Проект«Организация работы cо школьниками на основе деятельности музыкального театра- «ЗАТЕЙНИК»
проект по зож (4 класс) по теме
Основной целью программы “Затейник” является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr-zateynik.doc | 130 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1. Название проекта :
«Организация работы дошкольниками на основе деятельности музыкального театра- «ЗАТЕЙНИК»
2. Аннотация проекта:
Реализация этого проекта предусматривает работу по привлечению
школьников театральному творчеству .Проведение работы со школьниками
с
ограниченными возможностями здоровья, на основе деятельности клуба
«ЗАТЕЙНИК», дает возможность ориентировать детей на
Общечеловеческие духовные ценности, учит их осмысливать представления о человеке,
театре, музыке, импровизации, работе в команде ,счастье, ответственности
а также помогает вырабатывать систему отношений ребенка таким ценност
ям,
как труд, общество, знание,под влиянием которых формируется структура
личности, способная
к саморазвитию и самоорганизации жизни.
Большие резервы в деле приобщения детей дошкольного возраста к миру
духовной красоты
скрыты в детской театрально-игровой деятельности с ее радостной
эмоциональностью, образностью,
моторной активностью, коллективного участия, развитием творчесткой
инициативы, разнообразными
воспитательными и образовательными возможностями.
Занятия театральным творчества способствуют развитию нравственных
качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе
занятий клуба
«Затейник»заложены следующие принципы:
оптимистическая перспектива образования;
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
комплексное обучение на основе передовых психолого- медико-
педагогических технологий.
Театральное творчество формирует вкусы, воспитывает
представление
о прекрасном, способствует эмоциональному познанию
окружающей действительности,
нормализует многие психические процессы,
Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект.
К сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения школьников. Для решения этой проблемы существует несколько путей. Мы выберем один из них - создание клуба «Затейник У каждого ребенка врожденная потребность к игре. Она заложена в нем от природы. Играя, ребенок бессознательно готовится к участию в жизни, как бы репетирует предстоящее, облекая его в самые разнообразные формы и образы. Детская игра - это форма осмысления мира. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, драматизация, основанная на действии самого ребенка, способна решить задачи его эмоциональной коррекции.
Маленькая девочка, одевая куклу, чтобы идти с ней гулять, ничего не знает про театральную условность. Но условно гуляя по условной улице с условной дочкой, она испытывает совсем не условные чувства- и нежность, и тревогу, и гордость, - и все это выражается в характере ее поведения, в интонациях ее голоса. А то вдруг, не имея ни малейшего понятия о перевоплощении, действии в предлагаемых обстоятельствах и ничуть обо всем этом не беспокоясь, она затевает игру очень похожую на «театр одного актера»; изображает то зайца, то волка, то Красную шапочку, то Дюймовочку. Из этого можно сделать вывод, что игра - это инстинкт творчества, начало всякого творчества.
Что же касается театра, то он неотделим от игры и потому самое естественное - начинать с детьми занятия театральным творчеством с игры. С театральной игры - сценической импровизации. Импровизация - это такая игра, которая в себя включает разнообразное множество игр и каждая из этих игр никогда не имеет однозначного решения. Все зависит от воображения и фантазии играющих.
Театральная игра должна решать следующие задачи;
- воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
- развивать чуткость к театральному творчеству;
-развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, индивидуальность и выдержку, умение согласовыватъ свои действия с партнером;
- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
- развивать двигательные способности детей,гибкость и выносливость;
- развивать способность создавать образы с помощью мимики и жеста.
Театральная игра должна быть направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства,способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со своими сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Основные целевые группы, на которые направлен проект.
Целевые группы |
Педагоги, Педагог –психолог. | Воспитатели | Школьники | Педагог-организатор, музыкальный руководитель |
Основная цель и задачи проекта.
ЦЕЛЬ
Коррекция недостатков психического и физического развития средствами музыкально-театральной деятельности
Задачи:
- Исправление недостатков физического развития общей и речевой моторики
- - развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыыи людьми в разных ситуациях;
- Научить оценивать действия других детей и сравнивать их с собственными;
- активизировать ассоциативное и образное мышление;
- развивать воображение и веру в сценический вымысел;
- учить действовать на сценической площадке естественно;
- развивать способность оправдывать свои действия нафантазированными причинами;
- учить адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированное;
- развивать умение владеть своим телом;
- Дисциплинировать ,научить вежливо общаться. - воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников;
Механизм и поэтапный план реализации проекта (последовательное перечисление основных этапов проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления):
Этапы реализации проекта | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Количественный показатель |
Подготовительный | Приобретение необходимого оборудования для осуществления проекта | С1сентября по 15 сентября | Согласно сметы расходов |
Проектно-диагностический |
| сентябрь – октябрь 2011 года | 35человек |
Практический | Организация работы клуба по программе Клуба «Затейник» | С 1 октября 2011 по 15 июня 2012г. | 35 человек |
Обобщающий |
| Май, июнь 2012год | Педагог –организатор. Музыкальный руководитель |
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате ныйреализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе.
