «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»
Умеют ли собаки и кошки думать?
А вот что об этом думает А. Барто:
Один из заранее подготовленных учеников читает стихотворение А. Барто «Думают ли звери?»
Я думаю о том:
Умеют думать звери?
Вот, шевельнув хвостом,
Котёнок входит в двери.
Он думает о том,
Что будет с ним потом?
Есть мысли у телят?
Я видел, как телята
Хвостами шевелят
И вдаль глядят куда-то…
Бывают у собак
Нерадостные мысли,
Задумается пёс –
И уши вниз повисли.
Что в жизни животных может огорчать?
О собачьей преданности ходят легенды, а всегда ли мы, люди, внимательны к своим питомцам?
Мы читали с вами произведения, в которых герои очень любили животных и заботились о своих маленьких друзьях. Что это за произведения? Кто их написал? Прочитайте эти отрывки вслух.
Как вы понимаете фразу, вынесенную в заглавие страницы?
- Подведение итогов урока.
Всегда помните эти мудрые слова А. де Сента-Экзюпери. Окружите любовью и заботой того, кто живёт с вами рядом.
Звучит песня «Настоящий друг»
- Домашнее задание.
Изготовить дома книжку-малышку, написать в неё сочинение на одну из предложенных тем, оформить рисунками.
прекрасный педагог
красивый
гордый
уравновешенный
хитрый
не любит кошек
спокойный
быстрый
музыкальный
неугомонный
умный
озорной
бесстрашный
воспитанный
Ханг, Чанг, Дымка, Антон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по разделу "Животные в вашем доме"
Цели урока совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; развивать творчество, воображение, обогащать словарный запас; воспитывать ответственное отношение за судьбу четверо...
Устный журнал "Добро в твоем сердце"
Внекласное мероприятие о доброте, отзывчивости, чутком отношении к братьям нашим меньшим - собакам!...
Конспект урока чтения во 2 классе с презентацией по теме "Обобщающий урок по разделу стихи о маме"..
Этот конспект поможет учителю при подготовке к уроку чтения во 2 классе, который работает по программе" Школа России ".Тема урока: обобщение знаний по разделу " Cтихи о маме"....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщающий урок по разделу «Безударные гласные в корне слов»
Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщающий урок по разделу «Безударные гласные в корне слов». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма: Игра «Счастливый случай»...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....
Конспект урока. Тема: "Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1"". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»...