В ходе реализации проекта будет образована новая форма досуга школьников, Постепенно учащиеся познают основы театрального творчества и узнают что такое:
- Актерское искусство.
- Природа актерской игры.
- ГРИМ АКТЕРА
.
- Элементы сценического действия.
Данная проект помогает ее участникам не только в полной мере познать язык театра, но и сознательно, активно им пользоваться в своей жизни.
Именно занятия в клубе «Затейник» дают возможность детям приобщиться к культуре.
ПАСПОРТ ПРОГРАМЫ
Название программы | Рабочая программа «Затейник». |
Программу разработал | Учитель музыки Ляпина Наталия Анатольевна .ТОГОБУ «Уваровская специальная (коррекционная)ОШИ» |
Цель программы | Развивать творческую личность учащегося на основе формирования культуры и поддержки творческих устремлений учеников в индивидуальной и совместной деятельности |
Задачи | Образовательные:
Воспитательные:
Коррекционные:
|
Целевая группа | Дети младшего школьного возраста |
Сроки и этапы | Срок реализации 1 год. Этапы реализации 1 Подготовительный Цель: развитие интереса к искусству театра, подготовка детей к творческой деятельности с помощью игровых тренингов. 2 Организационно-практический Цель: Реализация внеклассной кружковой работы с детьми имеющих ограниченные возможности здоровья 3 Заключительный Цель: определение эффективности разработанной системы занятий творческого развития с детьми, показ театрализованных представлений, внесение изменений в программу. |
Основные программные мероприятия |
|
Основные показания эффективности |
|
Ожидаемые результаты |
|
Огранизация контроля программы «Затейник» | Контроль за выполнением программы осуществляется администрацией школы. |
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Общеразвивающие игры | 24 | 2 | 22 |
3 | Специальные театральные игры | 50 | 2 | 48 |
4 | Сюжетно ролевые | 50 | 2 | 48 |
5 | Игры по сказкам | 10 | 1 | 9 |
6 | Игры драматизации | 50 | 1 | 49 |
7 | Игры в кукольный театр | 10 | 1 | 9 |
8 | Речеголосовой тренинг(художественное чтение) | 50 | 10 | 40 |
9 | Гримм | 10 | 4 | 6 |
10 | Сказки Н. Сладков (инсценирование) | 50 | 20 | 30 |
Всего | 306 | 45 | 261 |
Содержание программы
Введение:
План работы кружка ,режим занятий. Беседа о детском театре. Экскурсия в местный Дк .Обсуждение увиденного.
Общеразвивающие игры
Подготовка детей к творчеству. Развитие наблюдательности. воображения , фантазии, произвольной памяти и реакции, смелости и находчивости. Активизировать мыслительный процесс в целом.
Специальные театральные игры
Знакомство детей со сценическим действием на материале упражнений и этюдов. Импровизация . Развитие чувства правды и веры в вымысел. Фланелеграф. Теневой театр.
Сюжетно-ролевые игры
Формирование игровых умений. Придумывание разнообразных событий связанных с тематикой игры. Совместное сюжетосложение.
Игры по сказкам
Преобразование сказки в игру. Преобразование ее в новую сказку. Совместное сюжетосложение . Умение совместно комбинировать разнообразные события. Соединение персонажей разных сказок в общем сюжете.
Игры-драматизации
Умение перевоплощаться в героев художественных произведений, создавать воображаемую ситуацию. Активизация воображения, подготовка к творческой работе над ролью.
Игры в кукольный театр
Овладевание приемами вождения кукол. Самостоятельное придумывание и разыгрывание миниатюр.
Речеголосовой тренинг.
Упражнения для тренировки дыхания. Упражнения для воспитания верного резонирования.Упражнения для организации глотки. для языка, для организации верного звука. Упражнения со сложными движениями. Разучивание стихов и басен. Зачетный урок: Поэтический конкурс.
Грим
Подготовка лица к гриму. Основные приемы гримирования. Зачетный урок на тему: «Сказочный грим».
Сказки Н.Сладкова
Чтение и разбор сказок о живой природе Н.Сладкова. Разбор сказок по событиям. Конструирование места действия. Изготовление деталей костюмов. Зачетный урок: Разыгрывание сказок перед зрителями.
Методы обеспечения программы
Промежуточные результаты по пройденным темам планируются получать в форме опроса .в конце занятия с целью закрепления пройденного материала. В конечном результате все знания , умения и навыки учащихся выявляются на внеклассных мероприятиях и показах. Целесообразно проводить занятия как групповые так и индивидуальные для лучшего усвоения и закрепления изученного материала.
Для проведения занятий необходимо:
- Оборудованный класс
- Элементы «выгородки»
- Костюм театральные
- Мини сцена и ширмы
- Стулья ,ковер а полу.
- Музыкальный центр
На занятиях дети должны быть в спортивной одежде.
Литература:
- Башнев Т.В. «Развитие восприятия у детей.» -Ярославль 1997
- Богуславская З.М. «Развивающие игры»-М-1991
- Выготский Л.С. «Творчество в детском творчестве» М-1991
- Воловик В.А. «Тайны жеста» М- 2001
- Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера» М-1978
- Котомин Б.А. «Методика преподавания театральных дисциплин»-.Тамбов-2007
- Кряжева Н Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль- 1996
- Рубина Ю.И. «Театральная самодеятельность школьника» М-1983
- «Сценическая педагогика» Сб.- 1976
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» М-2001
«..... театр - единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. ... театр - ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ
детский музыкальный театр «Затейник»
- Название образовательной программы:
Музыкальный театр «Затейник»
II. Обоснование содержания:
…Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г.Ревеш.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, и позволил нам обратиться к театральной деятельности в нашем дошкольном учреждении, не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Современная парадигма дошкольного образования вступает в противоречия с традиционной концепцией развития ребенка-дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей выразительным элементарным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми.
Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной “школы переживания”, созданной К.С. Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
Основное содержание программы:
Программа состоит из блоков, в которые входят учебный план и учебно-тематический план. В учебный план входят следующие темы:
- Актерское мастерство
- Сценическая речь
- Сценическое движение
- Массовая работа
- Основы грима
- История театра
- Вокал
III. Цель:
Основной целью программы “Затейник” является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность, накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке, пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу, воспитание культуры движений.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
- Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
- Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
- Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
- Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
- Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
- Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.
- Воспитание культуры музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.
- Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.
- Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
- Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.
IV. Направленность:
1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.
2. Духовное развитие детей.
3. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей.
V. Принципы отбора содержания и реализации программы:
В основу программы “Затейник” положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
VI. Адресность:
Программа предназначена для работы с группой детей с 4 до 7 лет. Ее использование требует от педагогов высокой квалификации.
Программа “Затейник” рассчитана на 3 года занятий с детьми.
VII. Количество часов на реализацию:
В плане хорошо видно, как от года к году меняется нагрузка, заканчиваются одни и добавляются другие разделы по мере освоения программы.
Учебный план на 3 года
№ | Наименование темы-предмета | 1 год | 2 год | 3 год |
1 | Актерское мастерство | 44 | 38 | 40 |
2 | Сценическая речь | 32 | 30 | 30 |
3 | Сценическое движение | 30 | 28 | 26 |
4 | Массовая работа | 24 | 18 | 16 |
5 | Основы грима | 4 | 8 | 6 |
6 | История театра | 6 | 8 | 6 |
7 | Вокал | 14 | 20 | 16 |
8 | Постановка спектакля | 56 | 62 | 73 |
9 | Индивидуальная работа | - | 6 | 5 |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 210/40мин. | 218/50мин. | 218/60мин. |
VIII. Форма реализации:
Программа реализуется через занятия в детском музыкальном теат- ре“Затейник”. В группу набираются дети с ярко выраженными творческими и артистическими способностями. Исполнители (участники) данной программы: специалисты I квалификационной категории детского сада.
ТОГОБУ «Уваровская специальная (коррекционная )
общеобразовательная школа-интернат»
«Утверждено»
«___»________2011г.
Директор школы-интерната
________М.А. Федулова
Программа детской театральной студии :
«Затейник»
Возраст воспитанников: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года
Разработала: учитель музыки Н.А.Ляпина
Уварово 2011-2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Театр"
В 2011году все школы перешли на новые ФГОС. Была введена внеурочная деятельность. Рабочая програма курса "Театр" рассчитана для обучающихся 1-4 классов. Приложение можно скачать на с...
Программа внеурочной деятельности «Детский музыкальный театр»
Образовательной областью данной программы является искусство. Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, по...
Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности курса музыкальный театр "Шутка" 1-4 классы
Мной разработана авторская рабочая программа по внеурочной деятельностикурса музыкальный театр "Шутка" 1-4 кл....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ мастерской «ТЕАТР ЮНОГО АКТЁРА» (основы театрального мастерства)
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствиис требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной п...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...
Программа внеурочной деятельности "Детский музыкальный театр"
Программа внеурочной деятельности "Детский музыкальный театр" разработана для учащихся 4 классов как продолжение изучения модуля «Основы православной культуры» предмета ОРК...
Статья - "Особенности работы родителей с детьми первого года обучения в Детском музыкальном театре (на примере ДМТ «Кантабиле»)"
Особенности работы родителей с детьми первого года обучения в Детском музыкальном театре О важности участия родителей в подготовке к тентральным занятиям...